Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:38, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.
3. Рассмотреть опыт налоговых реформ зарубежных государств на разных этапах развития.
Введение………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Налоговая политика и ее теоретические основы……………………………...5
1.1. Понятие, сущность и основные виды налоговой политики ………………………....5
1.2. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики……7
1.3. Эффективность реализации налоговой политики в России………………………..15
Выводы к главе 1………………………………………………………………………….......19
ГЛАВА 2. Налоговая политика на современном этапе…………………………………..20
2.1. Налоговая политика РФ на современном этапе..…………………………………….20
2.2. Способы рационализации налоговой политики……………………………………...23
2.3. Механизм функционирования налоговой политики………………………………...29
Выводы к главе 2……………………………………………………………………………...31
ГЛАВА 3. Опыт налоговой политики ведущих западных государств…………………33
3.1. Налоговые методы поощрения предпринимательской деятельности…………….34
3.2. Налоговые реформы как регулятор конъюнктуры рынка………………………...37
3.3. Развитие налогового регулирования внешнеторговых и внешнеэкономических
отношений……………………………………………………………………………………...39
Выводы к главе 3……………………………………………………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………………………………………………………….43
приходят к единому мнению: налоги, являясь финансовой базой государственных
мероприятий, позволяют государству активно воздействовать на общественное
производство, с тем, чтобы оживить конъюнктуру, не допустить наступления
экономического кризиса, а если он все-таки наступил, то ослабить его действие
и стимулировать скорейший выход из кризисной ситуации .
В налоговых теориях, разрабатываемых в США и Западной Европе в 60-70-е годы,
неизменно прослеживается мысль о необходимости стимулирования частного
предпринимательства и деятельности корпораций в приоритетных направлениях
производственной и научно-
экономического цикла.
Несомненно, что в целом 50-70-е годы стали и в налоговой теории, и в
налоговой и кредитной практике ведущих западных стран периодом формирования
системы льгот (ставшей впоследствии традиционной), направленных на
стимулирование инвестиций в производство и научно-технические исследования.
Широкое распространение получили следующие виды налоговых льгот,
предоставляемых корпорациям:
- установление для них менее
прогрессивных, чем для
ставок;
- разрешение ускоренной
инвесторам льгот при
инвестируемого капитала;
- налоговые льготы для
предоставляемые в связи с "истощением недр" и т.п.);
- специальные налоговые льготы,
предоставляемые для
отраслей экономики (железнодорожный транспорт, авиастроение и т.д.);
- налоговые льготы для
- льготный налоговый режим при обложении доходов от ценных бумаг и сделок с
капиталом и т.д.
На протяжении всего послевоенного периода существует последовательная
тенденция снижения фактических ставок обложения прибылей корпораций. С этой
точки зрения воздействие налоговой политики в большинстве развитых стран на
масштабы внутренних источников финансирования капиталовложений было вполне
благоприятным для частных компании. В США, например, в форме налоговых
вычетов в 1952 г. взималось 42,3% всей прибыли корпораций, в 1960 - 38,9, в
1970 - 32,1 а в 1980 году - лишь 22,5% .
Следует подчеркнуть, что снижение фактических ставок обложения прибылей
корпораций не сопровождалось немедленным ускорением темпов роста производства
или резким расширением капиталовложений. Интенсивность инвестиционного
процесса определялась целым комплексом факторов - перспективами расширения
рынка сбыта, структурными изменениями, уровнем цен на мировом рынке и т.д.
Однако, несомненно, снижение налоговых ставок побуждало корпорации к
инвестициям с целью расширения и научно-технического обновления производства.
Несмотря на усиление всех видов
налогообложения в США в
удельный вес подоходного
с 50% в 1940 г до 14,5% в 1975 г., а во всех поступлениях в штатах и местных
органах власти - с 21 до 9,8% . Причем, динамика федеральных налоговых
поступлений от прибыли корпораций имела четко выраженную тенденцию к
снижению.
Но и среди плательщиков данного налога были корпорации, пользующиеся особыми
привилегиями. В 50-70-е годы предприятия (концерны) некоторых приоритетных
отраслей частично или почти полностью освобождались от налогов на прибыль,
(например, нефтяные корпорации, вследствие введенной еще в 1926 г. скидки на
истощение недр). Позднее эта скидка распространилась на угольную,
железорудную промышленность, на добычу различных минералов, песка и гравия.
Нефтяные корпорации могли также вычитать из суммы облагаемой прибыли
дополнительные расходы на бурение и разведку, рассматриваемые как текущие
затраты. Любопытно, что в 1975 г. в федеральный бюджет США была включена
статья "Налоговые расходы", в которой дан подсчет, сколько недополучает казна
из-за различных налоговых льгот. Полученная цифра была очень внушительной -
около 90 млрд.долл.
Тем не менее, и во второй половине 70-х годов правительство США
последовательно проводило политику снижения налогов на прибыль корпораций и
активного налогового стимулирования производственных и научно-технических
инвестиций.
Аналогичные тенденции прослеживались и в странах Западной Европы. В
Великобритании в целях
установлен необлагаемый минимум, в 1947 г. введена особая скидка на прибыль,
не превышающую 12000 фунт. ст. в год, освобождена от обложения прибыль
предприятий, принадлежащих одному лицу, и прибыль, полученная от зарубежных
филиалов. Льготы, предоставляемые корпорациями в 50-60-е годы, обеспечивали
им законное право сокращать облагаемую прибыль в среднем до 30% и тем самым
уменьшать обложение.
Характеризуя налоговую систему Германии в период 60-70-х годов, немецкий экономист
М.Юнгблут отмечал, что именно через налоговый механизм миллиардные суммы
перекочевывают из государственного бюджета к концернам в виде надбавок на
капиталовложения, различного рода выплат, налоговых льгот и субсидий.
Важным инструментом государственного регулирования уровня накопления, скорости
обращения основного капитала, структуры инвестиций по отраслям стала в
послевоенные годы система ускоренных амортизационных списаний элементов
основного капитала. Налоговая политика ускоренной амортизации
предоставляла возможность списания в качестве издержек производства в первые
годы эксплуатации оборудования большей части его стоимости, а следовательно,
занижения величины налогообложения корпорации.
В 1962 г. в США был введен инвестиционный налоговый кредит для
стимулирования инвестиций в долгосрочные капиталовложения. Он представлял собой
скидку с начислением суммы подлежащего уплате налога в размере определенного
процента от стоимости закупленных машин и оборудования. Право на получение
инвестиционной скидки предоставлялось
корпорациям в год ввода
эксплуатацию, а ставка налогового
кредита варьировалась в
его службы. Инвестиционный кредит в налоговой практике США применялся не
постоянно. Федеральные органы использовали его лишь в качестве одного из
регуляторов конъюнктуры рынка.
Налоговые льготы на проведение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ стали применяться в западных странах с
середины 50-х годов. В США в 1954 г. было введено единовременное исключение из
налогооблагаемых доходов
на научно-техническую или
в течение ряда лет - по выбору компании. В 60-е годы в Великобритании
корпорации получили право списания затрат на научные и опытно-конструкторские
работы в качестве издержек производства практически в любой сумме. В Бельгии,
Италии, Швеции полные суммы расходов на проведение научных исследований также
были исключены из налогооблагаемых доходов корпораций. В Германии с 1970 г. введен
налоговый кредит, стимулирующий инвестиции в научно-исследовательскую
деятельность. Кроме того, из налогооблагаемой прибыли корпораций в качестве
издержек производства исключались текущие материальные затраты и расходы на
содержание персонала в сфере научных исследований.
В других странах Западной Европы, Канаде, Японии, Австралии в послевоенный
период для стимулирования инвестиций частных корпораций в научно-технические
исследования и опытное произво
налоговые льготы. Нередко оказывалось, что величина предоставляемых налогово-
амортизационных льгот превышала
налоговые обязательства
освобождая их налогообложения.
В ведущих западных странах в послевоенные годы политика низких корпоративных
налогов и расширения налоговых льгот для предпринимательской деятельности
осуществлялась даже тогда, когда государственный бюджет становился напряженным
или дефицитным. Естественно, возникал вопрос о компенсирующих источниках
доходной части бюджета. С одной стороны, это были: рост объемов подоходного
налога, бюджетные доходы от предпринимательской деятельности государства,
государственные займы, продажа государственных ценных бумаг, эмиссия денежных
знаков. С другой - изменения в системах косвенных налогов.
Эти изменения в 50-60-е годы проявлялись главным образом в повышении роли налога
с оборота в качестве наиболее эффективного способа мобилизации в бюджет доходов
населения через широкую сферу потребления товаров и услуг. Наряду с
традиционным применением
начинают применяться налоги на добавленную стоимость, которыми облагаются
практически все товары и услуги. Во второй половине 60 - начале 70-х годов
большинство западноевропейских государств включают в свои налоговые системы
новую разновидность налога с оборота - налог на добавленную стоимость
, взимаемый практически со всех товаров и услуг на всех этапах по пути их
движения к конечному
Проводя в послевоенный период последовательную политику снижения ставок
корпоративных налогов и расширяя сферу действия налогов на потребление
(налога с оборота, налога с продаж, НДС), правительства ведущих западных
стран тем самым поощряли производственные и научно-технические инвестиции,
делали ставку на стимулирование частной инициативы. Широкое применение и
повышение ставки налогов на потребление стали одним из мощных экономических
противовесов, позволивших уменьшить роль подоходного налога с корпораций в
формировании доходной части бюджета, что, с одной стороны, фактически
позволило предпринимателям направлять большие средства на инвестирование, а с
другой, - поощряло население в капитализации существенной части своих
доходов.
3.2. Налоговые реформы как регулятор конъюнктуры рынка.
Другим направлением использования налогов в качестве инструмента
государственного
становится влияние налоговой политики на экономический цикл. Налоги все более
активно используются в качестве регулятора конъюнктуры рынка. Снижая налоги,
государство пытается стимулировать спрос, повысить темпы экономического
развития, побудить предпринимателей к инвестициям; повышая налоги, правящие
структуры стремятся ослабить инфляцию, стабилизировать экономический цикл.
В качестве развернутой иллюстрации рассмотрим влияние различных налоговых
преобразований на динамику послевоенного экономического цикла в США.
Почти все реформы либерализации налоговой политики осуществлялись федеральной
налоговой службой США в начале очередного циклического подъема. Накануне
подъема 1945-1970 гг. были снижены ставки подоходных и косвенных налогов, в
начале подъема 1955-1956 гг. расширены льготы по ускоренной амортизации и
введено льготное обложение дивидендов. В период подъема 1962-1966 гг.
расширены амортизационные льготы и введена семипроцентная скидка от
установленной стоимости новых инвестиций, снижены ставки подоходных и
косвенных налогов.
Практически все налоговые акты, принятые накануне или в начале экономического
подъема в США, предусматривали одновременное снижение налогов на прибыль
корпораций и индивидуального подоходного, а также косвенных налогов, то есть
стимулировали инвестиционную активность и потребительский спрос. Но в
неравной степени. Они все же в большей степени содействовали увеличению
финансовых средств корпорации и личных сбережений получателей высоких
доходов, более склонных к вложению своих средств в инвестиции и акционерный
капитал, чем массовым потребитель.
Таким образом, налоговая политика, проводимая накануне или в начале
циклического подъема, была ориентирована в первую очередь на стимулирование
производственных инвестиций, и только во вторую на стимулирование
потребительского спроса, способного охватить расширяющийся рынок товаров и
услуг. Такая налоговая политика федерального правительства, несомненно,
обоснованна и соответствует объективным тенденциям циклического развития
рыночной экономики того периода. Но желательно подчеркнуть, что подобное
направление модификации налоговой системы в условиях подъема производства как
бы подстегивало нарастание диспропорции между ростом производственных
мощностей и потребительским спросом - покупательной способностью основной
массы населения.
Политика снижения налогов на личные доходы граждан периодически проводилась
федеральным правительством США в период или накануне четырех послевоенных
кризисов и во время посткризисной ситуации в экономике в 1967 г. Такая