Налогообложение РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой страны всегда составляют следующие прямые налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.

Файлы: 1 файл

готовоРеферат.docx

— 109.57 Кб (Скачать файл)

Воздействие налогов на рыночное равновесие. В современной рыночной экономике применяется довольно сложная и разнообразная система налогов. Население регулярно вносит в государственный бюджет подоходный налог, предприятия уплачивают налоги на прибыль, НДС, таможенные пошлины, а также иные налоги. Непосредственными плательщиками этих налогов обычно являются продавцы. Ставки налогов устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара. Изобразим графически воздействие косвенного налога на рыночное равновесие (Рисунок 3).

Вначале, до введения косвенного налога, линия спроса занимала положение  D1, а линия предложения – S1. Равновесная цена составляла P1, равновесный объем продаж – Q1. Допустим теперь, что правительство ввело косвенный налог на данный товар в сумме Т рублей на каждую единицу товара. Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т, потому что если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара Q1 по цене Р1 то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена с включением налога будет на Т рублей выше, чем Р1. Это рассуждение применимо к любой точке кривой предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т рублей, предложение сократиться и займет положение S2.

 

Рисунок 3- Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога

 

Для нового равновесия, в точке А, характерно:

- объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1;

- цена, которую платит покупатель Р*, окажется выше первоначальной Р1;

- цена, которую фактически получает продавец (без налога) Р, окажется ниже первоначальной;

- общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет соответствовать 
площади прямоугольника Р*АВР.

Несмотря на то, что  весь налог вносится в госбюджет  продавцами, часть «налогового бремени» возлагается на покупателей. Сила воздействия налога на объем продаж и распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от наклонов линий спроса и предложения, т. е. от ценовой эластичности спроса и предложения.

Эластичность - мера реакции одной  переменной на изменение другой, представленная в виде процентных изменений. В данном примере эластичность отражает реакцию величины спроса или предложения на изменение цены. Эластичность и спроса, и предложения определяется неценовыми факторами. Например, эластичность спроса тем выше, чем больше заменителей есть у товара.

Например, спрос и предложение  на автомобили красного цвета являются довольно эластичными (пологими). Поскольку  для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения, то повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса на автомобили другого цвета. Производители же при понижении цен (без налога) на красные автомобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Очевидно, что спрос на электролампочки очень неэластичный, так как заменители у лампочек практически отсутствуют, т. е. линия спроса имеет довольно крутой наклон. Предложение же электролампочек, во всяком случае в длительном периоде, достаточно эластично по цене и линия предложения в длительном периоде имеет пологий наклон.

Введение налога, уплачиваемого  продавцами, вызывает сокращение предложения, а точнее резкое сокращение продаж при эластичном предложении (введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка) и незначительное сокращение при неэластичном предложении.

Можно сделать следующий  вывод: чем более неэластичен спрос и чем более эластично предложение, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.

 

 

2.4 Особенности фискальной политики в Беларуси

 

Переходный  период экономики. В переходный период от административной системы хозяйствования к рыночной экономики ( 90-е годы XX века) в бюджетной налоговой сфере потребовалось решить ряд задач институционального характера:

1)выработать принципы новой фискальной политики, которые максимально соответствовали бы специфике переходной экономики;

2)сформировать новую бюджетно-налоговую  систему, которая соответствовала  бы природе экономической системы  рыночного типа;

3)освоить технологию поведения  современной бюджетно-налоговой  политики, обеспечить должную эффективность государственных расходов;

4) обеспечить повсеместное  соблюдение налоговой дисциплины.

Фискальная  политика призвана оказывать позитивное воздействие на темпы экономического роста, способствовать преодолению  скрытой безработицы, сокращению в  национальной экономики «теневого  сектора.»

Оценка структуры доходов бюджета. В последние годы удельный вес доходов консолидированного бюджета  в ВВП сложился на уровне 48 – 50%. Это свидетельствует о высоком уровне централизации государством финансовых ресурсов. Темпы роста доходов бюджета и налоговых поступлений  в бюджет в последние годы устойчиво превышают темпы роста ВВП. (Таблица 1 в Приложении Б).

Основная  масса доходов бюджета (без учета ФСЗН) формируется за счет налоговых поступлений (95-96%). В итоге налоговая нагрузка колеблется  в пределах 38 -40% от ВВП.

Обратим внимание на то, что среди налоговых поступлений  в бюджет доминируют косвенные налоги (свыше 50%); это – НДС, акцизы, налог на продажу, таможенные пошлины. Среди прямых налогов 40 – 42% составляет подоходный налог на физических лиц. Все это свидетельствует о низком уровне развития национальной системы налогообложения.

В последние  годы наблюдалась тенденция роста  доли расходов на оплату налогов и  обязательных платежей в структуре  расходов населения. Темпы роста  налоговых поступлений по физическим лицам существенно выше, чем по юридическим. Одной из причин выступает  доминирование в реальном секторе  экономики малорентабельных и убыточных  предприятий.

Эффективность расходов бюджета. Прежде всего, обратим внимание на то, что за последние 12 лет расходы бюджета, связанные с социально-культурными мероприятиями и социальной защитой, увеличились с 30 до 50 %.(Рисунок 2 в Приложении Б).

Одновременно значительные бюджетные средства (30%) выделяются на поддержку отраслей национальной экономики (дотации, покрытие убытков, и т.п.). Имеет место практика так называемого бюджетного кредитования, когда при соблюдении определенных условий финансовая помощь оказывается малорентабельным хозяйствующим субъектам.

За счет бюджетных  средств государство погашает долги  акционерных обществ и таким  способом увеличивает собственную  долю в акционерном капитале. Средства бюджета используются для увеличения уставных фондов, так называемых системообразующих банков. Обычно такой операции предшествует ухудшение кредитного портфеля того или иного банка и снижение его платежеспособности.

Увеличиваются расходы на государственное управление. Ниже критической нормы находятся  расходы бюджета на науку. Низок  удельный вес государства в структуре  капитальных вложений.

В целом есть основания считать, что сложившаяся  структура бюджетных расходов весьма нерациональна. Бюджетные расходы  не оказывают должного воздействия  на решение задач современного экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Беларуси

 

3.1 Легкость уплаты налогов: международный  опыт и сопоставления.

 

Беларусь  занимает одно из последних мест по легкости уплаты налогов по методологии  Всемирного банка. Сложная налоговая  система, ввысоке ставки и дорогое  налоговое администрирование являются основными барьерами на пути развития частного сектора и привлечения  инвестиций.

Всемирный банк и его исследование

Последнее исследование Всемирного банка «Уплата  налогов 2008» касается 178 стран на основе налоговых систем стран мира в 2006 г. Сравнение налоговой нагрузки и легкости уплаты налогов происходит по следующей стандартной схеме. Сначала оценивается общее количество налоговых платежей (количество, частота  и метод уплаты). Затем число  часов, необходимое для подготовки и заполнения налоговых форм (включая  электронные (он-лайн) платежи или  непосредственный поход в налоговую  инспекцию) для трех основных видов  налогов и налоговых платежей: налога на прибыль, НДС (или налога с  продаж), налогов с заработной платы. После этого рассчитывается Общий  налоговый рейтинг, измеренный как  процент всех уплаченных налогов  к валовой прибыли.

В настоящее  время сложность налоговых систем мира значительно варьируется.

Еще один вывод экспертов Всемирного банка  состоит в том, что страны, упрощающие налоговое администрирование, имеют  как следствие более низкую безработицу  и рост занятости среди женщин. Объяснение этому феномену достаточно простое - упрощение налогового администрирования  ведет к росту количества создаваемых  малых и средних предприятий (МСП), в первую очередь, в секторе услуг, где широко используется труд женщин.

В целом, согласно Исследованию Всемирного банка, система  легкой уплаты налогов встречается  в самых разных странах с точки  зрения географии, социально-экономического и политического развития. Сравнивать Беларусь со странами из нашего региона (странами-соседями), Таблица. 1.

Более конкретные оценки, из которых складывается общий  рейтинг уплаты налогов, приведены  в Таблица 2. В нашем регионе Беларусь «соревнуется» с Украиной в количестве платежей и затраченном времени. Из стран ЕврАзЭС с положительной точки зрения выделяется Казахстан с его 9 налоговыми платежами в год.

В мире есть 6 стран, где в принципе нет налога на прибыль. 13 стран не имеют налогов  на зарплату (отчислений в фонд социального  страхования), которые бы уплачивал наниматель, и 3 страны не имеют «других» налогов (кроме налога на прибыль и с зарплаты). При этом все страны очень сильно варьируются с точки зрения

 

 

 

У

 

Таблица 1. Рейтинги легкости уплаты налогов (рассмотрено 178 стран)

 

 

Рейтинг общей легкости уплаты налогов

Рейтинг легкости уплаты налогов исходя из количества платежей

Рейтинг легкости уплаты налогов исходя из затрат необходимого для этого  времени

Беларусь

178

178

174

Украина

177

176

176

Россия

130

58

151

Казахстан

44

15

105

Польша

125

122

146

Литва

71

68

54

Латвия

20

7

78

Германия

67

39

65


 

Таблица 2. Общий рейтинг легкости уплаты налогов (платежей и часов  в год)

 

 

Всего платежей

Всего часов

Налоги на прибыль

Налоги на зарплату

Другие налоги

 

 

 

Количество платежей

Время

Количество платежей

Время

Количество платежей

Время

Беларусь

124

1188

24

960

36

180

64

48

Украина

99

2085

6

421

60

732

33

932

Россия

22

448

1

160

14

96

7

192

Казахстан

9

271

1

105

1

74

7

92

Польша

41

418

12

89

1

228

28

101

Литва

24

166

1

32

13

76

10

58

Латвия

7

219

1

31

1

105

5

83

Германия

16

196

3

30

3

123

16

43


 

легкости (сложности) уплаты налогов. Еще одна разница заключается в количестве других налогов. Налог на недвижимость (имущество) - один из наиболее популярных среди группы «других» налогов.

Наиболее популярными в налоговой  сфере являются следующие реформы:

- появление  электронного документооборота (уплата  налогов on-line): более четверти всех стран мира используют электронные расчеты и платежи в налоговой сфере. Это значительно сокращает материальные и трудовые затраты (на бумагу, посещение налоговой инспекции и т.д.);

- объединение  налогов с одинаковой базой  в один. Более половины всех  стран мира имеют более чем  один налог, уплачиваемый с  зарплаты, 27% - с прибыли и 41% - с  имущества. Если база расчета  налогов одинаковая - то их можно  объединить. Это значительно сокращает  издержки по администрированию  налогов как для предприятий  (налогоплательщиков), так и органов  госуправления;

- упрощение  налогового администрирования - в большинстве стран мира действуют  специальные бухгалтерские книги  для налоговых нужд. В 2/5 всех  стран действует более чем  один закон на один вид налога. Все это означает двусмысленность  и неопределенность в уплате налогов, их дублирование и чрезмерность, суровость наказаний зачастую неумышленные ошибки. Простота и прозрачность в расчетах и уплате налогов - важный элемент сокращения издержек по их администрированию;

- уменьшение  налоговых ставок и расширение  налоговой базы. Высокие налоговые  ставки вынуждают часть бизнеса  уходить «в тень». Обычно налоговая  реформа - это политический компромисс  между сторонниками сокращения  налоговых ставок (и уменьшения  бюджетных доходов) и их увеличения (и сокращения бюджетного дефицита). В тоже время, те страны, которые  осмеливаются уменьшать налоговые  ставки (и/или отменять отдельные  налоги) зачастую сталкиваются с  ростом налоговых платежей, что  объясняется ростом предпринимательской  активности и выходом части  бизнеса «из тени».

Таким образом, многие страны СНГ и ЕврАзЭС реализуют  значительные налоговые реформы. Беларусь в 2006-2010гг. также пошла по пути упрощения  процедур администрирования налогов  и снижения налоговой нагрузки (эти  данные не вошли в цитируемое исследование Всемирного банка).

 

3.2 Реализуемые и предлагаемые  изменения налоговой системы  Беларуси

 

Чтобы сделать уплату налогов для  субъектов хозяйствования проще  и понятнее, основной задачей налоговой  политики является упрощение налоговой  системы. Такое направление работы задано Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, одобренной III Всебелорусским народным собранием, и определено Президентом  Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и парламенту.

Информация о работе Налогообложение РБ