Налогообложение физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение налогообложения доходов физических лиц: проблемы и пути их решения.
Задачи работы:
1) изучение сущности и принципов налогообложения;
2) рассмотрение структуры налоговой базы и налоговой ставки
3) рассмотрение исчисление налога, примеры расчета НДФЛ

Содержание работы

Введение
1. Теоритические основы налогообложения в РФ
1.1 Социально-экономическое значение налога на доходы физических лиц
1.2 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
1.3 Принципы налогообложения и основания для применения налогообложения
2. Характеристика налогообложения доходов физических лиц
2.1 Налоговая база. Налоговые ставки.
2.2 Исчисление налога. Примеры расчета НДФЛ
2.3 Статистический анализ налогообложения доходов физических лиц
3. Основные недостатки в налогообложении доходов физических лиц в России. Анализ зарубежного опыта. Основные направления реформирования НДФЛ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Налогообложение физических лиц.docx

— 666.60 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

               Введение

    1. Теоритические основы налогообложения в РФ
    1. Социально-экономическое значение налога на доходы физических лиц
    1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
    2. Принципы налогообложения и основания для применения налогообложения
    1. Характеристика налогообложения доходов физических лиц
    1. Налоговая база. Налоговые ставки.
    1. Исчисление налога. Примеры расчета НДФЛ
    2. Статистический анализ налогообложения доходов физических лиц
    1. Основные недостатки в налогообложении доходов физических лиц в России. Анализ зарубежного опыта. Основные направления реформирования НДФЛ

 Заключение

               Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одна из самых острых проблем  нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая  проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может  быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в  области налогообложения, направленных на вмешательство государства в  рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование  охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования  является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов  эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании  экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения  государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных  доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через  регулирование платежеспособного  спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров  и услуг, на личные сбережения и инвестиции.

Темой данной курсовой работы является рассмотрение налогообложения доходов физических лиц и его социально-экономическое значение, а так же и его структуру, принципы налога и основания для применения налога.

Взимание налогов –  древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как  известно, налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной  власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов. Исходя из этого, минимальный  размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений  и особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний  день оказалась, пожалуй, главным предметом  дискуссий о путях и методах  реформирования, равно как и острой критики.

Целью работы является изучение налогообложения доходов физических лиц: проблемы и пути их решения.

Задачи работы:

1) изучение сущности и  принципов налогообложения;

2) рассмотрение структуры налоговой базы и налоговой ставки

3) рассмотрение исчисление  налога, примеры расчета НДФЛ 

4) сделать статистический анализ налогообложения доходов физических лиц

5) увидеть основные недостатки  в налогообложении, сравнить налоговую систему с зарубежными странами и сделать вывод в направлении реформирования НДФЛ .

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава посвящена теоретическим основам налогообложения в РФ . Рассмотрены сущностные, основополагающие вопросы, понятие налогообложения и его функции, раскрыты основные структуры, сформулировано определение налогообложения.

Вторая глава посвящена  характеристики налогообложения. Детально рассмотрено исчисление налога и пример расчета НДФЛ, а так же сделан статистический анализ налогообложения доходов физических лиц за 2003-2009 год.

В третьей главе рассмотрены  основные недостатки в налогообложении доходов физических лиц в России. Анализ зарубежного опыта и Основные направления реформирования НДФЛ .

При написании работы были использованы учебники, кодекс РФ, статьи из газет, публикации в печати, данные сети Internet.

Таким образом, предметом  исследования курсовой работы выступает  налогообложение Российской Федерации, а за объект исследования берется  налог на доходы физических лиц в  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ

    1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика  в бюджет и внебюджетные фонды  в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у  государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные  и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники  производства валового внутреннего  продукта, например работники, своим  трудом, создающие материальные и  нематериальные блага и получающие определенный доход.

За счет налоговых взносов  формируются финансовые ресурсы  государства, аккумулируемые в его  бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое  содержание налогов выражается, таким  образом, граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие  свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и  черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую  сущность, внутреннее содержание. В  чем же конкретно состоит роль налогов с населения в рыночной экономике, какие функции они  выполняют в хозяйственном механизме? Существует несколько точек зрения на эту проблему, но в основном можно выделить три функции налогов:

1. распределительную;

2. фискальную;

3. контрольную.

Причем распределительную  функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую и т.д.

Наиболее последовательно  реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части  доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны  страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных  источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения  должного уровня развития - фундаментальная  наука, театры, музеи и многие учебные  заведения. (Я работаю в системе  МЧС, которая также финансируется  из бюджета). Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения  части стоимости национального  дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Значение фискальной функции  с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Наш  век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением  его функций и определенной политикой  социальных групп, находящихся у  власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические  и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

Другая функция налога с населения как экономической  категории состоит в том, что  появляется возможность количественного  отражения налоговых поступлений  и их сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность каждого  налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в  условиях действия распределительной функции.

Изначально распределительная  функция налогов носила чисто  фискальный характер: наполнить государственную  казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех  пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая функция  означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Стимулирующая подфункция налогов  реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых  с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

Изучение налогов с  населения в развитии предоставляет  нам возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан  в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них – обязательное участие каждого  гражданина в поддержке государства  частью своих доходов, второй – обеспечение  государством населению определенного  набора "неделимых благ". Нарушение  этого хрупкого баланса отношений  в пользу государства приводит к  нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов. Государство должно беречь своих  плательщиков, ибо их нельзя поменять. Иначе говоря, плательщика нельзя лишать платежеспособности. В налоговых  отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется философский  закон единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в  целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться  на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов  с населе­ния увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться. Снижение же нало­гов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений.

Отношения физического лица с бюджетом по уплате налогов можно  представить следующей схемой (рис. 1).

Центральное место в системе  налогообложения физических лиц  принадлежит налогу на доходы физических лиц.

Как и любой другой налог, подоходный налог является одним  из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые  задачи: обеспечения достаточных  денежных поступлений в бюджеты  всех уровней; регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления  и сбережений граждан; стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов; помощи наименее защищенным категориям населения.

 

         

Рисунок 1- Отношения физических лиц с бюджетом по уплате налогов

Информация о работе Налогообложение физических лиц