Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие современной налоговой системы обусловлено назревшей необходимостью, связанной с переходом к рыночной системе хозяйствования.
Переход экономики России на рыночные методы вызвал необходимость изменения финансовых отношений, и в частности, создание по сути новой налоговой системы, отвечающей современным требованиям.
Главные задачи, стоящие в настоящее время перед налоговой системой, включают в себя две, на первый взгляд, противоречивые проблемы: повышение собираемости налогов и ослабление налогового бремени. К числу актуальных и конъюнктурных проблем можно смело отнести упрощение изъятия налога: техники исчисления, учёта сокращения количества инструктивного и методологического материала. Очевидно, что не смотря на постоянно изменяющееся законодательство, налоговая система не успевает за бурно развивающимися рыночными отношениями.

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика малого предпринимательства и налогообложение малых предприятий
Государственное регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации
История малого предпринимательства в дореволюционной и дореформенной России.
2 Налогообложение субъектов малого предпринимательства
2.1 Упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности
2.2 Система единого налога на вменённый доход
2.3 Патентная система налогообложения
3 Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства и пути их решения
3.1 Основные проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства
3.2 Возможные пути решения проблем налогообложения, стоящие перед малым предпринимательством
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 83.45 Кб (Скачать файл)

Фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный  фонд

обязательного медицинского страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования». Данные законы предусматривают  замену с 1января 2010 года единого социального  налога (ЕСН) тремя страховыми взносами на обязательное социальное страхование.

В 2008 году на заседании Правительства  РФ при обсуждении решения о реформировании пенсионной системы с 1 января 2010 года указывалось на необходимость создания механизмов, позволяющих избежать увеличения общей налоговой нагрузки на бизнес. Несмотря на это, принятые Законы существенно увеличивают совокупную финансовую нагрузку на ряд организаций малого бизнеса, использующих специальные налоговые режимы, в частности на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Прежде всего, это объясняется тем, что в настоящее время налогоплательщики, применяющие упрощенную систему платят налог по ставкам 6 % для объекта «доходы» и 15 % для объекта «доходы минус расходы», а налогоплательщики, уплачивающие единый налог на вмененный доход – 15 %. Суммы налогов по УСН и ЕНВД согласно Бюджетному кодексу РФ распределяются между региональными и муниципальными бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов. При этом в регионы и муниципалитеты сумма налогов по УСН и ЕНВД поступает по нормативу 90 %. Оставшиеся 10 % распределяются между бюджетами государственных внебюджетных фондов. Причем сумма минимального налога по УСН распределяется только между фондами. Таким образом, в размер налоговой ставки по УСН и ЕНВД заложена доля, подлежащая перечислению в указанные фонды.

Соответственно предприниматели, применяющие УСН и ЕНВД, также участвуют в формировании бюджетов государственных внебюджетных фондов, уплачивая своеобразный «единый социальный налог». К тому же налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, платят взносы в Пенсионный Фонд РФ в размере 26 % ФОТ.

Таким образом, малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, ставится не только в неравное положение по сравнению с другими субъектами предпринимательства, но и на грань банкротства. Увеличение в условиях кризисных явлений финансовой нагрузки на фонд оплаты труда для всех без исключения категорий предпринимателей будет означать, что организации различными способами начнут искусственно занижать свою прибыль, уводить ее в оффшорные зоны, применять иные схемы налоговой оптимизации.

3.2 Возможные пути решения  проблем налогообложения, стоящие  перед малым предпринимательством

Хочется отметить, что сейчас  предпринимательство не стоит на месте и вместе с ним развивается государственное регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса. Так, например, в 2010 году «Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства» (далее - МСП) включала в себя широкий спектр направлений и механизмов поддержки: впервые масштабирована программа содействия малому инновационному предпринимательству и поддержки модернизации производства компаний, кратно увеличен объем поддержки малым компаниям, заключившим договоры лизинга оборудования и осуществляющим поставки продукции на экспорт. В качестве еще одного приоритета в 2010 году выделено развитие малых предприятий, расположенных на территории Северокавказского федерального округа и монопрофильных городов, при этом сохранены наиболее востребованные направления: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, обучающие программы. Государственная финансовая программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включала в себя субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации. Средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ, установленный постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», составляет 70% (ранее - 50 процентов). Для 60 регионов уровень софинансирования составляет 80 процентов. В 2010 году на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, Федеральным законом от 2 декабря2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» было выделено 9,97 млрд. рублей. В марте2010 г. Правительством российской Федерации было принято решение о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на поддержку малого и среднего предпринимательства в размере 5 млрд. рублей по следующим направлениям:

 - на реализацию мероприятий по развитию и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства монопрофильных муниципальных образований, в размере 2 млрд. рублей;

 - на реализацию мероприятий по развитию и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, в размере 2 млрд. рублей;

- на реализацию  мероприятий по развитию и  поддержке субъектов малого и  среднего предпринимательства, действующих  на территориях субъектов Российской  Федерации, входящих в состав  Северокавказского федерального  округа, в размере 1 млрд. рублей. Таким образом, за 2010 год общий размер средств федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства составил 17,82 млрд. рублей. Бюджетные ассигнования перечислены в регионы в полном объеме. В рамках Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства создание региональных гарантийных фондов занимает одно из главных мест. В 2010 году на мероприятие выделено из федерального бюджета более 2,2 млрд. рублей - по итогам 2010 года в стране функционируют 80 региональных гарантийных фондов с капитализацией около 25 млрд. рублей (в 2009 году из федерального бюджета было выделено более 12 млрд. рублей, количество региональных гарантийных фондов увеличилось с 33 до 72, с одновременным ростом капитализации с 6 млрд. рублей до 21 млрд. рублей). Указанные фонды за 2012 год выдали около 7,4 тыс. поручительств, что позволило привлечь субъектам малого и среднего предпринимательства кредитов на сумму 32 млрд. рублей. По предварительным расчетам государственная поддержка гарантийных фондов для субъектов МСП обеспечит создание порядка 5 тысяч новых рабочих мест и сохранение порядка 31 тысячи рабочих мест. Поддержка малых инновационных компаний с 2010 года является одним из важнейших приоритетов Программы. На создание малой инновационной компании субъектам МСП, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), предоставляются гранты, также гранты предоставляются малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях. Значимым новшеством в 2012 году среди мероприятий поддержки малых инновационных компаний стало создание инфраструктуры поддержки субъектов МСП в области инноваций и промышленного производства. По состоянию на 1 января2013 г. выполнены следующие мероприятия: организованы образовательные курсы по основам предпринимательской деятельности для 11867 человек, предоставлено 2134 гранта начинающим предпринимателям, выдано 281 поручительство и 313 микрозаймов субъектам МСП. В целом финансовую поддержку получили 4241 субъект малого и среднего предпринимательства, создано 10612 рабочих мест.  Наибольшее количество рабочих мест создано в следующих секторах экономики: обрабатывающие производства - 38%, бытовые услуги населению - 15%, добыча полезных ископаемых - 11%, оптовая и розничная торговля - 10%, строительство - 5 процентов.  Основной целью реализации программ является вовлечение в предпринимательскую деятельность максимально возможного круга лиц, поэтому на первом этапе реализации программных мероприятий 35 - 40% всех средств направляется на предоставление грантов начинающим предпринимателям. 

 В целях стимулирования  развития малых и средних предприятий-экспортеров  Правительством Российской Федерации  принято постановление «О дополнительных  мерах государственной поддержки  в 2010 году субъектов малого  и среднего предпринимательства,  производящих и (или) реализующих  товары (работы, услуги), предназначенные  для экспорта», в соответствии  с которым выделено дополнительно  2 млрд. рублей. Для вовлечения большего  количества регионов в реализацию  данных мероприятий установлен  уровень софинансирования расходного  обязательства субъекта Российской  Федерации и федерального бюджета  в пропорциях 5/95 процентов соответственно.

На 1 января2013 г. в результате реализации мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства в СКФО создано более 3 тыс. новых рабочих мест и сохранено более 4 тыс. рабочих мест. Всего в рамках реализации данного мероприятия будет создано около 9,5 тыс. новых рабочих мест и сохранено более 13,8 тыс. рабочих мест. Достижение указанных результатов стало возможным, в том числе за счет значительного финансирования из федерального бюджета. На реализацию государственной программы поддержки МСП в Федеральном законе от 13 декабря2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» расходы на государственную поддержку МСП в 2012 - 2013 гг. определены в значительно меньших объемах: - 2012 год – 10 млрд. рублей (из которых 4 млрд. рублей - субсидии на государственную поддержку МСП, 6 млрд. рублей - капитальные расходы); - 2013 год – 5,8 млрд. рублей (из которых 4 млрд. рублей - субсидии на государственную поддержку МСП, 1,8 млрд. рублей - капитальные расходы). С целью сохранения высоких результатов по занятости населения Правительством Российской Федерации дано поручение по сохранению объемов финансирования программы развития малого и среднего предпринимательства в 2012 - 2013 годах на уровне 2011 года. Такой темп финансирования позволит сохранить показатели вновь созданных и сохраненных рабочих мест. В 2011 – 2014 гг. планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на совершенствование законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства, по следующим основным направлениям:

 - обеспечение доступности государственного имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет региональных перечней целевого имущества в субъектах Российской Федерации, а также перечней имущества во всех муниципальных образованиях;

- обеспечение доступности  свободного от прав третьих  лиц федерального имущества для  предоставления в аренду субъектам  малого и среднего предпринимательств, в том числе за счет создания  перечня федерального имущества,  установления долгосрочных договоров  аренды;

 - упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры; - формирование налоговой среды, благоприятной для развития малого и среднего предпринимательства и так далее. Прогнозируемые показатели реализации Программы поддержки малого и среднего предпринимательства за период 2011– 2014 годы

  Прогнозируемые показатели

2012

2013

2014

2015

Доля среднесписочной  численности работников (без внешних  совместителей) субъектов малого и  среднего предпринимательства от совокупного  количества экономически активного  населения, %

25

25,5

26,

26,5

Доля продукции, произведенной  субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового внутреннего  продукта, % ВВП

21,2

21,5

21,8

22,1

Количество малых и  средних предприятий в расчете  на 1 тысячу человек населения Российской Федерации (без учет индивидуальных предпринимателей), ед.

11,3

12,3

13,3

14,3

Доля налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему на основе патента, в совокупном объеме налогоплательщиков, находящихся на специальных режимах налогообложения, %

5

12

15

18

Количество субъектов  малого и среднего предпринимательства, воспользовавшихся правом приоритетного  выкупа арендованного имущества, ед. нарастающим итогом

30 000

40 000

45 000

 

 

 

Заключение

Мировой опыт свидетельствует, что  предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных  сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно.

Численность малых предприятий на 2012 год составила около 1 млн., то есть примерно 7 на 1000 человек. Показатели довольно низкие по сравнению с мировыми. Доля малого предпринимательства в ВВП России в 4 раза меньше, чем в зарубежных странах.

Специальные налоговые режимы в  виде налога на вменённый доход и  упрощенной системы налогообложения, организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее  системой налогообложения, учета и  отчетности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации. Каждая из систем постоянно реформируется, но все  равно все из систем имеют свои преимущества и недостатки, о которых  говорилось ранее. Право выбора системы  налогообложения, включая переход  на специальные режимы или возврат  к принятой ранее системе, представляется субъектам малого предпринимательства  на добровольной основе, кроме ЕНВД, переход на него как указывалось  ранее, является обязательным. Применение упрощенной системы налогообложения  предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных  налогов и сборов уплатой единого  налога, исчисляемого по результатам  хозяйственной деятельности за отчетный период.

Отсутствие адекватных официальных  статистических данных о налоговых  поступлениях от разных категорий налогоплательщиков - малых, средних, крупных не позволяет  оценить эффективность общепринятой налогообложения при ее применении субъектами малого предпринимательства, равно как и провести ее сравнение  со специальными налоговыми режимами, действующими в отношении малого предпринимательства.

Для наиболее быстрого и эффективного развития малого предпринимательства  необходимо снизить налоговое бремя  и усилить государственную поддержку  этого сектора экономики (усовершенствовать  Федеральный закон от 14 июня 2011 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»).

У каждого малого предприятия есть свои специфические особенности  деятельности, поэтому они вправе выбрать ту систему налогообложения, которая выгоднее для них.

Однако из всего выше изложенного  можно сделать вывод, что специальные  режимы налогообложения значительно  способствуют развитию малого предпринимательства  в стране, следовательно, в этой области  можно ожидать дальнейшее реформирование.

 

Список использованной литературы

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая (по состоянию на 01.01.2013 года).
    2. Федеральный закон от 14 июня 2011 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
    3. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. - М., 2010. - 26-28с.
    4. Булакова И.В. Формы налоговой поддержки малого предпринимательства// Финансы и налоги. - 2012. - №7 - 53-58с.
    5. Волобуева Н.А. Управление налогообложение субъектов малого предпринимательства на региональном уровне // Налоги. - 2011. - №3 - 15-19с.
    6. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Малые предприятия: экономика, учет, налоги. Учебное пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2012. - 14-20с.
    7. Гретченко А. И. Совершенствование системы налогообложения предприятий и организаций малого и среднего бизнеса в России / А. И. Гретченко // Аудит и финансовый анализ. – 2012. – № 11. – С.19-26.
    8. Греф Г. Сколько их//www.osp.ru/issues/376665.html, 10.2009.
    9. Давыдова Л.А. ,Будовская Л.В. Эволюция системы налогообложения в России // Финансы и кредит-2012-№9 - 31-40с.
    10. Дадашев А. «Ресурсная эффективность малых предприятий» / / «Экономист», №6, 2012.
    11. Дементова Т.А. Проблемы налогообложения малого бизнеса // Финансы. - 2011.- №7- 76-77с.
    12. Есипова М.С. Об определении малого предпринимательства для целей государственной поддержки и налогообложения//Налоговый вестник. - 2010.-№ 9- 3-9с.
    13. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: учебное пособие – 2-е изд., стер. –М.:КНОРУС, 2009. – 912с.
    14. Косолапов А.И. Специальный налоговый режим для малого бизнеса//Финансы. - 2010. - №12 - 35-38с.
    15. Ляховенко В.И. О налоговом и бухгалтерском законодательстве для малых предприятий//Финансы. - 2012. - №4 - 14-18с.
    16. Малис Н.И. Малый бизнес имеет налоговый потенциал//Финансы. - 2012. - №7- 30-33с.
    17. Матинов А.С. Применение специальных налоговых режимов субъектами малого бизнеса в системе налогообложения зарубежных стран//Налоги. - 2009.- №4- 34-37с.
    18. Миронов С. Как малому стать большим//Малое предприятие. - 2009 - №9 - 11-13с.
    19. Муравьев А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. - М.:Бизнес и банки, 2011. - 127с.
    20. Нефедов Н.А. налогообложение в России. - М., 2011.- 21-25с.
    21. Налоговые преференции малому и среднему бизнесу// Налоги и налогообложение.- 2009.- №4 -47-53с.
    22. Налогообложение субъектов малого бизнеса. - М.: Малый бизнес. Организация, экономика, управление, 2012. - 269-273с.
    23. Перов А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие, издание 3-е, перераб., и доп.- М.: Юрайт-М,-2011г. - 234-238с.
    24. Проблемы применения разных режимов налогообложения малыми предприятиями. - М.: Экономика и управление малой фирмой, 2009. - 125-129с.
    25. Рекомендации III всероссийского налогового форума: «Налоговая система России и развитие предпринимательства. Взгляд бизнеса» // Налоги и налогообложение.- 2011.- №4 -75-80с.
    26. Шишкина Я. С. Замена ЕСН страховыми взносами: чем это грозит предпринимательству? / Я. С. Шишкина // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2009. – № 11. – С. 86-89

Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства