Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:25, дипломная работа
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть основы налогообложения юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства РФ на современном этапе.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы налогообложения юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства РФ на современном этапе.
провести анализ налогов, взимаемых с юридических лиц в 2006-2008 гг.
рассмотреть актуальные проблемы налогообложения юридических лиц и пути их решения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения юридических лиц 5
1.1. Сущность, функции и принципы налогообложения юридических лиц 5
1.2. Основные налоги, уплачиваемые юридическими лицами 8
1.3 Направления развития системы налогообложения юридических лиц 12
Глава 2. Анализ налогов, взимаемых с юридических лиц за 2006-2008гг. 14
2.1. Анализ федеральных налогов, взимаемых с юридических лиц за 2006-2008гг..14
2.2. Анализ региональных налогов, взимаемых с юридических лиц за 2006-2008гг. 24
2.3. Анализ местных налогов, взимаемых с юридических лиц за 2006-2008гг. 27
Глава 3. Актуальные проблемы налогообложения юридических лиц и пути их решения 31
Заключение 39
Список используемой литературы 43
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в соответствии со ст. 361 НК РФ. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно.
Налог на имущество организаций. Правовой основой данного налога является гл. 30 НК РФ.
Налогоплательщиками налога признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 382 НК РФ.
Недоимка по налогам и сборам в целом по РСО-Алания по состоянию на 01.01.2009 г. составила 1 336 тыс. руб. что выше уровня на 01.01.2008 г. на 123 тыс. руб. или на 10,1 %. (рис. 7).
Недоимка по региональным налогам увеличилась на 37,3 % к уровню 2007 года, по местным налогам - на 18,1% соответственно.
Недоимка по налогам со специальными налоговыми режимами в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 11,8 %.
Недоимка по единому социальному налогу уменьшилась на 8,3 % по сравнению с 01.01.2008 года.
Рис. 7. Недоимка по федеральным, региональным, местным налогам и сборам, налогам со специальными налоговыми режимами и единому социальному налогу по состоянию на 01.01.2008 г. и 01.01.2009 г., тыс. руб.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Согласно ст. 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.
В общем объеме платежей 2008 года наибольшее поступление средств обеспечили предприятия и организации, осуществляющие следующие виды экономической деятельности: обрабатывающие производства – 56,5 %, оптовая и розничная торговля, ремонт – 9,2 %, операции с недвижимым имуществом – 4,5 %, транспорт и связь – 6,6 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 3,7 %, строительство – 6,4 %, образование – 2,3%, здравоохранение – 1,5 %, сельское и лесное хозяйство - 0,38 % (см. рис. 8).
Рис. 8. Объемы поступлений платежей в бюджетную РСО-Алания
по основным видам деятельности систему в 2008 году в тыс. руб.
По состоянию на 01.01.2009 года сумма задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям, включая ЕСН, взносы в государственные внебюджетные фонды (без страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) составила 7 122,8 тыс. рублей, в том числе:
- задолженность по налогам и сборам 3 428,7 тыс. рублей, или 48 % от общей суммы задолженности;
- задолженность по пеням и налоговым санкциям 2 064,8 тыс. рублей, или 29 % от общей суммы задолженности;
- задолженность
по единому социальному налогу
(включая пени и налоговые
- задолженность
в государственные
Рис. 9. Структура совокупной задолженности по обязательным платежам (налоги, сборы, платежи в государственные внебюджетные фонды, пени, штрафные санкции) по состоянию на 01.01.2009г., в %
Из общего объема задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям (см. рис. 10), 35,1 % составляет задолженность организаций, находящихся в процедурах банкротства, 12,9 % приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с вынесением судебных актов о приостановлении решений налоговых органов о взыскании задолженности, 8,6 % - задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства, 3 % - реструктурированная задолженность, 40,4% - недоимка и неурегулированная задолженность по пеням и налоговым санкциям.
Рис. 10. Структура задолженности по обязательным платежам (налоги, сборы, платежи в государственные социальные внебюджетные фонды, пени, штрафные санкции) по состоянию на 01.01.2009 г., в %.
В 2008 году налоговыми органами РСО-Алания применены следующие меры по сокращению задолженности.
Налогоплательщикам направлено 531 тыс. требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа на общую сумму 5080 тыс. рублей. После получения требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа должниками была погашена задолженность в сумме 1651 тыс. рублей, что на 232 тыс. рублей (или на 11,6 %) больше по сравнению с 2007 годом.
В случаях неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, пени, штрафа в установленный срок на счета налогоплательщиков в кредитных учреждениях было выставлено 60 тыс. инкассовых поручений на сумму 1905 тыс. рублей. В результате со счетов налогоплательщиков в бесспорном порядке было взыскано задолженности в сумме 469 тыс. рублей, что на 239 тыс. рублей (или в 2 раза) больше аналогичного показателя 2007 года.
В обеспечение исполнения решений о взыскании задолженности по налогам и сборам налоговыми органами было направлено кредитным учреждениям 21 тыс. решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-юридических лиц на сумму 1724 тыс. рублей.
В соответствии со ст. 47 Налогового Кодекса РФ в 2008 году налоговыми органами области было вынесено 3,9 тыс. постановлений об обращении взыскания недоимки на имущество должников на сумму 1194 тыс. рублей. На основании постановлений налоговых органов территориальными подразделениями судебных приставов было произведено 56 арестов имущества на сумму 19 тыс. рублей.
В ходе проведения исполнительных действий судебных приставов должниками было погашено задолженности на сумму 227 тыс. рублей, что на 23 тыс. рублей (или на 11,3 %) больше по сравнению с 2007 годом.
Глава 3. Актуальные проблемы налогообложения юридических лиц
и пути их решения
Как отмечалось ранее, сложившаяся практика налогообложения в РФ подвергается серьезной и во многом справедливой критике. Однако при оценке системных недостатков налогового механизма и проявившихся на практике негативных тенденций необходимо учитывать объективную сторону этих тенденций, связанную с общим состоянием системы экономических отношений, и субъективную, связанную с конкретными решениями и действиями различных ветвей, органов и уровней государственной власти.
Одной из важных
и трудных проблем
В ходе продолжающейся
налоговой реформы большое
Дальнейшее реформирование налоговой системы РФ предопределяется следующими проблемами в различных сферах экономической жизни страны.
В сфере налогового регулирования на уровне макроэкономики очевидно отсутствие реальных рычагов налогового стимулирования. Так, например, не получил должного развития инвестиционный налоговый кредит. Обобщение опыта применения этого института за последние пять лет свидетельствует о необходимости одновременного принятия ряда законодательных актов по ликвидации бюрократических барьеров при получении такого кредита, созданию механизмов судебного контроля за органами, в чьей компетенции находится принятие решений о предоставлении кредита; по обеспечению возврата получаемых средств. Кроме того, перечень предоставляемых льгот должен устанавливаться исходя из приоритетов экономической политики и исключать возможности злоупотреблений.
Несмотря на отмену ряда налогов и снижение налоговых ставок, уровень налоговой нагрузки можно оценивать как высокий. Это во многом объясняется формальным исключением из списка налогов платежей фискального характера (таможенные пошлины и сборы, экологические платежи, социальные платежи, платежи в отрасли связи и другие отраслевые платежи), а также большими издержками на «помощь в налоговом администрировании» (много времени у налогоплательщиков занимает заполнение налоговых форм, ведение налогового учета и т.д.). Декодификация фискальных платежей не соответствует целям налоговой реформы и ухудшает положение компаний, поскольку снижает уровень защиты от неправомерных действий государственных органов. Чтобы получит реальную картину, расчет налоговой нагрузки необходимо производить после инвентаризации всех платежей фискального характера. Нуждаются в совершенствовании (в смысле упрощения) и налоговый учет, и формы налоговой отчетности.
В сфере финансового планирования на уровне компаний по–прежнему злободневным остается вопрос о неясности и противоречивости норм налогового законодательства, от отсутствии единообразной практики его применения.
Кроме того, нестабильность законодательства, риск пересмотра налогообложения конкретных ситуаций налоговыми органами или судами «задним числом», отсутствие возможности заранее выяснить окончательную конкретную позицию официальных органов по тому или иному важному для налогоплательщика вопросу также отрицательно сказывается на развитии компаний.
Налоговая реформа может считаться завершенной только после серьезного совершенствования юридической техники применительно к Налоговому кодексу РФ, особенно его первой части, принятой восемь лет назад.
Не секрет, что многие «дыры» в Налоговом кодексе РФ – результат недоработок или ошибок законодателей. При этом судам (и не только арбитражным, но и как показывает практика Конституционному Суду РФ) приходится заниматься исправлением этих ошибок. Думается, что с целью анализа и обобщения судебной практики, выработки рекомендаций по применению налогового законодательства в наиболее важных и сложных ситуациях было бы целесообразным создать при Высшем Арбитражном Суде РФ как главном суде по решению экономических споров экспертно-консультативный совет с участием представителей исполнительной и законодательной власти, бизнеса и науки.
Учитывая сложившиеся условия неопределенности законодательства, может, стоило бы предусмотреть возможность непревлечения налогоплательщика к ответственности в случае неправильного понимания им налогового законодательства (конечно, при сохранении обязанности по уплате налогов), перехода от практики сбора пеней и штрафов к налоговой профилактике. Для этого следует закрепить право налогоплательщиков с превентивными целями оспаривать разъяснения финансовых и налоговых органов в суде.