Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:38, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.
3. Рассмотреть опыт налоговых реформ зарубежных государств на разных этапах развития.
Введение………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Налоговая политика и ее теоретические основы……………………………...5
1.1. Понятие, сущность и основные виды налоговой политики ………………………....5
1.2. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики……7
1.3. Эффективность реализации налоговой политики в России………………………..15
Выводы к главе 1………………………………………………………………………….......19
ГЛАВА 2. Налоговая политика на современном этапе…………………………………..20
2.1. Налоговая политика РФ на современном этапе..…………………………………….20
2.2. Способы рационализации налоговой политики……………………………………...23
2.3. Механизм функционирования налоговой политики………………………………...29
Выводы к главе 2……………………………………………………………………………...31
ГЛАВА 3. Опыт налоговой политики ведущих западных государств…………………33
3.1. Налоговые методы поощрения предпринимательской деятельности…………….34
3.2. Налоговые реформы как регулятор конъюнктуры рынка………………………...37
3.3. Развитие налогового регулирования внешнеторговых и внешнеэкономических
отношений……………………………………………………………………………………...39
Выводы к главе 3……………………………………………………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………………………………………………………….43
Более того, все три элемента налогового механизма - области, суть которых предопределена не только налоговой наукой и практикой. Так, налоговое планирование осуществляется исходя из рекомендаций общей теории и практики планирования, маркетинга и других наук. Тем же правилам подчиняются налоговое регулирование и контроль. Большое значение для них имеют рекомендации, выработанные общей теорией управления и права.
Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях власти и управления, а также существенны различия и во временном отношений. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов.
Поэтому так важно при каждом
практическом действий придерживаться
буквы закона с тем, чтобы не нарушать
основного принципиального
Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала:
- планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;
- стихийно-рыночная конкуренция,
Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.
Эффективность использования налогового
механизма зависит от того, насколько
государство учитывает
В плане изучения взаимодействия государства и налоговой политики необходимо обозначить одну из характеристик государственной налоговой политики, которая была особенно сильна в советский период и в видоизмененном виде сохраняется и в настоящий момент - это этатизм.
Характерными признаками этатизма являются: во-первых, приоритет интересов государства; во-вторых, приоритет обязанностей субъектов перед их правами; в-третьих, налоговый произвол государства. Налоговый произвол государства с неизбежностью следует из монополии государства на правовое регулирование отношений в области финансов Основы налогового права
В то же время, государство не может
абсолютно произвольно и
Именно поэтому налоги можно рассматривать не только как способ содержания государства, но и как способ его контроля, как неотъемлемый элемент демократии. В идеале налоги должны стать средством для ограничения произвола государства от неоправданного изъятия имущества собственников.
Однако в ряде случаев государство допускает так называемый налоговый произвол, который означает нарушение государством им же установленных принципов и правил налогообложения. Нарушение государством «правил игры» оправдывается тем, что государство обладает фискальным суверенитетом и может проявляться в осуществлении государством налоговой политики, прямо противоречащей соответствующим нормативным актам.
Защитой прав налогоплательщиков в этой ситуации могут служить абсолютное соблюдение режима законности, основным содержанием которого является верховенство закона и полная независимость отправления правосудия. Другой гарантией против налогового произвола следует считать упрочение статуса налогоплательщика.
Внутреннее содержание налогового механизма составляют организационно-экономические и правовые отношения, складывающиеся при формировании доходов бюджета, перераспределении налоговых сумм между территориями. Основу этих отношений формирует налоговое право наряду с другими отраслями права.
Определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы и инструменты ее осуществления. Использование того или иного метода зависит от конкретной обстановки, а также традиции. Как правило, государство применяет комплексный подход.
Обычно цели и задачи налоговой политики определяются в зависимости от конкретной экономической конъюнктуры. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год через принятие государственного бюджета. Проведение же самой налоговой политики оформляется путем принятия соответствующих нормативных актов: Федеральных законов, Указов Президента России, Постановлений Правительства России и иных подзаконных актов.
Выводы к главе 2:
Подлинная налоговая реформа немыслима вне проведения эффективной налоговой политики государства, которая должна вырабатываться совместными усилиями всех ветвей власти, в том числе законодательной.
Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются в настоящее время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.
Совершенствование
налогообложения неразрывно связано
с созданием прочных
Налоговые органы накопили за годы реформ
большой положительный опыт использования
институциональных принципов
ГЛАВА 3. Налоговая политика ведущих западных государств.
Переходя к рассмотрению налоговой политики западных стран хотелось бы
отметить , что целостная картина эволюции систем налогообложения ведущих
индустриальных стран даст возможность сопоставить российский и западный
варианты их реформирования.
После Второй мировой войны в тяжелом экономическом положении оказались почти
все развитые капиталистические государства, причем экономическая ситуация в
странах-победительницах, за исключением США, незначительно отличалась от
хозяйственного положения
экономика обладала деформированной милитаризированной структурой. Были
практически уничтожены нормальные экономические связи между промышленностью,
торговлей и финансами. Производство требовало обновления и значительных
капитальных вложений. Существовал острый дефицит самых необходимых продуктов.
Непрекращающаяся инфляция, не устойчивость
валют подрывали заинтересованн
аграрного сектора экономики, как в развитии сельскохозяйственного
производства, так и в обмене своей продукции на деньги.
"Ножницы цен" между
системы внутренней и внешней торговли, утрата, прежде всего европейскими
государствами, крупнейших источников иностранной валюты в виде платежей за
услуги - туризм, банковские и другие операции поставили западные страны перед
необходимостью скорейшего укрепления финансовой системы и оздоровления
национальных финансов в целом.
После проведения сравнительно скоротечных, но тем не менее эффективных
денежных реформ и мероприятий по раз регулированию цен и заработной платы,
западные государства
реформирования своих налоговых систем. Реформирования, направленного на
увеличение налоговых
переоснащения производства повышения роли налогов в перераспределении
национального дохода.
Через налоговую систему ведущие западные страны начинают осуществлять
активное перераспределение
финансирования приоритетных отраслей промышленности и научно-технических
исследований, поощрения экспорта, инвестиций, расширения капиталов и т.д. В
конце семидесятых годов бюджетные расходы на финансирование экономики
увеличились: в США- в 2,7 раза, в Англии - в 2 раза, во Франции - в 3 раза, в
Германии в 8,5 раз, в Японии – в 11 раз, в Италии - в 4,3 раза.
Налоговые доходы становятся важнейшим фактором, определяющим масштабы
государственного
Именно из бюджетных налоговых доходов после Второй мировой войны
осуществлялись: государственное финансирование строительства железных и
автомобильных дорог, других средств транспорта и связи, гидротехнических и
мелиорационных сооружений, разработка природных ресурсов, создание новых
видов производства (например, авиационной, а затем и аэрокосмической
промышленности во Франции), поддержка традиционных, с большим числом занятых,
но малоэффективных отраслей (угольная промышленность в Англии),
субсидирование сельского
экспорта отечественной
корпораций, подготовка и переподготовка рабочей силы.
Следует выделить несколько направлений экономического развития тех лет:
- развитие приоритетных
технической деятельности;
- создание условий наибольшего благоприятствования частному
предпринимательству в целом и
крупным корпорациям в
- преодоление циклических
- регулирование
конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке;
- поддержка национального
- создание в обществе
Автор хотел бы остановиться на наиболее значимых из них.
3.1. Налоговые методы поощрения предпринимательской деятельности.
Одна из главных задач государственной политики ведущих западных стран
послевоенных лет - стимулирование частного предпринимательства в приоритетных
направлениях производственной и
научно-технической
значительной мере решалась посредством маневрирования прямыми и косвенными
налогами, за счет реформирования методов и форм их взыскания.
В Германии был создан специальный Институт финансов и налогов - своеобразный мозговой центр финансовой деятельности государства. В исследованиях института
прослеживаются две основные идеи. Первая - улучшение жизненных условий
населения необходимо, и оно требует оживления конъюнктуры рынка. Для оживления
конъюнктуры необходимо увеличить капиталовложения, а для этого надо снижать
налоги на предпринимательскую деятельность. Вторая - необходим выход
национальной продукции на мировой, рынок, обеспечение роста ее
конкурентоспособности, выведение
на современный научно-
Соответственно возникает
систематических капиталовложений. С целью приобретения возможностей
осуществлять эти
корпораций.
Таким образом, оба тезиса отвечали насущным требованиям западногерманской, а
также всей западноевропейской экономики конца сороковых - первой половины
пятидесятых годов. Поиски капиталов для развития монополий - одна из главных
задач того периода. Снижение налогов с предпринимателей рассматривалось как
быстродействующее средство мобилизации капиталов.
С конца 50-х годов ситуация начинает меняться. Экономика Германии, наряду с
другими западноевропейскими
только США болезненные
налоговые теоретики вслед за американскими начинают разрабатывать подходы к
налоговой политике как инструменту воздействия на экономический цикл. Они