Налогообложение предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов, от успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений.

Содержание работы

Введение
1. Налогообложение организаций:
1.1 Нормативное обеспечение
1.2 Система действующих налогов и сборов
1.3 Организация учета налогов и сборов.
2. Учет расчетов по федеральным налогам
Заключение
Практическая часть
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Налогообложение предприятий 3.doc

— 643.00 Кб (Скачать файл)

     2. Учет расчетов  по федеральным  налогам

 

     Основное  место в российской налоговой  системе с момента ее образования в 1992 году, занимают косвенные налоги. Конечным плательщиком косвенных налогов является потребитель, который покупает товар или оплачивает услугу по цене, которая превышает цену производства на величину налога. Традиция косвенного налогообложения обусловлена рядом причин, важнейшей из которых является стремление реализовать, в условиях экономического спада, фискальную функцию налогов. Регулирующая функция, налога особенно в ее стимулирующем аспекте,1 отходит на второй план. Являясь регулятором спроса, косвенные налоги, влияют, в первую очередь, на решения потребителей. Производители воспринимают регулирующее воздействие опосредовано, через колебания спроса. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы.

     Налог на добавленную  стоимость

     Важнейшим из косвенных налогов, взимаемых  с юридических лиц, является налог  на добавленную стоимость. Налогообложение  добавленной стоимости обеспечивает более 45% поступлений в бюджет.

     Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и обращения.

     Сумма налога рассчитывается в виде разницы  между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары, и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров и материальных ресурсов, стоимость которых включается в издержки производства и обращения. Фактический НДС оплачивается конечным потребителем товаров (работ, услуг) и не затрагивает издержки и прибыль предприятий - производителей промежуточной продукции, так как уплаченный ими как потребителями сырья и материалов налог в их себестоимость не включается, а идет на уменьшение подлежащего зачислению в бюджет НДС по проданным предприятиями товарам (работам, услугам). Налог включается производителем или продавцом в цену товара и оплачивается покупателем.

     Процентная  ставка может различаться в зависимости  от вида продукции. НДС взимается  в нашей стране при реализации всех товаров, услуг и выполнении всех работ за редкими исключениями, оговариваемыми в специальных постановлениях.

     Налог на добавленную стоимость установлен главой 21 Налогового кодекса РФ.

     Плательщиками налога на добавленную  стоимость являются все организации и индивидуальные покупатели, которые в соответствии со статьей 144 НК РФ подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

     При этом согласно статье 145 НКРФ организации  и индивидуальные предприниматели  имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей. Положения статьи 145 НК РФ не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

     Лица, использующие право на освобождение, должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение:

    • выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);
    • выписку из книги продаж;
    • выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
    • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

     Уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

     Форма уведомления об использовании права  на освобождение утверждена Приказом МНС РФ от 04.07.2002 № БГ-3-03/342.

     Объектом  налогообложения  признаются следующие операции:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

     При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

  • передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание слуг) для собственных нужд расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской федерации.

     Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), определяется как стоимость  этих товаров (работ, услуг), исчисленная  исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 ЙК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и  подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС и налога с продаж.

     Статьей 163 НКРФ календарный месяц установлен налоговым периодом для исчисления налога. В том случае, если ежемесячно в течение квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, для налогоплательщиков (налоговых агентов) не превышает один миллион рублей - налоговый период устанавливается как квартал.

     Налогообложение производится по налоговой  ставке 0 процентов (п. 1 ст. 164 НК РФ) при реализации:

    • товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;
    • работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортированных за пределы РФ товаров и импортированных в РФ, выполняемых российскими перевозчиками, и иные Подобные работы (услуги);
    • работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем;
    • работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
    • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ по единым международным перевозочным документам;
    • работ (услуг), выполняемых (оказываемый) непосредственно в космичёском пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;
    • драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;
    • товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним Представительствами;
    • припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов.

     Налогообложение производится по налоговой ставке 10% (п. 2 ст. 164 НКРФ) при реализации:

  • следующих продовольственных товаров -
    • скота и птицы в живом весе;
    • мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбоната и языка заливного);
    • молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на. плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);
    • яйца и яйцепродуктов;
    • масла растительного;
    • маргарина;
    • сахара, включая сахар-сырец;
    • соли;
    • зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
    • маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);
    • хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);
    • крупы;
    • муки;
    • макаронных изделий;
    • рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);
    • море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры, осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского); осетровых, -рыб -белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи.и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе-ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов, варено-мороженых; лангустов);
    • продуктов детского и диабетического питания;
    • овощей (включая картофель);
  • следующих товаров для детей -
    • трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхних трикотажных изделий, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий; перчаток, варежек, головных уборов;
    • швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп, верхней одежды (в том числе плательной и костюмной группы), нательного белья, головных уборов, одежды и изделий для новорожденных и детей ясельной группы. Положения настоящего абзаца не распространяются на швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ);
    • обуви (за исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной; валяной; резиновой: малодетской, детской, школьной;
    • кроватей детских;
    • матрацев детских;
    • колясок;
    • тетрадей школьных;
    • игрушек;
    • пластилина;
    • пеналов;
    • счетных палочек;
    • счет школьных;
    • дневников школьных;
    • тетрадей для рисования;
    • альбомов для рисования;
    • альбомов для черчения;
    • папок для тетрадей;
    • обложек для учебников, дневников, тетрадей;
    • касс цифр и букв;
    • подгузников;
  • периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
  • книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера;
  • услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции, которые указаны в абзацах первом и втором настоящего подпункта (утрачивает силу с 01.01.2003 Закон от 28.12.2001 № 179-ФЗ);
  • редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством периодических печатных изданий и книжной продукции (утрачивает силу с 01.01.2003 Закон от 28.12.2001 № 179-ФЗ);
  • услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях (утрачивает силу с 01.01.2003 Закон от 28.12.2001 № 179-ФЗ);
  • услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания (за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера), в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки;
  • следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства -
    • лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;
    • изделий медицинского назначения.

     По  остальным товарам (работам, услугам) налогообложение производится по налоговой ставке 20%.

     При реализации товаров (работ, услуг) по ценам  и тарифам, включающим в себя НДС  по ставкам 20 и 10%, применяются расчетные  ставки соответственно 16,67 и 9,09% (п. 4 ст. 164НКРФ).

     При определении налоговой базы сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

     Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно  ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду (ст. 166 НК РФ).

     В соответствии со статьей 167 НКРФ моментом определения налоговой базы при  реализации (передаче) товаров (работ, услуг) является для налогоплательщиков:

  • утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов -
    • день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);
  • для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств -
    • день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

     При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых  товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. При этом сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных цен (тарифов) и не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры.

     В расчетных документах, в том числе  в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой. При реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также при освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры оформляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Информация о работе Налогообложение предприятий