Налогообложение РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой страны всегда составляют следующие прямые налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.

Файлы: 1 файл

готовоРеферат.docx

— 109.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

  1. Эффективность, предполагающая не только обеспечение государственного бюджета стабильными и равномерными поступлениями доходов, но и стимулирование налогоплательщиков к развитию бизнеса, совершенствованию техники и технологии производства;

Так как  экономическая ситуация в стране непрерывно изменяется, то существует необходимость постоянно совершенствовать налоговую систему и повышать ее эффективность с учетом задач  современной фискальной политики.

 

2.2 Налоги как инструмент фискальной политики. Налоговый мультипликатор

 

Содержание  фискальной политики. «Фиск» означает казна, «фискал» — сборщик налогов. Поэтому складывается видимость, что фискальная политика в лучшем случае есть только налоговая политика. Однако это далеко не так.

В рамках фискальной политики («линия доходов») государство изыскивает и другие, а не только налоговые  поступления в бюджет. Это могут быть доходы от ценных бумаг иностранных государств и акционерных обществ, которыми владеет правительство, а также другие поступления, получаемые с «государственного капитала», размещенного в реальном секторе экономики (Рисунок 1).

Таким образом, у фискальной политики государства обнаруживается и второй компонент — это «линия расходов». Здесь государство стремится регулировать и оптимизировать собственные расходы, оказывать положительное воздействие на происходящие в стране социально-экономические процессы.

 

 

   

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика

   

 

   

 

 

Линия доходов

 

Линия расходов

Налоговая политика

Доходы с государственного капитала

 

Объем расходов

Структура расходов


 

Рисунок 1 - Основные компоненты современной фискальной политики

 

Фискальная  политика государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций, на основе действующего законодательства.

В цивилизованной стране фискальная политика формируется и контролируется парламентом страны с учетом выработанной теоретической концепции, а реализуется правительством, в первую очередь министерством экономики и министерством финансов.

Нам известно, что основными задачами экономической политики государства выступают обеспечение полной занятости, подавление инфляции, достижение равновесия платежного баланса, обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. Поэтому бюджетно-налоговая (или фискальная) политика обнаруживается как совокупность конкретных мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и общего состояния государственного бюджета, которые направлены на достижение соответствующих задач социально-экономического развития.

Вектора фискальной политики современного государства непосредственно зависят от:

а) состояния национальной экономики и фазы промышленного цикла;

б) принятой национальной концепции социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач;

в) имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством, правового коридора;

г) степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества.

Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.

Разновидности фискальной политики:

  1. Стимулирующая фискальная политика имеет место в период циклического спада экономики. Главная задача такой экспансионистской политики – смягчить кризисный спад и ускорить его преодоление. Основное содержание стимулирующей фискальной политики – рост государственных расходов и снижение налогов;
  2. Сдерживающая фискальная политика имеет место в период подъема национальной экономики. Главная задача такой ретриктивной политики – за счет мягкого торможения деловой активности ограничить быстрое «разогревание» национальной экономики. Основное содержание такой политики-тормоза – сокращение государственных расходов и увеличение налоговой нагрузки.

Мультипликатор  налогов. Что касается самих налогов, то их увеличение сокращает располагаемый личный доход домашних хозяйств. Это означает, что налоги непосредственно влияют на возможности населения сберегать и потреблять.

Следует более внимательно рассмотреть, какое воздействие оказывает, например, увеличение налога на объем национального производства.

Предположим, государство, стремясь снизить темпы инфляции, вводит дополнительный налог в размере ΔT. Понятно, что на такую же величину сократится располагаемый личный доход в секторе домашних хозяйств.

Следовательно, сократятся объемы потребления и сбережения населения. На Рисунке 2 видно, что под воздействием автономного налога прямая совокупного спроса сдвинулась вниз и вправо и заняла положение С2 + I +G + Хп. Заметно, что уменьшение совокупного спроса (AD) на определенную величину привело к более значительному уменьшению объема выпуска (Yx - Y2).

 

AD


 

 

                                              С1+In+G+Xn


                                       E1  

     C2+ In+G+Xn


                   E2    

 

 

0                 Y2               Y               Yn


 

Рисунок 2 – Изменение объема выпуска при увеличении налога на потребление

 

Следует отметить, что мультипликатор налогов всегда имеет количественное значение меньше мультипликатора государственных закупок. Дело в том, что первоначальное изменение объема государственных закупок не проходит фильтрацию сквозь призму «предельной склонности населения к потреблению» (МРС). Каждый дополнительный процент государственных закупок приводит к такому же изменению совокупного спроса (AD). Что же касается изменения налога на одну денежную единицу, то под его воздействием совокупный спрос изменяется лишь на величину МРС х 1. Поэтому налоговый мультипликатор (Mt) равен:

 

M=MPC/(1- MPC)                             (1)

 

Изменение объема выпуска (AY) под воздействием изменения объема налогообложения (AT) будет равно:

 

AY = Mt х AT                                         (2)

 

 

Так обнаруживается воздействие мультипликатора налогов на экономическую ситуацию в стране.

Следует отметить, что мультипликатор налогов всегда имеет количественное значение меньше мультипликатора государственных закупок. Дело в том, что первоначальное изменение объема государственных закупок не проходит фильтрацию сквозь призму «предельной склонности населения к потреблению» (МРС).

 

 

 

2.3 Влияние налогов на равновесный объем ВВП. Стабилизационная политика.

 

Встроенные  стабилизаторы-это совокупность стандартных мер финансового и налогового характера, которые оказывают эффективное воздействие на цикл деловой активности в зависимости от прохождения национальной экономикой соответствующей фазы (подъема, спада).

Фискальная антициклическая политика может реализовываться как дискреционная и недискреционная.

При дискреционной политике изменению величины государственных расходов и объема налогов (налоговой нагрузки) предшествует принятие, правительством специальных решений. Поэтому дискреционную политику часто называют активной, так как для нее типично сознательное манипулирование налогами и государственными расходами.

Но для дискреционной  политики характерно наличие временного лага (от англ. lag — запаздывание) между принятием решения и самими экономическими действиями, так как данная тематика всегда проходит процедуру обсуждения и утверждения в парламенте страны.

Такой временной лаг в фискальной политике включает лаг опознания ситуации (лаг диагностики плюс лаг прогноза), лаг акции (лаг мероприятия плюс лаг решения), а также внешний лаг (лаг реакции плюс лаг продвижения).

Наличие временного лага может привести к тому, что мероприятия дискреционной (активной) фискальной политики не уменьшат, а еще больше усилят циклические колебания, т. е. приведут к проциклическим последствиям.

При недискреционной политике срабатывают так называемые встроенные (автоматические) стабилизаторы регулирования экономической активности. В законодательные акты закладываются полномочия правительства (президенты) по свободному изменению налогообложения (в пределах коридора) в зависимости от состояния экономической конъюнктуры.

В период спада бюджетный  дефицит (результат сокращения налоговых поступлений и увеличения государственных расходов) стабилизирует объем совокупного спроса, что сдерживает кризисный спад объема выпуска.

Отметим специально, что  встроенные стабилизаторы не устраняют главной причины, порождающей циклические колебания равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня. Поэтому встроенные стабилизаторы все же необходимо дополнять мерами оперативного воздействия на национальную экономику. О подготовке таких оперативных мероприятий обязано позаботиться правительство страны.

Обратим внимание на то, что складывающаяся экономическая конъюнктура в свою очередь оказывает воздействие на потенциал встроенных стабилизаторов. Так, в условиях инфляции возникает эффект Оливера-Танзи, когда налогоплательщики сознательно затягивают внесение налогов в государственный бюджет, так как происходит обесценивание денег, что сулит получение для них определенного выигрыша.

Потенциал налоговой политики. Каждая в отдельности функция налогообложения и все функции налогов, вместе взятые многое значат. Поэтому в современных условиях налоги выступают как активное средство косвенного государственного регулирования национальной экономики.

Так, правительство страны еще только приступает к разработке проекта бюджета и налогового режима, оглашает в СМИ возможные изменения. Все налоги и сборы, как говорится, еще только в будущем, а хозяйствующие субъекты, тем не менее, незамедлительно реагируют на вносимые изменения и декларируемые новые параметры налогообложения. Потому что условия налогообложения непосредственно затрагивают экономические интересы хозяйствующих субъектов.

Содержание налоговой  политики определяется не только уровнем налоговой нагрузки, перечнем налогов и сборов, но и достигнутой степенью собираемости налогов, характером используемых штрафных санкций, наличием или отсутствием налоговых льгот, преференций, каникул и т. п.

Оценивая потенциал  налоговой политики, следует обратить внимание на то, что налоговые изменения воздействуют на экономические процессы косвенным образом. При снижении налогов можно рассчитывать на увеличение объема потребления (домашние хозяйства) и на рост инвестиционной активности (предприятия). Но на практике такие налоговые изменения могут привести к тому, что домашние хозяйства, наоборот, увеличат предельную склонность к сбережениям, а предприниматели сочтут нужным ускорить погашение банковских кредитов. Такой же разнобой может происходить и тогда, когда государство увеличивает налоги. Дело в том, что, снижая (повышая) налоговую нагрузку, государство лишь изменяет общие условия хозяйствования, но не предписывает хозяйствующим субъектам конкретные экономические решения.

Современная налоговая  политика непосредственно затрагивает амортизационную политику. Чем выше норма амортизации, тем меньше налог на прибыль. Если говорить прямо, то ускоренная амортизация есть скрытая налоговая льгота, которая сокращает поступление в бюджет налога на прибыль. Одновременно это должно увеличивать инвестиционные возможности предприятий. Но в период кризиса при низкой норме прибыли и низких ценах увеличение амортизационных отчислений слабо воздействует на инвестиционную активность.

Инструменты налоговой  политики различаются и по скорости начала их действия. Одно дело, когда речь идет об индивидуальном подоходном налоге с физических лиц, взимаемого у «источника дохода». Здесь вполне можно рассчитывать на то, что реакция со стороны налогоплательщика будет мгновенной.

Другое дело, когда налогообложение  затрагивает прибыль предприятия. Тогда реакция предпринимателя обнаружится далеко не сразу.

Повышение налогов вряд ли можно отнести к популярным мерам. Поэтому любое правительство, выстраивая отношения с электоратом, в современных условиях предпочитает пореже затрагивать такие «нервные окончания».

Информация о работе Налогообложение РБ