Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие современной налоговой системы обусловлено назревшей необходимостью, связанной с переходом к рыночной системе хозяйствования.
Переход экономики России на рыночные методы вызвал необходимость изменения финансовых отношений, и в частности, создание по сути новой налоговой системы, отвечающей современным требованиям.
Главные задачи, стоящие в настоящее время перед налоговой системой, включают в себя две, на первый взгляд, противоречивые проблемы: повышение собираемости налогов и ослабление налогового бремени. К числу актуальных и конъюнктурных проблем можно смело отнести упрощение изъятия налога: техники исчисления, учёта сокращения количества инструктивного и методологического материала. Очевидно, что не смотря на постоянно изменяющееся законодательство, налоговая система не успевает за бурно развивающимися рыночными отношениями.

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика малого предпринимательства и налогообложение малых предприятий
Государственное регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации
История малого предпринимательства в дореволюционной и дореформенной России.
2 Налогообложение субъектов малого предпринимательства
2.1 Упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности
2.2 Система единого налога на вменённый доход
2.3 Патентная система налогообложения
3 Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства и пути их решения
3.1 Основные проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства
3.2 Возможные пути решения проблем налогообложения, стоящие перед малым предпринимательством
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 83.45 Кб (Скачать файл)

22.производство и реставрация ковров и ковровых изделий;

23.ремонт ювелирных изделий, бижутерии;

24.чеканка и гравировка ювелирных изделий;

25.монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск, перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск;

26.услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;

27.услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления;

28.проведение занятий по физической культуре и спорту;

29.услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

30.услуги платных туалетов;

31.услуги поваров по изготовлению блюд на дому;

32.оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом;

33.оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом;

34.услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);

35.услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);

36.услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;

37.ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

38.занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;

39.осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию;

40.услуги по прокату;

41.экскурсионные услуги;

42.обрядовые услуги;

43.ритуальные услуги;

44.услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров;

45.розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;

46.розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;

47.услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.

Субъекты РФ имеют право добавить и другие виды деятельности, относящиеся  к оказанию бытовых услуг.

При осуществлении деятельности в рамках простого товарищества или при доверительном управлении имуществом, патентная система не применяется.

Патент  выдается на срок до одного года, при этом его срок может составлять от одного до двенадцати месяцев. Действие патента не переходит на следующий календарный год. Иными словами, если предприниматель хочет получить патент сроком действия 12 месяцев, и подал заявление в июле 2013 года, то патент будет действовать до 31.12.2013 года. На 2014 год, предпринимателю придется получать новый патент.

При осуществлении деятельности в рамках простого товарищества или при доверительном управлении имуществом, патентная система не применяется.

Предприниматели утрачивают право  на применение ПСН, если допущены следующие  нарушения:

1.Средняя численность работников  в течение налогового периода  составила более 15 человек;

2.Превышен максимальный предел  доходов по всем видам деятельности  в налоговом периоде. Т.е. общий  доход предпринимателя составил  более 60 миллионов рублей.

3.Нарушен срок уплаты стоимости  патента.

В случае нарушения условий применения патента, предприниматель право  на применение патента утрачивает с  даты его выдачи. Соответственно придется пересчитать и уплатить налоги в  бюджет, рассчитанные по правилам общей  системы налогообложения. На сумму  уплаченного единого налога, налогоплательщик сможет уменьшить НДФЛ, рассчитанный за соответствующий период.

В течение 10 календарных дней, предприниматель  обязан сообщить в налоговый орган  об утрате права на применение данного  спецрежима.

Пунктом 4 статьи 346.45 введен закрытый перечень оснований для отказа в  выдаче патента:

а) осуществляемая деятельность не соответствует  перечню, установленному для данного  спецрежима;

б) в заявлении указан срок действия патента, превышающий пределы его  выдачи;

в) в случае утраты права на патент, или прекращения соответствующей  деятельности в течение календарного года, перейти на патентную систему  можно будет только со следующего года.

г) задолженность по «патентному» налогу.

Налоговая ставка установлена ст. 346.50 НК РФ и составляет 6% от потенциально возможного дохода за год по каждому виду деятельности. Иными словами, платеж будет рассчитываться таким же образом, как в 2012 году рассчитывалась стоимость патента.

Формула для расчета стоимости  патента:

БД х 6%

БД – базовая доходность

6% - налоговая ставка

Величина базовой доходности для  каждого вида деятельности устанавливается  законами субъектов РФ, на каждый календарный  год.

Порядок уплаты  зависит от периода действия патента. Если срок действия патента менее шести месяцев, налог следует уплатить в течение 25 календарных дней, после получения патента.  Если срок его действия превышает 6 месяцев, то в течение 25 дней следует уплатить треть суммы налога. Остальная сумма уплачивается в течение 30 календарных дней до окончания налогового периода. Такой порядок установлен ст. 346.51 НК РФ.

Налоговым периодом, в случае применения патентной системы налогообложения, считается не календарный год, а срок действия патента, либо дата досрочного прекращения деятельности. Это установлено ст. 346.49 НК РФ.

Для большинства видов деятельности при применении патентной системы, установлены пониженные ставки страховых  взносов. По общеустановленным тарифам  уплачивают страховые взносы ИП, деятельность которых связана со сдачей в аренду помещений, осуществлением розничной  торговли, оказанием услуг общественного  питания.  При осуществлении таких видов деятельности страховые взносы уплачивают по ставке 20% в ПФ РФ. Страховые взносы в ФФОМС и ФСС не уплачиваются. При этом страховые взносы, в 2013 году,  не будут уменьшать стоимость патента.

Пониженные ставки при применении ПСН касаются только работников. За себя ИП платит фиксированные платежи  по общим ставкам, установленным для ИП.

Как и ранее, в 2013 году  декларация при применении патентной системы, не представляется. Предприниматели ведут налоговый учет в Книге учета доходов ИП, применяющих патентную систему. Форма книги пока не утверждена.

При учете доходов и расходов, применяется кассовый метод. То есть, доходы и расходы возникают в  момент получения или перечисления денежных средств. Если ИП производят взаимозачеты, то доходы и расходы  возникают в день их проведения.

При осуществлении деятельности на основе патента, предприниматели  вправе не использовать ККТ. В этом случае, по требованию покупателя, следует  выдавать документ, подтверждающий получение  денежных средств, это может быть товарный чек или квитанция.

Если предприниматель оказывает  услуги населению, то он обязан выдавать бланк строкой отчетности – БСО. При этом, БСО выдается всем клиентам в обязательном порядке, а не по требованию.  Если БСО не выдан, то это является нарушением, приравниваемым к нарушениям в области применения ККТ, т.е. нарушение в виде непробития чека и наказывается в виде наложения соответствующего штрафа.

Пунктом 3 статьи 8 Закона №94-ФЗ установлено, что срок действия патентов, используемых в настоящее время, истекает 31.12.2012.  Стоимость патентов будет рассчитываться исходя из фактического срока действия. В случае излишне уплаченной суммы, ее можно будет зачесть и вернуть из бюджета в соответствии с порядком, установленным ст. 78 НК РФ.

Патентная система налогообложения вводится законами субъектов РФ, соответствующий закон должен быть опубликован не позднее 01.12.2012. Предприниматели, для того, чтобы получить патент действующий с 01.01.2013 года, должны подать в налоговую инспекцию заявление до 20.12.2012. Такой порядок установлен п. п. 1 и 2 ст. 8 Закона №94-ФЗ.

 

3. Проблемы налогообложения  субъектов малого предпринимательства  и пути их решения

3.1 Основные проблемы налогообложения  субъектов малого предпринимательства

Проблемы налогообложения  субъектов малого бизнеса актуальны во многих странах, в том числе и в России, что связано с существующими противоречиями в налоговом законодательстве и его нестабильностью. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса зависят также от страны, от форм собственности, от льгот, которые предоставляются тем или иным видам деятельности предприятий малого бизнеса.

В последнее десятилетие  у нас в стране много говорится об исключительной важности малого бизнеса для развития экономики, формирования «среднего класса», обеспечения политической и социальной стабильности в обществе.

В эти же годы принято  немало законов, указов, постановлений  и других нормативных актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Это

не намного улучшило положение  представителей малого бизнеса в  России. И

самая главная причина  этому – непосильные налоги.

Основными недостатками существующей системы налогообложения субъектов малого бизнеса являются следующие:

1. Система налогообложения  сложна и запутанна. Фактически не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы «каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить».

Сегодня уплата налогов требует  от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бухучету и налогам.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к  упрощению налоговой системы. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Возникают сомнения в социальной ориентированности налоговой системы, так как она кажется специально усложненной, чтобы получать пени от налогов. Кроме того, многие законы, устанавливающие ставки налогов, и доходы, из которых они отчисляются, очень неоднозначно указывают обязательные элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

2. Чрезмерно высокое налоговое  бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными. Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т.д. Между тем при установлении ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

Действующая в стране система  налогообложения со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, сгладить негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях «легального» снижения размера уплачиваемого налога.

Как видим, нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, а также

препятствует инвестициям  как отечественным, так и иностранным.

3. Нестабильность законодательства. Недостаточная четкость и ясность нормативных документов, и слишком частые изменения налогового законодательства затрудняют работу самих налоговых служб, делают бесправным налогоплательщика. Все изменения в налоговом законодательстве должны осуществляться одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты

исключительно путем внесения изменений в законодательные  и нормативные

акты по налогам.

Нестабильность налогового законодательства влечет за собой множество негативных последствий, которые находят свое отражение в деятельности субъектов малого предпринимательства. Примером может служить ряд законов, принятых в июле 2009 года: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»; Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,

Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства