Налоговая нагрузка как элемент конкурентоспособной налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое рассмотрение понятия налоговой нагрузки, изучение и применение на практике существующих методов оценки налоговой нагрузки, выбор наиболее выгодного метода, а также разработка предложений по снижению налоговой нагрузки. Цель работы нашла отражение в её структуре и определила постановку следующих задач:
- определить экономическую сущность понятия «налоговая нагрузка на организацию»;
- провести сравнительный анализ методик определения налоговой нагрузки, выявить их достоинства и недостатки

Содержание работы

Введение

Глава 1.Теоретические основы налоговой нагрузки на организацию…….....6
1.1.Налоговая нагрузка как элемент конкурентоспособной
налоговой системы……………………………………………………….. .6
1.2. Налоговая нагрузка предприятия и пути ее минимизации……………...8
1.3.Организация налогового планирования на предприятии…………….....15
1.4. Методики расчета показателей налоговой нагрузки…………………....21
1.4.1. Методика Департамента налоговой политики Минфина РФ……..….21
1.4.2. Методика М.Н. Крейниной……………………………………………..22
1.4.3. Методика Е.А. Кировой……………………………………………...... 24
Глава 2. Налоговая нагрузка предприятия ………....27
2.1. Характеристика»………………………………….27
2.2.Единый налог на вмененный доход……………………………………....31
2.3 Единый сельскохозяйственный налог…………………………………....34
2.4. Налог на доходы физических лиц………………………………………..37
2.5. Транспортный налог……………………………………………………....45
2.6. Страховые взносы…………………………………………………………48
Глава 3. Анализ сравнения различных методик определения
налоговой нагрузки на 51
3.1. Анализ определения налоговой нагрузки методом
Департамента налоговой политики Минфина РФ……………………... 51
3.2. Анализ определения налоговой нагрузки методом
М.Н. Крейниной…………………………………………………………..55
3.3. Анализ определения налоговой нагрузки методом
Е.А. Кировой……………………………………………………………....58
3.4. Сравнительный анализ налоговой нагрузки…………………………. ...61
Глава 4. Предложения по оптимизации налоговой нагрузки
в»……………………………………………………….. …65

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 167.43 Кб (Скачать файл)

- минимизация налоговых  потерь организации по какому-либо  конкретному налогу или сбору;

- минимизация налоговых  потерь по совокупности налогов,  исчисляемых на базе одного  и того же объекта налогообложения  (например, оборотных налогов с  выручки);

- минимизация по всей  совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является  организация.

В этих целях предварительно уточняется перечень налогов, которые  надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами  различных уровней и налоговые  льготы, проводится анализ системы  договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций, определяется и оценивается сумма налоговых  обязательств в текущих условиях хозяйствования.

Самостоятельную задачу налогового планирования можно представить  как состоящую их нескольких следующих  этапов:

- формирование налогового  поля предприятия - спектра основных  налогов, которые надлежит уплачивать  предприятию, их конкретные ставки  и льготы;

- формирование системы  договорных отношений - определяется  совокупность видов договоров,  на базе которых происходит  взаимодействие с покупателями  и поставщиками, с дебиторами  и кредиторами. Система договорных  отношений составляется с учетом  сформированного ранее налогового  поля;

- подбор типичных хозяйственных  операций - на основе предварительного  анализа хозяйственной деятельности  и планируемых результатов работы  выбираются типичные хозяйственные  операции и действия, которые  предстоит выполнять предприятию  в своей повседневной практике  или совершать эпизодически;

- выделение и регламентирование  различных хозяйственных ситуаций - определяются реальные хозяйственные  ситуации, охватывающие самые разнообразные  стороны экономической жизни,  и реализуемые в нескольких  сравнительных вариантах;

- предварительный выбор  оптимального варианта хозяйственных  ситуаций - по итогам всестороннего  исследования ситуаций производится  предварительный отбор оптимальных  по финансовому результату и  по суммарным налоговым платежам  вариантов;

- сравнительный анализ  ситуаций и принятие решений  - проводятся расчетные исследования  хозяйственных ситуаций и осуществляется  их уточненный сравнительный  анализ. При этом различные ситуации  сопоставляются по полученным  финансовым результатам, налоговым  платежам и возможным потерям,  обусловленным штрафными и другими  санкциями. Этой стадии следует  уделить особое внимание. Во-первых, из-за серьезности санкций и  возможных существенных потерь, которые необходимо исключить.  Во-вторых, из-за готовности пойти  на некоторые утраты, но получить  определенный (существенный) выигрыш  в чем-то другом, например: в оборачиваемости  средств, во временных затратах  на принятие решений и т.п.

Инструментами налогового планирования являются налоговые льготы, специальные  налоговые режимы, зоны льготного  налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения  и т.д., позволяющие практически  реализовать предусмотренные законодательством  наиболее выгодные с позиций возникающих  налоговых последствий условия  хозяйствования.

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов налогового планирования относятся:

- предусмотренные налоговым  законодательством налоговые льготы;

- оптимальная с позиций  налоговых последствий форма  договорных отношений применительно  к осуществляемым видам деятельности;

- цены сделок;

- дифференциация налоговых  ставок по видам налогов;

- специальные налоговые  режимы и системы налогообложения;

- льготы, предусмотренные  соглашениями об избежании двойного  налогообложения и иными международными  договорами и соглашениями;

- методы определения налогооблагаемой  базы по конкретным налогам.

Основной задачей является организация системы правильного  и своевременного применения инструментов налогового планирования как индивидуально, так и взаимосвязано. В рамках этой системы должны быть разработаны  схемы оптимальной структуры  организации хозяйственной деятельности с учетом требований законодательства, одновременного использования предоставленных  в рамках его действия возможностей, а также тенденций к изменению  действующего законодательства и вероятности  его изменения.

В процессе подготовки к  налоговому планированию необходимо проанализировать принципы признания расходов для  целей налогообложения, вспомнив основные, связанные с ними, нормы.

Как индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без образования  юридического лица (ПБОЮЛ), так и  любая организация, имеют возможность  работать, уплачивая:

- налоги по общей системе  налогообложения;

- налоги по упрощенной  системе налогообложения;

- налог на вмененный  доход.

Существуют два способа  платить минимум налогов, а также  вести налоговый учет в упрощенном порядке:

- это упрощенная система  налогообложения;

- налог на вмененный  доход.

Выбор о том, какую методологию  налогообложения целесообразно  применять, должен быть основан на четком представлении возможности использования  преимуществ той или иной системы  применительно к конкретной деятельности.

Организация эффективной  системы налогового планирования на российских предприятиях помимо всего  прочего способна выступить связующим  звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования предприятия, как тактического, так и стратегического, ибо экономической конструкции под названием “налоговое планирование” как никакому другому виду экономического планирования имманентно присущ комплексный характер, выражающийся прежде всего в многообразии взаимосвязей с различными проявлениями управленческого воздействия во внутренней структуре организации. Иными словами, можно утверждать, что налоговое планирование, вплотную взаимодействуя с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение, в то же время является одним из базовых инструментов генерирования показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последних без учета налоговых последствий представляется весьма неразумным и иррациональным. Следовательно, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в комплекте менеджмента российского предприятия при принятии того или иного управленческого решения.

 

1.4. Методики расчета  показателей налоговой нагрузки

 

  1.4.1. Методика Департамента налоговой политики

 

Применяемые методики определения  налоговой нагрузки различаются, как  правило, только по двум основным направлениям:

   - по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

  - по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Данная методика позволяет  оценивать тяжесть налоговой  нагрузки предприятия через отношение  уплачиваемых налогов к выручке  от реализации, включая выручку от прочей реализации по формуле, которая  позволяет выявить долю налогов  в составе выручки от реализации:

 

НН = Н/Вх100%                                             (1.1)

 

где:

НН - показатель налоговой  нагрузки в %;

Н - сумма всех начисленных налогов;

В - выручка от реализации, включая выручку от прочей реализации.

 

Показатель не позволяет  определить влияние изменения структуры  налогов, уплачиваемых предприятием, на показатель налоговой нагрузки.

Рассчитанная по методике МФ РФ налоговая нагрузка характеризует только налогоёмкость продукции, произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной характеристики налогового бремени, которое несет предприятие-налогоплательщик, т.к. выручка от реализации не служит источником уплаты всех налогов.

Указанная методика может  успешно применяться для организаций, использующих специальные налоговые  режимы, ведь у них именно выручка  от реализации является полноценным  источником уплаты налогов.

 

1.4.2. Методика М.Н.  Крейниной

 

Данная методика предполагает сопоставление налога и источника  его уплаты. При этом каждая группа налогов в зависимости от источника  уплаты  имеет свой критерий оценки тяжести налоговой нагрузки.

Такой подход опровергает  общепринятое мнение, что налоги, включаемые в себестоимость, выгодны предприятию, так как уменьшают прибыль  и саму сумму налога на прибыль. Между  тем, снижая прибыль предприятие, получает меньше свободных средств. Одновременно страдает и бюджет, получающий меньшие  суммы налога.

Основные положения данного  подхода следующие:

Акцизы и НДС не принимаются  к рассмотрению как налоги, влияющие на величину прибыли предприятия.

При оценке налоговой нагрузки по косвенным налогам (НДС и акцизам)  нужно их соотносить либо с кредиторской задолженностью, либо с валютой баланса.

Сумму налогов следует  соотносить с источниками уплаты.

Общим знаменателем, к которому приводятся все налоги, является  прибыль предприятия.

При определении налоговой  нагрузки по данной методике предлагается исходить из идеальной ситуации, когда  экономический субъект вообще не платит налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной.4

 

НН = (В - Ср - Пч) / (В - Ср) х 100% или (В - Ср- Пч)/Пч х 100%       (1.2)

где:

В — выручка от реализации;

Ср — затраты на производство реализованной продукции без  учета налогов;

Пч—фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении экономического субъекта после уплаты налогов.

 

Данный расчет показывает, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Методику М.Н. Крейниной  можно назвать эффективным средством  анализа воздействия прямых налогов  на состояние предприятия.

К недостаткам методики можно отнести недооценку влияния на налоговую нагрузку косвенных налогов. Эти налоги тоже оказывают влияние на финансовое состояние организации, но их влияние не так очевидно. По теории косвенные налоги влияют на цену продукции и, следовательно, на спрос. Налоговая нагрузка по косвенным налогам ложится на продавцов или на покупателей в зависимости от характера спроса.

 

1.4.3. Методика Е.А. Кировой.

 

Существует  методика, которую  предложила Е. А. Кирова, согласно которой:

сумма уплаченных налогов  и платежей во внебюджетные фонды  увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных  платежей;

в сумму налогов не включается НДФЛ, поскольку он уплачивается работниками  организации, а сама организация  только перечисляет платежи;

сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают  существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

сумма налогов соотносится  с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости  и амортизации. По мнению Кировой, налоговая  нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную.5 Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией, и рассчитывается следующим образом:

 

 АНН = НП + ВП + НД,                    (1.3)

 

 где АНН — абсолютная  налоговая нагрузка;

 

НП — налоговые платежи, уплаченные организацией;

 

ВП — уплаченные платежи  во внебюджетные фонды;

 

НД — недоимка по платежам.

 

Однако абсолютная налоговая  нагрузка отражает лишь сумму налоговых  обязательств субъекта хозяйственной  деятельности и не учитывает тяжесть  налогового бремени. Для определения  уровня налоговой нагрузки Кирова предлагает использовать показатель относительной  налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой  нагрузки к вновь созданной стоимости. Иными словами, сумма налоговых  платежей соотносится с источниками  их уплаты.

 

Вновь созданная стоимость  продукции организации определяется следующим образом:

 

ВСС = В – МЗ + ВД – ВР             (1.4)

или

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

 

 где ВСС — вновь  созданная стоимость;

 

В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с  учетом НДС);

 

МЗ — материальные затраты;

А — амортизация;

ВД — внереализационные  доходы;

ВР — внереализационные  расходы (без налоговых платежей);

Информация о работе Налоговая нагрузка как элемент конкурентоспособной налоговой системы