Налогообложение доходов граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Настоящая курсовая работa посвященa исследованию налога на доходы физических лиц - одного из самых распространенных налогов современности. Его платит все работающее население страны. НДФЛ является одним из основных источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.
На правильность исчисления НДФЛ оказывают влияние множество факторов. Существуют законные основания для его существенного уменьшения и даже возврата из бюджета. Поэтому вопрос о правильном исчислении данного налога с учетом всех возникающих особенностей является наиболее актуальным, так как затрагивает интересы миллионов людей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4
1 ХАРАКТЕРИСТИКА НДФЛ…………………………………………..5
1.1 Общие вопросы по НДФЛ……………………………………………...5
1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц……………..12
1.3 Возмещение налога на доходы физических лиц…………………….20
2 АНАЛИЗ РОЛИ НАЛОГОВ С ГРАЖДАН В ФОРМИРОВАНИИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА………………………………….38
2.1 Анализ динамики доходов консолидированного бюджета……..…..38
2.2 Структурный анализ доходов в консолидированный бюджеТ…..…41
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ ГРАЖДАН………………………………………………………...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………52

Файлы: 1 файл

Спец..docx

— 118.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Базисный индекс

Рис. 1.1 Анализ динамики поступлений в консолидированный бюджет на основе базисных индексов 2008- 2010г., млрд.руб.

 

Рассматривая базисные индексы, мы видим, что почти все доходы имеют тенденцию снижения к 2009г. за исключение налога на акцизы и налога на доходы физических лиц. Затем в  промежутке с 2009г. по 2010г. все налоги уверенно растут. В налоге на доходы физических лиц изменения в этом промежутке произошли незначительные, поступления увеличились.

 

 

 

Цепной индекс

Рис.1.2. Анализ динамики поступлений  в консолидированный бюджет на основе цепных индексов 2008-2010г., млрд.руб.

 

Динамика цепных индексов имеет примерно такую же картину, за исключением налога на добавленную  стоимость, который с 2008г. по 2009г. увеличивался, в интервале с 2009г. по 2010г. имеет тенденцию не значительного снижения.

Теперь рассмотрим структуру  доходов консолидированного бюджета.

 

1.2 Структурный  анализ доходов в консолидированный  бюджет, в процентах

                                                                                          

 Табл. 1.2

Наименование показателя

Анализируемый период

Отклонение, п.п.

2009

2010

 

Доходы, в том числе:

100

100

 

Налог на прибыль организаций

20,1

23,1

3

Налог на доходы физических лиц

27

23,3

-3,7

Налог на добавленную стоимость

19,2

18

-1,2

Акцизы

5,2

5,7

0,5

Налоги, сборы и платежи  за пользование природными ресурсами

17,2

18,8

1,6

Имущественные налоги

9

8,2

-0,8

 

В структуре доходов консолидированного бюджета за 2009г. мы видим следующее: первое место занимает налог на доходы физических лиц, его доля составляет 27%, затем идет налог на прибыль  организаций 20,1%. Самую маленькую  долю имеет налог на акцизы, всего 5,2%, доля налога на имущество составляет 9%. Налог на добавленную стоимость и налоги и сборы за пользование природными ресурсами имеют 19,2% и 17,2% соответственно.

 

Рис.1.3. Структура доходов консолидированного в бюджета 2009 г.

 

В 2010г. картина изменилась, налог на доходы физических лиц уменьшился на 3,7 п. п., доля налога на прибыль выросла  на 3п. п., доля налога на добавленную  стоимость уменьшилась на 1,2 п. п., доля налога на акцизы изменилась незначительно, увеличившись всего на 0,5 п. п. Доля поступлений  по налогам и сборам за пользование  природными ресурсами уменьшилась  на 0,8 п. п. и также находится на последнем месте по поступлениям в консолидированный бюджет.

 

 

 Рис.1.4. Структура доходов консолидированного бюджета 2010 г.

 

Объем доходов консолидированного бюджета РФ за исследуемый период менялся в различных направлениях, что естественно, прежде всего, зависело от экономического положения страны и наступившего осенью 2008 года финансового кризиса. Несмотря на формальное наступление кризиса в мире в начале сентября 2008г., то есть его пик, и самый сложный период для экономики России приходятся уже на следующий 2009 год. В 2010 году ситуация несколько  улучшилась. Несмотря на сложившуюся обстановку в стране  роль в доходах консолидированного бюджета очевидна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ ГРАЖДАН

 

 

Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно  высокие налоги - это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя  и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности  инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную  действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета  требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых  поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее  оптимальных границ колебания налоговых  ставок в нашей стране. Необходимо отметить основные недостатки системы  налогообложения населения в  России:

1.Чрезмерная тяжесть налогового  бремени.

2. Нестабильность, сложность,  запутанность и неоднозначность  нормативной базы и процедур  налогообложения, приводящие к  большим затратам на содержание  налоговой системы.

3. Однобоко фискальная  направленность налогообложения,  недостаточное его использование  в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской  деятельности.

4. Значительные возможности  уклонения от уплаты налогов,  стимулирующие развитие теневой  экономики, коррупции и организованной  преступности и, разумеется, приводящие  к недобору поступлений.

Для того, чтобы по возможности устранить эти недостатки надо придерживаться принципов рациональной налоговой политики:

Простота. Установление налога и его сбор не должны сопровождаться созданием гигантских бюрократических  машин, применением неисчислимых форм отчетности, непосильной работой  бухгалтерских служб предприятия  и усердным «бумагомаранием» граждан.

Фискальная эффективность. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов  должны быть многократно меньше сумм налоговых поступлений, в противном  случае на финансирование основных расходов государства мало что останется. Хотя проблема усовершенствования и  минимизации расходов по сбору налогов  не является наиглавнейшей, о ней  нельзя забывать, так как совершенствуя эту стадию обращения налоговых средств, повышая е эффективность, можно усовершенствовать в целом весь процесс сбора налогов. Кроме того, необходимо максимизировать общую массу доходов от налогов, а не ставки последних. Это требование совершенно справедливо, так как достижение максимальной эффективности достигается в большинстве случаев путем качественного скачка (совершенствование процесса сбора налогов, устранение возможности к неуплате), а не количественного увеличения (в данном случае ставок налогов).

Блокирование тенденции  к уклонению от уплаты налогов. При  введении того или иного налога и  установлении процедур его взимания необходимо обеспечить невозможность  уклонения от его уплаты. Универсальность. Ставки налогообложения и нормативы  распределения доходов между  бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы, подходить  для различных категорий налогоплательщиков. В последнее время одной из актуальнейших проблем налогообложения  выявляется наряду с проблемой сбора  налогов, проблемы распределения налоговых  сборов в особенности между бюджетами  различных уровней по вертикали. Здесь можно выделить тяжелейшую проблему задержек платежей, зарплат вследствие намеренных задержек при переводе средств, поэтому даже имея более менее приемлемую тактику сбора налогов, мы сталкиваемся с проблемой распределения.

Защищенность доходов  не только бюджета, но и налогоплательщиков от инфляции. Действующая система  налогообложения учитывает фактор инфляции только в интересах бюджета.

Очевидно, что действующая  система налогообложения в России не отвечает ни одному из перечисленных  критериев.

Существует множество  точек зрения на проблему, как усовершенствовать  систему налогообложения населения.

Возможно, имеет смысл  установить шкалу налогообложения  физических лиц в зависимости  не от абсолютных сумм полученных доходов, а от величин, кратных минимальной  месячной оплате труда, действующей  в Российской Федерации.

В условиях повышения предельной ставки подоходного налога особую остроту  приобретают проблемы перекрытия каналов  ухода высокообеспеченной части  населения от уплаты этого налога. Один из наиболее эффективных путей  для достижения этого заключается  в следующем: необходимо кроме учета  доходов установить действенный  контроль за соответствием крупных  расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам.

Речь идет о том, чтобы  законодательно обязать лиц, приобретающих  или имеющих в собственности  имущество особо крупной стоимости, допустим, не менее 1000-кратного размера  минимальной месячной оплаты труда, представлять налоговому органу декларацию с указанием всех источников и  размеров доходов, обеспечивающих приобретение имущества и фактической уплаты с этих доходов подоходного налога.

Главное здесь - сделать налогообложение  физических лиц более социально справедливым. В этих целях также следовало бы рассмотреть вопрос о значительном сокращении количества и уровня многочисленных подоходных налоговых льгот.

Думается, что пришло время  в принципе изменить систему поддержки  отдельных слоев населения, и  делать это не через налоговые  льготы, а через пенсии и пособия. Перед налогами должны быть равны  все - и пенсионер, и предприниматель, и Президент.

Вполне правомерна постановка вопроса об отнесении к экономически необоснованной налоговой форме  и такого платежа, как подоходный налог с суммы жалованья, выплачиваемого из бюджетных средств работникам бюджетных сфер деятельности. Более  того, сфера применения этого налога может значительно расшириться, поскольку проект Налогового кодекса  вносит для законодательного оформления положение о налогообложении  доходов военнослужащих. Платеж в  виде подоходного налога с жалованья  работников бюджетных сфер деятельности (за исключением коммерческих доходов) не может быть классифицирован как  собственно налог. Работники бюджетных  сфер, в том числе и военнослужащие, получая не заработную плату, а жалованье  от государства, лишены возможности  приращивать его в зависимости  от качества и количества вложенного труда. Коммерческая деятельность в  данном случае не рассматривается. Здесь  налог теряет свое сущностное содержание, т. е. перестает быть производным  от величины стоимости, созданной в  производстве. Взимание этого налога представляет собой искусственно созданный  перераспределительный процесс. Налогооблагаемой базой по подоходному налогу с работников бюджетных сфер является жалованье, выплачиваемое из бюджета. В бюджете эти средства формируются в основном за счет налоговых изъятий. Жалованье по своей экономической сущности не относиться к категории «заработная плата « - объективно порождаемой распределением вновь созданной стоимости и являющейся той отправной основной, при распределении которой возникают финансовые отношения. Только в составе этих финансовых отношений могут складываться налоговые отношения. В противном случае получается, что мы берем налог с сумм, сформированных в бюджете в основном теми же налогами. Вышеназванное несоответствие (в отношении подоходного налога с работников бюджетных сфер) может быть устранено за счет уменьшения жалованья на сумму налоговых изъятий.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) занимает центральное место  в системе налогов, взимаемых  с физических лиц. В настоящее  время порядок исчисления и уплаты НДФЛ регулируется главой 23 НК РФ Налог  на доходы физических лиц, вступившей в действие в 2001 году и положившей начало применению совершенно новой  системы налогообложения доходов  физических лиц, которая сменила  действовавшую на протяжении ряда лет  систему подоходного налогообложения  граждан.

Основным новшеством в  налогообложении доходов физических лиц было введение плоской шкалы  налогообложения и установление четырех налоговых ставок, применяемых  к различным видам доходов. Кроме  этого, был введен ряд налоговых  льгот для физических лиц, установлены  доходы, освобождаемые от налогообложения, расширен круг налогоплательщиков и  др.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенный в курсовой работе анализ действующей в настоящее время системы исчисления и удержания налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система Российской Федерации, находится в постоянном развитии.

Главной проблемой подоходного  налогообложения является достижение оптимального соотношения между  экономической эффективностью и  социальной справедливостью налога. Налог на доходы физических лиц напрямую связан с потреблением, и он может  либо стимулировать, либо сокращать  его. Поэтому необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально  справедливое перераспределение доходов  при минимальном ущербе интересам  налогоплательщиков от подоходного  налогообложения.

Эта проблема осложняется  тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в  соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

Существующий ныне закон  о НДФЛ не предусматривает систему  выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое  существование россиянина. Применяемые  налоговые вычеты носят лишь явочный  характер и практически не выполняют  свою регулирующую функцию, так как  абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже установленного минимального прожиточного минимума. Они совершенно не учитывают  структуру цивилизованного потребления  товаров, работ, услуг и никак  не привязаны к минимальному размеру оплаты труда. Как следствие, это порождает поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия полученных доходов.

Информация о работе Налогообложение доходов граждан