Налоговая политика современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.
3. Рассмотреть опыт налоговых реформ зарубежных государств на разных этапах развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Налоговая политика и ее теоретические основы……………………………...5
1.1. Понятие, сущность и основные виды налоговой политики ………………………....5
1.2. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики……7
1.3. Эффективность реализации налоговой политики в России………………………..15
Выводы к главе 1………………………………………………………………………….......19
ГЛАВА 2. Налоговая политика на современном этапе…………………………………..20
2.1. Налоговая политика РФ на современном этапе..…………………………………….20
2.2. Способы рационализации налоговой политики……………………………………...23
2.3. Механизм функционирования налоговой политики………………………………...29
Выводы к главе 2……………………………………………………………………………...31
ГЛАВА 3. Опыт налоговой политики ведущих западных государств…………………33
3.1. Налоговые методы поощрения предпринимательской деятельности…………….34
3.2. Налоговые реформы как регулятор конъюнктуры рынка………………………...37
3.3. Развитие налогового регулирования внешнеторговых и внешнеэкономических
отношений……………………………………………………………………………………...39
Выводы к главе 3……………………………………………………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

Курсовик настоящий.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

Более того, все три элемента налогового механизма - области, суть которых предопределена не только налоговой наукой и практикой. Так, налоговое планирование осуществляется исходя из рекомендаций общей теории и практики планирования, маркетинга и других наук. Тем же правилам подчиняются налоговое регулирование и контроль. Большое значение для них имеют рекомендации, выработанные общей теорией управления и права.

Налоговый механизм, рассматриваемый  через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях власти и управления, а также существенны различия и во временном отношений. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов.

Поэтому так важно при каждом практическом действий придерживаться буквы закона с тем, чтобы не нарушать основного принципиального требования налоговой теории -- субъективное и  объективное начала процесса налогообложения  представляют собой единое целое. Иными словами, любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации.

Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала:

- планирование, т.е. волевое регулирование  экономики центральной властью  учетом объективно действующих  экономических законов путем  сбалансирования развития всех  отраслей и регионов народного  хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

- стихийно-рыночная конкуренция,  где свободно на основе прямых  и обратных связей взаимодействуют  производители и потребители.  Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара и его сбытом.

Отсюда вытекает необходимость  государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев  в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько  государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость. В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его.

В плане изучения взаимодействия государства и налоговой политики необходимо обозначить одну из характеристик государственной налоговой политики, которая была особенно сильна в советский период и в видоизмененном виде сохраняется и в настоящий момент - это этатизм.

Характерными признаками этатизма являются: во-первых, приоритет интересов  государства; во-вторых, приоритет обязанностей субъектов перед их правами; в-третьих, налоговый произвол государства. Налоговый  произвол государства с неизбежностью  следует из монополии государства на правовое регулирование отношений в области финансов Основы налогового права

В то же время, государство не может  абсолютно произвольно и неограниченно  вторгаться в налоговую сферу, поскольку  налогообложение обусловлено объективно существующими экономическими возможностями, общественными взглядами, политической обстановкой и другими факторами.

Именно поэтому налоги можно  рассматривать не только как способ содержания государства, но и как  способ его контроля, как неотъемлемый элемент демократии. В идеале налоги должны стать средством для ограничения произвола государства от неоправданного изъятия имущества собственников.

Однако в ряде случаев государство  допускает так называемый налоговый  произвол, который означает нарушение  государством им же установленных принципов и правил налогообложения. Нарушение государством «правил игры» оправдывается тем, что государство обладает фискальным суверенитетом и может проявляться в осуществлении государством налоговой политики, прямо противоречащей соответствующим нормативным актам.

Защитой прав налогоплательщиков в  этой ситуации могут служить абсолютное соблюдение режима законности, основным содержанием которого является верховенство закона и полная независимость отправления  правосудия. Другой гарантией против налогового произвола следует считать упрочение статуса налогоплательщика.

Внутреннее содержание налогового механизма составляют организационно-экономические и правовые отношения, складывающиеся при формировании доходов бюджета, перераспределении налоговых сумм между территориями. Основу этих отношений формирует налоговое право наряду с другими отраслями права.

Определив цели и задачи налоговой  политики, государство выбирает методы и инструменты ее осуществления. Использование того или иного  метода зависит от конкретной обстановки, а также традиции. Как правило, государство применяет комплексный подход.

Обычно цели и задачи налоговой  политики определяются в зависимости  от конкретной экономической конъюнктуры. Основы налоговой политики закладываются  на каждый финансовый год через принятие государственного бюджета. Проведение же самой налоговой политики оформляется путем принятия соответствующих нормативных актов: Федеральных законов, Указов Президента России, Постановлений Правительства России и иных подзаконных актов.

Выводы к главе 2:

Подлинная налоговая реформа немыслима  вне проведения эффективной налоговой  политики государства, которая должна вырабатываться совместными усилиями всех ветвей власти, в том числе  законодательной.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются в настоящее время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.

Совершенствование налогообложения неразрывно связано  с созданием прочных экономических  отношений. От того, как скоро это  будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения  в фактор экономического роста.

 

Налоговые органы накопили за годы реформ большой положительный опыт использования  институциональных принципов при  выстраивании взаимоотношений с  налогоплательщиками. В период экономической  и политической стабилизации, в который  вступила страна, совершенствование институциональной составляющей налоговой системы создает хорошие предпосылки для повышения эффективности налоговой системы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Налоговая политика ведущих западных государств.

Переходя к рассмотрению налоговой политики западных стран хотелось бы

отметить , что целостная картина  эволюции систем налогообложения ведущих

индустриальных стран даст возможность  сопоставить российский и западный

варианты их реформирования.

 

После Второй мировой войны в тяжелом экономическом положении оказались почти

все развитые капиталистические государства, причем экономическая ситуация в

странах-победительницах, за исключением  США, незначительно отличалась от

хозяйственного положения государств, проигравших войну. Западная послевоенная

экономика обладала деформированной  милитаризированной структурой. Были

практически уничтожены нормальные экономические связи между промышленностью,

торговлей и финансами. Производство требовало обновления и значительных

капитальных вложений. Существовал  острый дефицит самых необходимых  продуктов.

 

Непрекращающаяся инфляция, не устойчивость валют подрывали заинтересованность

аграрного сектора экономики, как  в развитии сельскохозяйственного

производства, так и в обмене своей продукции на деньги.

"Ножницы цен" между промышленностью  и сельским хозяйством, разрушение  единой

системы внутренней и внешней торговли, утрата, прежде всего европейскими

государствами, крупнейших источников иностранной валюты в виде платежей за

услуги - туризм, банковские и другие операции поставили западные страны перед

необходимостью скорейшего укрепления финансовой системы и оздоровления

национальных финансов в целом.

 

После проведения сравнительно скоротечных, но тем не менее эффективных

денежных реформ и мероприятий  по раз регулированию цен и  заработной платы,

западные государства приступили к последовательному осуществлению

реформирования своих налоговых систем. Реформирования, направленного на

увеличение налоговых поступлений  в бюджет, необходимых для скорейшего

переоснащения производства повышения  роли налогов в перераспределении

национального дохода.

 

Через налоговую систему ведущие  западные страны начинают осуществлять

активное перераспределение национального  дохода посредством государственного

финансирования приоритетных отраслей промышленности и научно-технических

исследований, поощрения экспорта, инвестиций, расширения капиталов и  т.д. В

конце семидесятых годов бюджетные  расходы на финансирование экономики

увеличились: в США- в 2,7 раза, в Англии - в 2 раза, во Франции - в 3 раза, в

Германии в 8,5 раз, в Японии – в 11 раз, в Италии - в 4,3 раза.

 

Налоговые доходы становятся важнейшим фактором, определяющим масштабы

государственного вмешательства  в процесс общественного воспроизводства.

Именно из бюджетных налоговых  доходов после Второй мировой  войны

осуществлялись: государственное  финансирование строительства железных и

автомобильных дорог, других средств транспорта и связи, гидротехнических и

мелиорационных сооружений, разработка природных ресурсов, создание новых

видов производства (например, авиационной, а затем и аэрокосмической

промышленности во Франции), поддержка  традиционных, с большим числом занятых,

но малоэффективных отраслей (угольная промышленность в Англии),

субсидирование сельского хозяйства, научных проектов, учебных учреждений,

экспорта отечественной продукции, участие государства в капитале частных

корпораций, подготовка и переподготовка рабочей силы.

 

Следует выделить несколько направлений  экономического развития тех лет:

- развитие приоритетных отраслей  промышленного производства и  научно-

технической деятельности;

- создание условий наибольшего  благоприятствования частному

предпринимательству в целом и  крупным корпорациям в частности;

- преодоление циклических спадов  и стимулирование роста производства;

- регулирование внешнеэкономических  и внешнеторговых отношений, повышение

конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке;

- поддержка национального сельскохозяйственного  производителя;

- создание в обществе благоприятного  социального климата и т.д.

Автор хотел бы остановиться на наиболее значимых из них.

 

3.1. Налоговые методы поощрения предпринимательской деятельности.

 

Одна из главных задач государственной  политики ведущих западных стран

послевоенных лет - стимулирование частного предпринимательства в  приоритетных

направлениях производственной и  научно-технической деятельности - в

значительной мере решалась посредством маневрирования прямыми и косвенными

налогами, за счет реформирования методов  и форм их взыскания.

 

В Германии был создан специальный Институт финансов и налогов - своеобразный мозговой центр финансовой деятельности государства. В исследованиях института

прослеживаются две основные идеи. Первая - улучшение жизненных условий

населения необходимо, и оно требует  оживления конъюнктуры рынка. Для  оживления

конъюнктуры необходимо увеличить  капиталовложения, а для этого  надо снижать

налоги на предпринимательскую деятельность. Вторая - необходим выход

национальной продукции на мировой, рынок, обеспечение роста ее

конкурентоспособности, выведение  на современный научно-технический  уровень.

 

Соответственно возникает необходимость  обновления основного капитала, крупных и

систематических капиталовложений. С  целью приобретения возможностей

осуществлять эти капиталовложения следует, в частности, снизить налоги с

корпораций.

 

Таким образом, оба тезиса отвечали насущным требованиям западногерманской, а

также всей западноевропейской экономики конца сороковых - первой половины

пятидесятых годов. Поиски капиталов  для развития монополий - одна из главных

задач того периода. Снижение налогов  с предпринимателей рассматривалось  как

быстродействующее средство мобилизации капиталов.

 

С конца 50-х годов ситуация начинает меняться. Экономика Германии, наряду с

другими западноевропейскими государствами, приобретает характерные ранее

только США болезненные симптомы перенакопления капитала. И западноевропейские

налоговые теоретики вслед за американскими начинают разрабатывать подходы к

налоговой политике как инструменту  воздействия на экономический цикл. Они

Информация о работе Налоговая политика современной России