Налоговая политика в России и направления ее реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена налоговой политике Российской Федерации. Налоговую политику уверенно можно расценивать как важнейший инструментарий государственного регулирования, непосредственным образом от разумности и эффективности которой, зависимы почти все социально-экономические сферы жизни общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Экономическое содержание налоговой политики в России……………...5
1.1 Сущность и принципы налогообложения…………………………5
1.2 Сущность налоговой политики в Российской Федерации……...14
1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма……17
2. Основные принципы построения налоговой системы в зарубежных странах …………..……………………………………………………………20
2.1. Налогообложение в США……………………………………… 20
2.2. Налогообложение в странах ЕС………………………………….23
2.3. Налогообложение в исламских странах…………………………28
3. Основные направления реформирования налоговой системы России………………………………………………………………………….32
3.1 Причины реформирования налоговой системы………………...32
3.2 Основные направления реформирования налоговой политики
на 2013-2015 годы в Российской Федерации…………………...37
Заключение……………………………………………………………………47
Список использованной литературы………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы.docx

— 99.67 Кб (Скачать файл)

Противоречия  между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными  правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям  в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов  и в конечном тоге – к экономическому кризису.

Обоснованность  тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной  финансовый год должны согласовываться  с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции  РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные  права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью  при установлении правовых норм разграничения  налогов по звеньям бюджетной  системы.

 

1.3. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма

 

Налоговая политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых  ставок, налоговых льгот, способов обложения  и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую  форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

Налоговый механизм, рассматриваемый через  призму реальной практики, различен в  конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый  механизм как свод практических налоговых  действий есть совокупность условий  и правил реализации на практике положений  налоговых законов. Любое налоговое  действие, не базирующееся на объективной  основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные  процессы, что неминуемо ведет  к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые  отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Налоговый механизм – это область налоговой  теории, трактующей это понятие в  качестве организационно-экономической  категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу  отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое  регулирование и налоговый контроль.

Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные  начала:

  1. планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;
  2. стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, – к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

Эффективность использования налогового механизма  зависит от того, насколько государство  учитывает внутреннюю сущность налогов  и их противоречивость.

В налоговой  политике проявляется относительная  самостоятельность государства. Изменяя  налоговую политику, манипулируя  налоговым механизмом, государство  получает возможность стимулировать  экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку  налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования  – создание общего налогового климата  для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и  обеспечение преференциальных налоговых  условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений  движения капитала.

 

2. Основные принципы построения налоговой системы в зарубежных странах.

 

2. 1 Налогообложение в США.

 

Переход к рыночным отношениям заставляет нас  обратить пристальное внимание на развитие налоговой системы в зарубежных странах. Налоговая система - важнейший  инструмент государственной экономической  политики и регулирования рыночных отношений. Налоги стимулируют или, напротив, ограничивают развитие отдельных  отраслей, создают предпосылки для  снижения издержек производства и обращения  частных предприятий и фирм, повышения  их конкурентоспособности на мировом  рынке. Государственными и муниципальными органами осуществляется значительная часть капитальных вложений в  экономическую инфраструктуру - строительство  и содержание транспортных коммуникаций, линий связи, систем промышленного  водоснабжения, очистных сооружений, подготовку земельных участков к промышленной застройке и др. Эти вложения не рассчитаны на получение прибыли, но косвенным путем обеспечивают повышение  ее для частного капитала и играют роль одного из важнейших факторов развития и регулирования экономики. Рассмотрим, какими методами центральные  государственные органы и муниципальные  власти могут влиять на экономическое  развитие в условиях частной собственности. Здесь лучше всего сначала  обратиться к примеру США. Государственное  регулирование экономики, причем вплоть до национализации предприятий, было активно  начато в США еще президентом  Ф. Рузвельтом после небывалого кризиса 1929-1932 гг. , когда безработица достигла уровня 25%. В пятидесятые-шестидесятые годы федеральное правительство  старалось включить в регулирование  экономики городские власти, и основным инструментом для этого являлось и является поныне финансовое воздействие.

Налоговая политика западных стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие  налоговых льгот можно рассматривать  как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности.

Говоря  о финансах зарубежных стран, следует  иметь в виду, что они не имеют  единой бюджетной системы, причем это  относится как к федеративным, так и к унитарным государствам. Финансы крупных регионов - штатов, земель, департаментов, провинций и  местных органов управления (городов, графств, тауншипов, дистриктов) обособлены. Государственный бюджет не является сводным. Каждый орган управления ведет  свое финансовое хозяйство самостоятельно и независимо от вышестоящих органов. Такое положение достигается  разделением источников доходов.

В основе всех доходов лежат налоговые  поступления. Налоги, дающие наиболее крупные суммы идут, как правило, в бюджет государства. Обычно это  прямые налоги.    Структура  доходов (в %) такова:

Как видим, самой крупной статьей доходов  государственного бюджета является подоходный налог с населения. Он взимается дифференцированно, но средняя  ставка составляет 28%. Налог на страхование, вторая по величине доходная статья, уплачивается как работодателем, так и самим  наемным работником. Налог на корпорации, предприятия, фирмы занимает лишь третье место. В настоящее время он уплачивается по ставке, составляющей 34% чистого  дохода.

Отдельную от федеральной налоговую систему  имеет каждый американский штат. Штаты  взимают подоходный налог с корпораций и с граждан. При этом решать вопросы  обложения подчас бывает непросто. Так, штат обладает правом взимать подоходный налог с корпорации в том случае, если она имеет на его территории строения или служащих. Однако компания может не иметь на территории данного  штата ни того, ни другого, но торговать  здесь и таким образом получать прибыль, особенно при широком распространении  торговли по каталогам. В настоящее  время ставится вопрос о налогообложении  штатами компаний и в этом случае. Ставка налога по штатам колеблется, но в среднем составляет 5-8%.

Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с городами, является налог с продаж. Обычно им не облагаются продовольственные  товары (за исключением тех, что реализуются  ресторанами). В 1991-1992 финансовом году налог с продаж применяется в 44 из 50 штатов США. Его ставка колеблется, поскольку устанавливается правительствами  самих штатов. Самая низкая она  в Колорадо и Вайоминге - 3%, наиболее высокая - в Калифорнии - 7. 25, Иллинойсе 8, Нью-Йорке - 8. 25%. Если говорить о распределении  этого налога, то, например, в Иллинойсе  оно таково: в бюджет штата - 6%, в  бюджет крупных городов, таких как  Чикаго, Спрингфилд, - 1%; оставшийся 1% направляется на нужды департамента скоростного  транспорта (железные дороги).

 

Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, подоходном налоге с корпораций и налоге с продаж.

Города  США имеют свои налоговые источники. Главным из них можно назвать  налог на имущество. Например, в Нью-Йорке  он в настоящее время обеспечивает 40% всех доходов бюджета и взимается  с владельцев примерно 900 тыс. зданий и сооружений. При этом коммерческая и иная собственность облагается налогом по дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше, чем собственник сдаваемого внаем  жилого дома или собственник основных производственных фондов. Арендатор  квартиры не платит налог на имущество, хотя его величина, конечно, учитывается  при назначении владельцем арендной платы. Личное имущество, используемое для собственного потребления, данным налогом не облагается.

 

2. 2. Налогообложение в странах ЕС

 

Несколько иначе обстоит дело в Великобритании и Нидерландах. Там налог на недвижимость уплачивает не только владелец, но и  арендатор, хотя ставки, конечно, различны.

Вообще  анализ структуры и ставок местных  налогов в западных странах позволяет  разделить их на три основные группы. Первая - это собственные налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых основными являются поимущественные, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств и дарений. Косвенное налогообложение весьма разнообразно. Оно представлено как универсальным акцизом, т. е. общим налогом с продажи, так и специфическими акцизами.

Невозможность поддерживать эффективную конкуренцию  на общем рынке при сохраняющихся  различиях во взимании косвенных  налогов отмечалась в документах Комиссии ЕС с конца 60-х годов. Налог на добавленную стоимость (НДС) заменил целую серию других косвенных налогов, регрессивный характер которых лишь камуфлировал рост налогового бремени.

Система налогообложения, базирующаяся на НДС, дает возможность изымать налоги частями, постепенно. Под обложение  попадают все продажи фирмы, но налоги, уплаченные в результате промежуточных  покупок, в дальнейшем вычитаются из общей суммы. Этот метод, известный  как “налоговый кредит”, вносит в  налоговую систему элемент саморегулирования, что улучшает порядок изъятия  налогов. Главное преимущество НДС  в том, что на каждой стадии производства можно вычислить сумму уплаченного  налога. Это позволяет, например, точно  рассчитывать налоговые скидки на экспорт  и предотвращать нарушения при  предоставлении экспортных субсидий. Кроме того, использование такой  многоуровневой налоговой шкалы  уменьшает сумму налога при производстве товаров в рамках одной фирменной  структуры (или ассоциации предприятий) и тем самым стимулирует вертикальную интеграцию фирм.

С 1977 г. налог  на добавленную стоимость рассчитывается в ЕС по единой системе, хотя сохраняется  значительная дифференциация по количеству ставок и по их уровням. В Дании, например, одна ставка процента, в Ирландии и  Португалии - 4, а в Бельгии - целых 7. Величина же НДС варьируется от 38% на некоторые предметы роскоши  в Италии до 0% на товары первой необходимости  в Великобритании и Ирландии (таблица 2). Значительно больший разрыв существует в акцизах, особенно на вино и спиртные напитки. Все вместе это дает довольно значительные отклонения цен на один и тот же товар в разных странах, ведет к злоупотреблениям и ущемлению  конкуренции.

Исходя  из этого в Белой книге (1987г. ) КЕС  предложила комплекс мер по сближению налоговых ставок НДС и акцизов стран-участниц в рамках программы создания единого рынка. Базовый уровень НДС определен в пределах 14-20%; льготные ставки (на продукты питания, медикаменты, книги и т. п. )– 4-9%; повышенные ставки - на топливо, табак и алкоголь.

Налог на добавленную стоимость - один из наиболее распространенных в мире налогов. В  том или ином виде он входит в  налоговые системы более 100 государств. В ряде стран НДС применяется  в виде налога с продаж или налога с оборота. Ставки любого налога в  значительной мере определяют налоговую  нагрузку или налоговое давление. Что касается ставок НДС (в отдельных  странах, как упоминалось, налога с  продаж или налога с оборота), то здесь лидируют Дания и Швеция - 25%.

Немногим  ниже ставка НДС в Исландии - 24,5%. Далее следует еще одна скандинавская  страна - Норвегия. Ставка НДС в ней - 24%. Примечательно, что самые высокие  ставки НДС имеют страны с наиболее высоким уровнем жизни населения  в мире. Однако уже следующий уровень  ставки - 23% далеко не у самой богатой  страны - Уругвая.

Далее в  рейтинге ставок НДС с уровнем  налога в 22% снова расположились  европейские страны - Хорватия, Финляндия  и Польша. В России, как и в  Белорусcии, так называемая стандартная  ставка НДС - 18%. Это двенадцатый показатель мирового рейтинга по уровню ставок.

Эти цифры  говорят, прежде всего, о том, что  налоговые ставки сами по себе вовсе  не свидетельствуют о налоговой  нагрузке и эффективности применяемого налога. Куда важнее налоговая база, а по НДС это связано с порядком применения налоговых вычетов по так называемому входному налогу. Кроме того, механизм расчета НДС  весьма сложен, и наши налогоплательщики  регулярно жалуются на то, что это  налог, который сложнее всего  считать. В США данный вид налогообложения  отсутствует.

В Евросоюзе  эти ставки находятся в пределах от 15% на Кипре, Мальте, в Люксембурге  и до 25% в той же Дании и Швеции. В прибалтийских государствах, которые  недавно присоединились к ЕС, ставка НДС аналогична российской - 18%. Такую  же ставку налога применяют в Венгрии, а в Чехии и Словакии она  составляет 19%. То есть по этому параметру  налоговой системы Россия ничем  не отличается от государств Евросоюза. Вторая группа местных налогов включает в себя надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный бюджет. По финансовой сущности эти надбавки отличаются от местных налогов только формой мобилизации финансовых ресурсов.

Информация о работе Налоговая политика в России и направления ее реформирования