Налоговая политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целями данной курсовой работы являются:
1. Изучение налоговой политики Российской Федерации, её становления, развития и совершенствования.
2. Рассмотрение основных проблем российской налоговой системы.
3. Рассмотрение эффективности налоговой политики в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава I. Налоговая политика Российской Федерации
1. Налоговая политика государства
2. Цели и методы налоговой политики
3. Управление налогообложением
4. Налоговое бремя и налоговая нагрузка. Современное состояние,
направления и перспективы налоговой политики
Приложение
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 150.90 Кб (Скачать файл)

Достижение цели формирования необходимых  финансовых ресурсов для органов  власти всех уровней обеспечивается путем установления в общегосударственном  законодательстве системы федеральных, региональных и местных налогов. Широкое применение во многих экономически развитых странах получила практика предоставления права регионам и  муниципалитетам устанавливать  надбавки к общефедеральным налогам.

Проведение государственной политики регулирования доходов через  налоговый механизм обеспечивается с помощью таких инструментов, как налоговая ставка и налоговая  льгота.

Налоговая ставка определяет процент  налоговой базы или её части, денежной оценкой которой является величина налога. Изменяя её, государство  может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки,  осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок  для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Важная роль налоговой ставки для  осуществления государственной  политики состоит в возможности  использования различного рода ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных  и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и  регрессивные ставки, с помощью которых  регулируется не только уровень доходов  различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается систематическим уточнением ставок налогов и приведением налоговой  политики в соответствие  с имеющейся  экономической конъюнктурой.

Наряду с налоговой ставкой  эффективным средством реализации налоговой политики являются также  налоговые льготы. Это связано  с тем, что каждому физическому  и юридическому лицу, отвечающему  установленным требованиям, может  быть предоставлено полное или частичное  освобождение от налогообложения.

Проведению активной налоговой  политики способствует также то, что  законодательство устанавливает, как  правило, многочисленные разнообразные  основания предоставления налоговых  льгот, связанных с видами и формами  предпринимательской деятельности. Налоговые льготы, применяемые в  мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку  они могут быть установлены в  любых случаях, когда имеется  заинтересованность государства в  развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской  деятельности. 

Предoставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство, прежде всего, активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются.  К наиболее типичным используемым формам налоговых льгот следует отнести:

  • полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта налогообложения;
  • перенос убытков;
  • применение уменьшенной налоговой ставки;
  • освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности;
  • освобождение от налога отдельных социальных групп;
  • отсрочка или рассрочка платежа и некоторые другие.

 

Наиболее распространенный объект налогового стимулирования – инвестиционная деятельность. Во многих государствах полностью или частично освобождаются  от налогообложения прибыль, направляемая на эти цели. В России для  стимулирования инвестиционной активности  также  предлагалось освобождать от НДС  технологическое оборудование и  запасные части к нему. В системе  налогообложения ряда стран предусматривается  создание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и  некоторым другими видами налогов.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение  иностранного капитала, научно- технические  разработки, имеющие фундаментальное  значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных  производств, способствующих выпуску  конкурентоспособной продукции  для мирового рынка.

Oтдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочку платежа или освобождение от уплаты налога. Полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов на определенный период получило название налоговых каникул.

Льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения  всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в  различных сферах экономики.

Формирование налоговой базы также  является серьезным инструментом налоговой  политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или  уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы  или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Одной из основных проблем, с которой  в современных условиях сталкиваются налоговые органы РФ, является уклонение  от уплаты налогов. Эти проблема актуальна  не только в России. Во всех без исключения  странах проблема криминогенности в налоговой сфере всегда стоит на первом месте.

Уклонением от уплаты налогов можно  называть целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют сокрыть доходы и (или) имущество от налогообложения.

Различают легальные и нелегальные  способы уклонения от уплаты налогов. Легальные способы уклонения  заложены в налоговой системе  и налоговом праве страны и  используются при налоговом планировании. Налоговое планирование  - это  совокупность операций, составляющих единую систему действий по снижению налоговых обязательств организаций, без нарушений налогового законодательства.

К легальным способам относятся  также случаи, когда потребитель  товаров и услуг перестает  покупать или покупает их в меньшем  количестве из-за высокого налога. Производитель  в связи со снижением спроса на товар вынужден сократить предложение  данного товара (услуг) и перейти  на производство необлагаемой или облагаемой в меньшей степени продукции  или зарегистрировать свое предприятие  в оффшорной зоне.

При нелегальных способах уклонения  от налогов «субъекты налога, используя  незаконные пути, либо уменьшают объем  налоговых платежей в бюджет, либо вообще не платят или платят несвоевременно и не должным образом»7.

Многие специалисты, изучающие  налоговые преступления и правонарушения (А.В. Брызгалин, П.М. Годме, И.И. Кучер, И.Н. Соловьев), как правило, выделяют следующие причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:

  • Моральные причины. Принципы построения налоговой системы и налогообложения не всегда на практике соответствуют научным и общепринятым в мировой цивилизации требованиям. Например, в России нарушен основной принцип налогообложения  - однократность обложения одного объекта в течение налогового периода.
  • Политические причины. Эти причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, т.е. обеспечения своего функционирования, но и как инструмент социальной или экономической политики. Отсутствие прозрачности в использовании общегосударственных средств также может способствовать уклонению от уплаты налогов.
  • Экономические причины. Их можно разделить на два вида: причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика, и причины, порожденные общей экономической конъюнктурой.

Финансовое положение налогоплательщика  иногда является определяющим фактором для уклонения от уплаты налогов. Он взвешивает, превысит ли выгода от уклонения  от уплаты налогов возможные отрицательные  последствия. Если с материальной точки  зрения уклонение себя оправдывает, то плательщик налогов скорее всего  их уплачивать не станет. Причем зависимость  между  налоговой ставкой и  желанием уклониться от налогов прямо  пропорциональна.

Экономические причины, порожденные  общей экономической конъюнктурой, проявляются в периоды экономических  спадов или, наоборот в периоды расцвета экономики и расширения международного сотрудничества8.

  • Технические причины. Они связаны с несовершенством налогового законодательства, форм и методов контрольной работы, низкой налоговой дисциплиной и культурой налогоплательщиков.
  • Организационные причины. Они обусловлены недостатком процессуального законодательства. К таким причинам  И.Н. Соловьев относит несогласованность в действиях органов предварительного следствия и арбитражных судов9.

Уклонение от уплаты налогов имеет  отрицательные последствия как  для экономики, так и для государства  в целом. Государственный бюджет недополучает причитающиеся ему  средства, поэтому ему приходится ограничивать  себя в расходах. Следствием этого выступают приостановка реализации некоторых государственных программ, невыплата заработной платы работникам бюджетной сферы и т.д., вплоть до применения процедуры секвестра.

Кроме того, неуплата налогов может  иметь серьезные экономические  последствия в виде нарушения  принципов конкуренции. Два одинаковых предприятия, занимающихся, например, производством определенных товаров, будут находиться в неравных условиях в случае уклонения одного из них  от налоговых платежей.

 

3. Управление налогообложением

 

Становление в России рыночных основ  хозяйствования актуализировало задачи управления финансовыми потоками как  в масштабах всего государства, так и применительно к отдельным  территориям (регионам, муниципальным  образованиям), а также организаций  различных сфер экономики.

Налоговые платежи порождают один из самых существенных по размеру  и степени охвата участников канал  денежных потоков в финансовой системе  страны. От того, насколько достаточен, регулярен и стабилен будет этот поток, зависят успешность и надежность функционирования государства в  целом и каждого его гражданина. От профессионализма управленческого  решения, принятого с учетом налоговых  последствий, зачастую зависят судьба бизнеса, возможности его роста  и развития.

Управление налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно  ответственными за проведение (осуществление) налоговой политики. Такими органами, как уже отмечалось, являются Министерство финансов Российской Федерации и  Федеральная налоговая служба.

Министерство финансов Российской Федерации является участником отношений, регулируемых законодательством о  налогах и сборах. Согласно НК РФ (ст.9)  участниками этих отношений  являются также министерства финансов республик, финансовые управления  администраций краев, областей, городов  Москвы и  Санкт - Петербурга, автономных областей и округов, районов и  городов (далее – финансовые органы).

Финансовые органы относятся к  числу налоговых органов, т.е. на них распространяются статьи НК РФ, регулирующего права, обязанности  и ответственность налоговых  органов и их должностных лиц. Налоговые, а не финансовые выполняют  контрольные действия в отношении  налогоплательщиков и могут налагать взыскания за налоговые правонарушения. Минфин России действует в соответствии с собственной компетенцией, установленной  Положением «О Министерстве финансов Российской Федерации».

Минфин России является федеральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в  России и координирующим деятельность в этой сфере иных органов. Эта  задача Минфина России определяет его  компетенцию в области налоговых  правоотношений.

Так, Минфин России разрабатывает  совместно с ФНС России и другими  федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой  политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой  системы в РФ. Помимо этого министерство координирует в пределах своей компетенции  политику федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность  за обеспечение своевременного поступления  налогов и других обязательных платежей в федеральный  бюджет.

Особое значение имеет соответствующая  деятельность ФНС России. Управление налогообложением в России представляет собой единую централизованную систему, построенную по многоуровневому  иерархическому принципу:  инспекции  федерального, межрегионального, республиканского, областного, краевого и районного (межрайонного) уровней; при этом каждый уровень  имеет свои функции и специфику.

Центральным органом управления налогообложением в России (первый уровень) является ФНС России. Ко второму уровню относятся  межрегиональные налоговые инспекции, которые созданы в каждом из 7 федеральных округов России. К  их основным функциям относятся проведение перепроверок налогоплательщиков и  контроль за нижестоящими инспекциями  в федеральном округе. К третьему уровню относятся управления ФНС  России, республик, краев, областей, городов  республиканского и областного подчинения, входящих в состав РФ. К четвертому уровню – государственные налоговые  инспекции (инспекции ФНС) городов  областного, краевого подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского и областного подчинения. Именно эти  налоговые инспекции являются основным звеном, обеспечивающим сбор налогов.

Информация о работе Налоговая политика Российской Федерации