Налогообложение имущества физических лиц и задачи его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – разработка предложений по совершенствованию налогообложения имущества физических лиц.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой теоретические основы налогообложения имущества физических лиц ;
2. оценить действующий механизм исчисления и взимания налога на имущество;

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1. Теоретические основы налогообложения имущества физических лиц.............5
1.1 История возникновения и развития налога на имущество физических лиц..5
1.2 Экономическая сущность и роль налога на имущество физических лиц........8
1.3 Принципы налогообложения имущества физических лиц..............................10
1.4 Выводы по первой главе.....................................................................................12
2. Оценка действующего механизма исчисления и взимания налога на имущество физических лиц за 2010-2012 гг...........................................................13
2.1 Механизм исчисления налога на имущество физических лиц.......................13
2.2 Анализ поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет за 2010-2012 гг.........................................................18
2.3 Выводы по второй главе.....................................................................................21
3. Основные направления совершенствования налога на имущество физических лиц...............................................................................................................................22
3.1 Проблемы налогообложения имущества физических лиц Российской Федерации..................................................................................................................22
3.2 Основные направления совершенствования налогообложения имущества физических лиц..........................................................................................................23
Заключение.................................................................................................................26
Список использованных источников.......................................................................28

Файлы: 1 файл

курсовая нофл переделанная.docx

— 79.34 Кб (Скачать файл)

В ноябре 1923 г. в период проведения новой экономической политики был  введен налог со строений.  С этого  момента с небольшим перерывом  и изменениями он действовал в  системе местного обложения до 1 июля 1981 г. [5,с.183].

В 1981 г. вместо налога со строений был введен налог с владельцев строений. Налог взимался по двум ставкам: 0,5% - при обложении жилого фонда  и 1% - при обложении остальных  строений. Рассчитывалась сумма налога финансовым органом на основании  данных об инвентаризации на начало года, а при их отсутствии – по страховой  оценке. Налог с владельцев строений, также как и земельный налог, уплачивался ежегодно равными долями до 15 июня и до 15 августа.

В 1992 г. вступил в силу Закон РСФСР от 9 декабря 1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», который объединил два налога: налог на строения, помещения и  сооружения и налог на транспортные средства1.

В результате сложилась ситуация, когда владельцы транспортных средств  облагались разными налогами в зависимости  от того, какими транспортными средствами они располагают.  Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и  лица без гражданства, имеющие автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и  другие самоходные машины, и механизмы  на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов), платили налог с владельцев транспортных средств. Физические лица, имевшие в собственности вертолеты, самолеты, теплоходы, яхты, катера, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок), платили налог на транспортные средства, который с 1 января 2003 г. после вступления в силу главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации «Транспортный налог» 2 вошел в состав транспортного налога. В его состав в 2003 г. также вошел налог с владельцев транспортных средств.

В настоящее время  в  состав налогов на имущество физических лиц входят налог на недвижимое имущество (строения, сооружения, здания и т.п.), транспортный налог. Дополнительную группу налогов на недвижимость составляет земельный налог. Группа названных  налогов объединяется одним понятием - "имущественные налоги с граждан".

 

1.2 Экономическая  сущность и роль налога на  имущество физических лиц

 

Государственная власть любого государства, в том числе России, на протяжении всей истории своего существования нуждалась, нуждается  и будет нуждаться в дешевых  средствах, необходимых для выполнения присущих ей функций перед обществом. Одним из таких дешевых средств  являются налоги.

Налоги - это обязательные индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических  лиц, установленные органами законодательной  власти с определением размеров и  сроков их уплаты, предназначенные  для финансового обеспечения  деятельности государства и органов  местного самоуправления.

 Налоги  выражают денежные  отношения, складывающиеся у государства  с юридическими и физическими  лицами в связи с перераспределением  национального дохода и мобилизацией  финансовых ресурсов в бюджетные  и внебюджетные фонды государства. 

За счет налоговых взносов  формируются финансовые ресурсы  государства, аккумулируемые в его  бюджете и внебюджетных фондах. Таким  образом, экономическая сущность налогов  сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в экономике, с целью  формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных  услуг.

Налоги это не только экономическая  категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория  налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций  проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого  процесса воспроизводства, инструмента  распределения и перераспределения  доходов.

 Выделяют следующие  функции налогов: 

    1. распределительную;
    2. фискальную;
    3. контрольную.

С точки зрения формирования бюджетов (федерального, субъектов  Федерации и местных), налоги есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач (функций), возлагаемых на государство, а именно:

  1. удовлетворение общественных потребностей на содержание аппарата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных проблем и т. д.;
  2. регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развитие инфраструктуры;
  3. решение вопросов освоения новых технологий, программ и производств;
  4. обеспечение международных договорных обязательств и т. д.

 

Налог на имущество является регулярным налогом и взыскивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется  это имущество или нет. Налог  на имущество физических лиц охватывает значительную часть населения страны. Так, налоговыми органами в 2010 г. было учтено более 64 млн. граждан, собственников  строений, помещений и сооружений, которые являются объектами налогообложения.

Налоги на имущество (в  том числе на жилые помещения) принадлежат к числу старых, традиционных платежей, которые хорошо известны большинству современных государств. В советское время большая  часть жилых помещений находилась в государственной собственности, что исключало обложение их налогом. Лишь с начала 90-х годов после  демонополизации роли государства  в жилищной сфере вопрос налогообложения  жилья стал актуален.

В последнее десятилетие  в результате проводимой приватизации жилья все больше граждан стало  приобретать жилые помещения  в частную собственность. Но, становясь  собственниками жилья, граждане приобретают  не только права, но и обязанности. Одной  из главных в данном контексте  является конституционная обязанность  платить законно установленные  налоги и сборы.

 

 

1.3 Принципы налогообложения  имущества физических лиц

 

 

Основные принципы налогообложения  рассматриваются в Налоговом  кодексе Российской Федерации (ст. 3 и ст. 5).

К основным принципам налогообложение  относятся:

  1. каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога – это и есть принцип всеобщности;
  2. налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, в этом заключается принцип равенства;

Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в зависимости  от формы собственности, гражданства  физических лиц или места происхождения  капитала;

  1. налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав – это принцип экономичности;
  2. не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
  3. ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ, установленные в ином порядке, чем это определено настоящим кодексом;
  4. при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить – это принцип удобства и простоты;
  5. все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) – принцип защиты налогоплательщика [1].

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере налогов  и сборов и таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством случаях издают нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Адам Смит первым выделил четыре основных принципа взимания налога:

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения  и равномерность распределения  налога между гражданами соразмерно  их доходам;

2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ  и время платежа были совершенно  точно заранее известны плательщику;

3. Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься  в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие  удобства для плательщика;

4. Принцип экономии, заключающийся  в сокращении издержек взимания  налога, в рационализации системы  налогообложения.

Также существенный вклад  в развитие принципов налогообложения  внес Адоль Вагнер. Он разделил принципы на 4 основные группы:

1 группа - финансовые принципы:

  1. Принцип достаточности;
  2. Принцип эластичности налогообложения.

2 группа - этические  принципы:

  1. Принцип равномерности;
  2. Принцип всеобщности.

3 группа - административно  - технические принципы:

  1. удобство налогообложения;
  2. определенность уплаты налога;
  3. минимизация издержек, связанных с взиманием налога.

4 группа - народнохозяйственные  принципы налогообложения:

  1. оптимальный выбор источника налогообложения;
  2. формирование налоговой системы, которая учитывает проблемы переложения налога.

 

 

 

 

 

 

1.4 Выводы по первой главе

 

Налоги в Российском государстве  имели предшественника – дань, которая налагалась на побежденные  племена, постепенно дань распространилась на коренное население государства. 

В период царствования Ивана  III окончательно складывается налоговая система, вводятся первые прямые и косвенные налоги.

Первым этапом становления  системы налогообложения имущества  физических лиц становится отмена в 80-х гг. XIX в. подушной подати и введение всесословного налога, которому подлежали все строения и земли в городской черте, за исключением малоценных имуществ.

Активное реформирование имущественного налогообложения начинается на рубеже 1991-1992 гг., так как именно в этот период был взят твердый  курс на коренное преобразование экономических  отношений и переход к рынку.

Экономическая сущность налогов  сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в экономике, с целью  формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных  услуг.

Налог на имущество является регулярным налогом и взыскивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется  это имущество или нет. Налог  на имущество физических лиц охватывает значительную часть населения страны. Налоги на имущество (в том числе на жилые помещения) принадлежат к числу старых, традиционных платежей, которые хорошо известны большинству современных государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка действующего  механизма исчисления и взимания  налога на имущество физических  лиц за 2010-2012 гг.

2.1 Механизм исчисления  налога на имущество физических  лиц

 

Согласно российскому  законодательству физические лица, владеющие  объектом имущества обязаны уплачивать налог на имущество физических лиц. Налог на имущество физических лиц – местный налог, взимаемый на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Первоначально существовали два налога на имущество физических лиц: налог на строения, помещения и сооружения и налог на транспортные средства. С 1 января 2003 г. в связи с введением гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ в качестве налога на имущество физических лиц взимается только налог на строения, помещения и сооружения.

Суммы налога зачисляются  в местный бюджет по месту происхождения (регистрации) объекта обложения.

С 1 января 1992 г. в соответствии с Законом РФ от 09.12.91 N 2003-1 "О  налогах на имущество физических лиц" физические лица, имеющие в  собственности объекты жилого и  нежилого фонда (жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения  и сооружения), ежегодно уплачивают налог на строения, помещения и  сооружения, введенный для собственников  этих видов недвижимого имущества  вместо ранее уплачиваемой ими платы  за наем в домах государственного, муниципального и ведомственного фонда. Определяемая для уплаты физическими  лицами сумма этого налога зависит  от размера ставок налога и налоговой  базы, т.е. инвентаризационной стоимости  объекта налогообложения, определяемой органами технической инвентаризации по восстановительной стоимости, уменьшенной  на величину стоимостного выражения  физического износа, с учетом коэффициента пересчета восстановительной стоимости, ежегодно устанавливаемого представительными  органами местного самоуправления.

Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц и задачи его совершенствования