Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:38, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.
3. Рассмотреть опыт налоговых реформ зарубежных государств на разных этапах развития.
Введение………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Налоговая политика и ее теоретические основы……………………………...5
1.1. Понятие, сущность и основные виды налоговой политики ………………………....5
1.2. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики……7
1.3. Эффективность реализации налоговой политики в России………………………..15
Выводы к главе 1………………………………………………………………………….......19
ГЛАВА 2. Налоговая политика на современном этапе…………………………………..20
2.1. Налоговая политика РФ на современном этапе..…………………………………….20
2.2. Способы рационализации налоговой политики……………………………………...23
2.3. Механизм функционирования налоговой политики………………………………...29
Выводы к главе 2……………………………………………………………………………...31
ГЛАВА 3. Опыт налоговой политики ведущих западных государств…………………33
3.1. Налоговые методы поощрения предпринимательской деятельности…………….34
3.2. Налоговые реформы как регулятор конъюнктуры рынка………………………...37
3.3. Развитие налогового регулирования внешнеторговых и внешнеэкономических
отношений……………………………………………………………………………………...39
Выводы к главе 3……………………………………………………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………………………………………………………….43
привело к вымыванию из последней значительной доли оборотного капитала;
слабость налогового контроля в сфере торговли и посреднических операций
стимулирует массовое перемещение капиталов в краткосрочные и спекулятивные
операции; возврат НДС для экспортеров фактически создал ситуацию прямого
финансирования государством экспорта исключительно сырьевых товаров — в ущерб
экспорту готовой продукции (которая пока неконкурентоспособна на мировых
рынках и потому этой льготой воспользоваться не может); низкие ставки
амортизационных отчислений и слабый контроль за их использованием
способствуют проседанию основного капитала в базовых, капиталоемких отраслях
производства. Очевидно, что все это никак не способствует восстановлению
производства и развитию инвестиционной активности в
стране, а, значит, прямо противоречит
провозглашенным целям
политики.
Налогообложение физических лиц
Ускоренный переход к
налоговых деклараций вызвал целый ряд проблем, которые нельзя решить без
огромных финансовых затрат (на переоснащение и компьютеризацию налоговых
органов, на переподготовку кадров, на введении системы учета
налогоплательщиков и т.д.) и
без соответствующих
смежных государственных структурах (в сфере учета недвижимости, контроля за
крупными расходами и вывозом капиталов, движением наличных денежных средств и
т.д.). Между тем эти же налоговые результаты могли бы быть достигнуты более
скромными средствами и без столь серьезного вмешательства в частную жизнь
граждан.
Социальное страхование и обеспечение
В этой сфере за основу принята западная модель, характеризуемая высоким
уровнем страховых взносов и массовым охватом населения пенсионным
обеспечением. В России такое заимствование приводит к избыточному
налогообложению производственной сферы (в форме налогов на заработную плату),
к вытеснению частного накопления государственным и к прямой потере части
накопленных страховых взносов (из-за отсутствия в стране возможностей
безрисковых инвестиций в производительном секторе). Кроме того, эта модель
приводит к распаду
семей, которые являются условием выживания в
трудные экономические периоды.
Таким образом, принятая налоговая политика ориентируется на воссоздание в
России западной модели налогообложения, которая становится эффективной только
на достаточно продвинутой стадии, при условии крупных разовых инвестиций в
создание инфраструктуры налоговых органов, разветвленной и дорогостоящей
системы налогового контроля, непременного соучастия и понимания со стороны
широких масс налогоплательщиков. Однако и при этом условии западная модель
налогообложения страдает целым рядом неустранимых недостатков, среди которых:
избыточный уровень обложения, подавляющий активность в производительном
секторе (на Западе это оправдывается необходимостью периодически
притормаживать
затраты для налогоплательщиков (для выполнения требований налогового учета,
подготовки налоговой
частную жизнь граждан (что обычно оправдывается необходимостью контроля за
правильностью распределения социальных выплат и льгот, которые на Западе
достигают весьма высоких размеров). По этим причинам существующая сейчас в
западных странах налоговая система подвергается специалистами весьма жесткой
критике, и игнорировать эту критику было бы серьезной ошибкой.
На наш взгляд, ориентировать налоговую политику в России исключительно на
прямое копирование западной налоговой системы, без учета существующих в
стране реалий, кризисного положения в экономике, бедственного положения
широких народных масс, отсутствия устойчивого среднего класса, является
серьезной ошибкой и ее результатом может стать только дальнейшее торможение
становления в стране цивилизованной и эффективной рыночной экономики.
Если же конкретизировать цели адекватной для России налоговой
политики, то они должны состоять в следующем:
1. Всемерное стимулирование производства и инвестиций в производительном
секторе.
Для этого следует гарантировать производственным предприятиям защиту от
налогов их основного и оборотного капитала - в форме адекватных ставок
амортизационных отчислений и снижения (или отмены) НДС, с дополнением
последнего всеобщим налогом на продажи, которого не смогут избежать никакие
формы посреднических и иных подставных фирм. Кроме того, следует по
возможности ограничить (а на федеральном уровне - прекратить вообще)
применение обложения по чистой прибыли, заменяя его в ряде отраслей (в
добывающих в первую очередь) акцизами, таможенными пошлинами, налогами на
валовую выручку и т.д. Следует признать, что для этой формы в стране еще не
созданы необходимые условия: слаба система бухгалтерского учета, велика доля
наличного оборота и безденежных обменов, хромает расчетная дисциплина, в том
числе и со стороны банков, нет контроля за применением специальных
(трансфертных) цен, резко искажающих конечные финансовые результаты
деятельности, слаб контроль за вывозом капитала и использованием оффшорных
фирм. процветает практика намеренных банкротств, за которые ни директора, ни
учредители фирм не несут должной ответственности.
2. В сфере налогообложения граждан необходимо, прежде всего, освободить
от налогообложения минимально необходимые доходы граждан - за счет
установления необлагаемого
самого работника и его семьи, имея в виду, что одновременно будет снижено
предоставление бесплатных социальных услуг, финансируемых за счет
государственного бюджета (в форме установления соответствующих социальных
минимумов) и будет установлен льготный режим для частного пенсионного
обеспечения (при гарантировании государством только минимального размера
пенсии). При этом должны стимулироваться
все формы зарабатывания
пенсий - через посредством страховых фирм, частных пенсионных фондов (в том
числе и иностранных при условии инвертирования ими соответствующих средств в
нашей стране), за счет средств предприятий и т.д.
Одновременно в зачет должны приниматься и формы разовых выплат, получаемых
гражданином от государства: так, к минимальной социальной пенсии могут быть
установлены солидные надбавки в случае возврата государству, например,
приватизированной квартиры, пакетов акций предприятий, полученных в порядке
льготной приватизации, и т.д. Иначе
говоря, в сфере пенсионного
будет осуществлен переход к такой политике, при которой гарантированная
государством пенсия должна обеспечивать только минимальный, базовый уровень
проживания, добавки к которому
будут реализовываться
собственных усилий граждан: страховок, частных пенсий, накопленного
имущества, вкладов, а также помощи работающих членов семьи (при соответствующем снижении
ставок страховых взносов).
Что касается стратегических приоритетов, то необходимо в первую очередь
упростить налоговую систему и существенным образом (примерно в 1,7 раза) снизить налоговый пресс на товаропроизводителя. Это, а также разумная
налоговая политика позволят создать благоприятный инвестиционный климат и
предпосылки для роста нашей экономики.
Важно повысить роль налогов как основного доходного источника бюджета.
Нам пора научиться жить не на займы, а на свой собственные средства, полученные
через налоги.
Налоговое бремя должно быть сбалансировано между физическими и
юридическими лицами с тем, чтобы увеличить доходы населения. В этой связи
должны быть предприняты определенные меры по существенному снижению в первую
очередь налогов на заработную плату. Это позволило бы увеличить доходы
населения и постепенно сделать именно его основным фактором инвестиционной
активности.
Не снимается с повестки дня задача повышения собираемости налогов.
Политика, которую мы выбираем, — это политика снижения налогов. С одной
стороны, налоги должны быть реальными. Но с другой стороны, все должны
знать, что платить налоги — обязанность каждого, другого не будет. А если кто-
то захочет избежать этого, то его ждет соответствующее наказание, вплоть до
уголовной ответственности.
Проводя политику снижения налогов, мы предлагаем вывести часть экономики из
теневого оборота. Высокие налоги - это фактически экономическая база для
формирования теневого сектора. Пора существенным образом изменить процедуру взимания акциза, перенеся его бремя на сферу реализации: или на оптовое звено, или непосредственно на розницу.
Важное значение отводится мерам по ужесточению налогового администрирования. Эта работа уже начата. Если взять, скажем, оборот алкогольной продукции, то
только за октябрь-ноябрь минувшего года доходы бюджетов по этому сектору
экономики увеличены в полтора раза. И это не предел. Сегодня, по оценкам разных
экспертов, только 30, может быть, 35% оборота алкогольной продукции находится в
легальном секторе. Остальное или с использованием различных пробелов в
законодательстве, или просто с помощью подпольного, теневого бизнеса выходит
из-под налогообложения.
Как мы предлагаем осуществлять ужесточение налогового контроля? Прежде всего
путем установления налоговых постов, особенно у крупных неплательщиков
налогов.
Важно усилить валютный контроль. Для его эффективного осуществления
необходимо завязать в одну технологическую цепочку налоговую службу,
Центральный банк и коммерческие банки, Государственный таможенный комитет и
Комитет валютно-экспортного контроля.
Наконец, о борьбе с неуплатой налогов. Конечная мера здесь — это введение
уголовной ответственности за систематическую неуплату налогов.
Итак, выделяют несколько типов налоговой политики государства: первый тип
– политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что
можно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение
налогов не сопровождается ростом государственных доходов. Второй тип – политика
разумных налогов, которая способствует развитию предпринимательства и
производства, обеспечивая им благоприятный налоговый климат. Третий тип –
налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но
при значительной социальной защите. Для России характерен первый тип налоговой
политики в сочетании с третьим.
2.3. Механизм функционирования налоговой политики.
На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).
Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.
Во-первых, налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.
Теоретическое определение специфики
этих подсистем подчиняется
Однако, во-вторых, практика привносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы налогового планирования, регулирования и контроля. Поэтому налоговый механизм должен рассматриваться и в качестве свода конкретных налоговых действий, т. е. в узком смысле этого слова. Это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический рычаг субъективного (императивного) регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.
Все названные подсистемы (элементы) налогового механизма разграничены условно, поскольку на практике они нередко пересекаются, а налоговое регулирование и контроль выступают вовсе органичным целым, ибо они есть проявления регулирующей налоговой функции. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде системы налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т. д.
Все эти действия раскрывают регулирующее назначение налогообложения в целом. Элементы налогового механизма являются в то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения. В рамках каждого из элементов налогового механизма применяются только ему свойственные приемы или техника налоговых действий. Различия методов налогового планирования, регулирования и контроля позволяют исследовать эти области как относительно самостоятельные, установить, присущие им закономерности. На этой основе вырабатываются направления совершенствования налогового механизма как системы.