Налогообложение имущества физических лиц и задачи его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – разработка предложений по совершенствованию налогообложения имущества физических лиц.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой теоретические основы налогообложения имущества физических лиц ;
2. оценить действующий механизм исчисления и взимания налога на имущество;

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1. Теоретические основы налогообложения имущества физических лиц.............5
1.1 История возникновения и развития налога на имущество физических лиц..5
1.2 Экономическая сущность и роль налога на имущество физических лиц........8
1.3 Принципы налогообложения имущества физических лиц..............................10
1.4 Выводы по первой главе.....................................................................................12
2. Оценка действующего механизма исчисления и взимания налога на имущество физических лиц за 2010-2012 гг...........................................................13
2.1 Механизм исчисления налога на имущество физических лиц.......................13
2.2 Анализ поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет за 2010-2012 гг.........................................................18
2.3 Выводы по второй главе.....................................................................................21
3. Основные направления совершенствования налога на имущество физических лиц...............................................................................................................................22
3.1 Проблемы налогообложения имущества физических лиц Российской Федерации..................................................................................................................22
3.2 Основные направления совершенствования налогообложения имущества физических лиц..........................................................................................................23
Заключение.................................................................................................................26
Список использованных источников.......................................................................28

Файлы: 1 файл

курсовая нофл переделанная.docx

— 79.34 Кб (Скачать файл)

4) другого имущества, за  исключением предназначенного для  повседневного личного пользования  физическим лицом или членами  его семьи, определяемого в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

 

2.2 Анализ поступлений  налога на имущество физических  лиц в консолидированный бюджет за 2010-2012 гг.

 

В консолидированный бюджет Российской Федерации в  2011 году поступило 9 720,0 млрд. рублей, что на 26,3% больше, чем в 2010 году, а в 2012 году поступило 9 997,6 млрд. рублей, или на 12,8% больше, чем в 2011 году. Следовательно можно сравнить процентную разницу между поступлениями в 2010 и 2012 годах. В 2012 году поступления в консолидированный бюджет по сравнению с 2010 годом превышают 39,1%. Следовательно можно сделать вывод, что с каждым годом доходы в консолидированный бюджет растут.

 

Что касается налога на имущество  физических лиц, то его поступления сначала уменьшались, но потом резко возросли. Так налога на имущество физических лиц в 2011 году поступило 4,9 млрд. рублей, или в 3,2 раза меньше, чем в 2010 году ( Рис. 1).

Снижение поступлений  обусловлено изменением с 01.01.2011 срока  уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в 2011 году в основном являются переходящими платежами по итогам  перерасчетов налоговых обязательств за 2010 год.

Резкий рост поступлений  налога на имущество в консолидируемый бюджет наблюдается в 2012 году. Так налога на имущество физических лиц в 2012 года поступило 15,9 млрд. рублей, или в 3,5 раза больше, чем в 2011 года (Рис. 1).

Рост поступлений в 2012 году обусловлен изменением с 01.01.2011 срока уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в 2011 году в основном являлись переходящими платежами по итогам перерасчетов налоговых обязательств за 2011 год.

 

 

Рисунок 1-Динамика поступлений налога на имущество в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010–2012 гг.

 

На величину поступлений  налога в бюджет оказало влияние  увеличение количества объектов налогообложения  и совокупной налоговой базы, дифференцированная налоговая ставка, льготное налогообложение. Динамика поступлений налога на имущество  физических лиц наглядно показана на рисунке 1.

 

Рисунок 2 - поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010-2012 гг.

 

 

2010 год

 
2011год

 

 
2012год

 

В процентах к 2010 году

в процентах к 2011 году

Всего поступило в консолидированный  бюджет Российской Федерации

 

7 695,8

8 788,1

 

9 912,6

 

126,3

112,8

в консолидированные бюджеты субъектов  РФ

4 488,6

4 759,6

 

5 259,2

 

116,7

110,5

Имущественные налоги

628,2

659,9

 

759,1

 

107,9

115,0

в консолидированные бюджеты субъектов  РФ

628,2

659,9

 

759,1

 

107,9

115,0

из них:

             

Налог на имущество физических лиц

15,6

4,5

 

15,9

 

31,7

350,4


 

Поступление налога на имущество физических лиц представлено в таблице 2 за 3 года. Из таблицы видно, что поступление налога на имущество стабильно растет. Увеличение поступления налога на имущество физических лиц в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом составляет 350,4%.

Население участвует в  формировании доходной части бюджетов разных уровней через налоги, взимаемых с них. Одним из таких налогов является налог на имущество физических лиц. Однако, несмотря на рыночные преобразования, проводимые в России на протяжении последних двух десятилетий, указанный налог остается незадействованным в полной мере, который мог бы быть важным источником в формировании бюджетов муниципальных образований.

 

 

 

 

 

2.3 Выводы по  второй главе

Физические лица обязаны  уплачивать  налог на имущество  физических лиц. Размер налога (сумма  налога) исчисляется налоговыми инспекциями  на основании сведений поступающих  от регистрирующих органов. На основании  произведенных расчетов налоговые  органы формируют и направляют гражданам  платежные документы на уплату налогов, с указанием суммы, срока, реквизитов для перечисления. Ставки налога на имущество физических лиц зависят  от инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Поступление имущественного налога в консолидированный бюджет стабильно растет, однако, так как  регистрация осуществляются в заявительном порядке, растет и количество земельных  участков и имущества, незарегистрированных в органах, осуществляющих государственную  регистрацию и соответственно неучтенных для налогообложения. В соответствии с Законом РФ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право собственности на имущество, землю подлежат регистрации . Однако нет норм, обязывающих физических лиц – налогоплательщиков осуществлять регистрацию объектов налогообложения (имущество, земельные участки) в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органах, осуществляющих государственный технический учет.

Удельный вес налога на имущество физических лиц в структуре  собственных доходов консолидированного бюджета крайне низок (0,7 %). Потери доходов  местных бюджетов вследствие предоставления налоговых льгот по налогу на имущество  физических лиц колеблются в районе 30-40% ежегодно от суммы налога начисленной  к уплате. Тем не менее мы наблюдаем  рост поступлений налога, благодаря  работе налоговых органов, тем самым  в бюджет поступает все больше доходов, что положительно влияет на развитие экономики.

 

 

 

 

 

3. Основные направления  совершенствования налога на  имущество физических лиц

 

3.1 Проблемы налогообложения  имущества физических лиц Российской  Федерации

 

С налогообложением имущества  связаны значительные сложности  как экономического, так и политического  характера. В России сейчас существует не рынок объектов недвижимости как  таковых (участков земли со всеми  неотделимыми от нее элементами), а  рынок отдельных элементов объекта  недвижимости – квартир, офисов, складских  помещений и т.д. Причем "оборот" этих отдельных сегментов рынка  ограничен с точки зрения как  административных, так и экономических  барьеров, а также проблемами, связанными с администрированием данных налогов.

Проблемы налогообложения  земли: проведенная кадастровая  оценка земель незаконна, фактически отсутствует  рынок земли, проблемы администрирования  данного налога, связанные с большими временными, трудовыми, финансовыми  затратами, наличие значительного  числа земельных участков, которые  не имеют границ, т.е. не определены и не имеют правообладателя, речь идет о земельных участках, не прошедших  государственную регистрацию, вследствие чего данные участки не подлежат налогообложению. Решение обозначенных задач заключается, прежде всего, в принятии Концепции  реформирования налогообложения имущества  и четком исполнении данного документа.

Проблемы налогообложения  имущества физических лиц: многие объекты  имущества на территории Российской Федерации не прошли инвентаризационный учет, инвентарная стоимость имущества  физических лиц, которая является налоговой  базой данного налога, не отражает реальной цены облагаемого имущества  ввиду того, что используемая в  настоящее время органами технической  инвентаризации методика расчета инвентаризационной стоимости имущества необъективна, устарела и содержит массу противоречий.

Законодательство в сфере  налогообложения недвижимости представляет собой совокупность законов и  иных нормативно правовых актов, посредством  которых государственные органы устанавливают, изменяют или отменяют соответствующие правовые нормы.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, налогообложение осуществляется на основе Закона РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

Традиционно налоги на недвижимость составляют основной гарантированный  источник доходов местного уровня, поскольку объекты недвижимости характеризуются постоянным местоположением  и их юрисдикция легко фиксируется; они используются на развитие городской инфраструктуры и являются механизмом регулирования социального неравенства, связанного с приобретением богатства.

Налог на имущество стал, по существу, налогом на строения, помещения  и сооружения. Он является регулярным налогом и уплачивается ежегодно независимо оттого, эксплуатируется  это имущество или нет.

 

3.2 Основные направления  совершенствования налогообложения  имущества физических лиц

 

Несмотря на объективно высокую  стоимость недвижимости, в частности  квартир и жилых домов, налог  на имущество физических лиц в  современных условиях стремительно теряет способность аккумулировать соответствующий объем доходов  в местных бюджетах и в преобладающем  числе случаев даже не покрывает  административные расходы на организацию  его взимания. 

В связи с этим Минфин РФ планирует усилить фискальное значение этого налога. По мнению финансового  ведомства, обеспечить уверенный рост доходов от налога на имущество физических лиц возможно было бы путем сокращения налоговых льгот с одновременным  переходом к исчислению налоговой  базы на основе рыночных цен на недвижимость. При этом как один из вариантов  стабилизации социальной составляющей налоговых изменений предлагается установить пониженную ставку налога для подавляющего числа граждан  и зафиксировать высокий необлагаемый минимум стоимости имущества  в размере 300 – 500 тыс. рублей. 

Подтверждая в своих комментариях крайне незначительную фискальную долю налога на имущество физических лиц  в бюджете, Минэкономразвития России подготовило свой вариант реформирования системы имущественных налогов. В рамках проводимой налоговой реформы  главное экономическое ведомство  предлагает внести определенные изменения  в механизм расчета налога на имущество  физических лиц, смысл которых заключается  в исчислении базы этого налога с  учетом сложившихся рыночных цен  на жилую недвижимость. При этом предлагается установить пропорциональную налоговую ставку 0,1% в едином размере  для всех категорий налогоплательщиков.

С точки зрения Вяльцева Н.Н., в российском налоговом законодательстве слишком упрощенно подходят к выделению объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц. По нашему мнению, перечень объектов налогообложения следовало бы дополнить элитным жильем, коттеджами, таунхаусами и незавершенным строительством (жилые дома, квартиры, дачи и т.д.) и применять к ним иные ставки налога.

Сегодня элитное жилье - не только вершина комфортности внутри дома или квартиры, но и соответствующее окружение: транспортная доступность, вид из окна, личная безопасность, экологическая среда и пр. Кроме того, значительная часть вновь построенных объектов, имеющих высокую стоимость, налогом на имущество физических лиц не облагается, т.к. их не ставят на регистрационный учет. Поэтому при налогообложении таких объектов должен быть иной подход.[6]

Реформирования налогообложения предусматривается постепенное введение нового регионального налога - налога на недвижимость, который должен заменить налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Предполагается, что этот налог будет учитывать реальную стоимость недвижимости, его качество, платежеспособность владельца и региональные особенности.

Концепция имущественного налогообложения  предусматривает, что в случае принятия соответствующей главы Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками  налога на недвижимость будут признаваться юридические и физические лица. Налог  на недвижимость заменит три действующих  налога (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц  и земельный налог).

Целью концепции реформирования имущественных  налогов и перехода на налогообложение  недвижимости налогом на недвижимость являются:

  1. снижение налогового бремени на товаропроизводителей за счет переноса налога на пассивную часть основных фондов (недвижимое имущество);
  2. стимулирование модернизации производственных мощностей, поскольку они выводятся из-под налогообложения;
  3. стимулирование эффективного использования земли, зданий и постепенное увеличение интенсивности использования или перераспределения недвижимости в пользу более эффективных пользователей;
  4. создание стабильной базы доходов местного бюджета за счет стимулирования развития рынка недвижимости;
  5. укрепление прав собственности и повышение деловой активности;
  6. более справедливое распределение налогового бремени, поскольку владельцы дорогих объектов будут больше платить в бюджет;
  7. установление для организаций более рациональных налоговых льгот, имеющих стратегическое значение для страны или носящих социальный характер;
  8. установление для граждан социальных и стандартных вычетов из налоговой базы по налогу (например, в размере 50% от кадастровой стоимости объекта недвижимости; 50 кв. м. от жилой недвижимости для инвалидов, героев России, пенсионеров, а также 20 кв. м. для всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении).
  9. упрощение системы налогообложения;
  10. создание эффективной системы администрирования налога на недвижимость.

Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц и задачи его совершенствования