Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 03:05, курсовая работа
При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой страны всегда составляют следующие прямые налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.
Воздействие налогов на рыночное равновесие. В современной рыночной экономике применяется довольно сложная и разнообразная система налогов. Население регулярно вносит в государственный бюджет подоходный налог, предприятия уплачивают налоги на прибыль, НДС, таможенные пошлины, а также иные налоги. Непосредственными плательщиками этих налогов обычно являются продавцы. Ставки налогов устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара. Изобразим графически воздействие косвенного налога на рыночное равновесие (Рисунок 3).
Вначале, до введения косвенного налога, линия спроса занимала положение D1, а линия предложения – S1. Равновесная цена составляла P1, равновесный объем продаж – Q1. Допустим теперь, что правительство ввело косвенный налог на данный товар в сумме Т рублей на каждую единицу товара. Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т, потому что если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара Q1 по цене Р1 то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена с включением налога будет на Т рублей выше, чем Р1. Это рассуждение применимо к любой точке кривой предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т рублей, предложение сократиться и займет положение S2.
Рисунок 3- Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога
Для нового равновесия, в точке А, характерно:
- объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1;
- цена, которую платит покупатель Р*, окажется выше первоначальной Р1;
- цена, которую фактически получает продавец (без налога) Р, окажется ниже первоначальной;
-
общая сумма налога, поступающая в госбюджет,
будет соответствовать
площади прямоугольника Р*АВР.
Несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть «налогового бремени» возлагается на покупателей. Сила воздействия налога на объем продаж и распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от наклонов линий спроса и предложения, т. е. от ценовой эластичности спроса и предложения.
Эластичность - мера реакции одной переменной на изменение другой, представленная в виде процентных изменений. В данном примере эластичность отражает реакцию величины спроса или предложения на изменение цены. Эластичность и спроса, и предложения определяется неценовыми факторами. Например, эластичность спроса тем выше, чем больше заменителей есть у товара.
Например, спрос и предложение
на автомобили красного цвета являются
довольно эластичными (пологими). Поскольку
для большинства покупателей цв
Введение налога, уплачиваемого продавцами, вызывает сокращение предложения, а точнее резкое сокращение продаж при эластичном предложении (введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка) и незначительное сокращение при неэластичном предложении.
Можно сделать следующий вывод: чем более неэластичен спрос и чем более эластично предложение, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.
2.4 Особенности фискальной политики в Беларуси
Переходный период экономики. В переходный период от административной системы хозяйствования к рыночной экономики ( 90-е годы XX века) в бюджетной налоговой сфере потребовалось решить ряд задач институционального характера:
1)выработать принципы новой фискальной политики, которые максимально соответствовали бы специфике переходной экономики;
2)сформировать новую бюджетно-
3)освоить технологию
4) обеспечить повсеместное
соблюдение налоговой
Фискальная политика призвана оказывать позитивное воздействие на темпы экономического роста, способствовать преодолению скрытой безработицы, сокращению в национальной экономики «теневого сектора.»
Оценка структуры доходов
Основная масса доходов бюджета (без учета ФСЗН) формируется за счет налоговых поступлений (95-96%). В итоге налоговая нагрузка колеблется в пределах 38 -40% от ВВП.
Обратим внимание
на то, что среди налоговых
В последние годы наблюдалась тенденция роста доли расходов на оплату налогов и обязательных платежей в структуре расходов населения. Темпы роста налоговых поступлений по физическим лицам существенно выше, чем по юридическим. Одной из причин выступает доминирование в реальном секторе экономики малорентабельных и убыточных предприятий.
Эффективность расходов бюджета. Прежде всего, обратим внимание на то, что за последние 12 лет расходы бюджета, связанные с социально-культурными мероприятиями и социальной защитой, увеличились с 30 до 50 %.(Рисунок 2 в Приложении Б).
Одновременно значительные бюджетные средства (30%) выделяются на поддержку отраслей национальной экономики (дотации, покрытие убытков, и т.п.). Имеет место практика так называемого бюджетного кредитования, когда при соблюдении определенных условий финансовая помощь оказывается малорентабельным хозяйствующим субъектам.
За счет бюджетных средств государство погашает долги акционерных обществ и таким способом увеличивает собственную долю в акционерном капитале. Средства бюджета используются для увеличения уставных фондов, так называемых системообразующих банков. Обычно такой операции предшествует ухудшение кредитного портфеля того или иного банка и снижение его платежеспособности.
Увеличиваются расходы на государственное управление. Ниже критической нормы находятся расходы бюджета на науку. Низок удельный вес государства в структуре капитальных вложений.
В целом есть основания считать, что сложившаяся структура бюджетных расходов весьма нерациональна. Бюджетные расходы не оказывают должного воздействия на решение задач современного экономического развития.
3 Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Беларуси
3.1 Легкость уплаты налогов:
Беларусь
занимает одно из последних мест по
легкости уплаты налогов по методологии
Всемирного банка. Сложная налоговая
система, ввысоке ставки и дорогое
налоговое администрирование
Всемирный банк и его исследование
Последнее
исследование Всемирного банка «Уплата
налогов 2008» касается 178 стран на
основе налоговых систем стран мира
в 2006 г. Сравнение налоговой нагрузки
и легкости уплаты налогов происходит
по следующей стандартной схеме.
Сначала оценивается общее
В настоящее
время сложность налоговых
Еще один вывод экспертов Всемирного банка состоит в том, что страны, упрощающие налоговое администрирование, имеют как следствие более низкую безработицу и рост занятости среди женщин. Объяснение этому феномену достаточно простое - упрощение налогового администрирования ведет к росту количества создаваемых малых и средних предприятий (МСП), в первую очередь, в секторе услуг, где широко используется труд женщин.
В целом, согласно Исследованию Всемирного банка, система легкой уплаты налогов встречается в самых разных странах с точки зрения географии, социально-экономического и политического развития. Сравнивать Беларусь со странами из нашего региона (странами-соседями), Таблица. 1.
Более конкретные оценки, из которых складывается общий рейтинг уплаты налогов, приведены в Таблица 2. В нашем регионе Беларусь «соревнуется» с Украиной в количестве платежей и затраченном времени. Из стран ЕврАзЭС с положительной точки зрения выделяется Казахстан с его 9 налоговыми платежами в год.
В мире есть 6 стран, где в принципе нет налога на прибыль. 13 стран не имеют налогов на зарплату (отчислений в фонд социального страхования), которые бы уплачивал наниматель, и 3 страны не имеют «других» налогов (кроме налога на прибыль и с зарплаты). При этом все страны очень сильно варьируются с точки зрения
У
Таблица 1. Рейтинги легкости уплаты налогов (рассмотрено 178 стран)
Рейтинг общей легкости уплаты налогов |
Рейтинг легкости уплаты налогов исходя из количества платежей |
Рейтинг легкости уплаты налогов исходя из затрат необходимого для этого времени | |
Беларусь |
178 |
178 |
174 |
Украина |
177 |
176 |
176 |
Россия |
130 |
58 |
151 |
Казахстан |
44 |
15 |
105 |
Польша |
125 |
122 |
146 |
Литва |
71 |
68 |
54 |
Латвия |
20 |
7 |
78 |
Германия |
67 |
39 |
65 |
Таблица 2. Общий рейтинг легкости уплаты налогов (платежей и часов в год)
Всего платежей |
Всего часов |
Налоги на прибыль |
Налоги на зарплату |
Другие налоги | ||||
| Количество платежей |
Время |
Количество платежей |
Время |
Количество платежей |
Время | ||
Беларусь |
124 |
1188 |
24 |
960 |
36 |
180 |
64 |
48 |
Украина |
99 |
2085 |
6 |
421 |
60 |
732 |
33 |
932 |
Россия |
22 |
448 |
1 |
160 |
14 |
96 |
7 |
192 |
Казахстан |
9 |
271 |
1 |
105 |
1 |
74 |
7 |
92 |
Польша |
41 |
418 |
12 |
89 |
1 |
228 |
28 |
101 |
Литва |
24 |
166 |
1 |
32 |
13 |
76 |
10 |
58 |
Латвия |
7 |
219 |
1 |
31 |
1 |
105 |
5 |
83 |
Германия |
16 |
196 |
3 |
30 |
3 |
123 |
16 |
43 |
легкости (сложности) уплаты налогов. Еще одна разница заключается в количестве других налогов. Налог на недвижимость (имущество) - один из наиболее популярных среди группы «других» налогов.
Наиболее популярными в
- появление электронного документооборота (уплата налогов on-line): более четверти всех стран мира используют электронные расчеты и платежи в налоговой сфере. Это значительно сокращает материальные и трудовые затраты (на бумагу, посещение налоговой инспекции и т.д.);
- объединение налогов с одинаковой базой в один. Более половины всех стран мира имеют более чем один налог, уплачиваемый с зарплаты, 27% - с прибыли и 41% - с имущества. Если база расчета налогов одинаковая - то их можно объединить. Это значительно сокращает издержки по администрированию налогов как для предприятий (налогоплательщиков), так и органов госуправления;
- упрощение
налогового администрирования -
в большинстве стран мира
- уменьшение
налоговых ставок и расширение
налоговой базы. Высокие налоговые
ставки вынуждают часть
Таким образом, многие страны СНГ и ЕврАзЭС реализуют значительные налоговые реформы. Беларусь в 2006-2010гг. также пошла по пути упрощения процедур администрирования налогов и снижения налоговой нагрузки (эти данные не вошли в цитируемое исследование Всемирного банка).
3.2 Реализуемые и предлагаемые изменения налоговой системы Беларуси
Чтобы сделать уплату налогов для субъектов хозяйствования проще и понятнее, основной задачей налоговой политики является упрощение налоговой системы. Такое направление работы задано Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, одобренной III Всебелорусским народным собранием, и определено Президентом Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и парламенту.