Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:26, курсовая работа
Цель данной работы – разработка предложений по совершенствованию налогообложения имущества физических лиц.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой теоретические основы налогообложения имущества физических лиц ;
2. оценить действующий механизм исчисления и взимания налога на имущество;
Введение.......................................................................................................................3
1. Теоретические основы налогообложения имущества физических лиц.............5
1.1 История возникновения и развития налога на имущество физических лиц..5
1.2 Экономическая сущность и роль налога на имущество физических лиц........8
1.3 Принципы налогообложения имущества физических лиц..............................10
1.4 Выводы по первой главе.....................................................................................12
2. Оценка действующего механизма исчисления и взимания налога на имущество физических лиц за 2010-2012 гг...........................................................13
2.1 Механизм исчисления налога на имущество физических лиц.......................13
2.2 Анализ поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет за 2010-2012 гг.........................................................18
2.3 Выводы по второй главе.....................................................................................21
3. Основные направления совершенствования налога на имущество физических лиц...............................................................................................................................22
3.1 Проблемы налогообложения имущества физических лиц Российской Федерации..................................................................................................................22
3.2 Основные направления совершенствования налогообложения имущества физических лиц..........................................................................................................23
Заключение.................................................................................................................26
Список использованных источников.......................................................................28
За последние несколько лет сложилась ситуация, когда инвентаризационная стоимость практически оставалась неизменной и соответственно размер налога не увеличивался, тогда как плата за наем жилья в государственном, муниципальном и ведомственном фонде постепенно повышалась. В связи с этим сумма налога в эти годы была значительно ниже размера платы за наем помещений в государственном, муниципальном и ведомственном фонде и в большинстве случаев составляла от 2 до 7 руб. в год в расчете на одного плательщика.
В целях выравнивания этого положения было принято решение повысить в 2002 г. размер взимаемого с принадлежащих физическим лицам объектов недвижимого имущества налога, увеличив инвентаризационную стоимость имущества за счет повышения коэффициента пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений (который является элементом оценки) с 1,48 до 15. При этом следует отметить, что рассчитанная по данному коэффициенту инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества по-прежнему останется значительно ниже их реальной стоимости и стоимости, определяемой органами технической инвентаризации при совершении физическими лицами сделок с недвижимым имуществом на вторичном рынке (купли - продажи, мены, дарения и т.п.), и поэтому будет применяться исключительно для целей исчисления налога на строения, помещения и сооружения.
Объектом налогообложения имущества физических лиц является:
1) жилой дом;
2) квартира;
3) комната;
4) дача;
5) гараж;
6) иное строение, помещение и сооружение;
7) доля в праве общей
собственности на имущество,
В 2002 г. был изменен порядок исчисления налога на строения, помещения и сооружения. Это связано с изменениями, внесенными Федеральным законом N 168-ФЗ от 17.07.99 в Закон РФ от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Указанным Законом в качестве налоговой базы для исчисления налога на строения, помещения и сооружения была определена суммарная инвентаризационная стоимость, т.е. сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, принадлежащих одному физическому лицу, расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. Указанным Законом ставки налога были установлены в определенных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости (таблица 1).
Таблица 1 -Ставки налога на имущество физических лиц
Суммарная инвентаризационная
стоимость |
Ставка налога, % |
До 300 000 (включительно) |
До 0,1 (включительно) |
Свыше 300 000 до 500 000 (включительно) |
Свыше 0,1 до 0,3 (включительно) |
Свыше 500 000 |
Свыше 0,3 до 2,0 (включительно) |
В этих границах представительным органам местного самоуправления предоставлено право определять дифференциацию ставок в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
Независимо от способа
приобретения имущества право собственности
на него в соответствии со ст.219 ГК РФ
и Федеральным законом от 21 июля
1997 г. N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним" Федеральный
закон "О государственной
В соответствии со ст. 1 этого Закона обязанность по уплате налога возложена на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих на территории РФ в собственности имущество, признаваемое Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" объектом налогообложения.
Основания возникновения
права собственности могут быть
самые разные. Первоначальное приобретение
права собственности, т.е. приобретение
в собственность жилого помещения,
ранее не находившегося в частной
собственности. К таким основаниям
следует отнести договор
На практике нередки случаи, когда граждане, построившие индивидуальный жилой дом и проживающие в нем, не торопятся зарегистрировать свое право собственности на него. Налоговыми органами проводится работа по выявлению тех зданий, строений и сооружений, владельцы которых под различными предлогами не проходят процесс ввода в эксплуатацию построенного жилья и, соответственно, не могут быть привлечены к налогообложению. Такая ситуация может существовать сколь угодно долго, до тех пор, пока владельцу не понадобится совершить какую-либо сделку с этим объектом.
Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Если имущество, являющееся объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то налогоплательщиком признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в праве собственности. За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.
Если собственниками имущества
являются несовершеннолетние дети, то
налоговые платежи
Единственным исключением
из общего правила являются жилые
помещения в жилищных и жилищно-строительных
кооперативах, налог на которые уплачивается
с момента полного внесения паевого
взноса членами кооператива. В данном
случае не имеет значения, было ли зарегистрировано
право собственности на это имущество.
Налоговые органы объясняют это
положение тем, что "момент возникновения
права собственности
В соответствии с Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" налоговой базой для налога на имущество является суммарная инвентаризационная стоимость объекта.
Инвентаризационная стоимость
- это восстановительная
Организации технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления налога на строения, помещения и сооружения, по состоянию на 1 января текущего года.
Организации технической инвентаризации обязаны направлять сведения об инвентаризационной стоимости расположенного на подведомственной им территории недвижимого имущества и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов.
В случае, если отсутствуют
технические паспорта объектов недвижимого
имущества или плановая инвентаризация
таких объектов не была проведена
в течение последних пяти лет,
организации технической
В случае, если объект налогообложения
на момент представления сведений не
поставлен правообладателем на технический
учет, организации технической
Оценка одного квадратного метра жилья определяется исходя из инвентаризационной стоимости всего здания. В зависимости от строительных материалов и конструкций, использованных при строительстве, а также процента износа определяется стоимость одного квадратного метра.
Налоговые органы ежегодно исчисляют налог на имущество и не позднее, чем за 30 рабочих дней до 1 ноября, т.е. не позднее 20 сентября уведомление на уплату этого налога налоговые органы отправляют гражданам. Ранее физические лица уплачивали налог на имущество за равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября этого же года (п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). С 1 января 2011 г. налог на имущество физических лиц должен уплачиваться не позднее 1 ноября года, следующего за годом исчисления налога. Таким образом, обязательный платеж за 2011 г. необходимо будет перечислить на основании налогового уведомления до 1 ноября 2012 г. Платежи по налогу на имущество физических лиц зачисляются полностью в бюджет муниципального образования по месту нахождения объекта налогообложения.
В соответствии со ст. 52 НК РФ
налоговый орган, исчисливший сумму
налога, не позднее 30 дней до наступления
срока платежа должен направить
физическому лицу (его законному
или уполномоченному
За просрочку гражданами платежей по налогу начисляется пеня в процентах от неуплаченной суммы налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.
В случае неисполнения физическим лицом в установленный срок обязанностей по уплате налога, пеней, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней.
Заявление о взыскании подается в суд налоговым органом в течение шести месяцев по истечении восьми дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом физическому лицу.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 1 500 рублей. Если же, в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, такая сумма налогов, пеней, не превысила 1 500 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Если указанная сумма превысила 1 500 рублей, то налоговый орган обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 рублей.
К заявлению о взыскании
может прилагаться ходатайство
налогового органа о наложении
ареста на имущество ответчика в
порядке обеспечения
Взыскание налога, пеней, за счет имущества физического лица производится на основании вступившего в законную силу судебного акта последовательно в отношении:
1) денежных средств на
счетах в банке и электронных
денежных средств, переводы
2) наличных денежных средств;
3) имущества, переданного
по договору во владение, в
пользование или распоряжение
другим лицам без перехода
к ним права собственности
на это имущество, если для
обеспечения исполнения
Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц и задачи его совершенствования