Налоговая политика современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.
3. Рассмотреть опыт налоговых реформ зарубежных государств на разных этапах развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Налоговая политика и ее теоретические основы……………………………...5
1.1. Понятие, сущность и основные виды налоговой политики ………………………....5
1.2. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики……7
1.3. Эффективность реализации налоговой политики в России………………………..15
Выводы к главе 1………………………………………………………………………….......19
ГЛАВА 2. Налоговая политика на современном этапе…………………………………..20
2.1. Налоговая политика РФ на современном этапе..…………………………………….20
2.2. Способы рационализации налоговой политики……………………………………...23
2.3. Механизм функционирования налоговой политики………………………………...29
Выводы к главе 2……………………………………………………………………………...31
ГЛАВА 3. Опыт налоговой политики ведущих западных государств…………………33
3.1. Налоговые методы поощрения предпринимательской деятельности…………….34
3.2. Налоговые реформы как регулятор конъюнктуры рынка………………………...37
3.3. Развитие налогового регулирования внешнеторговых и внешнеэкономических
отношений……………………………………………………………………………………...39
Выводы к главе 3……………………………………………………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

Курсовик настоящий.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

приходят к единому мнению: налоги, являясь финансовой базой государственных

мероприятий, позволяют государству  активно воздействовать на общественное

производство, с тем, чтобы оживить  конъюнктуру, не допустить наступления

экономического кризиса, а если он все-таки наступил, то ослабить его  действие

и стимулировать скорейший выход  из кризисной ситуации .

 

В налоговых теориях, разрабатываемых в США и Западной Европе в 60-70-е годы,

неизменно прослеживается мысль о  необходимости стимулирования частного

предпринимательства и деятельности корпораций в приоритетных направлениях

производственной и научно-технической  деятельности на всех стадиях

экономического цикла.

 

Несомненно, что в целом 50-70-е  годы стали и в налоговой теории, и в

налоговой и кредитной практике ведущих западных стран периодом формирования

системы льгот (ставшей впоследствии традиционной), направленных на

стимулирование инвестиций в производство и научно-технические исследования.

 

Широкое распространение получили следующие виды налоговых льгот,

предоставляемых корпорациям:

- установление для них менее  прогрессивных, чем для физических  лиц, налоговых

ставок;

- разрешение ускоренной амортизации  основного капитала, а также предоставление

инвесторам льгот при налогообложении  амортизационных отчислений и вновь

инвестируемого капитала;

- налоговые льготы для предприятий  добывающей промышленности (льготы,

предоставляемые в связи с "истощением недр" и т.п.);

- специальные налоговые льготы, предоставляемые для стимулирования  определенных

отраслей экономики (железнодорожный  транспорт, авиастроение и т.д.);

- налоговые льготы для производителей  экспортных товаров и экспортеров капитала;

- льготный налоговый режим при  обложении доходов от ценных  бумаг и сделок с

капиталом и т.д.

 

На протяжении всего послевоенного  периода существует последовательная

тенденция снижения фактических ставок обложения прибылей корпораций. С  этой

точки зрения воздействие налоговой  политики в большинстве развитых стран на

масштабы внутренних источников финансирования капиталовложений было вполне

благоприятным для частных компании. В США, например, в форме налоговых

вычетов в 1952 г. взималось 42,3% всей прибыли корпораций, в 1960 - 38,9, в

1970 - 32,1 а в 1980 году - лишь 22,5% .

 

Следует подчеркнуть, что снижение фактических ставок обложения прибылей

корпораций не сопровождалось немедленным  ускорением темпов роста производства

или резким расширением капиталовложений. Интенсивность инвестиционного

процесса определялась целым комплексом факторов - перспективами расширения

рынка сбыта, структурными изменениями, уровнем цен на мировом рынке  и т.д.

 

Однако, несомненно, снижение налоговых  ставок побуждало корпорации к

инвестициям с целью расширения и научно-технического обновления производства.

Несмотря на усиление всех видов  налогообложения в США в послевоенный период

удельный вес подоходного налога с корпораций сократился в федеральном  бюджете

с 50% в 1940 г до 14,5% в 1975 г., а во всех поступлениях в штатах и местных

органах власти - с 21 до 9,8% . Причем, динамика федеральных налоговых

поступлений от прибыли корпораций имела четко выраженную тенденцию  к

снижению.

 

Но и среди плательщиков данного  налога были корпорации, пользующиеся особыми

привилегиями. В 50-70-е годы предприятия (концерны) некоторых приоритетных

отраслей частично или почти  полностью освобождались от налогов  на прибыль,

(например, нефтяные корпорации, вследствие  введенной еще в 1926 г. скидки на

истощение недр). Позднее эта скидка распространилась на угольную,

железорудную промышленность, на добычу различных минералов, песка и  гравия.

 

Нефтяные корпорации могли также  вычитать из суммы облагаемой прибыли

дополнительные расходы на бурение  и разведку, рассматриваемые как текущие

затраты. Любопытно, что в 1975 г. в  федеральный бюджет США была включена

статья "Налоговые расходы", в  которой дан подсчет, сколько  недополучает казна

из-за различных налоговых льгот. Полученная цифра была очень внушительной -

около 90 млрд.долл.

 

Тем не менее, и во второй половине 70-х годов правительство США

последовательно проводило политику снижения налогов на прибыль корпораций и

активного налогового стимулирования производственных и научно-технических

инвестиций.

 

Аналогичные тенденции прослеживались и в странах Западной Европы. В

Великобритании в целях снижения налога на прибыль компаний с 1945 г. был

установлен необлагаемый минимум, в 1947 г. введена особая скидка на прибыль,

не превышающую 12000 фунт. ст. в год, освобождена от обложения прибыль

предприятий, принадлежащих одному лицу, и прибыль, полученная от зарубежных

филиалов. Льготы, предоставляемые  корпорациями в 50-60-е годы, обеспечивали

им законное право сокращать  облагаемую прибыль в среднем  до 30% и тем самым

уменьшать обложение.

Характеризуя налоговую систему Германии в период 60-70-х годов, немецкий экономист

М.Юнгблут отмечал, что именно через  налоговый механизм миллиардные  суммы

перекочевывают из государственного бюджета к концернам в виде надбавок на

капиталовложения, различного рода выплат, налоговых льгот и субсидий.

Важным инструментом государственного регулирования уровня накопления, скорости

обращения основного капитала, структуры  инвестиций по отраслям стала в

послевоенные годы система ускоренных амортизационных списаний элементов

основного капитала. Налоговая политика ускоренной амортизации

предоставляла возможность списания в качестве издержек производства в  первые

годы эксплуатации оборудования большей  части его стоимости, а следовательно,

занижения величины налогообложения корпорации.

В 1962 г. в США был введен инвестиционный налоговый кредит для

стимулирования инвестиций в долгосрочные капиталовложения. Он представлял собой

скидку с начислением суммы  подлежащего уплате налога в размере  определенного

процента от стоимости закупленных  машин и оборудования. Право на получение

инвестиционной скидки предоставлялось  корпорациям в год ввода оборудования в

эксплуатацию, а ставка налогового кредита варьировалась в зависимости  от срока

его службы. Инвестиционный кредит в  налоговой практике США применялся не

постоянно. Федеральные органы использовали его лишь в качестве одного из

регуляторов конъюнктуры рынка.

     Налоговые льготы на проведение научно-исследовательских и

опытно-конструкторских  работ стали применяться в западных странах с

середины 50-х годов. В США в 1954 г. было введено единовременное исключение из

налогооблагаемых доходов корпораций в качестве издержек производства затрат

на научно-техническую или конструкторскую  деятельность или вычет этих затрат

в течение ряда лет - по выбору компании. В 60-е годы в Великобритании

корпорации получили право списания затрат на научные и опытно-конструкторские

работы в качестве издержек производства практически в любой сумме. В  Бельгии,

Италии, Швеции полные суммы расходов на проведение научных исследований также

были исключены из налогооблагаемых доходов корпораций. В Германии с 1970 г. введен

налоговый кредит, стимулирующий инвестиции в научно-исследовательскую

деятельность. Кроме того, из налогооблагаемой прибыли корпораций в качестве

издержек производства исключались  текущие материальные затраты и расходы на

содержание персонала в сфере научных исследований.

 

В других странах Западной Европы, Канаде, Японии, Австралии в послевоенный

период для стимулирования инвестиций частных корпораций в научно-технические

исследования и опытное производство также стали использоваться аналогичные

налоговые льготы. Нередко оказывалось, что величина предоставляемых налогово-

амортизационных льгот превышала  налоговые обязательства корпораций, полностью

освобождая их  налогообложения.

 

В ведущих западных странах в послевоенные годы политика низких корпоративных

налогов и расширения налоговых  льгот для предпринимательской  деятельности

осуществлялась даже тогда, когда  государственный бюджет становился напряженным

или дефицитным. Естественно, возникал вопрос о компенсирующих источниках

доходной части бюджета. С одной  стороны, это были: рост объемов подоходного

налога, бюджетные доходы от предпринимательской  деятельности государства,

государственные займы, продажа государственных  ценных бумаг, эмиссия денежных

знаков. С другой - изменения в системах косвенных налогов.

 

Эти изменения в 50-60-е годы проявлялись  главным образом в повышении  роли налога

с оборота в качестве наиболее эффективного способа мобилизации в бюджет доходов

населения через широкую сферу  потребления товаров и услуг. Наряду с

традиционным применением налога на продажу в 60-ые  годы все более  широко

начинают применяться налоги на добавленную стоимость, которыми облагаются

практически все товары и услуги. Во второй половине 60 - начале 70-х годов

большинство западноевропейских государств включают в свои налоговые системы

новую разновидность налога с оборота - налог на добавленную стоимость

, взимаемый практически со всех  товаров и услуг на всех  этапах по пути их

движения к конечному потребителю.

 

Проводя в послевоенный период последовательную политику снижения ставок

корпоративных налогов и расширяя сферу действия налогов на потребление

(налога с оборота, налога  с продаж, НДС), правительства ведущих  западных

стран тем самым поощряли производственные и научно-технические инвестиции,

делали ставку на стимулирование частной  инициативы. Широкое применение и

повышение ставки налогов на потребление  стали одним из мощных экономических

противовесов, позволивших уменьшить  роль подоходного налога с корпораций в

формировании доходной части бюджета, что, с одной стороны, фактически

позволило предпринимателям направлять большие средства на инвестирование, а с

другой, - поощряло население в капитализации  существенной части своих

доходов.

  

3.2. Налоговые реформы как регулятор конъюнктуры рынка.

 

Другим направлением использования  налогов в качестве инструмента

государственного регулирования  экономики в развитых западных государствах

становится влияние налоговой  политики на экономический цикл. Налоги все более

активно используются в качестве регулятора конъюнктуры рынка. Снижая налоги,

государство пытается стимулировать  спрос, повысить темпы экономического

развития, побудить предпринимателей к инвестициям; повышая налоги, правящие

структуры стремятся ослабить инфляцию, стабилизировать экономический цикл.

 

В качестве развернутой иллюстрации  рассмотрим влияние различных налоговых

преобразований на динамику послевоенного  экономического цикла в США.

Почти все реформы либерализации  налоговой политики осуществлялись федеральной

налоговой службой США в начале очередного циклического подъема. Накануне

подъема 1945-1970 гг. были снижены ставки подоходных и косвенных налогов, в

начале подъема 1955-1956 гг. расширены  льготы по ускоренной амортизации и

введено льготное обложение дивидендов. В период подъема 1962-1966 гг.

расширены амортизационные льготы и введена семипроцентная скидка от

установленной стоимости новых  инвестиций, снижены ставки подоходных и

косвенных налогов.

 

Практически все налоговые акты, принятые накануне или в начале экономического

подъема в США, предусматривали  одновременное снижение налогов  на прибыль

корпораций и индивидуального  подоходного, а также косвенных  налогов, то есть

стимулировали инвестиционную активность  и потребительский спрос. Но в

неравной степени. Они все же в большей степени содействовали увеличению

финансовых средств корпорации и личных сбережений получателей  высоких

доходов, более склонных к вложению своих средств в инвестиции и  акционерный

капитал, чем массовым потребитель.

 

Таким образом, налоговая политика, проводимая накануне или в начале

циклического подъема, была ориентирована  в первую очередь на стимулирование

производственных инвестиций, и  только во вторую на стимулирование

потребительского спроса, способного охватить расширяющийся рынок товаров и

услуг. Такая налоговая политика федерального правительства, несомненно,

обоснованна и соответствует объективным  тенденциям циклического развития

рыночной экономики того периода. Но желательно подчеркнуть, что подобное

направление модификации налоговой системы в условиях подъема производства как

бы подстегивало нарастание диспропорции между ростом производственных

мощностей и потребительским спросом - покупательной способностью основной

массы населения.

 

Политика снижения налогов на личные доходы граждан периодически проводилась

федеральным правительством США в  период или накануне четырех послевоенных

кризисов и во время посткризисной  ситуации в экономике в 1967 г. Такая

Информация о работе Налоговая политика современной России