Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:38, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.
3. Рассмотреть опыт налоговых реформ зарубежных государств на разных этапах развития.
Введение………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Налоговая политика и ее теоретические основы……………………………...5
1.1. Понятие, сущность и основные виды налоговой политики ………………………....5
1.2. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики……7
1.3. Эффективность реализации налоговой политики в России………………………..15
Выводы к главе 1………………………………………………………………………….......19
ГЛАВА 2. Налоговая политика на современном этапе…………………………………..20
2.1. Налоговая политика РФ на современном этапе..…………………………………….20
2.2. Способы рационализации налоговой политики……………………………………...23
2.3. Механизм функционирования налоговой политики………………………………...29
Выводы к главе 2……………………………………………………………………………...31
ГЛАВА 3. Опыт налоговой политики ведущих западных государств…………………33
3.1. Налоговые методы поощрения предпринимательской деятельности…………….34
3.2. Налоговые реформы как регулятор конъюнктуры рынка………………………...37
3.3. Развитие налогового регулирования внешнеторговых и внешнеэкономических
отношений……………………………………………………………………………………...39
Выводы к главе 3……………………………………………………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………………………………………………………….43
Прогнозные расчеты динамики населения,
выполненные Росстатом на 2006-2025 годы,
показывают, что уже за первое десятилетие
численность трудоспособного
Налоговая реформа 2000-2005 гг. способствовала снижению (примерно на четверть) уровня налогового бремени при одновременном сужении регулирующего потенциала налогов (в форме сокращения льгот по налогам). Налоговая нагрузка на труд как на фактор производства снизилась еще в большей мере: номинально с более чем 52% до 39%. В таком случае у хозяйствующих субъектов минимизируются стимулы к научно-техническому прогрессу и проведению трудовысвобождающей политики.
Снижая уровень налогового бремени на экономику, государство способствует увеличению собственных средств хозяйствующих субъектов, ожидая от последних наращивания инвестиционной активности в условиях отмены инвестиционной льготы по налогу на прибыль, существовавшей до 2002 г. (до введения главы 25 Налогового кодекса РФ). Однако, инвестиционная активность хозяйствующих субъектов, измеряемая долей собственных средств в объеме инвестиций в собственный капитал, снизившаяся в 2002 г. до 45% (49,4% в 2001 г.) растет медленно: 45,2% в 2003 г., 46,8% в 2004 г. и 47,2% в I первом полугодии 2005 г. (48,6% в I полугодии 2004 г.).
Таким образом, нынешняя налоговая политика России сформировалась не на основе налоговой доктрины, выработанной обеими ветвями государственной власти, а в результате компромиссных решений. Было бы логичным в этой связи дать возможность утрястись сложившейся системе налогообложения в течение одного - двух лет и провести комплексный анализ ее эффективности в системе общественного воспроизводства - воспроизводства общественного продукта и воспроизводства человека, человеческих ресурсов.
По результатам комплексного анализа необходимо будет дать оценку влияния налоговой политики на развитие малого предпринимательства, на налогообложение труда и капитала, на инвестиционную активность, в том числе в особых экономических зонах и в несырьевых отраслях промышленности и, наконец, на масштабы ненаблюдаемой (теневой) экономики и скрытой оплаты труда (в структуре ВВП ее доля, по данным Росстата, ежегодно увеличивалась и достигла 11,7% в 2004 г. по сравнению с 11,1% в 2000 г).
Президент В.В. Путин еще в начале 2004 года отмечал: "Прежде всего, надо решить вопрос о снижении единого социального налога, упростить налоговое администрирование, навести порядок в имущественных налогах, в вопросах налогообложения сверхдоходов экспортеров сырья при высоких мировых ценах. После того, как мы добьемся снижения совокупного налогового бремени, наша налоговая система должна приобрести долгожданную стабильность" Выступление на встрече с доверенными лицами и руководителями предвыборных штабов в МГУ.
Сегодня известно о двух инициативах по дальнейшему совершенствованию российской системы налогообложения: одна связана со снижением ставки НДС с 18% до 13% с 2007 года (Председатель Правительства РФ М. Фрадков), а другая - с заменой НДС налогом с продаж с 2009 года (А. Дворкович, руководитель Экспертного управления Президента РФ).
По поводу первой инициативы можно сказать, что предыдущее снижение ставки с 20% до 18% выразилось в трансформацию сэкономленной суммы НДС в прибыль предприятия, благодаря чему поступления по налогу на прибыль в бюджетную систему возросли в большей мере, чем ожидалось по итогам 2004 г.
Решение новых задач, стоящих перед налоговой системой России, отличается необходимостью глубоких разработок в области теории налогов, правовых отношений и организационно-практических аспектов деятельности налоговых органов. Развитие хозяйственных, международных экономических связей, вопросы вступления в различные международные организации и сообщества ставят перед Россией и задачу конкурентоспособности отечественной налоговой системы.
2.2. Способы рационализации налоговой политики.
Если признать, что государство существует для обеспечения благоденствия его
граждан, то государственная власть может выбирать одну из двух следующих
стратегических линий: либо взимать высокие налоги и принимать на себя,
соответственно, высокую ответственность за благополучие своих граждан, либо
взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане сами должны заботиться о
своем благополучии, не уповая на поддержку государства. При этом важное
значение имеет уровень потребностей населения (социальных и экономических), и
в соответствии с этим на начальных этапах экономического развития государства
тяготеют к относительно низким налогам, на более поздних же этапах, с
развитием форм общественного потребления (образование, здравоохранение,
коммунальные услуги и т.д.). происходит переход к более высоким ставкам
налогообложения. Однако в рамках этой общей тенденции разные государства по-
разному строят свою финансовую систему: одни считают возможным изымать в виде
налогов (включая все виды налоговых и обязательных платежей, в том числе и
взносы по социальному страхованию) до 50% всех доходов общества, исходя из
концепции более высокой эффективности применения финансовых средств под
контролем государственных структур, чем в руках частных лиц; другие не
разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего лишь 25-30%
(от ВВП).
Среди первых в основном богатые страны, с уровнем среднедушевых валовых
доходов в диапазоне 25-30 тыс. долл. США, и налоговые изъятия составляют в
них весьма значительные суммы: в Дании — 17 тыс. долл. на душу населения(доля
налогов в ВВП - 51%), в Швейцарии – около 15 тыс. долл. (доля налогов в ВВП -
примерно 33%), в Норвегии - 14 тыс. долл.(доля налогов в ВВП —42%), в
Германии, Франции, Бельгии, Финляндии — в диапазоне 11-12 тыс. долл. (доля
налогов в ВВП- 40%, 45%, 46,5% и 47% соответственно).
В странах, занимающих последние места по уровню среднедушевых доходов в
разряде развитых стран, размеры налоговых изъятий удерживаются на существенно
более низком уровне: в Ю. Корее - менее 2,5 тыс. долл. (доля налогов в ВВП —
22 %), в Турции - примерно 600 долл. (доля налогов в ВВП - 22%), а в Мексике
- даже менее 500 долл. (доля налогов в ВВП —16%).
Россия по уровню среднедушевых доходов попадает в последнюю категорию, но по
доле налоговых изъятий
(т.е. на уровне Японии или Швейцарии). Соответственно, размер налогов,
приходящихся на каждую душу населения, составляет примерно 1 тыс. долл. Иначе
говоря, на семью из четырех человек в среднем приходится 4 тыс. долл. налогов
всех видов, и предполагается, что государство в адекватных размерах
обслуживает ее нужды и защищает ее интересы.
На самом деле это не совсем так. Если взять только федеральный бюджет - около
трети всех налоговых изъятий, то в нем до 40% всех налоговых поступлений
предназначается на выплаты по государственному долгу - причем получатели этих
доходов никаких налогов с них не уплачивают. Последнее обстоятельство служит
также хорошим доказательством того, что налоговое бремя и распределяется в
России крайне неравномерно. Действительно, есть целые группы населения и
Сектора экономики, которые налогов либо вовсе не платят, либо платят их в размерах,
явно неадекватных их доходам. По некоторым оценкам, в «сером» (т.е.
укрываемом от налогов) секторе экономики сосредоточено до 40% всей
коммерческой деятельности.
Если признать этот факт, то оказывается, что предприятия, полностью платящие
все налоги, несут на себе налоговое бремя, вполовину или даже более, высокое,
чем это вытекает из среднестатистических данных. На самом деле так и есть:
сейчас едва ли можно найти хотя бы одно предприятие, которое бы полностью
оплачивало все налоги и не применяло бы неплатежи, бартер и другие маневры в
целях избежания непосильных налогов.
Таким образом, действующая сейчас в России налоговая система не просто
выступает тормозом для новых инвестиций, но является и одной из причин —
возможно, главной — кризисного состояния российской экономики. Отсюда можно
считать доказанным, что: а) налоговое бремя в России явно избыточно и по
своим размерам неадекватно сложившейся в стране социально-экономической
ситуации; б) собираемые налоги используются неэффективно и не в интересах
экономического развития.
Принимаемые в последнее время «пожарные» меры по ужесточению налоговых
процедур уже не приносят реальных результатов: вместо прироста налоговых
доходов они вызывают лишь прирост задолженности (только за последние три
месяца и только по федеральному бюджету задолженность выросла на 17 млрд.
руб.). Сейчас до 60% всех налоговых доходов в бюджетную систему обеспечивает
топливно-энергетический комплекс и связанные с ним отрасли, т.е. отрасли,
реализующие продукты, поставляемые природой, а не трудом населения. В общей
структуре налоговых платежей доля текущих поступлений по налогам не превышает
20-25%; остальное составляют денежные зачеты, уплата недоимки по налогам и
платежи естественных монополий. На самом деле, если исходить из этого факта,
то сохранение в собственности государства монополии только на три продукта:
нефть» газ и водку могло бы полностью обеспечить весь федеральный бюджет, и
налоги на этом уровне можно было бы отменить полностью.
Сейчас, кажется, уже ни у кого не остается сомнений, что далее такое положение
нетерпимо и что перемены в налоговой системе неизбежны. Разногласия существуют
лишь в том, что предлагается менять в налоговой системе, в какой
последовательности и в какие сроки. Если взять налоговую систему в целом, то
перемены возможны - и необходимы - и в налоговой политике, и в
налоговой технике, и в налоговом праве.
Налоговой политикой как таковой сейчас, похоже, никто не занимается: Минфин и
правительство заняты только ее фискальной стороной, законодательные органы,
принимая налоговые законы, также не требуют анализа их воздействия на
экономическую жизнь, налоговое ведомство практически отставлено от участия в
этом процессе.
По всем этим вопросам и в правительстве, и финансовых органах, и в самом
Министерстве по налогам и сборам России существуют разные точки зрения.
Согласно одной из них, сейчас следует воздерживаться от резких перемен в
налоговой системе, дать предприятиям время привыкнуть к действующим правилам
- и за это время принять налоговый кодекс, отладить налоговые механизмы и
процедуры, а также сформировать жесткую систему налогового контроля, с
помощью которого добиться более равномерного распределения налогового бремени
и на этой основе в дальнейшем перейти к общему снижению налоговых ставок.
Другая точка зрения основывается на том, что при действующих налоговых
ставках и порядках преодолеть экономический кризис невозможно, и для того,
чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, необходимо максимально уменьшить
налоговое бремя прежде всего для производственной сферы, т.е. либо снизить
налоговые ставки, либо эффективно перераспределить налоговое бремя.
На наш взгляд, первым путем можно лишь смягчить действующие в России
кризисные явления, перевести их из острых в ослабленные, вялотекущие формы.
Чтобы выйти из кризиса и перевести экономику в стадию стабильного развития,
необходимы более радикальные меры. Но прежде чем говорить об этих мерах,
необходимо определиться с первопричинами сложившейся ситуации.
Как известно, современный капитализм формировался при практически полном
отсутствии налогов. Более точно — торговый, ростовщический капитал быстрее
всего перерастал в форму промышленного капитала там, где налогов не было, или
там, где они были незначительны. Причина этого понятна - в промышленности
оборот капитала дольше и риски выше, и поэтому добавочное бремя налогов
просто отпугивало предпринимателей от развития промышленности в тех странах,
где прибылями приходилось делиться с государством. Кроме того, для
производства требуется более высокий начальный капитал, чем для торговли, а
накапливался он быстрее всего, конечно, там, где не было налогов.
В ведущей экономической державе мира - США - вся промышленность была создана
за счет доходов, сбереженных от налогов. Великобритания была пионером в
применении подоходных налогов - и из первой торговой державы мира она
превратилась в рядовую
национальный частный капитал не создал еще ни одного серьезного предприятия в
сфере производства, и это неудивительно, если учесть, что все российские
крупные капиталы созданы либо за
счет дележки государственной
либо в сфере торгово-спекулятивных и финансовых операций, которые значительно
легче укрываются от налогов, чем промышленные предприятия.
Налоговая политика
В настоящее время налоговая политика как таковая в стране отсутствует, или,
точнее сказать, она формируется стихийно, в результате чего отдельные меры
налоговой политики не только вступают в противоречие с проводимой (или
провозглашаемой) экономической политикой, но и между собой.
Можно привести несколько примеров.
Налогообложение предприятий.
Замена налога с оборота на НДС привела к перемещению основной массы
налогового бремени