Налогообложение РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой страны всегда составляют следующие прямые налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.

Файлы: 1 файл

готовоРеферат.docx

— 109.57 Кб (Скачать файл)
  1. налоговая норма, которая в соответствующем законе определяет правила поведения в хозяйственной сфере;
  2. субъект налога (определяется тот хозяйствующий субъект, который должен платить налог, а также налоговый агент — лицо, которое призвано быть ответственным за перечисление в бюджет самого налога);
  3. носитель налога — тот хозяйствующий субъект, кто реально платит налог;
  4. объект налога (налогообложения) — это имущество, доход или прибыль, наличие которых ведет к возникновению обязанности платить налог в пользу государства.

Каждый налог имеет свой объект налогообложения:

а) доход или прибыль;

б) имущество хозяйствующего субъекта;

в) ресурсы (земля, капитал, рабочая сила);

г) хозяйственная деятельность (деловые операции, оборот денежных средств, финансовые сделки с ценными бумагами и т. п.);

д) прочие действия (разовые сборы, местные виды налогов);

  1. налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения. Под ней понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Для исчисления налоговой базы вводится единица измерения или условная единица, (например, «лошадиная сила» при исчислении налогооблагаемой мощности двигателя автомашины);

6) ставка налога (количественный параметр налога, приходящийся на единицу налогооблагаемой базы). Налоговые ставки могут быть твердыми (абсолютная сумма) и процентными (доля стоимости объекта налогообложения). В свою очередь процентные ставки подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные;

7) налоговый период обеспечивает временную определенность существования налога (год, квартал, месяц, декада); по истечении налогового периода определяется налоговая база и исчисляется сумма налога;

  1. налоговые льготы устанавливаются с целью уменьшения налоговой нагрузки;
  2. источник уплаты налога — экономический показатель, за счет которого производится уплата налога (доход, прибыль, надбавка к цене, чистая прибыль и т. п.);

10) способ взимания налога. Различаются кадастровые и декларируемые налоги, а также налоги, взимаемые «у источника».

а) Кадастровые налоги предполагают предварительную дифференциацию объектов налога по группам с учетом определенного признака. Составляется специальный справочник, где по каждой группе указывается индивидуальная налоговая ставка. При этом величина налога не зависит от степени доходности. Например, налог на транспортное средство или на землю определяется с учетом кадастровой оценки. Используется или не используется объект налогообложения с целью получения дохода — это для налогового агента значения не имеет;

б) декларируемые налоги определяются на основе информации, которая содержится в специальном заявлении (декларации). Такой документ в установленный срок заполняет сам налогоплательщик. Налог такого рода платят после получения дохода, например, из разных источников и при его подсчете (налог на совокупный доход физических лиц и т. п.);

в) налог у источника вносится в казну одновременно с определением денежного дохода, из которого подлежит изъятию (например, подоходный налог).

Совокупность налогов  и их классификация. Совокупность налогов предстает как набор налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени.

Классификации налогов  и сборов может осуществляться с  учетом различных принципов (Таблица 1).

Безусловно, приведена лишь самая общая схема возможной классификации налогов. Далее допустима их дальнейшая детализация. При этом особое значение с точки зрения функционирования национальной налоговой системы представляет выделение прямых и косвенных налогов.

Прямые  налоги взимаются в процессе накопления материальных благ, непосредственно с доходов (прибыли) или имущества налогоплательщиков.

Для бизнеса прямые налоги на доходы уменьшают чистый доход, который является источником для производственных инвестиций. Прямые налоги выступают как безвозмездные платежи, которые изымаются непосредственно с субъекта налогообложения. Объектом налогообложения при прямом налогообложении выступают факторы производства или имущество (капитал, труд, недвижимость, ценные бумаги, земля), которые должны приносить доход, или сами пофакторные доходы. (Таблица 1 в Приложении А)

Подоходный  налог. Субъектом налогообложения выступают физические лица. Обычно определяется некий необлагаемый налогом минимум, а далее могут применяться прогрессивные, пропорциональные и другие ставки налогообложения.

При определении налогооблагаемой базы подоходного налога нарастающим итогом подсчитывается совокупный доход налогоплательщика по основному месту работы. В состав налогооблагаемой базы включаются заработная плата и другие вознаграждения за труд, вычитаются соответствующие льготы.

 

 

 

Таблица 1 - Общая схема классификации налогов

 

Принципы классификации

Виды налогов

1. Метод установления налога

Прямые и косвенные

2. Объект налогообложения

Налоги на имущество, на доходы и прибыль, ресурсные налоги, налоги на действие, прочие налоги

3. Субъекты налогообложения

Налоги с физических лиц, с юридических  лиц, смешанные налоги

4. Орган власти, устанавливающий налог

Центральные (республиканские) налоги, местные налоги

5. Бюджет, в который зачисляются  налоги

Закрепленные налоги, регулирующие налоги

6. Форма взимания налога

Налог у источника, налог по декларации, налог по кадастру

7. Источник налогообложения

Налоги, включенные в цену, в себестоимость, налоги за счет прибыли




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налог по совокупному годовому доходу выглядит как своеобразная корректировка индивидуального подоходного налога. Его наличие обусловлено тем, что, во-первых, физическое лицо может получать доходы от найма из различных источников; во-вторых, со стремлением законодателя осуществлять льготирование определенных видов личных расходов (учеба детей, ремонт квартиры, укрепление здоровья и т. д.); в-третьих, получать в декларациях информацию о процессах перераспределении денежных доходов при оказании различных услуг.

Специальные дополнительные налоги обычно вводятся с целью стимулирования тех или иных социальных действий (например, налог на холостяков, малосемейных и т. п.).

Налог на доход  или прибыль (корпоративный налог) уплачивают юридические лица, которые являются коммерческими (хозрасчетными) организациями.

При определении величины налогооблагаемого  дохода (прибыли) законодатель склонен использовать разные методики расчета. Во внимание принимается отраслевая специфика (выделяются реальный сектор экономики, банки, страховые и инвестиционные компании, сельскохозяйственное производство и т. п.). Различают доход и прибыль от основного и вспомогательного производства. Расчет налогооблагаемой базы и суммы корпоративного налога в данном случае обычно включает несколько этапов. Здесь всегда присутствует масса оговорок и льгот, например, для экспортеров, с учетом регионального аспекта, форм хозяйствования (малые, совместные и т. п. предприятия).

Тем не менее, при этом весьма редко удается избежать проблемы повторного (двойного) налогообложения одной и той же налогооблагаемой базы.

Отметим, что прямые подоходные налоги с физических лиц и корпораций четко выполняют функцию стабилизатора экономической конъюнктуры. В период кризисного спада и депрессии вслед за сокращением налогооблагаемой базы неизбежно уменьшается сумма налогов такого рода. В условиях подъема налогооблагаемая база, наоборот, автоматически увеличивается. В итоге государство получает возможность в качестве прямых налогов изымать более значительные суммы.

Налог на имущество (недвижимость корпораций) или на личное состояние граждан страны по своей природе считается «рыночным» налогом, так как стимулирует эффективное использование имеющихся экономических ресурсов. Что касается сектора домашних хозяйств, то в данном аспекте налог на имущество выполняет, скорее всего, перераспределительную функцию. Объектом налогообложения является имущество за вычетом обязательств, возникающих в связи с владением этим имуществом.

Косвенные налоги. Выступают как скрытые, или завуалированные, платежи в пользу государства, взыскиваются через цену товаров и услуг, т. е. выступают как часть цены, а поэтому являются фактором их повышения. Формально косвенный налог уплачивает продавец, а реально — покупатель товара. Принимает форму акциза, налога с оборота, налога с продаж, налога на добавленную стоимость, таможенной пошлины и т. п. Косвенные или ценовые налоги выступают как налог на потребление.

Их косвенный характер проявляется в том, что они  уплачиваются не всеми, а лишь теми, кто покупает соответствующие товары и услуги.

Косвенные налоги претерпели эволюцию от их однократного использования на стадии конечного потребления к многократному налогообложению в процессе прохождения всех стадий хозяйственного оборота. (Таблица 2 а Приложении А)

Налог на добавленную  стоимость. НДС выступает как многоступенчатый налог на потребление. Обычно налогообложение имеет место при каждом переходе прав собственности на товар. Налогооблагаемой базой НДС является часть стоимости товара, которая появляется на очередной стадии производства продукции (т.е. добавленная стоимость обработки). При исчислении НДС используются разные методы. На практике наибольшее распространение получил так называемый «зачетный метод», или косвенный метод вычитания.

Отметим, что субъектом  НДС выступает предприниматель, но носителем — покупатель продукции. По сути дела предприятия-производители выступают как сборщики данного налога. НДС относится к так называемым внутренним налогам. При экспорте на его величину уменьшается контрактная цена, т. е. вместе с продукцией НДС передается в страну назначения.

Акцизы обеспечивают 7—8 % доходов бюджета. Представляют собой один из самых древних косвенных налогов; устанавливаются на единицу товара и включаются в цену реализации. По сути дела, выступают как налог на продажу товаров особого вида.

Действительно, акцизы используются как налог лишь на отдельные виды товаров, например, алкоголь, табачные изделия («налог на грехи»), или на предметы роскоши, косметику и деликатесы («налог на роскошь»), а также на минеральное сырье.

Как и все другие налоги на потребление  акциз имеет откровенно инфляционный характер. В отличие от НДС акциз уплачивается один раз производителем подакцизных товаров в момент их реализации.

Таможенные  пошлины и сборы. Выступают как плата за право провоза продукции (экспорт, импорт) или личных вещей через государственную границу. Чаще всего используются как инструмент протекционистской политики, направленной на защиту внутреннего рынка. В доходах бюджета удельный вес таможенных пошлин и сборов составляет 6—7 %.

Таким образом, прямые налоги платит тот, кто имеет доход, имущество, собственность и кто распоряжается  факторами производства. Прямые налоги предполагают перераспределение пофакторных  доходов в пользу всего общества через государственный бюджет.

Косвенные или «ценовые налоги»  выступают как налог на потребление. Их появление и дальнейшие наращивание  способствуют повсеместному повышению  цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Эффективность налоговой системы  и ее роль в системе государственного  управления

 

2.1 Эффективность налоговой системы

 

При анализе налоговой системы страны следует выделять эффективность налоговой системы в широком и в узком смысле слова.

В широком  смысле слова налоговой системы обнаруживается через способность финансовой системы выполнить соответствующие функции на уровне всей национальной экономики. При этом бюджетное доходообразование и формирование в стране оптимального экономического (инвестиционного) климата – два основным компонента при определении эффективности национальной налоговой системы.

В узком смысле слова налоговой  системы определяется степенью исключения в данной системе внутренних противоречий. Обращается внимание на достижение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами, между налоговыми сборами с юридических и физических лиц, на масштаб налоговых льгот, характер применяемых штрафных санкций, уровень сложности расчета налогооблагаемой базы, а также на наличие в данной системе тех лазеек, которые используются для ухода от налогообложения. Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. В ее решении большую роль должна сыграть оценка действенности отечественных налогов и их соответствия международным стандартам.

Главными  критериями оценки цивилизованности и  эффективности налоговой системы  признаны:

  1. Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам;
  2. Определенность и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его понимать и толковать и налогоплательщику и налоговому инспектору. Нарушение этого принципа приводит к тому, что налогоплательщик отдается во власть сборщика налогов;
  3. Удобство для налогоплательщиков, означающее приближение сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, минимум бюрократических процедур, простоту исчисления;
  4. Стабильность, позволяющая прогнозировать финансовые результаты, в сочетании с гибкостью реакции на изменение экономической ситуации;

Информация о работе Налогообложение РБ