Налоговая нагрузка как элемент конкурентоспособной налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое рассмотрение понятия налоговой нагрузки, изучение и применение на практике существующих методов оценки налоговой нагрузки, выбор наиболее выгодного метода, а также разработка предложений по снижению налоговой нагрузки. Цель работы нашла отражение в её структуре и определила постановку следующих задач:
- определить экономическую сущность понятия «налоговая нагрузка на организацию»;
- провести сравнительный анализ методик определения налоговой нагрузки, выявить их достоинства и недостатки

Содержание работы

Введение

Глава 1.Теоретические основы налоговой нагрузки на организацию…….....6
1.1.Налоговая нагрузка как элемент конкурентоспособной
налоговой системы……………………………………………………….. .6
1.2. Налоговая нагрузка предприятия и пути ее минимизации……………...8
1.3.Организация налогового планирования на предприятии…………….....15
1.4. Методики расчета показателей налоговой нагрузки…………………....21
1.4.1. Методика Департамента налоговой политики Минфина РФ……..….21
1.4.2. Методика М.Н. Крейниной……………………………………………..22
1.4.3. Методика Е.А. Кировой……………………………………………...... 24
Глава 2. Налоговая нагрузка предприятия ………....27
2.1. Характеристика»………………………………….27
2.2.Единый налог на вмененный доход……………………………………....31
2.3 Единый сельскохозяйственный налог…………………………………....34
2.4. Налог на доходы физических лиц………………………………………..37
2.5. Транспортный налог……………………………………………………....45
2.6. Страховые взносы…………………………………………………………48
Глава 3. Анализ сравнения различных методик определения
налоговой нагрузки на 51
3.1. Анализ определения налоговой нагрузки методом
Департамента налоговой политики Минфина РФ……………………... 51
3.2. Анализ определения налоговой нагрузки методом
М.Н. Крейниной…………………………………………………………..55
3.3. Анализ определения налоговой нагрузки методом
Е.А. Кировой……………………………………………………………....58
3.4. Сравнительный анализ налоговой нагрузки…………………………. ...61
Глава 4. Предложения по оптимизации налоговой нагрузки
в»……………………………………………………….. …65

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 167.43 Кб (Скачать файл)

В силу несовершенства законодательства налогоплательщики в ряде случаев  полагают, что налог уплачен, тогда  как на самом деле он не признается поступившим в бюджет. Так, например, в некоторых случаях трехсторонние  зачеты с участием налогоплательщика, бюджетополучателя и государственного органа судом были признаны не соответствующими закону.

При исчислении налогов налогоплательщикам приходится учитывать взаимосвязь  налогового, бухгалтерского, гражданского и других отраслей законодательства, регулирующих хозяйственную деятельность. Причем, как известно, налоговое  законодательство не только быстро меняется, но еще и содержит много неясностей и противоречий. В таких условиях оценить законность своих действий налогоплательщику бывает весьма непросто. Поэтому чаще всего такая оценка носит весьма условный вероятностный, предположительный характер. На практике это означает, что, преследуя цель законной минимизации налоговых  платежей, налогоплательщик может незаметно  для себя не уплатить законно установленный  налог, пусть даже по причине заблуждения  или неосторожности. Чиновники налоговых  органов и особенно правоохранительных органов в ряде случаев не видят, но чаще в силу сугубо ведомственной  заинтересованности в повышении "эффективности" своей деятельности стараются не видеть разницы между неосторожной и умышленной неуплатой налога. К  сожалению, не приходится рассчитывать в таких случаях на норму, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщиков.

Начнем с того, что российское налоговое законодательство дает возможности  для поиска путей снижения налоговых  выплат, что, в частности, обусловлено:

- наличием в законодательстве  налоговых льгот, что заставляет  предпринимателя искать пути  для того, чтобы ими воспользоваться;

- наличием различных ставок  налогообложения, что также толкает  налогоплательщика выбирать варианты  для применения более низкого  налогового оклада;

- наличием различных источников  отнесения расходов и затрат: вычеты, возмещение, увеличение стоимости  имущества, прибыль, остающаяся  в распоряжении предприятия, поскольку  это непосредственно влияет на  расчет налогооблагаемой базы  и соответственно размер налога;

- наличием пробелов в  налоговых законах, объясняемых  несовершенством юридической техники  и неучетом законодателем всех  возможных обстоятельств, возникающих  при исчислении или уплаты  того или иного налога;

- нечеткостью и расплывчатостью  формулировок налоговых законов,  позволяющих по-разному толковать  одну и ту же правовую норму.

Известны три пути сокращения налоговых платежей.

Во-первых, это уклонение  от уплаты налогов, т.е. уменьшение своих  налоговых обязательств по налоговым  платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом использовании  методов сокрытия доходов и имущества  от налоговых органов, а также  намеренное (умышленное) искажение  бухгалтерской и налоговой отчетности. Несмотря на то что этим методом  активно пользуются многие предприниматели, его можно считать бесперспективным, поскольку налоговые органы, чей  опыт и компетенция имеют тенденцию  к росту по мере накопления информационной базы и совершенствования методов  работы, в короткое время смогут обнаружить данные нарушения.

Во-вторых, есть полулегальный  путь сокращения налоговых платежей - это использование противоречий и недоработок нормативных законодательных  актов. Он позволяет довольно успешно  оспаривать в арбитражных судах  действия и решения налоговых  органов, основываясь на принципе "что  не запрещено законом, то разрешено". Применение данного способа возможно при использовании специальных  налоговых режимов определенных территорий, специального статуса и  организационно-правовой формы предприятия, его численности и объема реализации продукции, работ и услуг. При  использовании этого метода в  основном следует учитывать, что  законодательная база постоянно пополняется, в том числе и путем введения законодательных актов в действие задним числом.

И наконец - легальный путь уменьшения налоговых обязательств основан на соблюдении налогового законодательства путем корректировки финансово-хозяйственной  деятельности компании, т.е. на построении системы, позволяющей сочетать маркетинговые  и финансовый планы компании с  целью эффективно контролировать и  своевременно реагировать на изменения  как во внешней среде, окружающей компанию, так и на внутренние процессы, протекающие внутри компании. Действия по легальному уменьшению налоговых платежей называют минимизацией или оптимизацией налогов.

Любую схему уменьшения налоговых  обязательств можно назвать законной (так называемое избежание, оптимизация  налогов, налоговое планирование - в  отличие от незаконных путей: уклонения  от уплаты налогов, минимизации налогов), если предприятию по результатам  работы схемы не сможет быть предъявлено  никаких обвинений.

Минимизация налогов (легальное  уменьшение налогов) - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных  действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством  налоговых льгот и других законных приемов и способов. Иными словами, это организация деятельности предприятия, при которой налоговые платежи  сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения норм налогового и  уголовного законодательства. Данные способы с юридической точки  зрения в отличие от первой категории  не предполагают нарушения законных интересов бюджета. Отсюда вытекает главное отличие налоговой оптимизации  от уклонения от уплаты налогов. В  данном случае налогоплательщик использует разрешенные или не запрещенные  законодательством способы уменьшения налоговых платежей, то есть не нарушает законодательство. В связи с этим такие действия плательщика не составляют состав налогового преступления или правонарушения и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика, таких как доначисление налогов, а также взыскания пени и налоговых санкций.

В зависимости от периода  времени, в котором осуществляется легальное уменьшение налогов, можно  классифицировать налоговую оптимизацию  как перспективную и текущую.

Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое  бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности. Перспективная  налоговая оптимизация осуществляется в течение нескольких налоговых  периодов и достигается, как правило, посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и  налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и др., а текущая  налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое  бремя для налогоплательщика  в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом периоде. Комплексное  и целенаправленное принятие налогоплательщиком мер, направленных на полное использование  совокупности всех методов налоговой  оптимизации (перспективная и текущая), составляет так называемое налоговое  планирование.

Аргументация того или  иного метода оптимального налогообложения  должна быть простой, доступной и  по возможности основываться на конкретных статьях российского законодательства.

Неэффективность построения метода оптимизации на пробелах в  законодательстве проявляется в  отношениях законодатель-налогоплательщик и заключается в том, что, поскольку  оперативность внесения изменений  и дополнений в нормативные документы  очень высока, существует реальная опасность введения нового порядка  исчисления и уплаты налогов (и соответственно ответственности за его нарушения) задним числом. В большей степени  это относится к механизму  реализации отдельных положений законодательства, регулируемому ведомственными инструкциями.

Оптимизацию налогообложения  нельзя строить только на смежных  с налоговым отраслях права (гражданском  и/или др.), поскольку при формировании системы налогового законодательства Российской Федерации не учитывалась  взаимосвязь и привязка налогового права к нормам и положениям других отраслей права, в связи с чем  налоговое законодательство реализуется  в собственной правовой плоскости.

В частности, порядок регулирования  отношений с точки зрения гражданского законодательства и порядок регулирования  тех же отношений, установленный  налоговым законодательством в  целях налогообложения, существенно  различаются.

При методологии налоговой  оптимизации и формировании конкретного  метода необходимо:

- рассмотреть во взаимосвязи  все существенные аспекты деятельности  организации, и уже на этой  сформированной концептуальной  основе в дальнейшем должны  рассматриваться все планируемые  к осуществлению хозяйственные  операции.

- наряду с требованиями  налогового законодательства учитывать  также требования иных отраслей  законодательства (антимонопольного, таможенного, валютного и т.д.);

- в организационном и  практическом плане обеспечить  соответствующее документальное  оформление осуществляемых хозяйственных  операций;

- при документальном оформлении  хозяйственных операций обеспечить  безусловное соответствие тождества  формулировок, показателей и цифровых  значений - т.е. обеспечить их полную  взаимоувязку в конкретных документах;

- в случаях осуществления  разовых хозяйственных операций  подчеркивать разовый характер  операций;

- обеспечить полную конфиденциальность  сформированного метода оптимизации  налогов и способов его применения, поскольку с учетом менталитета  конкретных общественных групп  распространение сведений не  только в целом о применяемом  в целях минимизации налогов  методе, но и о конкретных способах  его реализации может иметь  негативные последствия;

 

1.3.Организация  налогового планирования на предприятии

 

Налоговое планирование - это  совокупность плановых действий налогоплательщика, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений  и обеспечивающих своевременные  расчеты с бюджетом согласно действующему законодательству.3 При этом планирование осуществляется в целях оптимизации налоговых платежей, минимизации налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышения объема оборотных средств, увеличения реальных возможностей для дальнейшего развития организации, повышения уровня эффективности ее работы. Налоговое планирование следует производить не после осуществления какой-либо хозяйственной операции или по прошествии налогового периода, а до него, то есть заблаговременно. Как минимум, налоговое планирование должно начинаться на стадии подготовки к заключению любого договора, так как уже тогда компания или предприниматель должны учитывать, какие налоги и в каком объеме придется заплатить впоследствии.

Бывает, что налоговое  планирование выходит за рамки оптимизации  налоговой нагрузки и законных способов, тогда планирование уже становится банальным уклонением от уплаты налогов. Его также именуют "использованием налоговых схем". Граница между налоговым планированием и злостным уклонением определяется целями налогоплательщика. Если налоговая экономия сопутствует хозяйственному результату, то налоговые последствия следует устанавливать исходя из формы сделки. Но если налогоплательщик действовал не для достижения хозяйственного результата, а исключительно в целях уменьшения налоговых платежей, то это свидетельствует о несоответствии сделки российскому законодательству по мотивам заключения ее с целью уклонения от уплаты налога. Сделка, дающая ее сторонам налоговые преимущества, но не направленная на достижение определенной деловой цели, вполне может быть признана недействительной. То есть вывод: налоговая экономия не должна признаваться деловой целью сделки.

Налоговое планирование обусловлено  тем, что каждый налогоплательщик имеет  право использовать допустимые законом  средства, приемы и способы для  максимального сокращения своих  налоговых обязательств. При этом налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных  частей финансового планирования (управления финансами) организации и является планированием финансово-хозяйственной  деятельности организации с целью  минимизации налоговых платежей.

Чтобы планирование было эффективным, необходимо, чтобы все плановые мероприятия  были индивидуально направленными  и носили адресный характер. В то же время налоговое планирование должно применяться в финансово-хозяйственной  деятельности широкого круга хозяйствующих  субъектов.

Эффективное налоговое планирование включает в себя ряд :

- определение основных  принципов;

- анализ проблем и постановка  задач;

- определение основных  инструментов, которые может использовать  организация;

- создание схемы;

- осуществление финансово-хозяйственной  деятельности в соответствии  с разработанной схемой.

Исходя из необходимости  сочетания целесообразности и недопустимости неправомерности основные принципы налогового планирования могут быть определены следующим образом:

- соблюдение требований  действующего законодательства  при осуществлении налогового  планирования;

- снижение совокупных  налоговых обязательств организации  в результате применения инструментов  НП;

- использование возможностей, предоставляемых законодательством,  и инструментов, доступных для  конкретной организации, которые  обеспечивают достижение налоговой  экономии в большем размере,  чем затраты, связанные с их  применением;

- рассмотрение нескольких  альтернативных вариантов налогового  планирования с выделением наиболее  оптимального из них применительно  к конкретной организации;

- своевременная корректировка  с целью учета в кратчайшие  сроки вносимых в действующее  законодательство изменений;

- понятность и экономическая  обоснованность схемы как в  целом, так и всех без исключения  ее составных частей.

Как уже было сказано выше, одним из этапов налогового планирования являются анализ налоговых проблем  организации и постановка задачи, в целях решения которой в  дальнейшем должны разрабатываться  инструменты и схемы применительно  к особенностям организации финансово-хозяйственной  деятельности. В качестве задачи налогового планирования, в частности, может  выступать:

Информация о работе Налоговая нагрузка как элемент конкурентоспособной налоговой системы