Налогообложение имущества физических лиц и задачи его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – разработка предложений по совершенствованию налогообложения имущества физических лиц.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой теоретические основы налогообложения имущества физических лиц ;
2. оценить действующий механизм исчисления и взимания налога на имущество;

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1. Теоретические основы налогообложения имущества физических лиц.............5
1.1 История возникновения и развития налога на имущество физических лиц..5
1.2 Экономическая сущность и роль налога на имущество физических лиц........8
1.3 Принципы налогообложения имущества физических лиц..............................10
1.4 Выводы по первой главе.....................................................................................12
2. Оценка действующего механизма исчисления и взимания налога на имущество физических лиц за 2010-2012 гг...........................................................13
2.1 Механизм исчисления налога на имущество физических лиц.......................13
2.2 Анализ поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет за 2010-2012 гг.........................................................18
2.3 Выводы по второй главе.....................................................................................21
3. Основные направления совершенствования налога на имущество физических лиц...............................................................................................................................22
3.1 Проблемы налогообложения имущества физических лиц Российской Федерации..................................................................................................................22
3.2 Основные направления совершенствования налогообложения имущества физических лиц..........................................................................................................23
Заключение.................................................................................................................26
Список использованных источников.......................................................................28

Файлы: 1 файл

курсовая нофл переделанная.docx

— 79.34 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение 

высшего профессионального образования 

«Оренбургский государственный университет»

 

 

Финансово-экономический факультет

 

Кафедра финансов

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Налогообложение физических лиц"

 

Налогообложение имущества  физических лиц и задачи его совершенствования 

 

ОГУ 080105.65.5008.05 ОО

 

                                                                        

                                                                      Руководитель работы 

                                                                      доктор эконом. наук,  

                                             ______________Ю.Г. Тюрина 

                                              “____ “  _______________ 2013     г.                          

                                             Исполнитель 

                                             студент группы 11ЭК(б)НН 

                                               _________________

                                               “____ “   _____________ 2013      г.                                           

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2013

 

Содержание

 

Введение.......................................................................................................................3

1. Теоретические основы  налогообложения имущества физических  лиц.............5

1.1 История возникновения  и развития налога на имущество  физических лиц..5

1.2 Экономическая сущность  и роль налога на имущество  физических лиц........8

1.3 Принципы налогообложения  имущества физических лиц..............................10

1.4 Выводы по первой главе.....................................................................................12

2. Оценка действующего  механизма исчисления и взимания  налога на имущество физических  лиц за 2010-2012 гг...........................................................13

2.1 Механизм исчисления  налога на имущество физических  лиц.......................13

2.2 Анализ поступлений  налога на имущество физических  лиц в консолидированный бюджет за 2010-2012 гг.........................................................18

2.3 Выводы по второй  главе.....................................................................................21

3. Основные направления  совершенствования налога на  имущество физических лиц...............................................................................................................................22

3.1 Проблемы налогообложения  имущества физических лиц Российской  Федерации..................................................................................................................22

3.2 Основные направления  совершенствования налогообложения  имущества физических лиц..........................................................................................................23

Заключение.................................................................................................................26

Список использованных источников.......................................................................28

 

 

 

Введение

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый  государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в  целях финансового обеспечения  деятельности государства и муниципальных  образований.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы.

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма  доходов государства. Поскольку  экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства  с юридическими и физическими  лицами, эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое  назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Одним из важнейших налогов  является налог на имущество физических лиц, так как он играет не последнюю  роль в формировании доходной части  бюджета.

Налоги на имущество появились  вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима. В последние  годы содержание Федерального Закона N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" менялось несколько раз. Существенным изменениям подверглись объекты налогообложения, изменились ставки по налогу.

На сегодняшний день налог  на имущество физических лиц активно  обсуждается членами правительства, которые хотят ввести налог на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Цель данной работы – разработка предложений по совершенствованию налогообложения имущества физических лиц.

 Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой теоретические основы налогообложения имущества физических лиц ;
  2. оценить действующий механизм исчисления и взимания налога на имущество;
  3. охарактеризовать основные направления совершенствования налоговой политики.

Предметом исследования в  настоящей курсовой работе является порядок взимания и формирования налогов на имущество физических лиц, объект исследования - материалы Госкомстата Российской Федерации, Федеральной налоговой службы России, периодические экономические и специализированные налоговые издания.

Теоретической и методологической основой исследования послужили  законодательные акты и постановления  Правительства РФ, а также научные  труды отечественных и зарубежных ученых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы налогообложения имущества  физических лиц

 

1.1 История возникновения  и развития налога на имущество   физических лиц

 

 

Взимание налогов —  древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

Первые сведения о налогах  в истории нашего государства  мы встречаем в Киевской Руси. Первый вид налогов – это дань, которую  платили побежденные племена. Это, по сути дела, сначала нерегулярный, а затем все более систематический  прямой налог. Князь Олег, как только утвердился в Киеве, занялся установлением  дани с подвластных племен. Как  сообщает историк С. М. Соловьев (1820—1879): "Некоторые платили мехами с  дыма, или обитаемого жилища, некоторые  по шлягу от рала". Под шлягом, В.О. Ключевский предполагает иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. "От рала" — с плуга или сохи [2,ч.I, с.151].

В период удельной раздробленности, наступивший в первой трети XII века, ввиду постоянных стычек между князьями регулярного сбора дани не было. По отрывочным сведениям можно судить о том, что сельское население платило «посошную» подать и «оброк», а городское (ремесленники и торговцы) – «подворную». Посошная подать уплачивалась за пользование землей владельца, как правило, в натуральной форме. Конкретизируется понятие оброка, который приобрел более широкое значение. Это была подать с земли (земельная рента) или плата за пользование государственным промыслом (рыбная ловля, добыча соли, бобровый гон и т.д.). Подворная подать взималась с посадского населения, а единицей обложения был двор. Е.Г, Осокин утверждает, что «дань во время удельного периода теряет свое значение платежа покоренного народа и принимает характер прямого сбора с народа»[3.с.43].

В XIII веке после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань явилась формой регулярной эксплуатации русских земель. Ее взимание началось после переписи населения, проведенной в 1257-1259 гг. монгольскими «численниками». После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал "выход", взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. Единицей налогообложения служило отдельное хозяйство – «соха».

Со времени Ивана Калиты (великий князь в 1328-1340) татары определяли общее количество дани, а право ее сбора со всех русских земель передано великому князю. Возобновилась раскладка по сохам и людям. Размер дани определялся по соглашению великого князя с ханом. Например, Дмитрий Донской (годы княжения 1359-1389) платил в Орду 5 тыс. рублей, Василий II (1425-1462) – 7 тыс.; увеличение было связано с расширением границ Московского государства [3,с.46].

Упорядочение государственного устройства происходит при Иване  III (1462-1505). При нем складывается финансовая, а вместе с ней и налоговая система: подати становятся постоянными, прямые сборы приняли характер прямых налогов, общей единицей обложения являлась соха, которая использовалась при раскладке налогов как в сельской местности, так и в городах. При Иване Грозном в 1490-1504 гг. была сделана опись податных объектов – посошина на землях Белозерских, Тверских, Новгородских, Костромских, Вологодских.

Сельская "соха" включала определенное количество пахотной земли  и менялась в зависимости от качества почвы, а также социального положения  владельца.

"Сошное письмо" составлял  писец с состоявшими при нем  подьячими. Описания городов и  уездов с населением, дворами,  категориями землевладельцев сводились  в писцовые книги. "Соха" как  единица измерения налога была  отменена в 1679 г. Единицей для  исчисления прямого обложения  к тому времени стал двор.

В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати. Напомним, что до 1678 г. единицей налогообложения была "соха", устанавливаемая "сошным письмом". С 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей стали огораживаться единым плетнем.

Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько  этапов до 1724 г. Перепись учла 5 600 000 податных душ мужского пола, в том числе 5400000 крестьян и 183400 посадских людей, неподатное население исчислялось  в 515000 душ мужского пола, а общая  численность населения — 15500000 чел.

Размер подушной подати был  определен следующим образом: расходы  на содержание армии 4000000 руб. возложили  на крестьян. Получилось 74 коп. с души. Содержание флота возложили на посадское  население, получился 1 руб. 14 коп.

В 80-х гг. XIX в. Была отменена подушная подать. В 1863 г. Подушная подать оказалась заменена всесословным налогом. Новому налогу подлежали все строения и земли в городской черте, за исключением малоценных имуществ, с которых пришлось бы менее 25 коп. В 1872 г. Реформу городских налогов распространили на Сибирь. [4, с.58].

Основные трудности были связаны с оценкой недвижимости. Единая методология отсутствовала. Городские оценки поначалу были не везде, а существовавшие – не всегда отличались качеством. В 1875 г. Министру финансов специальным указом было поручено составить инструкцию для единообразной оценки недвижимости и провести оценку одновременно во всех городах. Однако закон не подразумевал дополнительного финансирования, а имевшихся сил было явно недостаточно. Министр финансов взял за основу сведения противопожарного страхования. На основе страховых данных, городской оценки, числа жителей и численности облагаемых имуществ в 1884 г. Правительство вывело «оценки городских поселений». По каждому городу была подсчитана суммарная стоимость городской недвижимости в рублях. Исходя из нее Минфин установил, что платежи каждого города находились на уровне 0,3 % его оценки.

С 1894 г. В России (в Сибири – с 1901 г.) взимался также квартирный налог. Целью его введения было обложение  зажиточной части общества. Налог  взимался не повсеместно, а лишь в  тех городах, которые податной надзор находил достаточно зажиточным.

В целом по Российской Империи  в 1913 г. поступление квартирного  налога  составили 9 млн. руб. против 33 млн. руб. государственного налога  с городской недвижимости. Итак, налоги с городской недвижимости стали одним из основных прямых налогов Российской Империи.[4, с.60]

Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц и задачи его совершенствования