Налогообложение и тенденции налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Основная цель - научно исследовательской работы в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
-раскрыть сущность понятия налогов, налоговых систем и принципы их построения, показать важность налогового администрирования
-проследить этапы развития современной налоговой системы, исследовать механизм исчисления основных видов налогов
-проанализировать поступления основных видов налогов в бюджет в течение последних лет
-показать состояние налоговой системы на современном этапе в условиях экономического кризи

Содержание работы

Введение .................................... 3-4
1Налоги. Налоговые системы.
1.1 История возникновения Российской налоговой системы .... 5-10
1.2 Налоги как экономическая категория ................................11-14
1.3Виды налогов и их классификация ....................................14-18
1.4Налоговые системы и их функции ....................................18-21
2 Основные налоги. Этапы формирования и эффективности.
2.1 Эффективность и оптимизация налогообложения ..........22-24
2.2 Этапы формирования современной налоговой системы в России............24-26
2.3 Особенности исчисления основных налогов.................26-35
2.4 Анализ поступлений основных налогов в бюджетную систему РФ и Вологодской области .....................................36-39
3 Проблемы налоговой политики.
3.1 Проблемы формирования новой налоговой системы России в 90-х годах прошлого столетия.....................................40-41
3.2. Проблемы перехода экономики России на рыночную основу...... .......42-43
3.3 Проблемы налогообложения и Проблема неплатежей...........43-47
Заключение.......................48-49
Список источников.......................50

Файлы: 1 файл

НИР.docx

— 106.96 Кб (Скачать файл)

Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, определяющие главные направления государственной политики в сфере налоговой (финансовой) деятельности и закрепленные нормами права.

 Впервые принципы налогообложения  были сформулированы А. Смитом. Английский политэконом выделил,  в частности, принципы справедливости, определенности, удобства плательщика  при уплате налога и др. Эти  принципы сохранили свою актуальность  до настоящего времени. Конституция РФ (ч. 3 ст. 75) предусматривает установление общих принципов налогообложения и создает для этого достаточно широкую основу из положений об обязанности каждого уплачивать законно установленные налоги, о равенстве прав и свобод гражданина и человека, единстве экономического пространства, признании и защите государством всех форм собственности и т.д. Конституции РФ, которая обязывает каждого уплачивать законно установленные налоги. Поэтому принципы налогообложения содержат наиболее общие конституционные начала и в то же время развивают эти начала, наделяя их конкретным смыслом и содержанием.

Существуют четыре основных принципов налогообложения

  • Принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства -налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Налоговая система состоит  из нескольких функций таких как:

  • Фискальная функция налогообложения -основная функция налогообложения.
  • Исторически наиболее древняя и одновременно основная налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета.

Макроэкономическая  функция - это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

Распределительная (социальная) функция налогообложения -состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения -направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

Стимулирующая подфункция налогообложения -направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.

Контрольная функция налогообложения -позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Основные тенденции  развития налоговой системы

  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот                           

 

2 Основные налоги. Этапы формирования и эффективности.

 

2.1  Эффективность и оптимизация налогообложения.

 

Эффективность налоговой  системы Понятие достаточно сложное, относящееся к группе показателей и характеристик, не поддающихся точному количественному определению. Под эффективностью налоговой системы в широком смысле понимается ее способность выполнять возложенные на нее функции.

Это означает, что налоговая  система может быть признана эффективной  лишь в том случае, если она отвечает следующим общим (основным) требованиям:

  • обеспечивает поступление налогов в бюджет в объемах, достаточных для выполнения государством своих экономических, социальных и общественно-политических функций;
  • обеспечивает финансовые условия для возобновления воспроизводственных процессов на расширенной основе (это требование означает, что средства, остающиеся после уплаты налогов, должны быть достаточными для сохранения и развития производства в реальном секторе экономики);
  • способствует решению наиболее важных общегосударственных задач, определенных в социально-экономической политике государства в качестве приоритетных и нашедших соответствующее отражение в налоговом законодательстве.

Таким образом, для оценки эффективности налоговой системы  требуется целый комплекс критериев. Однако практически не существует прямых показателей, однозначно (в положительном  или отрицательном аспекте) характеризующих  результативность налоговой системы. Поэтому при оценке эффективности  используются косвенные макроэкономические показатели.

В расчет при этом принимается динамика следующих  показателей:

  • удельного веса общей суммы налогов в валовом внутреннем продукте;
  • уровня бюджетного дефицита по отношению к валовому национальному продукту;
  • объемов общественного производства в целом и по отраслям;
  • объемов капитальных вложений;
  • финансовых результатов в целом по экономике и по отраслям;
  • уровня инфляции и т. д.

Главным недостатком этих показателей является их многоаспектность, наличие множества факторов, под  воздействием которых они формируются, поэтому при анализе экономических  процессов на макроуровне, чрезвычайно  трудно определить роль именно налоговой  системы в развитии этих процессов.

Эффективность в  узком смысле - это оптимальные внутрисистемные характеристики, свидетельствующие о наличии высоких потенциальных возможностей для выполнения налогами своих функций. Наиболее важными внутрисистемными характеристиками, предопределяющими эффективность или неэффективность налоговой системы, являются:

  • общий уровень налогообложения (удельный вес налогов в валовом национальном продукте)
  • соотношения прямых и косвенных налогов; налогов с физических и юридических лиц
  • устойчивость (стабильность) налогового законодательства
  • роль отдельных видов налогов и налоговых групп в формировании доходов бюджета
  • дифференциация ставок налогообложения и ее обоснованность
  • система льгот и ее соответствие приоритетам социально-экономической политики государства и интересам налогоплательщиков
  • характер системы санкций
  • уровень сложности расчета налогооблагаемой базы
  • наличие лазеек для ухода от налогообложения
  • качественный уровень налогового законодательства и т. д

 

2.2  Этапы формирования современной налоговой системы в России.

 

В России существовало три   Этапы формирования современной налоговой системы. Сейчас о которых мы поговорим подробнее.

1 этап (1991-1993) - принятие закона об основах налоговой системы РФ.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана  в 1991г., когда в декабре этого  года был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий  перечень идущих в бюджетную систему  налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также  права и обязанности налоговых  органов. Налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают  важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем. С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений. Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

2 этап (1994-1998) - характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что безусловно создавало нестабильность налоговой системы.

Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы. Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны. Кризис выявил крупные недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие возможности уклонения от налогообложения. Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие друг другу.

3 этап (1998-наше время) - этап введения в действие единого документа по налогам.

Первый проект кодекса был внесен в Государственную Думу еще в  начале 1996 года. При этом к тому времени  в правительстве была закончена  разработка только первой (общей) части  Налогового кодекса. После многомесячного обсуждения в комиссии и комитетах  парламента летом следующего года кодекс был впервые вынесен на обсуждение палаты в целом. Окончательно первая часть кодекса была принята Думой уже в период правления кабинета Сергея Кириенко. Одновременно с рассмотрением антикризисного налогового пакета в Думе состоялось второе и третье чтение кодекса.3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении, уже 16 июля - в третьем чтении. Сразу на следующий день в Совете Федерации состоялось номинальное голосование (Постановление N 370-СФ) и 17 июля 1998 года документ ушел на подпись Президенту РФ. Президент РФ подписал документ 31 июля 1998 года за номером 146-ФЗ.6 августа вышел сдвоенный выпуск «Российской газеты» - официального издания, в котором и была впервые официально опубликована Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.21 июля 1998 года документ был направлен Госналогслужбой России для ознакомления и использования в работе во все инспекции.1 января 1999 года Первая часть Налогового кодекса РФ вступила в силу. Вторая часть Налогового Кодекса принята Государственной Думой 19 июля 2000 года, одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года.

 

2.3 Особенности исчисления  основных налогов.

Информация о работе Налогообложение и тенденции налоговой политики