Налоговая политика современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.
3. Рассмотреть опыт налоговых реформ зарубежных государств на разных этапах развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Налоговая политика и ее теоретические основы……………………………...5
1.1. Понятие, сущность и основные виды налоговой политики ………………………....5
1.2. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики……7
1.3. Эффективность реализации налоговой политики в России………………………..15
Выводы к главе 1………………………………………………………………………….......19
ГЛАВА 2. Налоговая политика на современном этапе…………………………………..20
2.1. Налоговая политика РФ на современном этапе..…………………………………….20
2.2. Способы рационализации налоговой политики……………………………………...23
2.3. Механизм функционирования налоговой политики………………………………...29
Выводы к главе 2……………………………………………………………………………...31
ГЛАВА 3. Опыт налоговой политики ведущих западных государств…………………33
3.1. Налоговые методы поощрения предпринимательской деятельности…………….34
3.2. Налоговые реформы как регулятор конъюнктуры рынка………………………...37
3.3. Развитие налогового регулирования внешнеторговых и внешнеэкономических
отношений……………………………………………………………………………………...39
Выводы к главе 3……………………………………………………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

Курсовик настоящий.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

привело к вымыванию из последней  значительной доли оборотного капитала;

слабость налогового контроля в  сфере торговли и посреднических операций

стимулирует массовое перемещение  капиталов в краткосрочные и  спекулятивные

операции; возврат НДС для экспортеров  фактически создал ситуацию прямого

финансирования государством экспорта исключительно сырьевых товаров  — в ущерб

экспорту готовой продукции (которая пока неконкурентоспособна на мировых

рынках и потому этой льготой  воспользоваться не может); низкие ставки

амортизационных отчислений и слабый контроль за их использованием

способствуют проседанию основного  капитала в базовых, капиталоемких отраслях

производства. Очевидно, что все  это никак не способствует восстановлению

производства и развитию инвестиционной активности в

стране, а, значит, прямо противоречит провозглашенным целям экономической

политики.

     Налогообложение физических лиц

Ускоренный переход к прогрессивному налогообложению доходов граждан  на основе

налоговых деклараций вызвал целый  ряд проблем, которые нельзя решить без

огромных финансовых затрат (на переоснащение  и компьютеризацию налоговых

органов, на переподготовку кадров, на введении системы учета

налогоплательщиков и т.д.) и  без соответствующих организационных  мер в

смежных государственных структурах (в сфере учета недвижимости, контроля за

крупными расходами и вывозом  капиталов, движением наличных денежных средств и

т.д.). Между тем эти же налоговые результаты могли бы быть достигнуты более

скромными средствами и без столь  серьезного вмешательства в частную  жизнь

граждан.

     Социальное страхование и обеспечение

В этой сфере за основу принята  западная модель, характеризуемая высоким

уровнем страховых взносов и массовым охватом населения пенсионным

обеспечением. В России такое заимствование  приводит к избыточному

налогообложению производственной сферы (в форме налогов на заработную плату),

к вытеснению частного накопления государственным  и к прямой потере части

накопленных страховых взносов (из-за отсутствия в стране возможностей

безрисковых инвестиций в производительном секторе). Кроме того, эта модель

приводит к распаду традиционных семейных отношений, разрушению многозвенных

семей, которые являются условием выживания в

трудные экономические периоды.

 

Таким образом, принятая налоговая  политика ориентируется на воссоздание  в

России западной модели налогообложения, которая становится эффективной  только

на достаточно продвинутой стадии, при условии крупных разовых инвестиций в

создание инфраструктуры налоговых  органов, разветвленной и дорогостоящей

системы налогового контроля, непременного соучастия и понимания со стороны

широких масс налогоплательщиков. Однако и при этом условии западная модель

налогообложения страдает целым рядом неустранимых недостатков, среди которых:

избыточный уровень обложения, подавляющий активность в производительном

секторе (на Западе это оправдывается  необходимостью периодически

притормаживать перепроизводство товаров и услуг); высокие дополнительные

затраты для налогоплательщиков (для  выполнения требований налогового учета,

подготовки налоговой отчетности и т.д.); значительный уровень вмешательства  в

частную жизнь граждан (что обычно оправдывается необходимостью контроля за

правильностью распределения социальных выплат и льгот, которые на Западе

достигают весьма высоких размеров). По этим причинам существующая сейчас в

западных странах налоговая  система подвергается специалистами  весьма жесткой

критике, и игнорировать эту критику было бы серьезной ошибкой.

 

На наш взгляд, ориентировать  налоговую политику в России исключительно  на

прямое копирование западной налоговой  системы, без учета существующих в

стране реалий, кризисного положения  в экономике, бедственного положения

широких народных масс, отсутствия устойчивого среднего класса, является

серьезной ошибкой и ее результатом  может стать только дальнейшее торможение

становления в стране цивилизованной и эффективной рыночной экономики.

 

Если же конкретизировать цели адекватной для России налоговой

политики, то они должны состоять в следующем:

     1. Всемерное стимулирование производства и инвестиций в производительном

секторе.

Для этого следует гарантировать  производственным предприятиям защиту от

налогов их основного и оборотного капитала - в форме адекватных ставок

амортизационных отчислений и снижения (или отмены) НДС, с дополнением

последнего всеобщим налогом на продажи, которого не смогут избежать никакие

формы посреднических и иных подставных фирм. Кроме того, следует по

возможности ограничить (а на федеральном уровне - прекратить вообще)

применение обложения по чистой прибыли, заменяя его в ряде отраслей (в

добывающих в первую очередь) акцизами, таможенными пошлинами, налогами на

валовую выручку и т.д. Следует  признать, что для этой формы в стране еще не

созданы необходимые условия: слаба  система бухгалтерского учета, велика доля

наличного оборота и безденежных  обменов, хромает расчетная дисциплина, в том

числе и со стороны банков, нет  контроля за применением специальных

(трансфертных) цен, резко искажающих конечные финансовые результаты

деятельности, слаб контроль за вывозом  капитала и использованием оффшорных

фирм. процветает практика намеренных банкротств, за которые ни директора, ни

учредители фирм не несут должной  ответственности.

     2. В сфере налогообложения граждан необходимо, прежде всего, освободить

от налогообложения  минимально необходимые доходы граждан - за счет

установления необлагаемого минимума на уровне, достаточном для проживания

самого работника и его семьи, имея в виду, что одновременно будет снижено

предоставление бесплатных социальных услуг, финансируемых за счет

государственного бюджета (в форме  установления соответствующих социальных

минимумов) и будет установлен льготный режим для частного пенсионного

обеспечения (при гарантировании государством только минимального размера

пенсии). При этом должны стимулироваться  все формы зарабатывания дополнительных

пенсий - через посредством страховых  фирм, частных пенсионных фондов (в  том

числе и иностранных при условии инвертирования ими соответствующих средств в

нашей стране), за счет средств предприятий  и т.д.

 

Одновременно в зачет должны приниматься и формы разовых  выплат, получаемых

гражданином от государства: так, к  минимальной социальной пенсии могут  быть

установлены солидные надбавки в случае  возврата государству, например,

приватизированной квартиры, пакетов  акций предприятий, полученных в  порядке

льготной приватизации, и т.д. Иначе  говоря, в сфере пенсионного обеспечения

будет осуществлен переход к  такой политике, при которой гарантированная

государством пенсия должна обеспечивать только минимальный, базовый уровень

проживания, добавки к которому будут реализовываться исключительно  за счет

собственных усилий граждан: страховок, частных пенсий, накопленного

имущества, вкладов, а также помощи работающих членов семьи (при соответствующем снижении

ставок страховых взносов).

 

Что касается стратегических приоритетов, то необходимо в первую очередь 

упростить налоговую  систему и существенным образом (примерно в 1,7 раза) снизить налоговый пресс на товаропроизводителя. Это, а также разумная

налоговая политика позволят создать  благоприятный инвестиционный климат и

предпосылки для роста нашей  экономики.

 

Важно повысить роль налогов как основного доходного источника бюджета.

Нам пора научиться жить не на займы, а на свой собственные средства, полученные

через налоги.

 

Налоговое бремя должно быть сбалансировано между физическими и

юридическими лицами с тем, чтобы  увеличить доходы населения. В этой связи

должны быть предприняты определенные меры по существенному снижению в первую

очередь налогов на заработную плату. Это позволило бы увеличить доходы

населения и постепенно сделать  именно его основным фактором инвестиционной

активности.

 

Не снимается с повестки дня  задача повышения собираемости налогов.

Политика, которую мы выбираем, —  это политика снижения налогов. С  одной

стороны, налоги должны быть реальными. Но с другой стороны, все должны

знать, что платить налоги — обязанность каждого, другого не будет. А если кто-

то захочет избежать этого, то его ждет соответствующее наказание, вплоть до

уголовной ответственности.

 

Проводя политику снижения налогов, мы предлагаем вывести часть экономики  из

теневого оборота. Высокие налоги - это фактически экономическая база для

формирования теневого сектора. Пора существенным образом изменить процедуру взимания акциза, перенеся его бремя на сферу реализации: или на оптовое звено, или непосредственно на розницу.

 

Важное значение отводится мерам  по ужесточению налогового администрирования. Эта работа уже начата. Если взять, скажем, оборот алкогольной продукции, то

только за октябрь-ноябрь минувшего  года доходы бюджетов по этому сектору

экономики увеличены в полтора  раза. И это не предел. Сегодня, по оценкам разных

экспертов, только 30, может быть, 35% оборота алкогольной продукции находится в

легальном секторе. Остальное или  с использованием различных пробелов в

законодательстве, или просто с  помощью подпольного, теневого бизнеса  выходит

из-под налогообложения.

 

Как мы предлагаем осуществлять ужесточение налогового контроля? Прежде всего

путем установления налоговых постов, особенно у крупных неплательщиков

налогов.

 

Важно усилить валютный контроль. Для его эффективного осуществления

необходимо завязать в одну технологическую  цепочку налоговую службу,

Центральный банк и коммерческие банки, Государственный таможенный комитет  и

Комитет валютно-экспортного контроля.

Наконец, о борьбе с неуплатой  налогов. Конечная мера здесь — это  введение

уголовной ответственности за систематическую  неуплату налогов.

   

 Итак, выделяют несколько типов налоговой политики государства: первый тип

– политика максимальных налогов, характеризующаяся  принципом «взять все, что

можно». При этом государству уготована  «налоговая ловушка», когда повышение

налогов не сопровождается ростом государственных доходов. Второй тип – политика

разумных налогов, которая способствует  развитию предпринимательства и

производства, обеспечивая им благоприятный  налоговый климат. Третий тип –

налоговая политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень обложения, но

при значительной социальной защите. Для России характерен первый тип  налоговой

политики  в сочетании с третьим.

 

2.3. Механизм функционирования налоговой политики.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).

Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.

Во-первых, налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Теоретическое определение специфики  этих подсистем подчиняется фундаментальным  положениям экономической теории, так как все они являются слагаемыми воспроизводственных отношений, развивающихся на фундаменте реального экономического базиса.

Однако, во-вторых, практика привносит  свои коррективы в концептуально  определяемые сферы налогового планирования, регулирования и контроля. Поэтому  налоговый механизм должен рассматриваться  и в качестве свода конкретных налоговых действий, т. е. в узком смысле этого слова. Это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический рычаг субъективного (императивного) регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.

Все названные подсистемы (элементы) налогового механизма разграничены условно, поскольку на практике они  нередко пересекаются, а налоговое  регулирование и контроль выступают вовсе органичным целым, ибо они есть проявления регулирующей налоговой функции. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде системы налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т. д.

Все эти действия раскрывают регулирующее назначение налогообложения в целом. Элементы налогового механизма являются в то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения. В рамках каждого из элементов налогового механизма применяются только ему свойственные приемы или техника налоговых действий. Различия методов налогового планирования, регулирования и контроля позволяют исследовать эти области как относительно самостоятельные, установить, присущие им закономерности. На этой основе вырабатываются направления совершенствования налогового механизма как системы.

Информация о работе Налоговая политика современной России