Налогообложение физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение налогообложения доходов физических лиц: проблемы и пути их решения.
Задачи работы:
1) изучение сущности и принципов налогообложения;
2) рассмотрение структуры налоговой базы и налоговой ставки
3) рассмотрение исчисление налога, примеры расчета НДФЛ

Содержание работы

Введение
1. Теоритические основы налогообложения в РФ
1.1 Социально-экономическое значение налога на доходы физических лиц
1.2 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
1.3 Принципы налогообложения и основания для применения налогообложения
2. Характеристика налогообложения доходов физических лиц
2.1 Налоговая база. Налоговые ставки.
2.2 Исчисление налога. Примеры расчета НДФЛ
2.3 Статистический анализ налогообложения доходов физических лиц
3. Основные недостатки в налогообложении доходов физических лиц в России. Анализ зарубежного опыта. Основные направления реформирования НДФЛ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Налогообложение физических лиц.docx

— 666.60 Кб (Скачать файл)

Нередко организации выдают своим сотрудникам беспроцентный  заем. При этом возникает вопрос, когда надо начислить НДФЛ с материальной выгоды. В НК РФ эта проблема не рассматривается. Поэтому бухгалтер может поступить двумя способами.

Во-первых, можно начислить  налог в тот день, когда человек  возвращает беспроцентный заем. Очевидно, что такой вариант более предпочтителен для налогоплательщика. Однако при  этом могут возникнуть разногласия  с налоговой инспекцией. Поэтому  рекомендуется использовать другой способ: НДФЛ надо начислять в конце  каждого месяца в течение срока, пока человек пользуется займом.

 

 

 

 

 

 

2.3 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

Низкий уровень собираемости изучаемого налога требует совершенствования  механизмов его сбора, разработки методологии  статистического анализа структуры  НДФЛ. В 2000 г. Россия занимала одно из последних  мест в мире по его доле в доходах: 8,33% в общем объеме доходов государственного бюджета. К 2006 г. значение данного показателя составило 8,76% . В табл. 1 представлено изменение удельного веса НДФЛ в  общем объеме бюджетных доходов.

Годы

Доходы – всего, млрд. руб.

Налог на доходы физических лиц, млрд. руб.

Темп роста поступлений  НДФЛ, в процентах к предыдущему  году

Удельный вес НДФЛ в  доходах консолидированного бюджета, %

2003

2097,7

174,8

-

8,33

2004

2683,7

255,8

127,94

9,53

2005

3519,2

358,1

131,13

10,18

2006

4138,7

455,7

117,60

11,01

2007

5429,9

574,5

131,20

10,58

2008

8579,6

707,1

158,01

8,24

2009

10625,8

930,4

123,85

8,76


 

Таблица 1-Динамика удельного веса НДФЛ в структуре доходов                                                государственного бюджета России

 

приведённые в табл. 1 значения ниже среднего уровня поступлений аналогичного налога в развитых странах, где на его долю приходится от 30% до 50% доходов этих государств. При этом в абсолютном выражении наблюдается рост поступлений НДФЛ в бюджет. Наибольший темп роста по налогу приходился на 2008 г., когда налоговые органы усиленно проводили проверки организаций на наличие «серых» схем и выплат зарплат «в конвертах». Результатом данной деятельности стал значительный прирост поступлений по изучаемому налогу на уровне 58%. Столь низкий удельный вес НДФЛ в структуре доходов объясняется опережающим ростом поступлений по другим доходным статьям. Так, например, за период с 2003 по 2009 г. г. платежи за пользования природными ресурсами возросли более чем в 15 раз.

Незначительная роль НДФЛ в налоговой системе России обусловлена  рядом причин: невысокий уровень  доходов населения, слабый налоговый  контроль, несовершенство налогового, гражданского и трудового законодательства, наличие большого количества льгот, массовое уклонение от налогообложения. Перечисленные причины объясняются  тем, что социально-экономические  и политические преобразования в  России, затронувшие все стороны  общественной жизни в силу ряда объективных  и субъективных причин не привели  к практически ощутимым результатам  в преодолении социальной напряженности. Более того, снижение уровня жизни  основной части населения, рост инфляции, расслоение общества по уровню доходов, массовая криминализация общества и  другие негативные явления оказывали  отрицательное влияние на налоговую систему в стране.

При статистическом исследовании налогообложения доходов физических лиц применяется система национальных счетов (СНС). При ее использовании  достигается единство статистической методологии, что обеспечивает сопоставимость показателей всех стран на мировом  уровне, значительно упрощает решение  проблемы международных сопоставлений, способствуя их достоверности.

Сложность структуры налога на доходы физических лиц предопределяет необходимость построения статистической классификации (рис. 1). Одним из основополагающих критериев построения классификации  должен стать субъект налогообложения, предполагающий классификацию, например, по юридическому статусу налогоплательщика. Данная классификация предопределяет оценку режима налогообложения и  перечень уплачиваемых налогов. Отличительной  особенностью налогообложения индивидуальных предпринимателей, является использование, как общего режима налогообложения, так и специальных режимов, к  которым относятся:

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НДФЛ

В странах Европы и Америки  основным вычетом из совокупного  дохода является не облагаемый налогом  минимум, равный минимальному прожиточному минимуму. Этот постулат вытекает из принципа обложения налогом "чистого" дохода, то есть не должна облагаться налогом  сумма, необходимая (в минимальном  размере) на поддержание здоровья и  жизнедеятельности граждан.

Особенностью этих скидок является то, что они определяются в фиксированных абсолютных суммах или в процентах от дохода. Их величина не связана с какими-либо фактическими расходами налогоплательщика.

В мировой практике применяются  и другие вычеты и скидки, связанные  с расходами налогоплательщиков на цели, определенные законодательством. Например, почти во всех странах  предоставляются вычеты, связанные  с расходами на детей.

Таким образом, стандартные  вычеты в суммах 3000 руб., 1000 руб. и 400 руб., применяемые в российском налоговом  законодательстве, представляют собой  не облагаемый налогом минимум доходов  для определенных социальных групп  граждан и не в полной мере отвечают мировой практике ни по их размерам, ни по кругу налогоплательщиков, которому они предоставляются. Это вынужденная  мера, так как наша экономика только начинает перестраиваться в рыночную, и уровень жизни россиянина намного ниже, чем в странах Европы и Америки.

Кроме этих вычетов, стандартный  вычет в сумме 400 руб. в месяц  предоставляется каждому налогоплательщику, на обеспечении которого находятся  дети, на каждого ребенка до 18 лет  и на каждого учащегося дневной  формы обучения до 24 лет до месяца, в котором сумма дохода налогоплательщика  превысит 20 000 руб., после чего вычет  не предоставляется.

Таким образом, в НК РФ заложены принципы стандартных вычетов, по сути, но не по размерам, почти соответствующие  мировой практике.

Во многих странах суммы  благотворительных взносов исключаются  из налоговой базы. Например, благотворительные  взносы исключаются из налоговой  базы полностью - в Австрии, Греции, Норвегии, определенный предел для  них установлен в Канаде, Бельгии, Франции и других странах. Имеется  определенный "потолок" в предоставлении налоговой скидки по расходам на медицинские  цели в Финляндии и Японии, а  в Германии и Греции они предусмотрены  в полном объеме. Похожая норма  есть и в НК РФ.

Вместе с тем по данным фонда "Общественное мнение", 58% россиян  считают действующую в стране налоговую систему несправедливой к людям, честно зарабатывающим свои деньги.

Из семнадцати развитых стран  Европы среднегодовая заработная плата  одного работника лишь в двух странах - Греции и Португалии - составляет 10 000 долл., а в остальных значительно  выше. Самую высокую заработную плату - 35 000-40 000 долл. выплачивают в Дании, Нидерландах и Люксембурге. В  России эта сумма достигает 1260 долл. Приведенные данные показывают, что  жизненный уровень россиянина на порядок ниже уровня жизни работника  семнадцати развитых стран Европы (без  стран Восточной Европы). Это и  является основной причиной того, что  удельный вес налога с доходов  физических лиц в доходной части  бюджета в 2-3 раза меньше, чем в  любой из этих стран (кроме Франции): в целом по странам ОЭСР - 38,3%, Великобритания - 26,7%, Германия - 28,9%.

Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы  любого государства. Его доля в государственном  бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах  он составляет значительную часть доходов  государства. К примеру, в США  его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%, что много ниже, чем в России - 12-14%.

Такая ситуация, в общем, свойственна экономике переходного  периода. Для того чтобы, с одной  стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить  налоговую систему и тем самым  снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают  определенный доход на территории страны.

Налог на доходы связан с  потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен  разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать  потребление, либо сокращать его. Поэтому  главной проблемой подоходного  налогообложения является достижение оптимального соотношения между  экономической эффективностью и  социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие  ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение  доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Эта проблема осложняется  тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в  соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

На определенных этапах экономического развития, когда доходы населения  невелики, доходы бюджета от налога также незначительны. Причем повышение  ставок налога в данном случае неэффективно, поскольку приведет к снижению уровня потребления, что, в свою очередь, повлечет еще большее снижение доходов.

В такой ситуации логичной представляется простая система  подоходного налогообложения, в  которую входил бы экономически обоснованный не облагаемый налогом минимум и применялась бы простая ставка, то есть единая ставка ко всему доходу свыше минимального уровня.

Например, одной из наиболее важных черт фискальной системы США  является отчетливо выраженное преобладание налогообложения дохода над налогообложением потребления. Однако такая структура  приоритетов сформировалась лишь постепенно, под воздействием сочетания различных внешних и внутренних факторов. Американская налоговая система довольно гибка и, в целом, способствует экономическому развитию страны, но, скорее, это сложилось в силу исторической необходимости, чем является следствием экономической мудрости налоговых властей.

Наличие льгот и вычетов  в законодательстве РФ обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как  чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и  тем выше средняя ставка налога на доходы.

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет  расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма  уплачиваемого ими налога.

Стоит отметить, что при  низком уровне дохода населения основным источником налогообложения является заработная плата. Размеры же других видов доходов зачастую трудно оценить  по причине того, что не создано  четкой правовой базы. Кроме того, требуется  определенное время для того, чтобы  удержания с этих видов доходов  стали эффективным налоговым  рычагом. Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получаемый налогоплательщиком от использования  собственной квартиры, дома, автомобиля. Поэтому налог на доходы - не единственный налог с населения, он дополняется  другими налогами - земельным, налогом  на имущество, налогами на наследство и дарение, налогом с денежного  капитала, домовым, промысловым и  т.д.

 Уклонения от налогов не могут избежать даже страны с развитыми правовой и налоговой системами. В Швеции, например, по некоторым оценкам, не декларируется примерно четверть доходов, а во Франции - треть. В такой ситуации не вызывает сомнений важность четкого определения налогооблагаемой базы.

Информация о работе Налогообложение физических лиц