Налоговая политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целями данной курсовой работы являются:
1. Изучение налоговой политики Российской Федерации, её становления, развития и совершенствования.
2. Рассмотрение основных проблем российской налоговой системы.
3. Рассмотрение эффективности налоговой политики в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава I. Налоговая политика Российской Федерации
1. Налоговая политика государства
2. Цели и методы налоговой политики
3. Управление налогообложением
4. Налоговое бремя и налоговая нагрузка. Современное состояние,
направления и перспективы налоговой политики
Приложение
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 150.90 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение  

Глава I. Налоговая политика Российской Федерации

1. Налоговая политика государства

2. Цели и методы налоговой политики 

3. Управление  налогообложением 

4. Налоговое бремя и налоговая нагрузка. Современное состояние,

направления и перспективы налоговой политики  

Приложение

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Российская экономика развивается  в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Это находит  отражение в экономической политике в целом и её важнейших составляющих – валютной и налоговой политике.

Особенность ситуации России состоит  в том, что до конца 1999 г. не было достаточно определённых приоритетов экономической  политики. В конце 1999 г. в статье В. Путина "Россия на рубеже тысячелетий" были обозначены основные направления  деятельности государства в области  экономики. В отношении внешнеэкономических  связей в ней в качестве одного из приоритетов названа "последовательная интеграция России в мировые хозяйственные  структуры", прежде всего с помощью "активной поддержки государством внешнеэкономической деятельности российских предприятий, компаний, корпораций". Совсем недавно, можно сказать, в России, экономический рост был объявлен как основная государственная стратегия.

 

Переход России к рынку актуализировал проблему взаимоотношений государства  и экономики. Социально-экономические  проблемы переходного периода обусловили необходимость усиления роли государства  в российской экономике. Одним из основных рычагов государственного регулирования экономических процессов  из всего комплекса финансовых инструментов является налоговая политика.

Налоговая политика - многоаспектная категория, непосредственно связанная  с взаимоотношениями государства  и каждого человека, государства  и предприятий, различных организаций  друг с другом, межгосударственными  отношениями.

В доперестроечной России создавалась иллюзия, что налоговая система играет чисто прикладную роль: с её помощью государство аккумулирует финансовые ресурсы, необходимые для реализации его функций. В этой связи налоговая политика как экономическая категория фактически отсутствовала. Так, в финансово-кредитном словаре отмечалось, что «налоговая политика – это система мероприятий, проводимых государством в области налогов».

В действительности понятие налоговой  политики выходит за рамки мероприятий  в области налогов. Проводя налоговую  политику, государство активно вмешивается  в «работу» рынка, регулирует развитие производства, способствует ускоренному  росту одних отраслей экономики  по сравнению с другими, влияет на инвестиционную политику и структурную  перестройку. От успешного проведения налоговой политики во многом зависит  результативность принимаемых  экономических  решений. Эффективной может считаться только та налoговая политика, которая стимулирyет накопление и инвестиции, способствует экономическому росту.

 

 

Целями  данной курсовой работы являются:

1. Изучение налоговой политики  Российской Федерации, её становления,  развития и совершенствования.

2. Рассмотрение основных проблем  российской налоговой системы.

3. Рассмотрение эффективности налоговой  политики в Российской Федерации.

Как будет рассмотрено ниже, налоговая  политика государства является отражением проводимой экономической политики. При этом имеет она  относительно самостоятельное значение, поскольку  от результатов проводимой налоговой  политики государства в значительной степени зависит и то, какие  изменения  вынужденно вносить государство  в свою экономическую политику.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговая политика Российской Федерации

 

1.Налоговая политика государства

 

 Некоторые современные ученые  сводят налоговую политику к  законодательным актам, упуская  из виду её экономическую роль. В частности, Т.Ф. Юткина отмечает, что «налоговая политика – комплекс правовых действий органов  власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов».1

Более широкую трактовку налоговой  политики, исходя из сущности налогов, их места и роли (не только фискальной, но и экономической) в обществе, дает В.Г. Князев: «Налоговая политика –  это составная часть экономической  политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов  государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической  ситуации в стране».2

Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность форм и методов налоговых  отношений государства и налогоплательщиков.3

При проведении налоговой политики государство должно преследовать следующие  цели:

  1. фискальную – мобилизация части создаваемого национального дохода в регионах в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-экономического развития;
  2. экономическую – целенаправленное воздействие на экономику через налоговый механизм с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионах РФ.
  3. социальную – относительная ликвидация или сглаживание неравенства в уровнях доходов населения по группам и между регионами за счет прогрессивной системы налогообложения, предоставления многодетным и малоимущим слоям граждан, инвалидам и участникам военных событий налоговых льгот и привилегий;
  4. экологическую – охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет усиления роли экологических налогов и штрафных санкций как к отдельным предприятиям, так и к регионам, где допускается превышение предельно допустимых норм выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и не предпринимается эффективных действий для улучшения экологической ситуации на своих территориях;
  5. контрольную – за счет проведения выездных и камеральных проверок, когда достигается не только увеличение поступления налогов в бюджеты разных уровней, но и соблюдение налоговой дисциплины. Полученная от налоговых органов информация используется государством для принятия оперативно-тактических и стратегических решений в области планирования как самих налогов, так и в сфере социально-экономического развития территорий страны в целом;
  6. международную – укрепление экономических связей с другими странами за счет заключения двухсторонних и многосторонних соглашений по устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых систем.

Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства.

Первый тип – политика максимальных налогов, характеризуется принципом  «взять все, что возможно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов  не сопровождается ростом доходов.  Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический  кризис или ведение военных действий.

Второй тип – политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем социальных гарантий.

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий  уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые  доходы направляются на увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию.4

При развитой экономике все типы налоговой политики успешно сочетаются. В РФ с начала экономических реформ (1992 г.)  стал реализовываться первый тип налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего произошло падение темпов роста производства в отраслях экономики, увеличился масштаб уклонения от уплаты налогов, рост задолженности и взаимные неплатежи субъектов предпринимательства.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов  на развитие экономики возникла объективная  необходимость продолжения налоговой  реформы, выражением которой стал Налоговый  Кодекс Российской Федерации.  Налоговые  преобразования, предусмотренные им, направлены на реализацию второго типа налоговой политики. Основные задачи, которые должны быть решены посредством  налоговой реформы, - снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, повышение уровня администрирования, создание равных условий для всех налогоплательщиков.

Принятие и введение в действие НК РФ позволили существенным образом  систематизировать действовавшие  нормы и положения,  регулирующие процесс налогообложения, привести их в упорядоченную, единую, логически  цельную и согласованную систему.

Если для законодательства начала 1990-х гг. было характерно практически  полное отсутствие регламентации налоговых  органов, их взаимоотношений с налогоплательщиками, то НК РФ, вступивший в силу  с  1999 г., четко регламентирует действия налоговых органов во многих стандартных ситуациях, возникающих при сборе налогов. Фактически он включает не только собственно налоговый, но и по аналогии с Гражданским процессуальным и Уголовно - процессуальным кодексами Налогово-процессуальный кодекс. Именно эти «процессуальные» элементы и оказывают определяющее влияние на технологию сбора налогов в условиях действия НК РФ.5

HК РФ упорядочивает систему ответственности за нарушение налогового законодательства, дифферeнцирует её в зависимости от степени вины налогоплательщика, уменьшает ранее действовавшие чрезмерно жесткие нормы ответственности. Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки состава налоговых правонарушений.

Цeлью изменений налоговой системы, предусмотренных НК РФ, является построение стабильной налоговой системы на территории РФ. Она должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействовать развитию предпринимательства, наращиванию национального богатства России и благосостояния её граждан.

С принятием и введением в  действие НК РФ в России начался  новый этап налоговой реформы. НК РФ устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения и отмены федеральных, региональных и местных налогов, а также других обязательных платежей. Полномочия всех уровней власти и  местного самоуправления по установлению, изменению или отмене налогов  и сборов реализуются в пределах установленного перечня и в соответствии с общими принципами налогообложения.

В специальном налоговом послании Президента РФ, направленном  23 мая  2000 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, были изложены основные направления налоговой реформы на ближайшую перспективу. В частности, в нем предлагались:

  • снижение налогового бремени посредством отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов, прежде всего тех, которые уплачиваются с выручки от реализации товаров (работ, услуг), ограничение налогообложения фонда оплаты труда (до 35-36%), а также изменение подхода к определению налоговой базы при взимании налога на прибыль;
  • выравнивание условий налогообложения, которое может быть обеспечено отменой всех необоснованных льгот,  устранением деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам;
  • упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов.

На первом этапе налоговой реформы (2000-2001 гг.) были отменены налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на реализацию ГСМ, целевые  сборы на содержание милиции и  благоустройство территорий. Для  обеспечения социальной справедливости налогообложения предполагалось введение единой ставки налога на доходы физических лиц, существенно увеличив не облагаемый налогом минимум дохода.

На втором этапе (2002 – 2003 гг.) в целях  обеспечения нейтральности налогообложения  снижена ставка по налогу на прибыль  организации и одновременно отменены существующие льготы, а также изменена методика формирования налоговой базы по указанном налогу (гл. 25 НК РФ).

Реформирована система налогообложения  природных ресурсов, в частности  введен налог на добычу полезных ископаемых (гл.26 НК РФ) взамен регулярных платежей за добычу полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть.

Информация о работе Налоговая политика Российской Федерации