Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 08:03, курсовая работа
Настоящая курсовая работa посвященa исследованию налога на доходы физических лиц - одного из самых распространенных налогов современности. Его платит все работающее население страны. НДФЛ является одним из основных источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.
На правильность исчисления НДФЛ оказывают влияние множество факторов. Существуют законные основания для его существенного уменьшения и даже возврата из бюджета. Поэтому вопрос о правильном исчислении данного налога с учетом всех возникающих особенностей является наиболее актуальным, так как затрагивает интересы миллионов людей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4
1 ХАРАКТЕРИСТИКА НДФЛ…………………………………………..5
1.1 Общие вопросы по НДФЛ……………………………………………...5
1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц……………..12
1.3 Возмещение налога на доходы физических лиц…………………….20
2 АНАЛИЗ РОЛИ НАЛОГОВ С ГРАЖДАН В ФОРМИРОВАНИИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА………………………………….38
2.1 Анализ динамики доходов консолидированного бюджета……..…..38
2.2 Структурный анализ доходов в консолидированный бюджеТ…..…41
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ ГРАЖДАН………………………………………………………...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………52
Налоговыми резидентами РФ на начало отчетного периода с последующим уточнением, исходя из количества дней фактического нахождения на территории Российской Федерации по итогам отчетного налогового периода, признаются:
граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства и по месту временного пребывания в пределах РФ;
иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации;
иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации. Трудовой контракт, заключенный с указанными гражданами, должен предусматривать, что они работают в РФ свыше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
В Письме Минфина Российской Федерации от 3 мая 2005 года №03-05-01-04/120 указано, что для определения статуса налогового резидента Российской Федерации не имеют значения ни гражданство физического лица, ни причины, по которым он находится на территории Российской Федерации.
Минфин России письмом от 30 июня 2005 г. № 03-05-01-04/225, указал, что доходы иностранных граждан, нанимаемых организацией для выполнения трудовых обязанностей на территории РФ, подлежат налогообложению по ставке 30%. В случае изменения налогового статуса такого работника необходимо сделать перерасчет сумм НДФЛ по этим доходам с начала календарного года по ставке 13%.
Если иностранец, став налоговым
резидентом, продолжит работать и
в следующем году, то он может
сразу рассматриваться в
Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, и исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Уплата налога производится налогоплательщиком по месту его жительства в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Наличие льгот и вычетов
в законодательстве РФ обеспечивает
некоторую прогрессивность
Под объектом налогообложения, согласно статье 209 НК РФ, понимается доход, полученный налогоплательщиком:
от источников в Российской Федерации или от источников за ее пределами – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся резидентами РФ.
1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц
Имеются различия при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц:
1) налоговыми агентами;
2) предпринимателями и лицами, приравненными к ним;
3) физическими лицами.
Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля исчисленной налоговой базы. Налоговый кодекс РФ ст.225, п.1
Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, полученных по каждому виду дохода, облагаемому по разным налоговым ставкам.
При выдаче налоговыми агентами физическим лицам справки о доходах и удержанных суммах налога должны быть учтены все виды доходов.
Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. До тех пор, пока в соответствии со ст. 223 Налогового кодекса РФ не наступила дата получения дохода, доход считается неполученным и налогообложению не подлежит.
При исчислении налога предусмотрены следующие правила округления. Так, сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Порядок исчисления и уплаты налога налоговыми агентами установлен ст. 226, 230 и 231 Налогового кодекса РФ.
Применительно к налогу на доходы физических лиц налоговыми агентами являются:
1) российские организации;
2) индивидуальные
3) нотариусы, занимающиеся частной практикой;
4) адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
5) обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.
Исчисление сумм налога осуществляется
налоговыми агентами исходя из всех подлежащих
налогообложению доходов
Налоговые агенты не исчисляют и не удерживают налог с доходов, по которым предусмотрен иной порядок уплаты, а именно:
а) по доходам, налог с которых уплачивается предпринимателями и приравненными к ним лицам (ст. 227 Налогового кодекса РФ);
б) по доходам, налог с которых уплачивается непосредственно физическими лицами (ст. 228 Налогового кодекса РФ);
в) по доходам от операций с ценными бумагами (ст. 214.1 Налогового кодекса РФ).
Организация при приобретении ценных бумаг у физических лиц не является налоговым агентом по отношению к данным физическим лицам. Письмо Минфина РФ от 24.04.2008 № 03-04-06-01/104, п. 3 Об определении статуса налогового агента по налогу на доходы физических лиц // СПС « Консультант +»
Разъяснение, что индивидуальный предприниматель, оказывающий посреднические услуги по продаже недвижимости, не является налоговым агентом по отношению к физическим лицам, поручившим ему продать имущество, содержится в письме Минфина РФ от 21.04.2008 № 03-04-05-01/127.
Также организация не признается налоговым агентом в отношении дохода, выплаченного физическим лицам при покупке у них лома цветных металлов (письмо Минфина РФ от 12.03.2008 № 03-04-06-01/55).
Каждый налоговый агент производит исчисление суммы налога без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.
Исчисление сумм налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по общей налоговой ставке 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
При этом под начисленными доходами следует понимать только те доходы, дата получения которых в соответствии со ст. 223 Налогового кодекса РФ относится к соответствующему периоду.
Сумма налога применительно к доходам, облагаемым по специальным налоговым ставкам, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Дата фактической выплаты дохода определяется по правилам ст. 223 Налогового кодекса РФ как дата фактического получения дохода.
В связи с этим, например, неправомерно удерживать налог непосредственно при составлении ведомости на выплату дивидендов акционерам, т.е. до даты фактического получения налогоплательщиками дохода.
При этом главным является
то, что удержание у
Следовательно, если выплата
дохода осуществляется не денежными
средствами, а например, в натуральной
форме или в виде материальной
выгоды, то удержание налога налоговым
агентом не производится. Этот случай
рассматривается как
В случае невозможности удержать
у налогоплательщика
В отношении налога на доходы физических лиц невозможностью удержания считаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев. Для этих целей налоговым агентам необходимо вести самостоятельный учет сумм предполагаемого в течение 12 месяцев дохода по каждому налогоплательщику.
Если же планируемый доход в течение 12 месяцев со дня, когда должно было произойти удержание налога, позволит удержать неудержанный налог, то сообщение в налоговый орган не делается.
Несмотря на такое сообщение, налоговые агенты при появлении первой возможности осуществляют удержание налога. Так, согласно п. 2 ст. 231 Налогового кодекса РФ суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности.
Излишне удержанные с налогоплательщика налоговым агентом суммы налога подлежат возврату. При этом необходимо отметить, что в зависимости от причины излишнего удержания налога возврат может осуществляться:
- налоговым агентом;
- налоговым органом.
По общему правилу, согласно ст. 231 Налогового кодекса РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлению налогоплательщиком соответствующего заявления.
Следовательно, для возврата
налоговым агентом излишне
По мнению Минфина РФ,
изложенному в письме от 29.05.2007 №
03-04-06-01/163, налоговый агент может
не только вернуть налогоплательщику
излишне удержанный НДФЛ, но и зачесть
его в счет будущих платежей НДФЛ
по доходам этого
В письме от 22.02.2008 № 03-04-06-01/41 Минфин РФ указал, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность возврата излишне удержанного налоговым агентом НДФЛ за счет удерживаемого налога по другим физическим лицам.
Излишне удержанные суммы налога возвращаются налогоплательщику налоговым органом, если излишнее взыскание сумм налога по итогам календарного года произошло в результате неприменения или неправильного применения стандартных налоговых вычетов. Так, согласно п. 4 ст. 218 Налогового кодекса РФ в случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов.
Срок уплаты удержанного налога зависит от способа выдачи дохода.
Так, налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога:
1) не позднее дня:
- фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода;
- фактического перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
2) не позднее дня:
- следующего за днем
фактического получения
Данный случай необходимо отличать от первого, когда денежные средства получаются (перечисляются) со счета налогового агента в банке. В этом случае доход также выплачивается в денежной форме. Однако при этом денежные средства были получены не из банка, а по иным основаниям (например, наличная выручка).
- следующего за днем
фактического удержания
Налог, исчисленный и удержанный налоговым агентом, у налогоплательщиков уплачивается по месту его учета в налоговом органе.
Следует отметить, что налоговое законодательство не запрещает налоговому агенту перечислять исчисленный НДФЛ в бюджет ранее дня фактической выплаты дохода, поэтому доначисление налога и пени указанные действия не повлекут.
Российские организации,
имеющие обособленные подразделения,
обязаны перечислять