Налогообложение РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой страны всегда составляют следующие прямые налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.

Файлы: 1 файл

готовоРеферат.docx

— 109.57 Кб (Скачать файл)

Следует пояснить, что налоговая система  представляет собой не только перечень обязательных платежей, взимаемых в  бюджет, а целый комплекс отношений, связанных с введением, изменением и отменой налогов и сборов, порядком их исчисления и уплаты, определением прав и обязанностей плательщиков и  налоговых органов, проведением  процедур налогового контроля, формированием  правовой базы налогообложения. Следовательно, и упрощение налоговой системы  должно проводиться комплексно по всем элементам этой системы и не сводиться, как у нас часто думают, только к сокращению числа налогов и  снижению налоговой нагрузки.

Кроме того, представители Министерства по налогам  и сборам отмечают работу по упрощению  налогового законодательства и исключению его двойственного толкования. Так, еще 3-4 года назад вполне реальной была ситуация, когда законы Министерства финансов противоречили инструкции Министерства по налогам и сборам (МНС) и другим нормативным документам. Сегодня большинство налоговых  законов имеет характер прямого  действия.

За последние  три года в Беларуси отменено 12 налоговых  платежей и еще 5 отменены с 2008 г. С 2008 г. предприятия освобождены от уплаты налога с пользователей автодорог, отчислений в бюджетный фонд развития строительной науки (0.5% от себестоимости  выполненных строительно-монтажных  работ) и трех местных сборов (за торговлю на территории соответствующих  административно-территориальных единиц, за строительство объектов на территории таких единиц и за размещение наружной рекламы на иностранных языках).

Однако, главное достижение - сокращение оборотных  налогов. В 2008 г. ставка оборотных налогов  снижена с 3% до 2% от выручки, в результате чего в распоряжении предприятий  останется около 1 трлн. В 2009-2010 гг. постепенно отменяются отчисления в республиканский  фонд поддержки сельхозпроизводителей, а в целом оборотные налоги планируется отменить в 2011 г.

Для строительных организаций отменяются также отчисления в государственный целевой бюджетный  фонд развития строительной науки Министерства архитектуры и строительства  Республики Беларусь. (Указ президента от 4 августа 2006 г. №499 «О некоторых мерах  по обновлению основных средств в  строительной отрасли»). Это несколько  снизит налоговую нагрузку на предприятия  строительного комплекса. Однако отчисления в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства  остаются. Для многих МСП эти отчисления являются значительным бременем.

МНС отмечает, что проводит работу по изменению  сроков уплаты налогов, напрямую не связанных  с работой предприятий. Так, экологический  налог и налоги на землю и недвижимость теперь можно уплачивать ежеквартально. Таким образом, произошло некоторое  улучшение в администрировании  налогов.

Государство создает определенные налоговые  льготы для МСП, создаваемых в  малых городах и сельских населенных пунктах. (Указ президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265 «О Государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы» и декрет президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов».) Однако это представляется крайне частичным решением, поскольку налоговая реформа необходима для всех предприятий.

Для физических лиц при исчислении подоходного налога упрощается порядок  применения имущественных и социальных налоговых вычетов, в том числе  предполагается предоставить возможность  их применения по месту основной работы. Будет упрощен порядок декларирования доходов, полученных из-за границы. Отмены чрезвычайного налога и отчислений в государственный фонд содействия занятости. Произошло объединение  ряда платежей экологического налога, имеющих сходную налоговую базу.

Еще одной важной задачей становится повышение привлекательности упрощенных систем налогообложения. Для субъектов  малого предпринимательства существует специальный режим налогообложения, суть которого заключается в возможности  платить вместо целого ряда налоговых  платежей один налог по ставке 10 процентов  от валовой выручки. А раз платить  один налог из выручки хорошо и  просто, предлагается распространить упрощенную систему налогообложения  на индивидуальных предпринимателей, а также организации, у которых  количество наемных работников не превышает 100 человек, а годовая выручка  – 2 млрд. рублей (так называемые микро - и малые предприятия). При этом будет действовать упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности. По оценкам Минэкономики, соответствуют этим критериям и смогут перейти на упрощенную систему налогообложения около 25 тыс. организаций и 50 тыс. индивидуальных предпринимателей, или более 27 процентов от общего количества налогоплательщиков (около 280 тыс.). Смотрите сравнительный анализ налогообложения для ИП в Приложении Б.

Все вопросы упрощения налоговой  системы не могут быть решены в  течение одного года. Ведь резко  изменить условия налогообложения  без существенных издержек, как со стороны плательщиков, так и бюджета нереально. Поэтому рабочей группой сформированы следующие перспективные направления упрощения налоговой системы в период до 2011 года:

– поэтапная отмена налогов и  сборов в целевые бюджетные фонды, взимаемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг);

– совершенствование подоходного  налога с физических лиц, в том  числе изменение ставок этого  налога;

– переход с 2008 года на уплату налога на прибыль по принципу налогообложения  валовой прибыли, уменьшенной на сумму вычетов, связанных с производством  и реализацией продукции, товаров (работ, услуг);

– исключение из объекта обложения  налогом на недвижимость активной части  основных производственных фондов (станки, оборудование) и распространение  этого налога только на объекты недвижимого  имущества (здания и сооружения);

– отмена прав местных Советов  депутатов по изменению ставок налога на недвижимость, земельного налога и  налога за использование природных  ресурсов, зачисляемых в доход  местных бюджетов;

– переход от действующих ставок земельного налога в белорусских  рублях за единицу площади (исчисляемых  с учетом коэффициентов) к ставкам  в процентах от кадастровой стоимости  земель с учетом результатов, проводимой в Республике Беларусь работы по инвентаризации земель и определению их кадастровой стоимости;

– отмена практики нормирования некоторых  видов расходов для целей налогообложения;

установление централизованного  порядка уплаты налогов организациями, имеющими филиалы;

– завершение кодификации налогового законодательства и введение в действие Особенной части Налогового кодекса  Республики Беларусь.

В последнее  время в Беларуси сделаны определенные шаги в рамках реформирования налоговой  системы. Так, ряд налогов отменены, часть - объединены (с единой налогооблагаемой базой), на некоторые налоги уменьшены  ставки или ежемесячная уплата заменена квартальной. Однако налоговая система  Беларуси изначально настолько сложна, противоречива и дорогостояща в  исполнении, что многое еще предстоит  сделать.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эффективность налогового регулирования предпринимательской  деятельности с помощью налога  на прибыль напрямую связана со стабильностью налоговой ставки и налоговой системы вообще. Нарушение стабильности налогообложения стало одним из важнейших факторов сужения предпринимательства в производственной сфере и перетекания капитала в сферу непроизводственной деятельности, где переложение прямых налогов на потребителя с помощью увеличения цен осуществляется проще. Налоговая система в целом и система налогообложения прибыли в частности должна быть гибкой и активно реагировать на конъюнктурные изменения в экономике.

Налоговая система Беларуси находится на стадии развития и упрощения, и вполне возможно, что к 2011 году, как запланирована, мы увидим ее совершенно другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Налоги. Учебник/Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И.Василевская  и др.; Под общей ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской; Мн:БГЭУ,2000.

2. Национальная  экономика Беларуси: учебник/ В.Н.Шимов  [и др.]; под. ред. В.Н.

3. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская  политика. Учебное пособие для  студентов эконом. специальностей  вузов/ И.М.Лемешевский.- 3-е издание  дополнительно перераб.-Мн.:ФУАинформ,2009

4. Экономическая  теория: Основы. Вводный курс: Учебное  пособие для студентов вузов. / И.М. Лемешевский/- 3-е издание  дополнительно перераб.-Мн.:ФУАинформ,2007.

5. Налоги  Беларуси. Теория, методика и практика/ Т.И. Василевская,В.А.Стасенко.-Минск:1999

6. Беларусь  на современном этапе/ под ред.  В.В.Дакуко. Мн. 2005

7. Налоги  в РБ./ В.А.Гюрджан.- Минск, 2002г.

8. Налоговый  кодекс Республики Беларусь. Общая  часть. Мн.: Национальный центр  правовой информации РБ,2003

9. Налогообложение  :тексты лекций для студентов  экономических специальностей/Л.А.Ханкевич.-Минск:БГТУ,2008

10. www. Library. By

11. Министерство  по налогам и сборам РБ –  www.nalog.by 

12. Журнал: Упрощенная система налогообложения №17, 2009 года

13. Журнал  Индивидуальный предприниматель  №15,  2009 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНГИЕ А

 

Таблица 1 – Классификация прямых налогов.



 

Реальные налоги

Облагаются отдельные  виды имущества (земля, недвижимость и  т.д.) независимо от финансового положения  и доходов налогоплательщика, а  в силу факта владения имуществом. К прямым реальным налогам относятся: плата за землю, налог на недвижимость, на доход и прибыл, и др.

Личные налоги

Облагаются доходы (имущество) налогоплательщика с учетом его  платежеспособности. К прямым личным налогам относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, налог на сверхприбыль и др.


 

 

 

Таблица 2 – Классификация косвенных  налогов.

 


 

 


 

 

 

Налог на добавленную  стоимость (НДС)

Облагается стоимость, добавленная  к цене товара на каждой стадии его  производства и обращения. НДС введен вместо налога с оборота.

Налог с продаж

 Начисляется на конечной стадии реализации товора в виде надбавки к цене

Акциз

Достаточно высокая надбавка к цене специально отобранной группы товаров преимущественного массового  потребления (алкоголь, табачная продукция и др.)

Таможенная пошлина

Денежный сбор, начисляемый  на импортируемые или экспортируемые товары; вид косвенного налога в  сфере внешнеэкономической деятельности


 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

Таблица 1 – Структура доходов  консолидированного бюджета Республики Беларусь

 

Показатели (доходы)

2005

2006

2007

2008

Налоговые доходы

55,4

70,1

71,3

71,3

Из них: Налоги на доходы и прибыль

15,7

16,0

15,5

17,0

Из них: подоходный налог

6,1

6,4

6,4

6,4

Налог на прибыль

7,7

8,2

8,0

9,1

Налоги на собственность

3,7

3,3

3,2

3,1

Налоги на товары и услуги

28,1

38,4

35,0

31,2

Из них: налоги на добавленную стоимость

19,1

19,2

18,0

17,4

Акцизы

4,4

7,4

6,3

5,9

Экологический налог

0,36

1,3

1,2

1,2

Налоговые доходы от ВЭД

5,5

5,4

13,1

16,2

Взносы на государственное социальное страхование

24,0

24,2

23,4

22,1

Неналоговые доходы

4,0

5,7

5,3

6,6




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь

 

Показатели (расходы):

2005

2006

2007

Общегосударственные расходы

-

13,3

13,6

Из них на: Государственные органы общего назначения

2,4

2,3

2,4

Международная деятельность

0,5

0,5

0,5

Национальная экономика 

-

20,4

23,5

Из них: Промышленность, энергетика, строительство, архитектура

2,9

4,2

8,7

Сельское хозяйство

3,7

8,9

8,2

Транспорт, связь, дорожное хозяйство

1,3

6,6

5,8

Охрана окружающей среды

0,7

1,2

1,1

Жилищно-коммунальные услуги

4,3

4,5

4,5

Социально-культурные мероприятия

29,2

53,3

50,4


 

 

Информация о работе Налогообложение РБ