Налогообложение и тенденции налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Основная цель - научно исследовательской работы в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
-раскрыть сущность понятия налогов, налоговых систем и принципы их построения, показать важность налогового администрирования
-проследить этапы развития современной налоговой системы, исследовать механизм исчисления основных видов налогов
-проанализировать поступления основных видов налогов в бюджет в течение последних лет
-показать состояние налоговой системы на современном этапе в условиях экономического кризи

Содержание работы

Введение .................................... 3-4
1Налоги. Налоговые системы.
1.1 История возникновения Российской налоговой системы .... 5-10
1.2 Налоги как экономическая категория ................................11-14
1.3Виды налогов и их классификация ....................................14-18
1.4Налоговые системы и их функции ....................................18-21
2 Основные налоги. Этапы формирования и эффективности.
2.1 Эффективность и оптимизация налогообложения ..........22-24
2.2 Этапы формирования современной налоговой системы в России............24-26
2.3 Особенности исчисления основных налогов.................26-35
2.4 Анализ поступлений основных налогов в бюджетную систему РФ и Вологодской области .....................................36-39
3 Проблемы налоговой политики.
3.1 Проблемы формирования новой налоговой системы России в 90-х годах прошлого столетия.....................................40-41
3.2. Проблемы перехода экономики России на рыночную основу...... .......42-43
3.3 Проблемы налогообложения и Проблема неплатежей...........43-47
Заключение.......................48-49
Список источников.......................50

Файлы: 1 файл

НИР.docx

— 106.96 Кб (Скачать файл)

К числу основных видов добываемых полезных ископаемых для целей налогообложения  относят:

-антрацит, каменный и бурый угли, сланцы;

-торф;

-углеводородное сырье;

-руды черных и цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные руды;

-горно-химическое неметаллическое сырье;

-природные алмазы и другие драгоценные камни;

-соль природную и чистый хлористый натрий

-подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;

- сырье радиоактивных металлов и некоторые другие виды полезных ископаемых.

Налоговая база НДПИ определяется по каждому виду полезного ископаемого  отдельно как стоимость добытого полезного ископаемого. Налоговый  кодекс РФ устанавливает ставки налога на добычу полезных ископаемых в основном как адвалорные. Только по горючему природному газу и нефти действуют  специфические налоговые ставки. Действующий порядок определения  суммы налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений  носит временный характер. По применяемой  схеме налоговая ставка устанавливается  как специфическая - в размере 400 руб. (в 2003 г.- 340 руб.) за одну тонну и подлежит применению с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть. Оценка проводится для сорта нефти Urals .

Единый социальный налог

Налогоплательщиками налога являются:

1) лица, производящие выплаты физическим  лицам:

- организации;

- индивидуальные предприниматели

- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

2) индивидуальные предприниматели,  адвокаты, нотариусы, занимающиеся  частной практикой.

Объектом налогообложения для  работодателей являются выплаты  и иные вознаграждения, начисляемые  налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, выплаты по авторским договорам. Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, в денежной или натуральной формах, за вычетом расходов, связанных с их извлечением и учитываемых при расчете налога на доходы физических лиц как профессиональные вычеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Анализ поступлений основных налогов в бюджетную систему РФ и Вологодской области.

 

Отраслям экономики Россия

Отраслям экономики 

% Занятости

Год

Сельское хозяйство

4%

2012

Добыча полезных ископаемых 

11%

2012

Обрабатывающие производства

15%

2012

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

4%

2012

Строительство

6%

2012

Транспорт и связь

8%

2012

Гостиницы и рестораны 

1%

2012

Торговля

20%

2012

Финансовая деятельность

4%

2012

Образование ,Здравоохранение

7%

2012

Государственное управление

7%

2012

Прочие услуги

13%

2012


 

На данной таблице мы прекрасно  видим каким отраслям экономики  Россия отдает предпочтения.

Поступления основных налогов в бюджет расширенного правительства Российской Федерации в 2007-2012 гг., % ВВП

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Уровень налоговой нагрузки

36,1

35,7

30,8

31,9

34,8

34,3

Налог на прибыль

6,6

6,1

3,3

3,8

4,1

3,8

НДФЛ

3,8

4,0

4,3

4,0

3,6

3,6

ЕСН /страховые взносы

5,1

5,1

5,5

5,0

6,3

6,2

НДС

6,9

5,1

5,3

5,5

5,8

5,7

Акцизы

1,0

0,8

0,9

1,0

1,2

1,3

НДПИ

3,6

4,1

2,7

3,1

3,7

4,0

Таможенные пошлины сборы

7,3

8,6

6,8

7,0

8,3

8,0


 

Анализируя данную таблицу о поступлениях основных налогов в бюджетную систему Р.Ф. ЧТО в 2012 г. по сравнению с 2011 г. налоговая нагрузка сократилась на 0,6 п.п. ВВП и выросла на 1,8% в ценах 2012 г. (табл. 8), что свидетельствует об отставании роста налоговых поступлений от роста ВВП. Из представленных в таблице данных видно, что по большинству налогов имело место снижение поступлений относительно ВВП. Так, сборы по налогу на прибыль оказались ниже уровня 2011 г., по НДФЛ остались на уровне предыдущего года, а по НДС и страховым взносам снизились на 0,1 п.п. ВВП. Исключение составили поступления по НДПИ (4,0% ВВП в 2012 г. против 3,7% ВВП в 2011 г.) и по акцизам (1,3% ВВП в 2012 г. против 1,2% ВВП в 2011 г.).  Структура налоговых доходов бюджета расширенного правительства представлена в данной таблице. Можно отметить две сформировавшиеся за последние годы тенденции в изменении структуры налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства.  Во-первых, увеличиваются поступления от акцизов, при этом доля акцизов остается сравнительно низкой в структуре доходов бюджета. Во-вторых, усиливается роль НДПИ в совокупном объеме налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства. В 2012 г. сборы НДПИ, впервые после 2008 г., достигли отметки 4% ВВП, что, к сожалению, свидетельствует о сохранении или даже некотором повышении значимости конъюнктурных факторов для российского бюджета. Главным изменением в налоговом законодательстве за 2012 г. стало снижение основной ставки страховых взносов с 34 до 30%. Данное событие было вызвано негативной реакцией работодателей на повышение основной ставки в 2011 г. с 26 до 34%, выразившейся, в частности, в отказе от ранее запланированных повышений оплаты труда и в переходе на «серые» схемы ее выплаты. В итоге доля фонда оплаты труда без социальных взносов в ВВП в 2011 г. снизилась почти на 4 п.п. ВВП. Снижение основной ставки в 2012 г. стало своего рода уступкой в связи с этими негативными тенденциями. В итоге, понижение основной ставки не привело к серьезному падению поступлений страховых взносов относительно ВВП (всего лишь на 0,1 п.п. ВВП), а при пересчете в ценах 2012 г. даже имел место рост на 1,5%. Данный результат можно связать с частичным отказом от использования «серых» схем при оплате труда.  Кроме того, в 2012 г. фонд оплаты труда за вычетом социальных взносов стабилизировался и вернулся на докризисный уровень - около 42% ВВП, что, в свою очередь, обусловило сохранение объема поступлений НДФЛ на уровне 2011 г.

Объем валового регионального  продукта Вологодской области в 2011 году составил 317 млрд. рублей с ростом к 2010 году в действующих ценах на 20,8%, в сопоставимых ценах - на 6,9%.

2009

2010

2011

213.4 млдр. руб.

262.4 млдр. руб.

317 млдр. руб.


 

Основа экономики Вологодчины  - это промышленность, доля которой в структуре валового регионального продукта более 40% В 2012 году индекс промышленного производства составил 99,2%  к  2011 году. Объем отгруженной продукции промышленности в расчете на 1 жителя области по итогам 2012 года в 1,3 раза превысил средне российский уровень. По этому показателю область заняла 17 место в России и 6 место в Северо-Западном федеральном округе.

Прокат черных металлов

14,9%

Сталь 

15,0%

Минеральные удобрения

11,9%

Ткани льняные

11,8%

Пиломатериалы

6,4%

Фанера

8,9%

Стеклобутылки

8,9%


 

Структура промышленного производства в 2012 году в Вологодской области в %

 

 

2012

Металлургическое производство

52.3

Химическое производство

16.3

Производство пищевых продуктов 

7.3

Производство машин и оборудования

4.1

Обработка древесины и производство изделий из дерева 

3.9

Прочие

16.1


 

И благодаря данной таблице мы прекрасно  видим что в Вологодской области  больше всего преобладает Металлургическое производство составляющая 52.3% .

                    

 

3 Проблемы налоговой  политики.

 

3.1 Проблемы формирования  новой налоговой системы России  в 90-х годах прошлого столетия.

 

Самой сложной проблемой при  разработке новой налоговой системы  была необходимость, как минимум, сохранения сложившего ранее уровня доходов  государства, поскольку нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных  социальных программ. Решение этой задачи усложнялось, с одной стороны, падением производства и сокращением  доходов бюджета вследствие сокращения налоговых поступлений, а с другой стороны - необходимостью компенсации за счет бюджета растущих социальных издержек рыночных преобразований.

Первоначально сохранению минимально необходимого уровня государственных доходов способствовали такие «нерыночные инструменты» как введение налога на добавленную стоимость (НДС) с очень высокой по международным меркам налоговой ставкой - 28 %; обложение НДС финансовой помощи предприятиям и штрафов; очень жесткий, негибкий режим налогообложения прибыли, предусматривающий дополнительное обложение повышенных расходов на оплату труда; введение дополнительных налогов с оборота, таких как налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание объектов социально-культурной сферы. Таким образом, изначально был нарушен один из классических принципов налогообложения - однократность налогообложения. Кроме того, было введено большое количество льгот, не способствующих созданию эффективной конкурентной среды.

Самый первый закон, регламентирующий налоговые отношения в России, был принят в 1991 г. и назывался Закон об основах налоговой системы. С принятием этого закона в России начался этап становления налоговой системы. Этим законом был установлен перечень налогов и сборов, взимаемых на территории России, права и обязанности всех субъектов (участников) налоговых отношений (государства в лице налоговых органов, налогоплательщиков, таможенных и кредитных учреждений), перечень налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение. Следует отметить, что эти меры были весьма жесткими и порой приводили к банкротству предприятий. Так, например, при неполной уплате налога в доход бюджета изымался весь объект налогообложения и взыскивался штраф в таком же размере. Впоследствии Конституционный суд России признал эти меры несоответствующими реальному ущербу, причиняемому налогоплательщиками государству.

Кроме Закона об основах налоговой  системы в 1991 г. было принято множество  законов, регламентирующих исчисление и уплату отдельных налогов. В 1991-1992 гг. в начале формирования налоговой системы в России существовало около 200 различных налогов и сборов. Многие из них были неэффективными, то есть затраты на сбор этих налогов превышали поступления в бюджет. Суммарная налоговая нагрузка была очень высокой и составляла около 70 % доходов предприятий.

Постепенно по мере накопления опыта  налогообложения «нерыночные» налоги отменялись, ставки на действующие налоги снижались, вводились новые права и гарантии для налогоплательщиков, смягчались меры ответственности. Однако, в результате того, что налоговая система постоянно совершенствовалась, в законодательные акты необходимо было постоянно вносить изменения и дополнения, порой по нескольку раз в год. Как правило, изменения и дополнения имели так называемую «обратную силу», то есть распространяли свое действие на отношения, возникшие с начала года, в котором были приняты данные изменения. Издавалось огромное количество нормативных документов, разъяснявших порядок применения законов и изменений к ним. В результате налоговое законодательство было невероятно сложным и запутанным.

 

3.2.  Проблемы перехода экономики России на рыночную основу.

 

Реформирование экономики России с самого начала (с конца 80-х годов прошлого века) было ориентировано на переход к либеральной модели рыночной экономики. Первые практические действия в этом направлении выразились в либерализации хозяйственной деятельности и цен (начиная с 1992 г. цены на 90 % товаров и услуг были полностью освобождены от государственного вмешательства). Ускоренными темпами была проведена приватизация государственных предприятий, которая, к сожалению, не привела к ожидаемому результату, а способствовала образованию монополий.

После распада СССР и появления  на месте бывших союзных республик  новых суверенных государств стали  разрушаться производственно-хозяйственные связи в некогда единых отраслевых комплексах. Это в свою очередь привело к повальному падению промышленного производства. Соответственно стали уменьшаться и доходы государства, которое лишилось прежней налаженной системы финансовых поступлений. Таким образом, первые годы рыночных преобразований в России характеризуются значительным спадом производства, сокращением инвестиций, разладом финансовой системы, резким снижением уровня жизни подавляющей части населения. Так, в декабре 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г. средняя заработная плата возросла в 1,3 раза, а индекс потребительских цен - в 26 раз. Инфляционные процессы, обусловленные ростом цен и неплатежей, негативно сказались на устойчивости денежного обращения и финансово-кредитной системы. В декабре 1994 г. 23 % населения (34 млн. чел.) имели доход ниже прожиточного уровня. Дефицит бюджета возрос до 26 %. Увеличился государственный долг России - как внутренний, так и внешний. Действовавший до начала рыночных преобразований в бывшем Советском Союзе механизм обязательного изъятия финансовых средств предприятий нельзя было назвать налоговой системой. Однако этот механизм соответствовал потребностям существовавшей в то время жесткой административно-командной системы и централизованной государственной экономики. Естественно, что кардинальные изменения, происшедшие в политической и экономической жизни России в 1990 - 1991 гг. обусловили необходимость разработки и скорейшего введения отлаженной системы налогообложения, построенной на принципиально иных началах.

 

3.3 Проблемы налогообложения и Проблема неплатежей.

 

Проблема неплатежей

Очень сложной является проблема неплатежей налогов, т. е. Недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту  недоимки, стало увеличение объёмов  отсроченных платежей, предоставляемых  предприятием имеющим задолженность  по платежам в бюджет, с целью  бронирования поступающих на их расчётные  счета средств для выплаты  заработной платы.  
Другие причины неплатежей - отсутствие средств на счетах плательщиков, а также низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков в этой связи на основании постановления правительства, а также нормативных актов субъектов Федерации проводится реструктуризация задолженности предприятий. В Тамбовской области, на 1 марта сего года 288 предприятий подали заявление  на получение права на реструктуризацию.

Информация о работе Налогообложение и тенденции налоговой политики