Налоговая нагрузка как элемент конкурентоспособной налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое рассмотрение понятия налоговой нагрузки, изучение и применение на практике существующих методов оценки налоговой нагрузки, выбор наиболее выгодного метода, а также разработка предложений по снижению налоговой нагрузки. Цель работы нашла отражение в её структуре и определила постановку следующих задач:
- определить экономическую сущность понятия «налоговая нагрузка на организацию»;
- провести сравнительный анализ методик определения налоговой нагрузки, выявить их достоинства и недостатки

Содержание работы

Введение

Глава 1.Теоретические основы налоговой нагрузки на организацию…….....6
1.1.Налоговая нагрузка как элемент конкурентоспособной
налоговой системы……………………………………………………….. .6
1.2. Налоговая нагрузка предприятия и пути ее минимизации……………...8
1.3.Организация налогового планирования на предприятии…………….....15
1.4. Методики расчета показателей налоговой нагрузки…………………....21
1.4.1. Методика Департамента налоговой политики Минфина РФ……..….21
1.4.2. Методика М.Н. Крейниной……………………………………………..22
1.4.3. Методика Е.А. Кировой……………………………………………...... 24
Глава 2. Налоговая нагрузка предприятия ………....27
2.1. Характеристика»………………………………….27
2.2.Единый налог на вмененный доход……………………………………....31
2.3 Единый сельскохозяйственный налог…………………………………....34
2.4. Налог на доходы физических лиц………………………………………..37
2.5. Транспортный налог……………………………………………………....45
2.6. Страховые взносы…………………………………………………………48
Глава 3. Анализ сравнения различных методик определения
налоговой нагрузки на 51
3.1. Анализ определения налоговой нагрузки методом
Департамента налоговой политики Минфина РФ……………………... 51
3.2. Анализ определения налоговой нагрузки методом
М.Н. Крейниной…………………………………………………………..55
3.3. Анализ определения налоговой нагрузки методом
Е.А. Кировой……………………………………………………………....58
3.4. Сравнительный анализ налоговой нагрузки…………………………. ...61
Глава 4. Предложения по оптимизации налоговой нагрузки
в»……………………………………………………….. …65

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 167.43 Кб (Скачать файл)



 

 

Рассчитаем налоговую  нагрузку по методике Е.А. Кировой:

НН(2008) =4289300/(16299900+4289300+4680000)*100% =16,97%

НН(2009)= 4144693/(16032233+4144693+8216217)*100%= 14,60%

НН(2010)= 4617866 / (17261197+4617866+4768000)*100%=17,33%

 

Таблица 3.7

Налоговая нагрузка на организацию  ПСК «РА «Стрежень» по методу

Е.А. Кировой.

Показатель налоговой  нагрузки

2008

2009

2010

Н (%)

16,97

14,60

17,33




 

Рисунок 3.4. Налоговая нагрузка по методу Е.А. Кировой.

 

Исходя из произведенных  расчетов, можно заметить  уменьшение налоговой нагрузки в  2009 году по сравнению с 2008 годом, что объясняется  уменьшением суммы налогов и  социальных отчислений, уплачиваемых предприятием, а именно  уменьшением  суммы НДФЛ. В 2010 году показатель налоговой  нагрузки  наоборот увеличился, как  мы видим из-за увеличения налоговых платежей в данном периоде. Это связанно с увеличением НДФЛ, а также с небольшим увеличением сумм ЕСХН. Изменениями в налоговом законодательстве  о замене ЕСН страховыми взносами в 2010 году, не повлияло на изменение сумм взносов, уплачиваемых данным предприятием. Так для ПСК «РА «Стрежень» ставка составила 10,3% от базы для начисления страховых взносов, в области применения ЕСХН и 14% от базы для начисления страховых взносов, в области применения ЕНВД. А вот с 2011 года организации, применяющие специальные налоговые режимы, переходят на общий (единый) тариф 26%,что приведет к увеличению налоговой нагрузки  ПСК «РА «Стрежень» в дальнейшем. Формула Е.А. Кировой увеличивает объём налоговых платежей на сумму социальных отчислений, так как они в определённой степени тоже влияют на деятельность организации через её персонал, что мы считаем вполне приемлемым. В сравнении со среднеотраслевой налоговой нагрузкой показатели также имеют расхождения, но не в значительной мере, если соотнести с методикой М.Н. Крейниной. А если рассматривать показатели данного метода в сравнении с первым, то можно заметить, что они схожи, и всего, лишь на небольшое количество процентов отличаются друг от друга. Следовательно, данная методика также применима для расчета налоговой нагрузки ПСК «РА «Стрежень».

 

3.4. Сравнительный  анализ налоговой нагрузки

 

Для сравнительного анализа показателей методик  расчета налоговой нагрузки на организацию  со среднеотраслевым показателем построим сводную таблицу.

Таблица 3.8

Сводная таблица методов  налоговой нагрузки.

 Метод

2008г.

2009г.

2010г.

НН (метод 1)

16,6

12,6

12,5

НН (метод 2)

32,35

41,09

57,73

НН (метод 3)

16,97

14,60

17,33

НН среднеотраслевая

13,7

12,6

9,3


 

 

Так среднеотраслевую налоговую  нагрузку мы берем по строке «Рыболовство, рыбоводство», так как почти 90% налогов  мы уплачиваем именно по этому виду экономической деятельности. Другие виды экономической деятельности учитывать  мы не будем, так как процентные показатели налоговой нагрузки по всем видам  экономической деятельности разные, а число налоговых отчислений по ним слишком низкие, для того, чтобы проводить анализ. Для наглядного примера сравнения методик построим диаграмму  по данным таблицы 3.8.:

 

Рисунок 3.5. Налоговая нагрузка по сводной таблице методов.

 

Из диаграммы видно, что  наиболее приближены к среднеотраслевому  показателю налоговой нагрузки расчеты  методики Департамента налоговой политики и методики Е.А. Кировой, что говорит об их практической значимости. Методика М.Н. Крейниной не дает нам точного анализа состояния налоговой нагрузки, так как показатели слишком завышены и их довольно тяжело сравнивать с нормативными значениями. Но перед нами  стоит выбор наиболее точной методики, которая могла бы показывать реальную ситуацию на данном предприятии,  давать четкую оценку  показателю налоговой нагрузки. Наиболее полно, по нашему мнению, этим критериям отвечает  Методика Департамента налоговой политики Минфина РФ, показатели наиболее точные  и сама методика подходит для предприятий со специальными режимами налогообложения, к которым относиться ПСК «РА «Стрежень». Так сравнивая показатель данной методики со среднеотраслевым, мы видим, что налоговая нагрузка в 2008 и 2010 годах ПСК «РА «Стрежень» чуть выше нормативной, что связано с тем, что предприятие активно использует всевозможные льготы.  Но с 2011 году уровень налоговой нагрузки будет повышаться, из-за увеличения ставки по страховым взносам. Следовательно, мы все же  должны найти  пути оптимизации налоговой нагрузки для ПСК «РА «Стрежень».

Если же говорить о наиболее подходящей методике для всех предприятий, не разделяя их по каким-либо признакам, то ее пока не существует, а уже разработанные  методики требуют  для этого больших  доработок. Если выработать общую методику, будет меньше противоречий между  налоговыми органами и налогоплательщиками, и предприятия будут  более  осведомлены в вопросах налоговой  организации. Но возможно ли создание такой методики? Думаю, в условиях большого количества предприятий, а  главное в условиях их разнообразия, различия в их структурах и организации, в условиях совмещения самых разных налоговых режимов и видов  экономической деятельности это  практически невозможно. Мы предлагаем  рассчитывать налоговую нагрузку, исходя из особенностей налогового режима, отдельно для организаций, применяющих ЕНВД, ЕСХН, УСН и традиционную систему, а также для особых случаев  применения нескольких налоговых режимов. Это позволит учитывать структуру налогов, присущую именно для данной группы предприятий, что в конечном итоге сделает расчет наиболее точным и позволит учитывать все налоги, уплачиваемые организацией. А также по данной схеме надо будет выработать нормативы, для определения оптимальной налоговой нагрузки для организаций, по каждому налоговому режиму, поскольку налоговая нагрузка по видам экономической деятельности определена по отдельным видам и не учитывает ситуаций, когда предприятие совмещает разные виды деятельности.

 

 

Глава 4. Предложения  по оптимизации налоговой нагрузки  в ПСК «РА «Стрежень»

Итак, налоговая нагрузка  ПСК «РА «Стрежень» по методу Департамента налоговой политики Минфина РФ в 2008 году составила 16,6 %, в 2009 году -12,6% и  в 2010 году – 12,5%. Этот метод был выбран нами как наиболее применимый и целесообразный для данного предприятия.  Уровень  налоговой нагрузки по отношению  к 2008 году уменьшился в 2009 и 2010 годах.

Для сравнительного анализа  выявленной налоговой нагрузки со среднеотраслевым показателем мной был выбран лишь один основной вид экономической  деятельности – это рыболовство  и рыбоводство, исходя из того, что  наибольшая часть налогов уплачивается по данному виду деятельности.

Из анализа налоговой  нагрузки предприятия ПСК «РА  «Стрежень» можно сделать следующие  выводы: на основе проведенного анализа  можно распределить методики по их  значимости для предприятия:

- первой  и наиболее значимой является  методика Департамента налоговой  политики Минфина РФ, так как  наиболее точно отражает налоговую  нагрузку, при учете всех налогов  предприятия.

- вторая, методика  Е.А. Кировой имеет  большие расхождения со среднеотраслевыми  показателями, чем первая, что говорит  о некоторой ее неточности, но  все, же она может  применяться  и имеет практическую значимость.

- из  рассмотренных методик наименьшей  практическую значимость для  расчета налоговой нагрузки оказала  методика М.Н. Крейниной, показатели  по ней получаются завышенными  и по ним очень тяжело проанализировать  состояние предприятия.

Так проанализировав, мы выявили, что налоговая нагрузка ПСК «РА «Стрежень» в 2008 и 2010 годах  незначительно выше нормативной, притом что, в 2009 году она и вовсе  равна уровню среднеотраслевой налоговой нагрузки.  Но она будет повышаться в период с 2011 по 2015 года, в связи с увеличением ставки по страховым вносам. Значит  все-таки  необходимо найти пути оптимизации налоговой нагрузки для «ПСК «РА «Стрежень», для сохранения стабильного уровня налоговой нагрузки.

В условиях большого количества предприятий, их разнообразия, различия в их структурах и организации, в  условиях совмещения самых разных налоговых  режимов и видов экономической  деятельности невозможно использование  общей методики для определения  налоговой нагрузки. Поэтому предлагаю  рассчитывать налоговую нагрузку, исходя из особенностей налогового режима, отдельно для организаций, применяющих ЕНВД, ЕСХН, УСН и традиционную систему, а также для особых случаев  применения нескольких налоговых режимов. Это позволит учитывать структуру  налогов, присущую именно для каждой группы предприятий, что в конечном итоге сделает расчет наиболее точным и позволит включать все налоги, уплачиваемые организацией. Также по данной схеме надо будет выработать нормативы, для определения оптимальной  налоговой нагрузки для организаций, по каждому налоговому режиму, поскольку  налоговая нагрузка по видам экономической  деятельности определена по отдельным  видам и не учитывает ситуаций, когда предприятие совмещает  разные виды деятельности.

Налоговая нагрузка в ПСК  «РА «Стрежень» практически равна  ее оптимальному уровню, что говорит  о стабильном финансовом положении  предприятия, а значит, ее снижение не требует  нахождения самого действенного способа. Нам необходимо найти способ, при котором можно было бы организовать небольшое снижение нагрузки, чтобы  сделать ее еще более оптимальной  и по возможности  следить за ее изменением.

Так можно предложить следующие  варианты снижения налоговой нагрузки:

1.Первый способ. В большинстве  источников говориться, что самый  действенный вариант снижения  налоговой нагрузки – это переход  на упрощенную систему налогообложения,  с расчетом налоговой базы  доходы минус расходы. Но этот  способ не подходит для нашего  случая,  в связи с тем, что  данная организация  не может  применять УСН из-за  несоответствия  критериям данного налогового  режима. Да и это не является  необходимым, поскольку ПСК «РА  «Стрежень»  также использует  льготное налогообложение, только  в виде ЕНВД и ЕСХН, при которых  предприятие также освобождается  от уплаты многих налогов.

2.Второй способ- это создание  нового вида учета. Как нам  кажется, этот способ не имеет  смысла. Если рассматривать каждый  вид учета как информационную  подсистему организации, то появление  нового вида учета потребует  дополнительных ресурсов на его  создание, ведение, поддержание актуальности, наконец, просто организационное  оформление. Кроме того, необходимо  будет найти место нового вида  учета среди уже существующих  в организации и каким-то образом  “вписать” его в сложившуюся  систему взаимоотношений. Создание  какого-либо нового вида учета  является скорее шагом назад,  чем шагом вперед.

  3. Третий способ непосредственно  связан с уплатой ЕНВД. Отмена  возможности учитывать фактически  отработанное за налоговый период  время для налогоплательщиков  ЕНВД, привело к возникновению   налоговых рисков. Дело в том,  что  данный налог уплачивают, не принимая  во внимание реально  полученный доход организации.  Это говорит о том, что если  ПСК «РА «Стрежень» в какой-то  период времени не будет осуществлять  деятельность, например из-за отсутствия  помещения и  по иным причинам, то он все же будет уплачивать  единый налог исходя из количества  работников. А значит необходимо  найти способ снижения налоговой  нагрузки в таких случаях. Как  нам кажется,  есть только единственный  способ, и он касается больше  организации самой налоговой  системы.  Так, снижение налоговой нагрузки налогоплательщиков ЕНВД может быть достигнуто только посредством внесения в нормативные правовые акты соответствующих муниципальных образований о системе налогообложения в виде ЕНВД поправок, предусматривающих уменьшение действующих в настоящее время значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2. Но такие ситуации не имеют постоянного характера и мы рассматриваем данный способ  в теории, а не для применения на практике, ведь его осуществление не зависит от решений организации.

4. Четвертый способ. Организация  на предприятии ПСК «РА «Стрежень»  налогового планирования.

Налоговое планирование, является составной частью финансового планирования, представляя собой процесс разработки системы налоговых планов и показателей  по обеспечению эффективности деятельности хозяйствующего субъекта в результате оптимизации налоговых платежей. Поскольку налоговые платежи  представляют одну из статей расходов, планирование налогов на данном предприятии  будет являться составным элементом  общей стратегии оптимизации  расходов.

Информация о работе Налоговая нагрузка как элемент конкурентоспособной налоговой системы