Налоговая политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целями данной курсовой работы являются:
1. Изучение налоговой политики Российской Федерации, её становления, развития и совершенствования.
2. Рассмотрение основных проблем российской налоговой системы.
3. Рассмотрение эффективности налоговой политики в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава I. Налоговая политика Российской Федерации
1. Налоговая политика государства
2. Цели и методы налоговой политики
3. Управление налогообложением
4. Налоговое бремя и налоговая нагрузка. Современное состояние,
направления и перспективы налоговой политики
Приложение
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 150.90 Кб (Скачать файл)

 В рамках осуществления управленческой  функции в сфере налогообложения  ФНС России:

  • организует работу налоговых инспекций на всех уровнях управления по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных, методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет;
  • участвует в разработке элементов концепций налоговой политики,  подготовке проектов законодательных актов по конкретным видам налогов;
  • разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, а также формы отчетов о проведенной налоговыми инспекциями работе;
  • обобщает практику применения нормативных актов по налогам и другим платежам в бюджет, организует проведение этой работы инспекциями в субъектах Федерации и подготавливает предложения по её совершенствованию;
  • координирует проведение совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • получает, обобщает и анализирует отчеты налоговых инспекций всех уровней о проделанной работе и разрабатывает предложения по её совершенствованию;
  • проводит обследования и проверки (комплексные и тематические) организации работы налоговых инспекций на всех уровнях, принимает меры к устранению выявленных недостатков и нарушений;
  • подготавливает совместно с Минфином России и реализует межправительственные соглашения во избежание двойного налогообложения доходов и имущества юридических и физических лиц;
  • осуществляет связи с налоговыми службами иностранных государств и международными налоговыми организациями в соответствии с имеющимися соглашениями, изучает опыт организации деятельности налоговых служб зарубежных стран и разрабатывает предложения по его практическому использованию;
  • осуществляет меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работ налоговых инспекций.

Для осуществления управления налогообложением в структуре центрального аппарата ФНС России созданы:

  • Управление налогообложения прибыли (дохода) юридических лиц;
  • Управление налогообложения косвенных налогов;
  • Управление налогообложения природных ресурсов и земельного налога;
  • Управление  налогообложения физических лиц;
  • Управление местных и прочих налогов и сборов;
  • Управление внешнеэкономического и международного налогообложения;
  • Управление по работе с крупными налогоплательщиками, реструктуризации задолженности и принудительному взысканию недоимки, а также другие структурные подразделения.

Эффективность управления во многом определяется тем, насколько правомерно распределены полномочия и ответственность  за принятие и реализацию решений  между отдельными элементами системы  управления налогообложением.

Важную роль в обеспечении налоговых  поступлений в бюджетную систему  и в государственные внебюджетные фонды играет уровень налоговой  культуры населения. Под налоговой  культурой следует понимать осведомленность  населения относительно своих налоговых  обязанностей и готовность добровольно  уплачивать налоги для выполнения функций, возложенных на государство.

НК РФ установлено, что информация и копии законов об установлении и отмене и сборах и их основных положениях не реже одного раза в год  – региональных и местных налогов  и сборов должны направляться региональными  органами государственной власти и  органами местного самоуправления в  ФНС России и Минфин России, а  также в соответствующие региональные налоговые и финансовые органы. Сведения о действующих региональных налогах  и сборах и об их основных положениях должны ежеквартально публиковаться  ФНС России, а сведения о действующих  местных налогах соответствующими региональными налоговыми органами.10

Согласно п. 4. ст. 32 НК РФ налоговые  органы обязаны бесплатно информировать  налогоплательщиков о действующих  налогах и сборах. В соответствии с Положением «Об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов  и сборов», утвержденным приказом ФНС  России от 05.09.1999 г. № ГБ-3-15/120 налоговые  органы обязаны предоставлять налогоплательщикам по месту их учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, а также правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых  органов и их должностных лиц.

Информацию по вопросам налогов  и сборов обязан предоставлять любой  налоговый орган в течение  месяца (возможно продление ещё на один месяц), в который обратился  налогоплательщик с соответствующим  письменным запросом.

Информация, содержащаяся в актах  с грифами «Особая важность», «Совершено секретно», «Секретно», «Для служебного пользования», «Не для  печати», предоставляется в случаях, объеме и порядке, исключающих разглашение  сведений, составляющих государственную  тайну, или сведений  конфиденциального  характера. Если информация непосредственно  затрагивает права, свободы и  законные интересы конкретного, поименованного в тексте налогоплательщика, то она  предоставляется только этому налогоплательщику  или его уполномоченному представителю.

Информация, касающаяся прав и обязанностей налоговых органов и их должностных  лиц, также предоставляется только в случае и в части, непосредственно  затрагивающих права, свободы и  законные интересы данного налогоплательщика.

В целях осуществления комплекса  мер по активизации пропаганды  и разъяснения  налогового законодательства, доведения до общественности достоверной  информации о деятельности налоговых  органов, разработки и претворения  в жизнь концепции повышения  налоговой грамотности населения  в налоговых инспекциях созданы  отделы информации и общественных связей. На них возложена организация  работы по комплексной пропаганде налогового законодательства на региональном и  местном уровнях на основе единой информационной политики.

Указанные подразделения также  призваны проводить сбор информации, анализ и информирование руководителей  налоговых органов законодательной  и исполнительной власти, общественности к проектам законов о налогах  и других обязательных платежах, отслеживание и оценку информации об альтернативных предложениях, возникающих в процессе обсуждения в СМИ.

Кроме того, эти подразделения осуществляют сбор и анализ сообщений в СМИ  о деятельности налоговых органов, реализации стратегических направлений  единой государственной налоговой  политики, участвуют в подготовке материалов, пропагандирующих деятельность и создающих объективный облик  налоговых органов.

В целях обеспечения эффективности  управления налоговой системой особое внимание со стороны государства  должно уделяться налоговому воспитанию населения и в первую очередь  у подрастающего поколения.

 Следует отметить, что проблеме  «государство – налогоплательщик»  уделяется особое внимание во  всех развитых странах, ею занимаются  непосредственно налоговые органы, органы образования, средства  массовой информации. В отличие  от государства, налогоплательщики  в современном обществе стремятся  уменьшать суммы выплат по  налогам законными и незаконными  способами. 

По-прежнему частые изменения налогового законодательства не доводятся своевременно до налогоплательщиков. В современных  условиях идет процесс развития информационной структуры налоговых органов. Информационный вакуум постарались заполнить частные  издательские фирмы, печатая официальные  документы по налогообложению, различные  методические рекомендации по «уходу»  от уплаты налогов.

В настоящее время Министерство образования Российской Федерации  на основе специально подготовленного  учебника «Введение в налогознание» проводит эксперимент по преподаванию в некоторых школах основ налоговых знаний. Этот учебный курс включает сведения об истории налогообложения, налоговом законодательстве и налоговых поступлениях, основных правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и других участников налоговых правоотношений. По инициативе ФНС России в рамках программы «Основы налоговой грамотности» подготовлен учебник «Налоги России». Ознакомление  с элементами налогообложения в начальной школе позволит в будущем существенно повысить уровень налоговой культуры населения.

Как было отмечено выше, НК РФ (в отличие  от  ранее действующего налогового законодательства) предусмотрены определенные меры по обеспечению налогового консультирования путем проведения разъяснительной  работы с налогоплательщиками.

В соответствии с п. 4 ст. 32 НК РФ налоговые  органы обязаны проводить разъяснительную  работу по применению законодательства о налогах и сборах, объяснить  порядок заполнения форм установленной  отчетности, исчисления и уплаты налогов  и сборов.

4. Налоговое бремя и налоговая  нагрузка. Современное состояние,  направления и перспективы налоговой  политики 

 

Налоговая политика может считаться  эффективной лишь в том случае, когда она не только обеспечивает финансовыми результатами текущие  потребности государства, но и не снижает стимулы налогоплательщика  к предпринимательской деятельности, обязывает его к постоянному  поиску путей повышения результативности хозяйствования. В этой связи показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем  качества налоговой системы.

Выражения «налоговое бремя», «налоговая нагрузка», или «тяжесть налогов» и  т.п. появились в самых первых текстах, в которых речь шла о  налогах. Но их наполнение реальными  количественными оценками можно  отнести ко времени окончания  первой мировой войны, когда расчеты  по международной задолженности  и репарационные платежи потребовали  сопоставления общего уровня обложения  в разных странах. Для таких межгосударственных сопоставлений и используется показатель налогового бремени.

Имеются ещё две наиболее важные сферы применения этого показателя, на что указывают авторы многих публикаций:

  1. урегулирование финансовых взаимоотношений между субъектами в федеративных государствах;
  2. проведение финансовых (налоговых) реформ при определении высоты возможного обложения.11

Налоговое бремя (на макроуровне)  - это обобщенный показатель, характеризующий  роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение  общей суммы налогов и сборов к ВВП. Иными словами, налоговое  бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных  механизмов. Этот показатель чаще всего используется в практике для расчета налоговой  нагрузки в целом по стране и сопоставления  его с другими государствами.

Теория и практика налогов свидетельствуют  о многочисленных попытках установить границу налогов, но так как налоговый  предел зависит от многих переменных показателей, каждое исследование характеризует  конкретную ситуацию.

Оптимальный размер налогового бремени  – центральная макроэкономическая проблема любого государства. В тоже время иногда как в специальной, так и публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением  о том, что чем ниже уровень  налогового бремени, тем стремительней  и динамичней развивается экономика  государства. В качестве главного примера  такого положения обычно приводят  реформы президента  США Рональда Рейгана, осуществившего в начале 1980-х  гг. глобальные налоговые преобразования. Однако в настоящий момент даже в  США к налоговым реформам «рейганомики» отношение неоднозначное, а в теории налогообложения постулат «низкие налоги – высокая экономика» до сих пор не доказан и не обоснован.

Наоборот, многие зарубежные экономисты убеждены, что снижение налогов может  навести серьезный ущерб экономике. Так, несмотря на широкое снижение налоговых  ставок, в 1980-е гг. в США резко  возрос дефицит государственного бюджета. Норма сбережений в 1986 г. составляла всего 3,9% (самый низкий уровень этого показателя среди всех промышленных стран того периода).

Основная часть доходов консолидированного бюджета сформирована за счет поступлений  четырех видов налогов. Так, поступления  налога на доходы физических лиц составили 7874,9 млн. рублей или 24,2% от общего объема поступлений, налога на добавленную  стоимость – 6510,9 млн. рублей или 20,0%, налога на прибыль – 7657,4 млн. рублей или 23,5%, платежей за пользование природными ресурсами – 3372,5 млн. рублей или 10,4 процента. Перечисленные четыре вида налогов в совокупности обеспечили 25415,7 млн. рублей, или 78,1% от общего объема поступлений в консолидированный бюджет. (См. Приложение - Таблица 1).

Информация о работе Налоговая политика Российской Федерации