Налоговая политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целями данной курсовой работы являются:
1. Изучение налоговой политики Российской Федерации, её становления, развития и совершенствования.
2. Рассмотрение основных проблем российской налоговой системы.
3. Рассмотрение эффективности налоговой политики в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава I. Налоговая политика Российской Федерации
1. Налоговая политика государства
2. Цели и методы налоговой политики
3. Управление налогообложением
4. Налоговое бремя и налоговая нагрузка. Современное состояние,
направления и перспективы налоговой политики
Приложение
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 150.90 Кб (Скачать файл)

Характерной особенностью НК РФ является введение специальных налоговых  режимов (с освобождением от уплаты большинства предусмотренных НК РФ налогов). Так, специальный режим  налогообложения предусмотрен для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1 НК РФ), а также для субъектов  малого предпринимательства (гл. 26.2, 26.3 НК РФ). С 2004 г. отменен налог с продаж.

Следует отметить незавершенность  и недостаточную продуманность  правительственной налоговой реформы. Так, например, из-за принятия в 2000 г. части второй НК РФ (гл.21,22,23,24) региональные власти столкнулись с проблемой невозможности планирования собственных налоговых доходов в 2001 г. и неясности сферы своих налоговых полномочий, а инвесторы – с проблемой необходимости пересчета инвестиционных проектов вследствие увеличения совокупной ставки налогообложения прибыли.

Методика исчисления и уплаты отдельных  налогов (НДС, акцизы, ЕСН) не только не упрощается, но и продолжает усложняться. Так, изменения в законодательстве по ЕСН, вступившие в силу с 1 января 2002 г., вызвали большое количество организационных и методологических проблем в организациях, имеющих обособленные подразделения, решить которые можно лишь при тщательном планировании всех последствий предпринимаемых шагов по централизации уплаты ЕСН.

Взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком  подчинена общепринятым принципам  налогообложения.

В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач налоговую  политику можно подразделить на налоговую  стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия  определяет долговременный курс государства в  области налогов и предусматривает  решение крупномасштабных задач. Налоговая  тактика предусматривает решение  задач конкретного периода развития путем внесения оперативных, своевременных  изменений и дополнений в налоговую  систему.

Стратегические направления налоговой  политики определяются:

  • Президентом РФ;
  • Федеральным Собранием РФ;
  • Правительством РФ.

Тактические задачи налоговой политики решаются совместно с:

  • Министерством финансов РФ;
  • Федеральная Налоговая Служба РФ;
  • Государственным таможенным комитетом РФ и др. органами.6

Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:

  • Управления - заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание эффективной системы налогообложения и основывается на объективных закономерностях развития.
  • Информирования (пропаганды) - деятельность финансовых  и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации, необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей.
  • Воспитания - имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей.
  • Консультирования - сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей, положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.
  • Льготирования - деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.
  • Контролирования - представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.
  • Принуждения - деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

До недавнего времени при  проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования  и принуждения, теперь же получают развитие информирование, консультирование и  воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей  степени учитывать интересы налогоплательщиков.

 

2.Цели и методы налоговой политики

 

При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели и методы.

Субъектами налоговой политики выступают федерация, субъекты Федерации (республики, области, округа, автономии, входящие в федерацию и т.д.) и  муниципалитеты (города, районы и т.д.) В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения – Москва и     Санкт - Петербург, а также структуры местного самоуправления – города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом  в пределах полномочий, установленных  налоговым  законодательством. Как  правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении налоговой базы. Проводя налоговую политику, её субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

 Результативность налоговой  политики в  значительной мере  зависит от того, какие принципы  государство закладывает в её  основу. Различают следующие основные  принципы построения налоговой  системы:

  • соотношение прямых и косвенных налогов;
  • применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
  • дискретность или непрерывность налогообложения;
  • широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
  • использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;
  • степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;
  • методы формирования налоговой базы.

 Нередко к принципам налоговой  политики относят также соотношения  федеральных, региональных и местных  налогов. Используя указанные  принципы, государство в условиях  стабильно развивающейся экономики  стимулирует расширение объемов  производства товаров, работ и  услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития  экономики. Благодаря применению  тех или иных принципов осуществляется  структурная и социальная направленность  налогообложения. В период кризисной  ситуации налоговая политика  через использование указанных  принципов способствует решению  задач, направленных на выход  экономики их кризисного состояния. 

 Методы осуществления налоговой  политики зависят от тех целей,  которых государство стремится  достичь, проводя указанную политику. В современной  мировой практике  наиболее широкое распространение  получили такие методы, как:

  • изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика;
  • замена одних способов или форм налогообложения другими;
  • изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения;
  • введение или отмена налоговых льгот и преференций;
  • введение дифференцированной системы налоговых ставок.

 В частности методикой дифференциации  налоговых ставок предлагается  стимулировать развитие малого  бизнеса в стране. Данная методика  представляет собой последовательность  этапов, результатом осуществления  которых являются налоговые ставки, дифференцированные по определенному  признаку. Каждый этап рассматриваемой  методики имеет цель, которая  является частью общей цели  методики - установления дифференцированных  ставок налогов. Целью первого этапа является определение диапазона налоговой ставки, в пределах которого она изменяется. Реализация этой цели возможна двумя путями: либо границы диапазона установлены законодательно (налог на прибыль), либо устанавливаются экспертным путем (НДС), но в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Например, законодательно установлены пределы дифференциации региональной части ставки налога на прибыль с 13 до 17%.

Целью второго этапа является определение  рейтинга предприятий (отраслей, видов  деятельности) для осуществления  дифференциации ставок налога. Для  определения рейтинга необходимо выбрать  критерий, с помощью которого будет  определяться рейтинг либо который  сам будет рейтингом. Так, в случае налога на прибыль при определении  рейтинга используется коэффициент  эффективности инвестирования Кэи, равный отношению прироста прибыли предприятия за определенный период к сумме, направленной предприятием на саморазвитие за тот же период. Он и является в данном случае рейтингом предприятия. В случае НДС рейтинг рассчитывается с помощью такого критерия, как угол наклона векторов развития и поощрения.

Третий этап предназначен для определения  уравнения экспоненциальной функции, отражающей степень прогрессивности  изменения ставки налога от значений рейтинга, рассчитанных на втором этапе. Эта задача разрешается при участии  экспертов и с использованием программы STATISTICA. С помощью экспертов  рассчитывается радиус дуги, определяющей степень прогрессивности функции, уравнение которой необходимо получить. С помощью использования программы STATISTICA на основании координат трех точек, лежащих на дуге, радиус которой  определяется экспертами, рассчитывается уравнение экспоненты.

Задача четвертого этапа состоит  в получении конкретных дифференцированных ставок налога. Эта задача разрешается  путем расчета по известному уравнению  экспоненты для рейтингов предприятий  точек на оси ординат, которые  после приведения их в соответствующий  масштаб означают дифференцированную налоговую ставку.

Пятый этап предназначен для корректировки  полученных ставок налогов в соответствии со стратегическими и тактическими целями дифференциации.

Таким образом, реализация указанных  этапов методики дифференциации налоговых  ставок обуславливает получение  дифференцированных ставок налогов  для разных предприятий (отраслей, видов  деятельности) в зависимости от эффективности  их функционирования и уровня развития.

Эффективность предлагаемой методики для государства доказывается расчетным  путем. Как показали расчеты, например, для Республики Башкортостан применение методики дифференциации налоговых  ставок приведет к повышению поступления  НДС на 4% и снижению поступления  налога на прибыль на 2,5%. В итоге, с учетом удельного веса каждого  налога в общих налоговых поступлениях в бюджет Башкортостана, поступление  налогов в первый год увеличится на 1,56%, а во второй - почти на 3,1%.

Цели налоговой политики не являются чем-то статичным и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшим из которых являются экономическая  и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.  В современных  условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую  политику для достижения следующих  важнейших целей:

  1. участия государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном производстве;
  2. обеспечения потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;
  3. обеспечения государственной политики регулирования доходов.

Непосредственное участие государства  в регулировании экономики при  проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых  инструментов, как:

    •          налоговая ставка;
    • налоговая льгота;
    • налоговая база и некоторые другие.

Государство использует при этом как  прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов. Характерным примером прямого воздействия  на процессы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов через использование  налоговых льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения практикуются, в основном, сроком на три-пять лет. В российской налоговой практике в самом начале экономических реформ в первой половине 90-х гг. предусматривалось полное освобождение в течение двух лет от налога на прибыль совместных предприятий с иностранным капиталом, что способствовало притоку в страну прямых иностранных инвестиций. Значительно более длительный срок существует льгота малым предприятиям, которые освобождаются от налога на прибыль полностью в течение первых двух лет с момента организации и частично в течение двух последующих лет. Российское налоговое законодательство предусматривает и такую форму освобождения от налогов, как инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой направление в течение определенного договором времени налогов не в бюджет, а на инвестиции данного конкретного налогоплательщика.

В отличие от полного налогообложения  частичное налоговое освобождение представляет собой  систему налоговых  льгот для определенной части  предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых  форм государственного регулирования  экономики. В частности, в этом случае используются такие экономические  финансовые и налоговые рычаги, как  ускоренная амортизация, уменьшенная  по времени против общих правил, или дифференцированная налоговая  ставка, отсрочка и рассрочка уплаты налога, создание свободных от налогообложения  различных резервных, инвестиционных и других фондов, а также иные виды налоговых льгот и преференций.

Информация о работе Налоговая политика Российской Федерации