Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:25, дипломная работа
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть основы налогообложения юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства РФ на современном этапе.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы налогообложения юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства РФ на современном этапе.
провести анализ налогов, взимаемых с юридических лиц в 2006-2008 гг.
рассмотреть актуальные проблемы налогообложения юридических лиц и пути их решения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения юридических лиц 5
1.1. Сущность, функции и принципы налогообложения юридических лиц 5
1.2. Основные налоги, уплачиваемые юридическими лицами 8
1.3 Направления развития системы налогообложения юридических лиц 12
Глава 2. Анализ налогов, взимаемых с юридических лиц за 2006-2008гг. 14
2.1. Анализ федеральных налогов, взимаемых с юридических лиц за 2006-2008гг..14
2.2. Анализ региональных налогов, взимаемых с юридических лиц за 2006-2008гг. 24
2.3. Анализ местных налогов, взимаемых с юридических лиц за 2006-2008гг. 27
Глава 3. Актуальные проблемы налогообложения юридических лиц и пути их решения 31
Заключение 39
Список используемой литературы 43
СОДЕРЖАНИЕ
В настоящее
время в России происходит формирование
нового подхода к разработке и реализации инструментов
влияния фискальной политики государства
на развитие динамики макроэкономических
показателей национальной экономики.
Кроме того, в условиях текущего разграничения
расходных полномочий между федеральным
центром и административно-
Полноценная разработка теоретических положений, лежащих в основе практической реализации фискальной политики, началась только в последнее время, когда произошло осознание, насколько позитивным или негативным может быть воздействие инструментов фискальной политики на стимулирование или торможение экономического развития отраслей производства и социальной сферы. Соединяющая гражданина и государство в едином и непрерывном процессе распределения и перераспределения созданной стоимости, фискальная политика в ходе ее реализации должна создавать необходимые условия для баланса интересов населения и государства.
Фискальная политика представляет собой совокупность методов построения, изменения и реализации налогово-бюджетных мероприятий с целью разграничить доходы между бюджетами разных уровней в соответствии с объемами поставленных перед ними задач, обеспечить надлежащее исполнение доходных частей бюджетов, создать условия для более четкого прогнозирования объемов доходных поступлений в бюджеты при внесении изменений в налогово-бюджетную систему, стимулировать экономический рост, повысить социальные гарантии и благосостояние незащищенных групп населения, сгладить резкую дифференциацию общественного развития.
При однолинейной направленности фискальной политики только в сторону реализации мер по обеспечению доходной части бюджета путем увеличения интенсивности аккумулирования средств происходит ущемление экономических свобод предпринимательства, что создает условия для замедления роста экономики, и в конечном счете приводит к социально-экономической стагнации. Слабо подкрепленная теоретическими исследованиями государственная фискальная политика не способна столь эффективно и уверенно выполнять поставленные перед ней задачи в виде формирования системы экономических отношений по аккумулированию обязательных платежей в бюджетах разных уровней и достигнуть своей основной цели - гарантировать бесперебойное поступление в бюджеты доходов, величина которых позволяла бы стабильно и в полном объеме финансировать выполнение социально значимых мероприятий.
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть основы налогообложения юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства РФ на современном этапе.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
В работе используются различные методы исследования: монографический, экономико-статистические, наблюдения и др.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Теоретическую и методологическую основу исследований составляют труды ученых- экономистов в области отечественной и зарубежной теории и практики налогообложения юридических лиц, постановления Правительства РФ. Использовались нормативно-правовые документы и научно-практическая информация по теме исследования.
Латинское слово princepium переводится как "основа", "первоначало". Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, определяющие главные направления государственной политики в сфере налоговой (финансовой) деятельности и закрепленные нормами права. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом. Английский политэконом выделил, в частности, принципы справедливости, определенности, удобства плательщика при уплате налога и др. Эти принципы сохранили свою актуальность до настоящего времени.
Формирование и эволюция принципов налогообложения прошли ряд этапов. В процессе развития практики налогообложения, исчисляемой многими столетиями, появляются практические знания об этом процессе, мысли и соображения, которые затем обрабатываются учеными-экономистами, философами, правоведами, приобретая форму научных положений и правил. Данные положения и правила закрепляются законодателем в виде правовых норм, которые, пройдя апробацию временем, превращаются в "руководящие идеи", в экономические и политико-правовые аксиомы, призванные, в свою очередь, направлять деятельность законодателей, налоговых органов и действия налогоплательщиков в сфере налогообложения.
Конституция РФ (ч. 3 ст. 75) предусматривает установление общих принципов налогообложения и создает для этого достаточно широкую основу из положений об обязанности каждого уплачивать законно установленные налоги, о равенстве прав и свобод гражданина и человека, единстве экономического пространства, признании и защите государством всех форм собственности и т.д. Например, принцип всеобщности налогообложения вытекает из конституционного положения, нашедшего отражение в ст. 57 Конституции РФ, которая обязывает каждого уплачивать законно установленные налоги. Поэтому принципы налогообложения содержат наиболее общие конституционные начала и в то же время развивают эти начала, наделяя их конкретным смыслом и содержанием.
Принципы налогообложения не просто отражают правильное понимание практики налогообложения, но, что особенно существенно, фиксируют представление о долженствующем. Принципы налогообложения существенны для налоговой системы, определяя ее конфигурацию и содержание. При формировании налогового права законодатель обязан учитывать принципы налогообложения. Они должны быть, с одной стороны, сформулированы как нормы - принципы, а с другой - "растворены" в налоговом праве как подотрасли финансового права. Принципы налогообложения придают качественную определенность налоговому праву, составляют, по Монтескье, его "дух". Представляется, что с учетом опыта налогообложения большинства стран мира, а также достижений зарубежной и отечественной финансовой и финансово-правовой науки практика налогообложения может базироваться на следующих принципах: справедливости, законности, всеобщности, налоговой платежеспособности, юридического равенства налогоплательщиков, определенности, удобства налогоплательщика при уплате налога, стабильности законодательства и др.
Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ.
Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:
1) законность.
Ни на кого не может быть
возложена обязанность
2) принцип
определенности, ясности и недвусмысленности
правовой нормы, который тесно
связан с принципом законности.
В соответствии с этим принципо
3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
4) принцип недискриминационного характера налогов и сборов - налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
5) принцип
экономической обоснованности. Налоги
и сборы должны иметь
6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
7) обеспечение
единого экономического
8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.
Налоговая система представляет собой форму организации порядка налогообложения. Следует отметить, что под налоговой системой в Российской Федерации понимается не хаотический набор разных налогов, а строго регламентированная совокупность обязательных платежей, обладающих сходными признаками (все налоги имеют объект налогообложения, налоговую базу, ставки, налоговые периоды и т.п.).
В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: 1) федеральные; 2) региональные; 3) местные.
Перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые могут быть установлены на российской территории, закреплены в ст. 13-15 НК РФ. Федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут. Кроме того, федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются также исключительно Налоговым кодексом.
Налоговым кодексом
устанавливаются специальные
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13-15 НК РФ.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) налог на наследование или дарение;
8) водный налог;
9) сборы за
пользование объектами
10) государственная пошлина.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено законом.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.