Налогообложение РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой страны всегда составляют следующие прямые налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.

Файлы: 1 файл

готовоРеферат.docx

— 109.57 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Среди источников доходной части бюджета  наибольший удельный вес в странах  с рыночной экономикой принадлежит  налогам. Они являются одним из важных признаков любого государства и  появились вместе с возникновением государства, которое для выполнения своих внутренних и внешних задач  нуждается в финансовых средствах. Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов государства, во-вторых, являются одним из основных рычагов  воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной  системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства. Применяемые в развитых странах налоговые системы построены на базе единых общепринятых в мировой практике принципов налогообложения и, несмотря на множество конкретных решений по количеству, уровню ставок и порядку взимания отдельных налогов и сборов, имеют общую основу.

При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой страны всегда составляют следующие прямые налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.

    В развитых странах доля косвенных  налогов (их состав обычно ограничен налогом на добавленную стоимость и акцизами) в доходах бюджета, как правило, не превышает 30 % . В налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой косвенные налоги обычно занимают доминирующее положение — от 50 до 70 % доходов бюджета, в Беларуси — 50—55 % (на долю прямых налогов в нашей стране приходится – 25—30 %).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание и принципы налоговой системы современного государства

 

1.1 Сущность, функции и принципы налогообложения

Содержание налога. С юридических позиций налог есть обязательный платеж, взимаемый государством с юридических и физических лиц в определенном размере и в установленный срок на основе налогового законодательства.

С институциональных позиций налог выступает как форма участия хозяйствующих субъектов в формировании централизованных ресурсов государства.

С экономических позиций налог есть категория, которая выражает специфические экономические отношения между государством и хозяйствующим субъектом по поводу передачи части дохода в пользу государства с целью формирования условий, необходимых для выполнения им соответствующих функций.

Налог и государство — парные категории. С появлением государства  появляются и налоги. Содержание и  структура налогов непрерывно трансформируются вслед за изменением функций государства.

Налог выступает как своеобразная плата за поддержание цивилизованности общества.

Основными чертами налога как экономического явления выступают: 1) обязательность, или принудительность, уплаты; 2) безвозмездность и 3) безэквивалентность.

Уплата налога выступает как обязанность налогоплательщика, в то время как у противоположной стороны (т. е. у государства) встречных финансовых обязательств не возникает.

Функции налога.  Принято считать, что налог выполняет фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую, воспроизводственную и контролирующую функции.

В историческом плане фискальная (доходная; бюджетная) функция является первичной. Налоги позволяют государству изымать часть доходов и формировать централизованные финансовые ресурсы, необходимые для содержания органов управления, непроизводственной сферы, армии и т. д. Это означает, что уровень налогов всегда предопределяется масштабами государственных расходов.

Распределительная функция логически вытекает из указанной выше фискальной функции: для того чтобы иметь финансовые средства, необходимо их изъять у тех, кто такие имеет. Мобилизованные денежные средства перераспределяются государством между отраслями национальной экономики (структурный аспект), регионами (территориальный аспект), а также между социальными группами (социальный аспект). Не исключено, что через налоги станут изымать сверхдоходы (ренту); распределять финансовые средства с целью социальной защиты малоимущих слоев населения.

 

 

 

 

 

Регулирующая функция налога особое значение приобрела в условиях смешанной экономики рыночного типа. Налог зарекомендовал себя как наиболее мобильное и высокоэффективное средство регулирования государством социально-экономических процессов. Понятно, что система налогообложения должна соответствовать принятой концепции экономического развития.

Из регулирующей функции непосредственно  вытекает стимулирующая функция налога. Дело в том, что налог оказывает непосредственное воздействие на состояние и формирование экономического интереса того или иного хозяйствующего субъекта. Выполнение налогом стимулирующей функции предполагает:

а) адресное доведение налога до плательщика вместе с исключениями, преференциями, оговорками, специальными комментариями и т. д.;

б) выделение конкретной цели стимулирования хозяйственной деятельности (сокращение или наращивание объемов производства, экология, масштабы использования того или иного фактора производства; форма хозяйствования; структура себестоимости; качество и цена изделия; защита отечественного товаропроизводителя и др.).

Воспроизводственная функция налога направлена на обеспечение возобновляемости процессов национального производства. Предполагает полную компенсацию вовлекаемых в производство экономических ресурсов.

Контролирующая функция налога связана с тем, что в таком случае возникает возможность четко отслеживать денежные и товарные потоки, саму хозяйственную деятельность. При таком контроле уточняется степень эффективности использования вовлекаемых в производство ресурсов, устанавливается сопричастность к общественным и государственным делам. Формируется налоговая дисциплина, которая предполагает своевременность платежей и расчетов, выплаты заработной платы наемному персоналу, а также соблюдение хозяйственного законодательства.

Динамика поступления налогов  отражает динамику имеющих место  социально-экономических процессов, состояние хозяйственной жизни  и основные тенденции развития национальной экономики. Последовательный экономический  анализ налогообложения позволяет  выявить в национальной экономике  позитивные и негативные явления.

Основные  принципы налогообложения. Речь идет о тех правилах, которые необходимо неукоснительно соблюдать при организации сбора налогов в пользу государства.

Мировая экономическая  наука в качестве основных принципов налогообложения признает следующие:

  1. точность определения вводимого налога (определенность), т.е. должна существовать возможность конкретно рассчитать его величину, а сама методика расчета не должна оспариваться;
  2. доступность налога, т. е. налог не должен разорять хозяйство налогоплательщика;
  3. удобство платежа во времени, что особенно важно для сезонных видов национального производства;
  4. экономичность сбора налогов. Доходы по сбору налогов должны заметно превышать расходы, связанные с организацией и проведением сбора. Доходы, полученные государством в виде налога, должны соответствовать той пользе, которую правительство предлагает обществу в виде своего «продукта».

Принципы  построения налоговой системы. Изложенные выше принципы налогообложения непосредственно используются при построении национальных налоговых систем в роли фундаментальных методологических начал.

К системным принципам налогообложения относятся платежеспособность и всеобщность, справедливость и нейтральность, стабильность, доходчивость и гибкость, оптимальность, обоснованность выбора источника уплаты и объекта налогообложения.

Теперь кратко о наиболее важных принципах. Так, принцип платежеспособности означает, что уплаты налога можно требовать лишь у того, кто имеет соответствующую финансовую возможность. Сумма налога определяется величиной дохода (или богатства) налогоплательщика. Поэтому бедные слои населения платят более низкие налоги или вообще их не платят. Но вот богатые люди обречены, платить намного больше. Сумма их личного богатства указывает на то, что «правительственным продуктом» они пользуются и интенсивно, и более удачливо. В итоге система налогообложения способна нивелировать исходную неравномерность распределения доходов в обществе (Рисунок 1).

Биссектриса центрального угла ОА на рисунке выступает как линия полного равенства. Однако в реальной жизни распределение доходов в обществе далеко от такой идиллии и отражается линией ОВА. Реализация при налогообложении принципа платежеспособности приводит к тому, что после уплаты налогов неравномерность распределения доходов заметно сглаживается (линия ОСА на Рисунке 1).

 

Доходы

100%

 

 

50%

 

 

 

 

         50%    100% Население

 

Рисунок 1- Влияние налогов на выравнивание степени социального неравенства

 

На идее наличия платежеспособности основываются этические принципы горизонтальной и вертикальной справедливости.

Принцип горизонтальной справедливости сводится к тому, что лица, находящиеся в равном материальном положении, в системе налогообложения должны трактоваться одинаково.

Принцип вертикальной справедливости сводится к тому, что находящиеся в неравном положении граждане страны должны трактоваться неодинаково. Тот, кто получает больше дохода и кто богаче, тот должен платить больше налогов.

Идея вертикальной и  горизонтальной справедливости соответствует общему принципу платежеспособности (платит тот, кто имеет деньги). Альтернативный принцип (принцип выгод) также имеет свой смысл: платить за «правительственный продукт» в виде налогов должен тот, кто пользуется соответствующим благом.

Принцип нейтральности означает, что система налогов по возможности не должна оказывать прямого влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным.

Принцип эффективности ориентирует на то, что система налогообложения призвана способствовать достижению устойчивого и долговременного экономического роста.

Принцип доходчивости означает, что налоговая система должна быть понятной налогоплательщику, а принципы исчисления и взимания налога не должны допускать возможности свободного толкования.

Принцип оптимальности предполагает, что расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства всегда минимальны.

 

1.2 Налоговая система и ее элементы. Виды налогов.

 

Содержание налоговой  системы. С институциональных позиций налоговую систему можно представить как совокупность принципов, форм и методов установления, изменения и отмены налогов, соответствующих налоговому законодательству.

Данное определение вполне можно  рассматривать в качестве базовой дефиниции налоговой системы. Конечно, налоговая система всегда предстает и как система институтов, организаций, которые занимаются регулированием налоговых отношений. В такие инстанции, которые осуществляют налоговый контроль или налоговое администрирование, время от времени приходится обращаться всем налогоплательщикам.

В Беларуси к таковым  инстанциям можно отнести налоговую  службу, таможню и налоговую полицию (Комитет государственного контроля).

Одновременно налоговая  система предстает как налоговый механизм, включающий совокупность средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение действий налогового законодательства. Посредством налогового механизма обеспечиваются устойчивость и целевая направленность функционирования налоговой системы, осуществляется налоговая политика.

Налоговую систему можно  еще представить и как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, установленных законодательством и обязательных к уплате.

Под налогом понимается обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Под сбором понимается обязательный платеж, уплата которого является главным условием совершения государственными органами определенных действий в интересах плательщика данного сбора, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Взносы обычно связаны с концентрацией денежных средств в бюджетных и внебюджетных фондах.

Не случайно уже только по одному перечислению налогов и сборов, взимаемых в конкретной стране, есть возможность судить о степени развития национальной налоговой системы.

В современных условиях о степени развития налоговой  системы судят, прежде всего, по соотношению прямых и косвенных налогов. Принято считать, что чем выше удельный вес косвенных налогов, тем ниже уровень цивилизованности национальной налоговой системы.

Элементы  налога. Ограничимся выделением 10 основных позиций:

Информация о работе Налогообложение РБ