Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 03:05, курсовая работа
При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой страны всегда составляют следующие прямые налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.
Следует пояснить, что налоговая система представляет собой не только перечень обязательных платежей, взимаемых в бюджет, а целый комплекс отношений, связанных с введением, изменением и отменой налогов и сборов, порядком их исчисления и уплаты, определением прав и обязанностей плательщиков и налоговых органов, проведением процедур налогового контроля, формированием правовой базы налогообложения. Следовательно, и упрощение налоговой системы должно проводиться комплексно по всем элементам этой системы и не сводиться, как у нас часто думают, только к сокращению числа налогов и снижению налоговой нагрузки.
Кроме того, представители Министерства по налогам и сборам отмечают работу по упрощению налогового законодательства и исключению его двойственного толкования. Так, еще 3-4 года назад вполне реальной была ситуация, когда законы Министерства финансов противоречили инструкции Министерства по налогам и сборам (МНС) и другим нормативным документам. Сегодня большинство налоговых законов имеет характер прямого действия.
За последние
три года в Беларуси отменено 12 налоговых
платежей и еще 5 отменены с 2008 г. С 2008
г. предприятия освобождены от уплаты
налога с пользователей автодорог,
отчислений в бюджетный фонд развития
строительной науки (0.5% от себестоимости
выполненных строительно-
Однако,
главное достижение - сокращение оборотных
налогов. В 2008 г. ставка оборотных налогов
снижена с 3% до 2% от выручки, в результате
чего в распоряжении предприятий
останется около 1 трлн. В 2009-2010 гг. постепенно
отменяются отчисления в республиканский
фонд поддержки
Для строительных
организаций отменяются также отчисления
в государственный целевой
МНС отмечает, что проводит работу по изменению сроков уплаты налогов, напрямую не связанных с работой предприятий. Так, экологический налог и налоги на землю и недвижимость теперь можно уплачивать ежеквартально. Таким образом, произошло некоторое улучшение в администрировании налогов.
Государство создает определенные налоговые льготы для МСП, создаваемых в малых городах и сельских населенных пунктах. (Указ президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265 «О Государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы» и декрет президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов».) Однако это представляется крайне частичным решением, поскольку налоговая реформа необходима для всех предприятий.
Для физических лиц при исчислении
подоходного налога упрощается порядок
применения имущественных и социальных
налоговых вычетов, в том числе
предполагается предоставить возможность
их применения по месту основной работы.
Будет упрощен порядок
Еще одной важной задачей становится
повышение привлекательности
Все вопросы упрощения налоговой системы не могут быть решены в течение одного года. Ведь резко изменить условия налогообложения без существенных издержек, как со стороны плательщиков, так и бюджета нереально. Поэтому рабочей группой сформированы следующие перспективные направления упрощения налоговой системы в период до 2011 года:
– поэтапная отмена налогов и сборов в целевые бюджетные фонды, взимаемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг);
– совершенствование подоходного налога с физических лиц, в том числе изменение ставок этого налога;
– переход с 2008 года на уплату налога на прибыль по принципу налогообложения валовой прибыли, уменьшенной на сумму вычетов, связанных с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг);
– исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов (станки, оборудование) и распространение этого налога только на объекты недвижимого имущества (здания и сооружения);
– отмена прав местных Советов депутатов по изменению ставок налога на недвижимость, земельного налога и налога за использование природных ресурсов, зачисляемых в доход местных бюджетов;
– переход от действующих ставок земельного налога в белорусских рублях за единицу площади (исчисляемых с учетом коэффициентов) к ставкам в процентах от кадастровой стоимости земель с учетом результатов, проводимой в Республике Беларусь работы по инвентаризации земель и определению их кадастровой стоимости;
– отмена практики нормирования некоторых видов расходов для целей налогообложения;
установление
– завершение кодификации налогового законодательства и введение в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.
В последнее время в Беларуси сделаны определенные шаги в рамках реформирования налоговой системы. Так, ряд налогов отменены, часть - объединены (с единой налогооблагаемой базой), на некоторые налоги уменьшены ставки или ежемесячная уплата заменена квартальной. Однако налоговая система Беларуси изначально настолько сложна, противоречива и дорогостояща в исполнении, что многое еще предстоит сделать.
Заключение
Эффективность
налогового регулирования
Налоговая система Беларуси находится на стадии развития и упрощения, и вполне возможно, что к 2011 году, как запланирована, мы увидим ее совершенно другой.
Список литературы
1. Налоги. Учебник/Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И.Василевская и др.; Под общей ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской; Мн:БГЭУ,2000.
2. Национальная экономика Беларуси: учебник/ В.Н.Шимов [и др.]; под. ред. В.Н.
3. Макроэкономика:
мировой опыт и белорусская
политика. Учебное пособие для
студентов эконом. специальностей
вузов/ И.М.Лемешевский.- 3-е издание
дополнительно перераб.-Мн.:
4. Экономическая
теория: Основы. Вводный курс: Учебное
пособие для студентов вузов.
/ И.М. Лемешевский/- 3-е издание
дополнительно перераб.-Мн.:
5. Налоги
Беларуси. Теория, методика и практика/
Т.И. Василевская,В.А.Стасенко.
6. Беларусь
на современном этапе/ под ред.
7. Налоги в РБ./ В.А.Гюрджан.- Минск, 2002г.
8. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть. Мн.: Национальный центр правовой информации РБ,2003
9. Налогообложение
:тексты лекций для студентов
экономических специальностей/
10. www. Library. By
11. Министерство по налогам и сборам РБ – www.nalog.by
12. Журнал:
Упрощенная система
13. Журнал
Индивидуальный
ПРИЛОЖЕНГИЕ А
Таблица 1 – Классификация прямых налогов.
Реальные налоги Облагаются отдельные виды имущества (земля, недвижимость и т.д.) независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика, а в силу факта владения имуществом. К прямым реальным налогам относятся: плата за землю, налог на недвижимость, на доход и прибыл, и др. |
Личные налоги Облагаются доходы (имущество) налогоплательщика с учетом его платежеспособности. К прямым личным налогам относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, налог на сверхприбыль и др. |
Таблица 2 – Классификация косвенных налогов.
Налог на добавленную стоимость (НДС) Облагается стоимость, добавленная к цене товара на каждой стадии его производства и обращения. НДС введен вместо налога с оборота. |
Налог с продаж Начисляется на конечной стадии реализации товора в виде надбавки к цене |
Акциз Достаточно высокая надбавка
к цене специально отобранной группы
товаров преимущественного |
Таможенная пошлина Денежный сбор, начисляемый
на импортируемые или |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 1 – Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь
Показатели (доходы) |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Налоговые доходы |
55,4 |
70,1 |
71,3 |
71,3 |
Из них: Налоги на доходы и прибыль |
15,7 |
16,0 |
15,5 |
17,0 |
Из них: подоходный налог |
6,1 |
6,4 |
6,4 |
6,4 |
Налог на прибыль |
7,7 |
8,2 |
8,0 |
9,1 |
Налоги на собственность |
3,7 |
3,3 |
3,2 |
3,1 |
Налоги на товары и услуги |
28,1 |
38,4 |
35,0 |
31,2 |
Из них: налоги на добавленную стоимость |
19,1 |
19,2 |
18,0 |
17,4 |
Акцизы |
4,4 |
7,4 |
6,3 |
5,9 |
Экологический налог |
0,36 |
1,3 |
1,2 |
1,2 |
Налоговые доходы от ВЭД |
5,5 |
5,4 |
13,1 |
16,2 |
Взносы на государственное социальное страхование |
24,0 |
24,2 |
23,4 |
22,1 |
Неналоговые доходы |
4,0 |
5,7 |
5,3 |
6,6 |
Таблица 2 - Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь
Показатели (расходы): |
2005 |
2006 |
2007 |
Общегосударственные расходы |
- |
13,3 |
13,6 |
Из них на: Государственные органы общего назначения |
2,4 |
2,3 |
2,4 |
Международная деятельность |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Национальная экономика |
- |
20,4 |
23,5 |
Из них: Промышленность, энергетика, строительство, архитектура |
2,9 |
4,2 |
8,7 |
Сельское хозяйство |
3,7 |
8,9 |
8,2 |
Транспорт, связь, дорожное хозяйство |
1,3 |
6,6 |
5,8 |
Охрана окружающей среды |
0,7 |
1,2 |
1,1 |
Жилищно-коммунальные услуги |
4,3 |
4,5 |
4,5 |
Социально-культурные мероприятия |
29,2 |
53,3 |
50,4 |