Налогообложение доходов физических лиц в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

С 1 января 2010 года введен жесткий контроль за доходами и расходами физических лиц. Формируя налоговую историю каждого физического лица, налоговая инспекция вправе выставить требование о представлении специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества.
В связи с высокой социальной значимостью проблемы исследования необходимо выполнить следующие задачи:
• Рассмотреть развитие и правовые аспекты подоходного налога обложения.
• Изучить налогообложение доходов физических лиц.
• Определить пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Сущность налогов, функции 5
1.2.Правовые аспекты налогообложения 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСЧИСЛЕНИЯ И
УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Объект обложения, характеристика налоговых вычетов 15
2.2. Определение облагаемой базы, порядок уплаты 31
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 36
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

курсач налоги.docx

— 68.84 Кб (Скачать файл)

у) сбор со сделок, совершаемых  на биржах, за исключением сделок, предусмотренных  законодательными актами о налогообложении  операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки;

ф) сбор за право проведения кино и телесъёмок. Сбор вносят коммерческие кино и теле организации, производящие съёмки, требующие от местных органов государственного управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами государственной власти;

х) сбор за уборку территорий населённых пунктов. Сбор вносят юридические  и физические лица, в размере, установленном органами государственной власти;

ц) сбор за открытие игорного бизнеса. Плательщиками сбора являются юридические и физические лица - собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установок. Ставки сборов и порядок его взимания устанавливается местными органами власти;

ч) налог на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 процента объёма реализации продукции (работ, услуг), произведённой юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.

По объекту налогообложения  существующие налоговые платежи  и сборы можно разделить на:

•   налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);

•  налоги с имущества (предприятий и граждан); налоги с определённых видов операций, сделок и деятельности ( налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).[5]

Таблица 1. Подоходный налог с физических лиц в процентах к налоговым поступлениям в ряде зарубежных стран в 2004-2011 гг.

Страны

2004г

2005г

2006г

2007г

2008г

2009г

2010г

2011г

Великобритания

31,5

32,5

28,5

27,5

27,6

26,5

25,9

25,8

США

46,7

41,2

36,1

36,2

35,7

36,3

37,6

-

Италия

30,9

27,3

26,8

27,1

25,4

26,2

25,1

22,0

Япония

41,6

26,8

25,5

25,6

22,8

21,4

20,2

-

Германия

13,9

27,8

28,0

27,1

26,5

27,3

24,7

23,3

Нидерланды

25,7

25,2

24,8

25,4

20,4

18,9

17,5

15,7

Франция

12,4

13,4

13,7

13,9

14,0

13,9

14,1

14,7

Россия

-

-

8,5

11,0

11,5

10,1

12,0

13,1




 

       

         По данным таблицы 1 высокая доля подоходного налога в налоговых поступлениях приходится на Великобританию от 25,8% до 31,5%.

 

 

 

Таблица 2. Подоходный налог с физических лиц в процентах ВВП в ряде зарубежных стран в 2004-2011 гг.

 

Страны

2004г

2005г

2006г

2007г

2008г

2009г

2010г

2011г

Великобритания

9,98

9,9

9,9

9,9

9,4

9,7

9,3

9,1

США

8,5

9,3

9,6

9,8

9,8

10,1

10,7

9,3

Италия

8,49

10,3

11,3

11,9

11,9

10,6

10,8

9,9

Япония

5,64

6,23

7,4

7,5

7,4

6,4

6

5,7

Германия

3,75

9,5

10,1

1,06

10,4

10,7

9,4

8,7

Нидерланды

11,02

11,3

11,6

12,0

9,2

8,3

7,6

6,8

Франция

3,95

4,05

6,0

6,1

6,2

6,2

6,4

6,8

Россия

-

-

2,4

2,2

2,8

2,3

2,6

2,9




 

Необходимо отметить, что  подоходное налогообложение физических лиц практически во всех странах  гармонизировано с налогами на юридические  лица, налогами, удерживаемыми у  источника получения дохода, в  том числе социальными платежами, налогами на доходы от капитала.

Подоходный налог является частью налогообложения доходов  в широком понимании, то есть всех доходов, получаемых экономическими агентами, независимо от их правовой формы.

Следует отметить, что налоги на прибыль корпораций и подоходный налог во многих странах взаимно  дополняют друг друга и различаются  лишь в подходах к их администрированию. Это способствует упрощению налоговой  системы и снижению склонности к  занижению налоговых обязательств.

Во многих развивающихся  странах, проводивших в последнее  время налоговую реформу (например, в Индонезии, Филиппинах) установлена  единая предельная ставка подоходного  налога и налога на прибыль корпораций.

Также происходит постепенный  переход от шедулярного подхода  налогообложения доходов, полученных из разных источников, к глобальному, при котором все доходы рассматриваются  для целей налогообложения в  совокупности.

Очень важно рассчитать оптимальные  ставки налогов. Если ставки чрезмерно  высоки, то подрывается стимул к  нововведениям, рискованным проектам, в высоких ставках налога таится опасность снижения трудовой активности людей.

 

1.2. Правовые аспекты налогообложения

 

В соответствии с Положением о Государственной налоговой  службе Российской Федерации ее центральный  аппарат и органы на местах в своей  деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, конституциями  республик в составе Российской Федерации, законом РФ от 21марта 1991 года «О Государственной налоговой  службе РФ», другим законодательством  Российской Федерации и республик  в ее составе, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями  высших органов представительной власти Российской Федерации и республик  в составе России.

В перечне нормативно-правовых актов не случайно на первом месте  стоит Конституция Российской Федерации. Содержащиеся в ней нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.      

Конституционные нормы находят  детализацию в законах и в  подзаконных актах, регулирующих общественное отношение как в организации  работы налоговых органов, так и  в конкретных сферах налогообложения. При характеристике правовой основы деятельности госналогслужбы такое  деление имеет теоретическую  и практическую значимость. Принятый в 1991-92 гг. пакет нормативных актов  можно представить двумя блоками. Первый включает в себя законы и  подзаконные акты, определяющие порядок  формирования и задачи налоговых  органов, их систему и структуру, компетенцию, права и обязанности  налогоплательщиков, принципы налогообложения. Второй состоит из законов по конкретным видам налогов, с указанием субъектов  и объектов налогообложения, ставок налогов и налоговых льгот, правил исчисления и порядка уплаты налогов, штрафов и иных санкций за нарушение законодательства.

           В общей теории права нормативно-правовые акты принято классифицировать по сфере действия – на акты внешнего и акты внутреннего действия. Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы – организации и лица, независимо от их трудовой и служебной деятельности. Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства, организации или проживающих на той или иной территории граждан.

           К внешним актам по вопросам налогообложения в первую очередь относятся акты высших законодательных органов Российской Федерации.

 Правовые аспекты налогообложения  не исчерпываются актами, названными  в настоящем параграфе. Их перечень  содержит сотни наименований, они  изменяются и дополняются в  связи с переменами в экономической  и политической жизни общества. Важно при этом, чтобы налоговое  законодательство способствовало  на только полному и своевременному  поступлению в госбюджет налогов  и других обязательных платежей, но и преодолению кризисных  явлений на пути перехода к  рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

 

2.1. Объект обложения, характеристика налоговых вычетов

 

Объектом налогообложения  признается доход, полученный налогоплательщиками:

•   от источников в  Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации  – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

•   от источников в  Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами  Российской Федерации.

Таблица 4. Определение вычетов размер дохода, исчисленный с начала календарного года нарастающим итогом количество вычетов, кратных МРОТ, на гражданина и на каждого иждивенца

 

До 10000 руб. включительно

2004г

2 МРОТ

До 15000руб.

2005г

2 МРОТ

До 20000 руб.

2006г

400 руб. и 300руб.

От 10000 руб. 01 коп. До 30000 руб.

2007г

1 МРОТ

От 15000 руб. 01 коп. До 50000 руб.

2008г

1 МРОТ

От 20000 руб.

2009г

Вычеты не производятся

Свыше 30000 руб.

2010г

Вычеты не производятся

Свыше 50000 руб.

2011г

Вычеты не производятся


 

 

Предприятия и учреждения обязаны вести учет доходов, начисленных  и полученных физическими лицами в календарном году, и сумм подоходного  налога в порядке и по форме  налоговой карточки N 1-НДФЛ (приложение №1) Сведения о доходах физического  лица за истекший год организации (предприятия, учреждения) и иные работодатели обязаны  представлять в налоговые органы по форме N 2-НДФЛ.

 

Пример:

Налогоплательщик, имеющий  троих детей, в течение налогового периода получал доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового  характера. Стандартные вычеты налогоплательщику  не представлялись. По окончании отчетного  года физическим лицом подана налоговая  декларация в налоговый орган  по месту жительства и заявлены стандартные  вычеты на налогоплательщика и каждого  ребенка, предусмотренные п.п. З и 4 ст.218 части 2 Кодекса.

Из декларации видно, что  доход налогоплательщика, облагаемый налогом по ставке 13 %, рассчитанный нарастающим итогом с начала года, превысил 20000 руб. в апреле месяце.

В таком случае на сновании декларации и документов, подтверждающих право на стандартные вычеты, налоговый  орган производит перерасчет налоговой  базы и налоговых обязательств налогоплательщика, предоставив полагающиеся стандартные  вычеты за три месяца ( с января по март включительно). Излишне уплаченная сумма налога возвращается налогоплательщику  по правилам, установленным статьей 78 Кодекса.

Все работодатели обязаны  представлять в налоговый орган  информацию о суммах исчисленного, удержанного и перечисленного в  бюджет налога на доходы физических лиц  к 15 числу месяца, следующим за отчетным на основании письма УМНС РФ по Ульяновской  области N 16-03-32/ 1467а от 13.03.2002 г.

На подготовленную для  представления в налоговые органы Справку о доходах физического  лица организации и иные работодатели должны сформировать сопроводительный реестр. Один экземпляр реестра возвращается организации и иному работодателю с отметкой налогового органа о принятии Справки о доходах физического лица. Согласно гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 2001 г., для целей исчисления налога на доходы физических лиц доход, полученный физическим лицом-налогоплательщиком в календарном году, может быть уменьшен на определенные суммы, называемые налоговыми вычетами. Эти вычеты четко разделены на четыре группы:

- стандартные налоговые  вычеты (ст.218 НК РФ),

- социальные налоговые  вычеты (ст.219 НК РФ), ~ имущественные  налоговые вычеты (ст.220 НК РФ), ~ профессиональные  налоговые вычеты (ст.221 НК РФ).[2]

Информация о работе Налогообложение доходов физических лиц в РФ