Налогообложение физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение налогообложения доходов физических лиц: проблемы и пути их решения.
Задачи работы:
1) изучение сущности и принципов налогообложения;
2) рассмотрение структуры налоговой базы и налоговой ставки
3) рассмотрение исчисление налога, примеры расчета НДФЛ

Содержание работы

Введение
1. Теоритические основы налогообложения в РФ
1.1 Социально-экономическое значение налога на доходы физических лиц
1.2 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
1.3 Принципы налогообложения и основания для применения налогообложения
2. Характеристика налогообложения доходов физических лиц
2.1 Налоговая база. Налоговые ставки.
2.2 Исчисление налога. Примеры расчета НДФЛ
2.3 Статистический анализ налогообложения доходов физических лиц
3. Основные недостатки в налогообложении доходов физических лиц в России. Анализ зарубежного опыта. Основные направления реформирования НДФЛ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Налогообложение физических лиц.docx

— 666.60 Кб (Скачать файл)

В решении этой проблемы цивилизованный мир использует два  подхода: первый - глобальный, то есть ко всем доходам в совокупности, второй - шедулярный, то есть по каждому виду доходов в отдельности.

Первый подход применяется  преимущественно в развитых странах. Он проще в отношении исчисления, поскольку налог рассчитывается на основе совокупного дохода, но требует  определенной честности от налогоплательщика  и отлаженного механизма работы налоговых органов.

Второй подход эффективен в переходный период, так как более  гибок в плане регулирования  поступлений от разных видов доходов  и возможности удержания налога у источника выплаты.

Россия вслед за развивающимися странами, проведшими в последние  годы налоговую реформу (Китай, Египет, Филиппины, Ямайка, Индонезия, Монголия), ввела именно шедулярную систему (с 2002 года к разным видам доходов применяются ставки 6; 13; 30; 35%).

В Европе, например, этой системы  придерживаются Ирландия и Люксембург. Великобритания, родина шедулярной системы, называемой в экономической литературе британской моделью обложения доходов, отказалась от нее почти двадцать лет назад.

Опыт этих стран показывает, что при шедулярной системе собираемость налога, взимаемого у каждого источника выплаты в отдельности, более эффективна, в частности, по причине того, что сокращается число лиц, обязанных декларировать свои доходы, и снижаются административные издержки на удержание налога.

Примечательно, что снижение ставок подоходного налогообложения  присуще не только странам с развивающейся  экономикой. По мере экономического роста  ставки, особенно максимальные, сначала  растут, затем несколько снижаются. Их снижение используется государством как инструмент для достижения некоторых  своих интересов, которые могут  быть шире, чем просто наполнение бюджета.

В частности, ставки налога, различающиеся по величине в разных регионах за счет местных ставок налога, могут значительно повлиять на распределение  населения в стране. В США, например, именно разница в уровнях налогообложения  спровоцировала в 70-е годы миграцию наиболее состоятельной части налогоплательщиков из городов и поселков в пригороды  и сельскую местность. Сейчас в некоторых штатах (Аляска, Флорида, Невада, Южная Дакота, Техас, Вашингтон) вообще нет местного индивидуального налога на доходы, а в таких, как Хемпшир, Теннесси, облагаются только процентные доходы и дивиденды.

По мере совершенствования  налоговой системы государство, как правило, все чаще предоставляет  льготы определенным слоям населения, с тем чтобы смягчить социальное неравенство. В частности, широкое распространение имеют налоговые льготы многодетным семьям, студентам, лицам, повышающим свою квалификацию, мелким и средним предпринимателям, фермерам.

Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют  такие виды налоговых льгот, как  вычет части доходов, направляемых на жилищное строительство, строительство  или покупку загородного дома, дачи.

Социальная направленность этих льгот очевидна, хотя использовать их могут только относительно высокооплачиваемые слои населения. Регулирующая функция  состоит в том, что оживление  жилищного строительства создает  дополнительный спрос на строительные материалы и услуги, способствует росту занятости населения, а  через некоторое время ведет  и к увеличению потребительского спроса на группу товаров, необходимых  для обустройства жилья.

Российское законодательство, например, позволяет налогоплательщику  уменьшать налогооблагаемую базу на суммы, израсходованные на новое  строительство или приобретение дома или квартиры и уплату процентов  по ипотечным кредитам.

Кроме того, российский налогоплательщик имеет право уменьшить налогооблагаемый доход на сумму, полученную при продаже  жилого дома, квартиры, дачи, садового домика, земельного участка или иного  имущества, находящегося у него в  собственности не менее трех лет. По желанию налогоплательщика можно  вместо такого вычета уменьшить сумму  облагаемых налогом доходов на сумму  фактически произведенных и документально  подтвержденных расходов, связанных с получением дохода от продажи имущества.

Считается, что достижению большей социальной справедливости в подоходном налогообложении способствует прогрессивная шкала налогообложения, то есть чем больше доход, тем большая  часть его изымается в виде налога. Между тем у этой точки  зрения есть противники, считающие, что  прогрессивное налогообложение  тормозит процесс накопления капитала, а также рост инвестиций и создание новых рабочих мест.

Вместе с тем в качестве метода увеличения прогрессивности  налога применяются льготы, вычеты и налоговые кредиты, поскольку  они уменьшают среднюю ставку налога, рассчитанную как отношение  суммы налога ко всему доходу даже при пропорциональном налогообложении, когда ставка не зависит от уровня дохода.

Итак, анализ соотношений  принципов научной теории и мировой  практики построения системы подоходного  налогообложения с принципами, заложенными  в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, показывает, что эти  принципы в основном применяются  в указанной главе Кодекса  и условия их применения сближаются.

При развитии в России рыночной экономики появится больше возможностей в совершенствовании законодательства о налогообложении физических лиц  с целью более полного использования  научной теории и мировой практики, имеющихся в развитых странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание Налогового кодекса преследовало много целей. Одной из них является выведение высоких доходов физических лиц из теневого оборота, то есть их легализация. Для достижения этой цели вводится единая ставка подоходного налога, вводятся дополнительные имущественные и социальные вычеты, а также особый порядок их предоставления. Однако, эти меры, в частности единая ставка налога, можно рассматривать лишь в качестве временных, так как задачи подъема отечественной экономики, в общем, и улучшения благосостояния граждан в частности не могут быть решены только в рамках Налогового Кодекса.

Слишком много целей мы хотим достигнуть при помощи одного документа, полагая, что налоги, и  только они, являются и тормозом и  стимулом развития. Сегодня необходимо в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление кризиса  неплатежей, и как следствие из этого, повышение доходов граждан, принятия соответствующих мер по пресечению уклонения от уплаты налогов. Например, в США обязательность налогообложения  опирается на систему строгой  ответственности за уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и  занижение налогов.

Существующая концепция  налогообложения доходов физических лиц имеет целью снизить налоговое  бремя налогоплательщиков за счет увеличения количества и размеров налоговых  льгот, а также введения единой налоговой  ставки в размере 13 процентов при  налогообложении большей части  доходов физических лиц. При этом применяются повышенные ставки налога на доходы физических лиц, связанные  с приростом их капитала; например, с дивидендов установлена налоговая  ставка в размере 30 процентов, а с  выигрышей, процентных доходов по вкладам  в банках, сумм экономии на процентах по заемным средствам - максимальная налоговая ставка в размере 35 процентов. С доходов, получаемых лицами, не являющимися налоговыми резидентами, определена средняя налоговая ставка в размере 30 процентов. Также применяется пониженная ставка в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов. Налоговые вычеты сгруппированы на стандартные, социальные имущественные и профессиональные.

Наличие льгот и вычетов  обеспечивает некоторую прогрессивность  налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую  долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет  расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма  уплачиваемого ими налога.

Стоит отметить, что при  низком уровне дохода населения основным источником налогообложения является заработная плата. Размеры же других видов доходов зачастую трудно оценить  по причине того, что не создано  четкой правовой базы. Кроме того, требуется  определенное время для того, чтобы  удержания с этих видов доходов  стали эффективным налоговым  рычагом. Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получаемый налогоплательщиком от использования  собственной квартиры, дома, автомобиля. Поэтому налог на доходы -- не единственный налог с населения, он дополняется другими налогами -- земельным, налогом на имущество, налогами на наследство и дарение, налогом с денежного капитала, домовым, промысловым и т. д.

Конечно, наше налоговое  законодательство оставляет желать много лучшего, но тем не менее его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, т.к. это касается каждого гражданина, ибо всем известно, что “незнание законов не освобождает от ответственности”. Попадаться на “удочки” всевозможных компаний, обещающих продать вашу квартиру, дачу за немыслимые деньги без уплаты налогов, но не предупреждающих Вас о том, что при подаче налоговой декларации Вы будете иметь проблемы с налоговой инспекцией. Вам все равно придется платить, вот только из каких денег, ведь между получением дохода и уплатой (принудительной и со штрафами) подоходного налога пройдет время и полученных Вами денег уже может и не быть.

Необходимо упомянуть  о том, что на введение единой ставки подоходного налога имеется и  противоположное мнение. Отсутствие прогрессивной шкалы нарушает элементарный принцип справедливости обложения. В сложившейся ситуации будет  происходить равное обложение в  условиях большой дифференциации доходов, особенно такой, как в России.

В той же Западной Европе при тенденции уменьшения ставок подоходного налога высокие ставки на высокие доходы сохраняются или  уменьшаются очень незначительно.

Налоговая система в целом  нуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами  потребности органов местного самоуправления, а с другой, служить инструментом местной социально-экономической  политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и  важнейших структурных сдвигов, при этом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция РФ. - М.: Акалис, 2009. - 48с.

2. Налоговый Кодекс РФ. Части первая и вторая. - М.: ООО «ТК Велби», 2009. - 480с.

3. ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в часть вторую  Налогового Кодекса РФ и в  отдельные законодательные акты  РФ» "Российская газета", N 97, 31.05.2004.

4. ЗАКОН «Об основах  налоговой системы в РФ» "Российская  газета", N 56, 10.03.2003.

5. Приказ ФНС РФ от 5.03.2004 № БГ-3-08/73 «О внесении изменений  и дополнений в Методические  рекомендации налоговым органам  о порядке применения главы  23 «Налог на доходы физических  лиц» ч. 2 НК РФ». // Экономика и  жизнь. 2004. №11.

6. Бекузаров, М.А. Камеральная налоговая проверка / М.А. Бекузаров // Консультант.-2002.- №22. -С.37-40

7. Бетина, Т.А. Об использовании и эффективности автоматизированного камерального налогового контроля / Т.А. Бетина // Налоговый вестник. - 2005. - № 7. - С.78 - 84

8. Винокурова, Г.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие / Г.П. Винокурова. - Йошкар-Ола. : МарГТУ, 2003. - 106с.

9. Гайворонская, О.В. Отчетность через Интернет: экономим время / О.В. Гайворонская// Российский налоговый курьер. - 2005. -№20. - С. 72-74

10. Горленко, И.И. Формы  проведения налогового контроля / И.И. Горленко // Налоговый вестник. - 2003.- №3.- С.155-159

11. Гуев, А.Н. Постатейный комментарий к части второй Налогового кодекса Российской Федерации / А.Н. Гуев.- М: Дело, 2005. - 38с.

12. Гусева, Т.А. Как эффективнее  провести налоговую проверку / Т.А.  Гусева // Финансы.-2001.- №2.- С.34-36

13. Дуканич, Л.В. Налоги и налогообложение. Серия «Учебники, учебные пособия» / Л.В. Дуканич. - Ростов на Дону: «Феникс», 2000. - 416с.

14. Евстигнеев, Е.Н. Налоги  и налогообложение: учебное пособие  / Е.Н. Евстигнеев. - М.: ИНФРА-М, 2001. -256с.

15. Кваша, Ю.Ф. Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: учебно-практическое пособие / Ю.Ф.Кваша. - М.: Юристъ, 2001.- 540с.

16. Киселев, М.В. Налоговая проверка предприятия / М.В. Киселев // Российский налоговый курьер.-2000.- №11.-С.30-34.

17. Налоговый Кодекс Российской Федерации (части I и II): Официальный текст. - М.:«Издательство ЭЛИТ», 2006.-376с.

18. Новоселов, К.В. Камеральные проверки по налогу на прибыль: проблемы и перспективы/ К.В. Новоселов // Российский налоговый курьер. - 2005. - №11. - С. 70-72

19. Пасько, О.Ф. Налоговый контроль в системе эффективного налогообложения /О.Ф. Пасько// Налоговый вестник. - 2005. - №6. -С.84-85

20. Передереев, А.В. Методы налогового контроля / А.В.Передереев // Государство и право.-2002.-№9. - С.75-76

21. Передереев, А.В. Порядок назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными налоговыми органами / А.В.Передереев // Государство и право.-2002.- №7.-С.101-104.

22.  Касьянова Г.Ю. Налог на доходы физических лиц: как законно уменьшить сумму подоходного налога. Аргумент, М., 2006.;

Информация о работе Налогообложение физических лиц