Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие современной налоговой системы обусловлено назревшей необходимостью, связанной с переходом к рыночной системе хозяйствования.
Переход экономики России на рыночные методы вызвал необходимость изменения финансовых отношений, и в частности, создание по сути новой налоговой системы, отвечающей современным требованиям.
Главные задачи, стоящие в настоящее время перед налоговой системой, включают в себя две, на первый взгляд, противоречивые проблемы: повышение собираемости налогов и ослабление налогового бремени. К числу актуальных и конъюнктурных проблем можно смело отнести упрощение изъятия налога: техники исчисления, учёта сокращения количества инструктивного и методологического материала. Очевидно, что не смотря на постоянно изменяющееся законодательство, налоговая система не успевает за бурно развивающимися рыночными отношениями.

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика малого предпринимательства и налогообложение малых предприятий
Государственное регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации
История малого предпринимательства в дореволюционной и дореформенной России.
2 Налогообложение субъектов малого предпринимательства
2.1 Упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности
2.2 Система единого налога на вменённый доход
2.3 Патентная система налогообложения
3 Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства и пути их решения
3.1 Основные проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства
3.2 Возможные пути решения проблем налогообложения, стоящие перед малым предпринимательством
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 83.45 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1 Общая характеристика малого предпринимательства и налогообложение малых предприятий

    1. Государственное регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации
    2. История малого предпринимательства в дореволюционной и дореформенной России.

2 Налогообложение субъектов малого предпринимательства

2.1 Упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности

2.2 Система единого налога на вменённый доход

2.3 Патентная система налогообложения

3 Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства и пути их решения

3.1 Основные проблемы налогообложения  субъектов малого предпринимательства

3.2 Возможные пути решения  проблем налогообложения, стоящие  перед малым предпринимательством

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Становление и развитие современной  налоговой системы обусловлено  назревшей необходимостью, связанной  с переходом к рыночной системе хозяйствования.

Переход экономики России на  рыночные  методы вызвал необходимость  изменения финансовых отношений, и  в частности, создание по сути новой  налоговой системы, отвечающей современным требованиям.

Главные задачи, стоящие  в настоящее время перед налоговой  системой, включают в себя две, на первый взгляд, противоречивые проблемы: повышение  собираемости налогов и ослабление налогового бремени. К числу актуальных и конъюнктурных проблем можно  смело отнести упрощение изъятия  налога: техники исчисления, учёта  сокращения количества инструктивного и методологического материала. Очевидно, что не смотря на постоянно  изменяющееся законодательство, налоговая  система не успевает за бурно развивающимися рыночными отношениями.

Как показывает опыт стран  с развитой рыночной экономикой, а  также некоторых восточно-европейских  стран с переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует расширению ряда важных для поступательного  социально-экономического развития страны задач, таких как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики  и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами, занятость и самозанятость населения; экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе); формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины.

Под малым предприятием понимается юридически самостоятельное предприятие  с небольшим числом работающих, имеющее  высокую финансово-хозяйственную  независимость, упрощенную организационную  структуру и способность к  быстрой перестройке своих хозяйственных  подразделений. Понятие «малое предпринимательство» трактуется в экономической и  юридической литературе довольно произвольно. В настоящее время в мире существует более 50 определений малого бизнеса, но единого мнения до сих пор не выработано. Большинство исследователей отождествляют понятия «малое предприятие» и «малое предпринимательство». По определению Габлера, предприниматель  – это субъект предпринимательства, физическое или юридическое лицо, осуществляющее любые виды хозяйственной  деятельности, не запрещённые законом.

На мой взгляд, малое  предпринимательство – это совокупность малых предприятий и частных  лиц, занимающихся  индивидуальной трудовой деятельностью в сфере  производства и обращения материальных благ и услуг. В основе малого предпринимательства  лежит предприимчивость и коммерческий успех, выступающий прежде всего  в форме прибыли.

Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке  государственного подхода в отношении  поддержки развития малого бизнеса  в России. Однако, как показали результаты проведённого исследования, сектор малого предпринимательства пока значимой роли в России не играет. Задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов экономической политики государства. Однако её решение невозможно в отрыве от других направлений реформирования экономики, в том числе налогообложения субъектов малого предпринимательства, и без координации усилий федерального центра и региональных властей. Проводимая государственная политика в отношении субъектов малого предпринимательства, в том числе и в области налогообложения, влияет на становление и развитие малого бизнеса.

  Совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации является чрезвычайно актуальным. Для развития численности субъектов малого предпринимательства чрезвычайно важно наличие научно обоснованного, хорошо отработанного механизма налогообложения.

Данная курсовая работа посвещена изучению правовых аспектов налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Цель проводимого исследования – изучить особенности и проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в контексте финансового права.

1 Общая характеристика  малого предпринимательства и  налогообложение малых предприятий

    1. Государственное регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации

До сих пор нет ясности  в понятии малого предпринимательства  в России. По мнению большинства  исследователей, критериями для отнесения  к категории малых предприятий  в условиях галопирующей инфляции и  весьма приблизительного  учёта  хозяйственной деятельности не могут  быть ни годовой объем оборота, ни прибыли, ни уровень доходности (финансовые показатели). Остаются два традиционных критерия – численность работающих и отраслевая принадлежность.

До последнего времени  к малым предприятиям относились вновь создаваемые и действующие  предприятия,  у которых показатели средней численности работающих не превышают определённого уровня: в промышленности и строительстве  – до 200 человек, в науке и научном  обслуживании – до 100, в других отраслях производственной сферы – до 25, в  розничной торговле – до 15 человек. В число малых предприятий, с  точки зрения форм собственности, входят мелкие (5-10 человек) частные, в том числе семейные, фирмы, кооперативы, государственные предприятия, акционерные общества и предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью. Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности, относят к малым по размерам того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объёме реализации продукции.  Сфера, объединяющая малые и средние предприятия различных отраслей, получила в мировой, а теперь и в нашей хозяйственной практике общее название – малый бизнес или малое предпринимательство.

Существовавшие показатели средней численности работающих,  характеризующие малые предприятия, представляются, по мнению многих специалистов, завышенными. Они не отражают ни специфики  малых предприятий, ни современный  уровень научно-технического прогресса. В этих количественных характеристиках  заложен скорее количественный подход, ручной труд с его низкой производительностью. В самом деле, в ряде отраслей промышленности, (перерабатывающей, по производству всевозможных конструкционных и строительных материалов и др.), оснащенных современным отечественным, а тем более высокопроизводительным зарубежным оборудованием, 200 человек работающих предполагают весьма крупное производство. То же самое относиться к численности занятых в строительстве (200 человек), ориентирующемся, особенно в последнее время, на создание не крупных промышленных предприятий или индивидуально жилищное строительство, а также к малым предприятиям, действующим в науке и научном обслуживании (до 100 человек). Именно поэтому практиками не раз ставился вопрос о пересмотре количественных показателей, характеризующих малые предприятия в сторону их уменьшения.

Следует отметить, что данные предложения были в определённой мере учтены законодателями. Предлагается более дифференцированный подход к  выделению малых предприятий  с точки зрения их отраслевой принадлежности. Необходимость уточнения критериев  малого предприятия связана с  тем, что в зависимости от чёткого  и полного определения статуса  малого предприятия будет поставлено законодательное установление налогообложения, льготного финансирования и ряд  других экономических показателей.

Согласно Закону под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных  организаций, благотворительных и  иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и у которых средняя численность работников не превышает установленные предельные уровни.

 

 

 

 

 

Сфера деятельности

Средняя численность работников, чел.

Промышленность

100

Строительство

100

Транспорт

100

Сельское хозяйство

60

Научно-техническая сфера

60

Оптовая торговля

50

Розничная торговля и бытовое  обслуживание населения

30

Осуществление других видов  деятельности

50


Табл. 1. Допустимая средняя  численность персонала  субъектов  малого предпринимательства по видам  деятельности.

 

Таким образом, при определении  субъективного состава малого предпринимательства  в законе к основному критерию – численности работников добавлены  ещё два. При этом законодатели отказались от критерия деления хозяйствующих  субъектов на предприятия производственной и непроизводственной сферы. Закон  исключает из малого бизнеса большую  часть производственных предприятий  и существенно повышает долю предприятий сферы торговли и услуг.

В соответствии с законом  расширен перечень субъектов малого предпринимательства: он дополнен фермерскими хозяйствами и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к малым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Представляется прогрессивным  такое положение закона, в соответствии с которым в случае превышения малым предприятием установленной численности оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено превышение, и на последующие три месяца.

Существующий закон фактически устанавливает, что малое предприятие  должно быть в собственности исключительно  физических лиц. Это ограничение  значительно сужает сферу применения закона, поскольку более трети  существующих малых предприятий  перестают быть таковыми. На  мой взгляд, такой подход законодателей представляется неоправданным, так как во многих отраслях экономики (производственная сфера, отчасти транспорт и т.д.) предприятиям невозможно функционировать без поддержки юридических лиц — учредителей.

Следует обратить внимание на проводимые в последнее время, меры по поддержке малого предпринимательства. Так, одним из направлений финансовой поддержки, способствующих развитию малого бизнеса, является налоговая политика, в частности, льготное налогообложение. Действующим налоговым законодательством  предусмотрен довольно широкий спектр льгот по налогообложению субъектов  малого предпринимательства. Наряду с  общими для всех предприятий и  организаций налоговыми льготами существуют и специальные — для определенной категории малых предприятий.

Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. 2270 “О некоторых  изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” и Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций” от 31 декабря 1995 г. №227-ФЗ, малым предприятиям были предоставлены специальные льготы: по налогу на прибыль, НДС, по налогу на имущество, отмена спецналога и авансовых платежей.

Указанные льготы создали  определенные экономические преимущества для функционирующих и особенно для вновь создаваемых малых предприятий. Но по-прежнему для всех предпринимателей, в том числе и занятых в малом бизнесе, налоги остаются главной проблемой. Существующие ставки налогов на деятельность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей слишком высоки и не стимулируют их успешную работу, особенно в сфере производства. Мировая практика показывает, что уровень налогового изъятия в 45% от дохода является той границей, за которой под угрозой оказывается 

Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства