Налогообложение и тенденции налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Основная цель - научно исследовательской работы в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
-раскрыть сущность понятия налогов, налоговых систем и принципы их построения, показать важность налогового администрирования
-проследить этапы развития современной налоговой системы, исследовать механизм исчисления основных видов налогов
-проанализировать поступления основных видов налогов в бюджет в течение последних лет
-показать состояние налоговой системы на современном этапе в условиях экономического кризи

Содержание работы

Введение .................................... 3-4
1Налоги. Налоговые системы.
1.1 История возникновения Российской налоговой системы .... 5-10
1.2 Налоги как экономическая категория ................................11-14
1.3Виды налогов и их классификация ....................................14-18
1.4Налоговые системы и их функции ....................................18-21
2 Основные налоги. Этапы формирования и эффективности.
2.1 Эффективность и оптимизация налогообложения ..........22-24
2.2 Этапы формирования современной налоговой системы в России............24-26
2.3 Особенности исчисления основных налогов.................26-35
2.4 Анализ поступлений основных налогов в бюджетную систему РФ и Вологодской области .....................................36-39
3 Проблемы налоговой политики.
3.1 Проблемы формирования новой налоговой системы России в 90-х годах прошлого столетия.....................................40-41
3.2. Проблемы перехода экономики России на рыночную основу...... .......42-43
3.3 Проблемы налогообложения и Проблема неплатежей...........43-47
Заключение.......................48-49
Список источников.......................50

Файлы: 1 файл

НИР.docx

— 106.96 Кб (Скачать файл)

Подоходно-имущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов - создание товариществ, акционерных обществ - вело к удвоению и утроению налогообложения. Дважды облагались и доходы участников акционерных обществ - как совокупный доход акционерного общества, а затем как выплаченные дивиденды.

В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет. Таким образом, в 30-х годах прошлого столетия впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики - экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства. В такой модели нет и не может быть места налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения - самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью.

 

 

 

1.2 Налоги как экономическая категория.

 

Налоговый кодекс российской федерации, созданный 31 июля 1998 года принятый Государственной Думой. Которое указывает на то, что ни одно государство не может существовать без налогов. Они отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства.

Исторически возникновение  налогов относится к периоду  разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных  доходов. В условиях частной собственности  и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов  в государственные бюджеты. Как  часть распределительных отношений  общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

 Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

 Налоговый сбор - обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действии органами власти и местного самоуправления.

Налоги как форма изъятия  государством части дохода общества обусловлены развитием общественного  разделения населения, но социальные группы, появлением самостоятельных субъектов товарно-денежных отношений, а также возникновением государственного аппарата. Участвуя в мобилизации валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) для казны государства, налоги возникают и функционируют на второй фазе процесса производства - фазе перераспределения, и следовательно, они входят в систему производственных отношений. Налоги отражают определенную сторону объективной экономической действительности, т.е. выступают в роли экономической категории, выражающей реально существующие отношения, тесно связанные посредством распределения с процессом производства и изъятия части ВВП и НД для государства. Выступая экономической категорией, налоги объективны и воспринимаются как отчужденная доля собственности индивидуума в денежном выражении в пользу государства. В то же время субъективное начало налогов проявляется в том, что властные органы могут изменить тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Следовательно, налоги выступают и как финансовая категория и находиться во взаимосвязи с другими финансовыми категориями. С одной стороны, они выражают общие свойства всех финансов (участвуют в формировании денежных фондов, выступают контрольным инструментом и т.п.) и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом, а с другой - имеют собственные отличительные признаки, которые выделяют их из общей совокупности финансовых отношений. Налоговые отношения представляют собой отношения государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным числом налогоплательщиков, регулируемые налоговым законодательством. Как часть единого процесса воспроизводства, специфическая форма производственных отношений налоги формируют их общественное содержание; как часть распределительных отношений общества - отражают закономерности производства, как участники перераспределительного процесса - обеспечивает государство финансовыми ресурсами. Материальная основа налогов - реальная сумма денежных средств общества, мобилизуемая государством. При перераспределении ВВП и НД налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть стоимости, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Централизованный фонд финансовых ресурсов, сформированный главным образом за счет налогов, становится собственностью государства и используется для военно-политических и социально-экономических мероприятий. Принудительность (обязательность) является отличительным признаком налогов. Также таким признаками являются и безвозмездность и безэквивалентность. Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете возвращаются налогоплательщикам в той или иной форме, хотя это и создает видимость возмездности налогов. Даже в тех случаях, когда налогоплательщики получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом на получение бюджетных средств не существует закономерно обусловленной взаимозависимости. Налоги, как правило, не содержат также и целевого характера их использования. Основная их масса не предназначена для финансирования конкретных расходов бюджета. Исключения в российском законодательстве составляют лишь такие налоги, как налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог, играющие в общей сумме бюджетных доходов незначительную роль. Важнейшей задачей является достижение соответствия между видимыми формами (субъективной стороной) налогов и их объективным содержанием. Страны, которые осуществляют переход к рыночной экономике, в основном утратили опыт рыночного регулирования и ориентируются на опыт развитых стран с установившимися рыночными отношениями. Но прямое копирование зарубежного опыта нежелательно и полностью невозможно, потому что существуют значительные различия в социально-экономических и налоговых системах стран. В каждой стране имеются свои национальные особенности, которые на практике не менее важны чем общие тенденции развития. Национальные особенности и традиции проявляются во всех основных параметрах и структурных соотношениях налоговых систем, наиболее важное значение из которых имеют: видовой, в том числе количественный, состав налогов; структура налоговой системы; принципы ее организации и выполняемые функции; системы налоговых льгот и преференций.

 

1.3. Виды налогов и их классификация.

 

Федеральные налоги и сборы

К федеральным налогам и сборам относятся

  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы
  • Налог на доходы физических лиц
  • Единый социальный налог
  • Налог на прибыль организаций
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ
  • Водный налог

-Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

  • Государственная пошлина
  • Региональные налоги
  • К региональным налогам относятся
  • Налог на имущество организаций
  • Налог на игорный бизнес
  • Транспортный налог
  • Налог с продаж
  • Налог на недвижимость

Местные налоги

К местным налогам относятся

  • Земельный налог
  • Налог на имущество физических лиц
  • Налог на наследование и дарение
  • Налог на рекламу

Рассмотрим подробнее некоторые  из них.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг). В теории налогообложения он получил название «универсального акциза» Взимание НДС построено на территориальном принципе: налогообложению подлежат как резиденты, так и нерезиденты, совершающие на территории Российской Федерации операции, признаваемые объектами налогообложения.

Акцизы - это вид косвенных налогов на товары массового потребления, сумма акциза включается в цену товара и тариф.

Единый социальный налог - предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Транспортный налог - налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

Классификация налогов -это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Классификация по способу  взимания разделяющая налоги на прямые и косвенные -это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов

Прямые налоги имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль) физических и юридических лиц, имущество, природные ресурсы и другие факторы, способствующие получению доходов. Суммы прямых налогов находятся  в непосредственной зависимости:

При подоходном обложении - от финансовых результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов и личных доходов физических лиц. При поимущественном и ресурсном (рентном) обложении - от стоимости имущества и объемов природных ресурсов, используемых в целях получения доходов.

К прямым налогам относятся: налог  на прибыль (доход) организаций, налог  на доходы от капитала, подоходный налог  с физических лиц, налог на пользование  недрами, налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, лесной налог, водный налог, транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на недвижимость и.т. Несмотря на то, что в количественном отношении они составляют половину перечня налоговой системы и их гораздо больше, чем косвенных, роль этих налогов в современной российской практике налогообложения весьма скромная: поступления только от одного налога на добавленную стоимость гораздо выше, чем от всех прямых налогов, вместе взятых.

Косвенные налоги взимаются с операций по реализации товаров, работ и услуг, экспорту и импорту товаров и  тому подобных операций. Суммы налогов  определяются в виде надбавки к цене товара (по акцизам) или в процентах: к добавленной стоимости (по налогу на добавленную стоимость), к выручке от реализации или к выручке от продаж (по налогу с продаж). В налоговой теории отношение к косвенным налогам неоднозначно. Эти налоги считаются крайне несправедливыми, поскольку они через механизм цен в конечном счете перекладываются на население, которое и является реальным плательщиком косвенных налогов. В то же время признается, что косвенные налоги имеют ряд достоинств в качестве источника бюджетных доходов. Они гораздо менее, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры, поэтому являются более надежным бюджетным источником. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.

Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся  на объемы поступлений косвенных  налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов  прямо не связана с темпами  инфляции- поступления налога на прибыль и подоходного налога могут как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок (прогрессивное или пропорциональной налогообложение).

Доминирование тех или иных типов  налогов отражает общую политическую ориентацию государства. Принято считать, что чем выше уровень демократичности  того или иного государства, тем  выше роль прямых налогов в формировании доходов бюджетной системы. Повышение  роли косвенных налогов в ущерб  прямым свидетельствует и снижении уровня демократизации в обществе. Это обстоятельство отражает тот  факт, что в случае с прямыми  налогами граждане непосредственно  взаимодействуют с государством ( в лице налоговых служб) при уплате налогов. При этом формируется их более активная позиция относительно контроля за этим государством по поводу использования им полученных средств. Когда же поступление налогов  обезличено (как в случае с косвенными налогами) и граждане более индифферентны в вопросах использования бюджетных, то и государственные чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно.

 

1.4.  Налоговые системы и их функции.

 

Налоговая система, в ее обобщенном понимании, представляет собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично  связанными элементами налоговой системы  являются система налогов и налоговый  механизм.

Система налогов - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами  посредством которых формируется преобладающая масса, бюджетных доходов, как в российской, так и в мировой практике являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж, налог на недвижимость.

Налоговый механизм - понятие более объемное, чем система налогов, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на решение конкретных социально-экономических задач. Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него - механизм налогообложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

Информация о работе Налогообложение и тенденции налоговой политики