Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:09, курсовая работа
Становление и развитие современной налоговой системы обусловлено назревшей необходимостью, связанной с переходом к рыночной системе хозяйствования.
Переход экономики России на рыночные методы вызвал необходимость изменения финансовых отношений, и в частности, создание по сути новой налоговой системы, отвечающей современным требованиям.
Главные задачи, стоящие в настоящее время перед налоговой системой, включают в себя две, на первый взгляд, противоречивые проблемы: повышение собираемости налогов и ослабление налогового бремени. К числу актуальных и конъюнктурных проблем можно смело отнести упрощение изъятия налога: техники исчисления, учёта сокращения количества инструктивного и методологического материала. Очевидно, что не смотря на постоянно изменяющееся законодательство, налоговая система не успевает за бурно развивающимися рыночными отношениями.
Введение
1 Общая характеристика малого предпринимательства и налогообложение малых предприятий
Государственное регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации
История малого предпринимательства в дореволюционной и дореформенной России.
2 Налогообложение субъектов малого предпринимательства
2.1 Упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности
2.2 Система единого налога на вменённый доход
2.3 Патентная система налогообложения
3 Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства и пути их решения
3.1 Основные проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства
3.2 Возможные пути решения проблем налогообложения, стоящие перед малым предпринимательством
Заключение
Список используемой литературы
Малое предпринимательство не новое явление в истории России. Оно занимало определенное место в дореволюционной и дореформенной России.
В современных условиях полезным может оказаться обращение к отечественному опыту развития малого предпринимательства, так как он учитывает национальные черты и традиции нашей страны.
Основными источниками сведений о мелкой промышленности России в дореволюционный период, которыми мы располагаем, являются переписи промышленных заведений и обследования, проводимые статистическими отделами земских управлений царской России. Однако следует признать, что основной недостаток состоит в том, что эти обследования и переписи производились бессистемно, по разным программам, не охватывали всей территории страны, что, конечно же, значительно сужает базу данных о распространении малого предпринимательства и его формах.
Что касается статистических данных после переписи 1929 г., то они практически отсутствуют. Таким образом, отсутствие хорошо поставленной статистики, усеченность имеющихся сведений создают значительные трудности при проведении экономического анализа и сопоставлении показателей.
Под малым предпринимательством в дореволюционной России понимается кустарное и ремесленное производство, которые были самой распространенной формой организации трудовой деятельности в России. Например, до первой мировой воины в 40 губерниях европейской части России насчитывалось 2 044 801 мелких сельских промыслов. Данные о численности мелких промыслов свидетельствуют о повсеместном их распространении, однако наибольшее их количество было сосредоточено в Вятской — 774,1 на 1 000 сельского населения, Московской — 766,3, Вологодской — 712,8 и Владимирской губерниях — 617.
В 1910 г. в России насчитывалось (по данным обследования 214 городов) 103 469 ремесленных заведения. Наибольшее их количество было сосредоточено в Центрально-промышленном районе — 18 472 заведения, Прибалтийском — 14 017, Южном — 13 809, на Кавказе — 11 041 заведение.
По данным всесоюзной переписи населения 1929 года число малых предприятий в СССР составило 4,5 млн.единиц, в том числе в России — 3,2 млн.единиц. Число малых предприятий за период с 1925 до 1929 год в России увеличилось на 1,8 млн. единиц.
Мелкое производство —
Малое предпринимательство охватывало
практически все отрасли
Вышеперечисленные виды производств в той или иной степени были развиты практически во всех губерниях, по которым имеются статистические данные.
Таким образом, в результате анализа состояния мелкой промышленности по данным обследований 1903, 1910, 1925 и 1929 годов мы делаем вывод о том, что мелкое предпринимательство в России было развито в тех отраслях, которые обеспечивают конечное потребление населения, независимо от географического месторасположения и времени исследований.
Одним из характерных признаков кустарных промыслов в России является широкое применение наемного труда. Так по данным обследования ремесленных заведений 214 городов России, проведенном в 1910 году, 83,5% ремесленных заведений имели от 2 до 4 наемных работников, 14,4% имели от 5 до 15 наемных работников, 1,2% — от 16 до 25 работников и 0,9% ремесленных заведений имели 26 и более наемных рабочих. В последующие годы происходило уменьшение количества предприятий, использующих наемную рабочую силу. Так, по результатам обследования мелкой промышленности, проведенного в 1925 году, около 3,9% малых предприятий РСФСР использовало рабочую силу. Причем из общего числа мелких промышленных предприятий, использовавших наемных работников, — 75,7% были частными, 18,5% — кооперативными, 5,8% — государственными. Наибольший удельный вес по всем видам промышленной деятельности имели частные предприятия. В 1925 году их удельный вес составлял 98,7% от общего числа промысловых хозяйств. В целом по СССР 4,03% промысловых предприятий использовали наемную силу, из них 78,1% были частными, 16,3% — кооперативными и 5,6% — государственными.
В 1929 году на государственных предприятиях было занято 59,82% наемной рабочей силы, на кооперативных — 23,46%, на некапиталистических промысловых хозяйствах работало 15,62% наемных рабочих, а в частнокапиталистических заведениях было сконцентрировано 1,1% наемной рабочей силы .
Для малого предпринимательства России характерно то, что оно в основном было сосредоточено в сельской местности. Кустарный промысел, главным образом, не являлся основным занятием, а велся в качестве подсобного к земледелию.
Так, в дореволюционной России в 1912-1913 годах в городах было сосредоточено 971,5 тыс.малых предприятий, в то время как в сельских местностях — 3027,8 тысяч, а в послереволюционный период, например, в Сибири в 1926 году в сельских местностях было сосредоточено 83,8% всех малых предприятий, а в городах и поселках городского типа — лишь 16,2%. Причем, как в сельских местностях, так и в городах наибольшее число — 96,74% и 98,98% соответственно — были частными. Частные предприятия в городах обеспечивали 94,98% валовой продукции, в сельской местности этот показатель значительно ниже и составляет 63,91%. Этот факт объясняется большой популярностью на селе различных форм кооперации, почти 28% валовой продукции приходится на кооперативы.
Следует заметить, что в дореволюционный период правительством предпринимались активные шаги по поддержке кустарных и ремесленных производств и их всемерному развитию. С начала земской реформы в губерниях были предприняты попытки создать условия, облегчающие труд кустарей. Проведение земством в разные годы исследования показали, что к числу наиболее трудно решаемых проблем кустарных промыслов относились: снабжение сырьем, обеспечение кредитом, организация сбыта продукции, слабая техническая база кустарей. Самой важной была проблема обеспечения кустарей кредитом (актуальность этой проблемы на современном этапе развития малого предпринимательства является достаточно серьезной). Потребности в мелком краткосрочном кредите в то время удовлетворялись через сеть губернских и земских касс. Часть своих капиталов они получали из Государственного банка. Кассы ссужали эти капиталы кредитным товариществам, которые, в свою очередь, удовлетворяли потребности своих клиентов в кредите. В то же время такая сеть кредитных учреждении не могла решить проблемы долгосрочного кредитования кустарного производства. Долгосрочный кредит кустарных артелей обеспечивался за счет средств частного фонда им С.Г.Морозова.
В качестве оборотных средств на развитие мелкого кредита использовались: правительственные ссуды из фонда государственных сберегательных касс с начислением не свыше 4%; местные продовольственные капиталы; облигационные займы; вклады в сберкассы с уплатой более высокого процента; в случае недостаточности средств могли быть использованы специальные капиталы земств, в т.ч. страховой.
В 1910 году в Российской империи насчитывалось 240 организации, обеспечивающих мелких предпринимателей кредитом. Наиболее распространенной формой таких организаций были ссудосберегательные товарищества. В среднем на 1 учреждение по кредитованию приходилось 744 ремесленных заведений. До 1900 года в России насчитывалось 11 ссудосберегательных товариществ, 15 обществ взаимного кредита и 1 кредитное товарищество. В последующее десятилетие темпы образования учреждений по кредитованию мелкого производства значительно ускорились. За период с 1901 по 1910 г. было открыто 73 ссудосберегательных товарищества, 17 кредитных товариществ, 23 общества взаимного кредита.
Таким образом, меры по стимулированию
мелкого производства до 1917 года носили
комплексный характер и были направлены
на всемерное поощрение малого предпринимательства.
К сожалению, политика в отношении
мелкого производства после революции
1917 г. характеризуется постепенным
наступлением на него и практически
вытеснением этой формы предпринимательства.
Если в 1918 г. были национализированы
крупные объекты производства и
сферы обслуживания, находящиеся
в частной собственности, то за период
с октября до конца 1920 г. было национализировано
4,5 тысячи предприятий малого размера.
В конце ноября 1920 г. были национализированы
частные предприятия с числом
наемных рабочих более 5 человек
при наличии механического
Необходимо отметить, что в годы НЭПа частный сектор экономики состоял в основном из денационализированных малых предприятий. В промышленности свыше 80% стоимости всех частно-хозяйственных производств приходилось на долю малых предприятий. Кустарно-ремесленными были 4/5 общего числа предприятий, производящих товары народного потребления.
Однако со второй половины 20-х годов ужесточаются меры, ограничивающие деятельность частных предпринимателей и потребительской кооперации. В первую очередь, эти меры затронули область налогообложения. Патентный сбор с предприятия за данный определенный период засчитывался в размере 50% в уплату уравнительного сбора. Уравнительный сбор взимался с определенного процента к оборотам предприятия и исчислялся по оборотам на предшествующий период.
Вводилось централизованное обложение уравнительным сбором государственных трестов, торгов, синдикатов, акционерных обществ, банков, обществ взаимного кредита и союзов кооператоров. Было введено обложение подоходным налогом по совокупному доходу (кроме доходов рабочих и служащих).
Таким образом, предпринятые государством
фискальные меры существенно повлияли
на объемы и масштабы как частного
сектора, так и в целом малого
предпринимательства. К началу 1930 года
доля частного сектора, например, в
торговом обороте СССР не превышала
6%. Если в 1928 году доля частного сектора
в валовой продукции
Налоговая политика по отношению к кустарно-ремесленным
Таким образом, политика государства в отношении кустарного и ремесленного производства была нацелена на постепенное изживание его из структуры народного хозяйства страны, что нашло свое отражение в Конституции СССР 1936 года, когда малое предпринимательство, кустарное и ремесленное производство ставилось в противовес социалистическому хозяйствованию.
Политика по отношению к мелкому
производству постепенно меняется с
принятием Конституции 1977 года, когда
в статье 17 было подтверждено право
граждан на осуществление индивидуальной
трудовой деятельности, основанной на
личном груде граждан и членов
их семей в сфере кустарно-
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства
2.1 Упрощенная система
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий применяется наряду с действующей системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предприятиями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятий за отчетный период. Не являются в этом смысле исключением и малые туристские фирмы.
Для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Для предприятий и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операции и предоставления необходимой статистической отчетности. Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и предприятия с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная численность работающих для предприятий включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.
Малые предприятия имеют
право в предусмотренном
Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства