Налоговая политика в России и направления ее реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена налоговой политике Российской Федерации. Налоговую политику уверенно можно расценивать как важнейший инструментарий государственного регулирования, непосредственным образом от разумности и эффективности которой, зависимы почти все социально-экономические сферы жизни общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Экономическое содержание налоговой политики в России……………...5
1.1 Сущность и принципы налогообложения…………………………5
1.2 Сущность налоговой политики в Российской Федерации……...14
1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма……17
2. Основные принципы построения налоговой системы в зарубежных странах …………..……………………………………………………………20
2.1. Налогообложение в США……………………………………… 20
2.2. Налогообложение в странах ЕС………………………………….23
2.3. Налогообложение в исламских странах…………………………28
3. Основные направления реформирования налоговой системы России………………………………………………………………………….32
3.1 Причины реформирования налоговой системы………………...32
3.2 Основные направления реформирования налоговой политики
на 2013-2015 годы в Российской Федерации…………………...37
Заключение……………………………………………………………………47
Список использованной литературы………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы.docx

— 99.67 Кб (Скачать файл)

На самом  деле это совсем не так. Если взять  только федеральный бюджет – около  трети всех налоговых изъятий, то в нем до 40% всех налоговых поступлений  предназначается на выплаты по государственному долгу – причем получатели этих доходов никаких налогов не уплачивают. Это служит хорошим доказательством, что налоговое бремя распределяется в России крайне неравномерно. Есть целые группы населения и сектора  экономии, которые налоги либо вовсе  не платят, либо платят их в размерах, явно неадекватных их доходам. По некоторым  оценкам, в теневом (укрываемом от налогов) секторе экономики сосредоточено  до 40% всей коммерческой деятельности. Соответственно, принимая во внимание тот факт, что предприятия, полностью  платящие все налоги, несут на себе налоговое бремя, вполовину или  даже более высокое, чем это вытекает из среднестатистических данных. На самом деле так и есть: сейчас едва ли найдется хотя бы одно предприятие, которое бы полностью выплатило все налоги и не применяло бы неплатежи, бартер и другие маневры в целях избегания непосильных налогов.

Таким образом, действующая сейчас в России налоговая  система не просто выступает тормозом для инвестиций, но является и одной  из причин – возможно, главной –  кризисного состояния российской экономики. Отсюда можно считать установленным, что: налоговое бремя в России явно избыточно и по своим размерам неадекватно сложившейся в стране социально-экономической ситуации, собираемые налоги используются неэффективно и не в интересах экономического развития.

Принимаемые в последнее время “пожарные” меры по ужесточению налоговых процедур уже не приносят реальных результатов: вместо прироста налоговых доходов  они вызывают лишь прирост задолженности. Сейчас до 60% всех налоговых доходов  в бюджетную систему обеспечивает ТЭК и связанные с ним отрасли, т.е. отрасли, реализующие продукты, поставляемые природой, а не трудом населения. В общей структуре  налоговых платежей доля текущих  поступлений по налогам не превышает 20-25%; остальное составляют денежные зачеты, уплата недоимки по налогам  и платежи естественных монополий. На самом деле, если исходить из этого  факта, то сохранение в собственности  государства монополии только на три продукта: нефть, газ и водку  могло бы полностью обеспечить весь федеральный бюджет, и налоги на этом уровне можно было бы полностью  отменить.

Сейчас, кажется, уже ни у кого не остается сомнений, что далее такое положение  нетерпимо и что перемены в  налоговой системе неизбежны. Разногласия  существуют лишь в том, что предлагается менять в налоговой системе, в  какой последовательности и в  какие сроки. Если взять налоговую  систему в целом, то перемены возможны и необходимы – и в налоговой  политике, и в налоговой технике, и в налоговом праве.

В настоящее  время налоговая политика как  таковая в стране отсутствует, или, точнее сказать, она формируется стихийно, в результате чего отдельные меры налоговой политики не только вступают в противоречие с проводимой (или провозглашаемой) экономической политикой, но и между собой. Например, замена налога с оборота на НДС привела к перемещению основной массы налогового бремени предприятий из сферы обращения в сферу производства, что привело к вымыванию из последней значительной доли оборотного капитала; слабость налогового контроля в сфере торговли и посреднических операций стимулирует массовое перемещение капиталов в краткосрочные и спекулятивные операции; возврат НДС для экспортеров фактически создал ситуацию прямого финансирования государством экспорта исключительно сырьевых товаров – в ущерб экспорту готовой продукции (которая пока неконкурентоспособна на мировых рынках и потому этой льготой воспользоваться не может); низкие ставки амортизационных отчислений и слабый контроль за их использованием способствуют проседанию основного капитала в базовых, капиталоемких отраслях производства. Очевидно, что все это никак не способствует восстановлению производства и развитию инвестиционной активности в стране, а, значит, прямо противоречит провозглашенным целям экономической политики.

В сфере социального страхования  и обеспечения за основу принята  западная модель, характеризуемая высоким  уровнем страховых взносов и  массовым охватом населения пенсионным обеспечением. В России такое заимствование  приводит к избыточному налогообложению  производственной сферы, к вытеснению частного накопления государственным  и к прямой потере части накопленных  страховых взносов (из-за отсутствия в стране возможностей безрисковых  инвестиций в производительном секторе).

Таким образом, принятая налоговая политика ориентируется  на воссоздание в России западной модели налогообложения, которая становится эффективной только на достаточно продвинутой стадии, при условии крупных разовых инвестиций в создание инфраструктуры налоговых органов, разветвленной и дорогостоящей системы налогового контроля, непременного соучастия и понимания со стороны широких масс налогоплательщиков.

 

3.2. Основные направления реформирования налоговой политики на 2013-2015 годы в Российской Федерации.

 

На своем  официальном сайте Минфин РФ опубликовал  положения  "Об основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

Так, например, в принятых год назад Основных направлениях налоговой политики РФ на 2012 - 2014 годы (одобрены Правительством РФ 07.07.11) предполагалось принятие законов, постепенно к 2014 году отменяющих систему  налогообложения в виде ЕНВД Более  того, соответствующий законопроект действительно был разработан Правительством РФ, внесен в Госдуму и даже принят в первом чтении осенью 2011 года. Однако затем позиция Минфина РФ и  Правительства РФ по вопросу отмены ЕНВД изменилась, и ко второму чтению вышеназванного законопроекта (оно  запланировано на ближайшую сессию работы Госдумы) в его текст были внесены правки, свидетельствующие  об отказе от идеи отмены ЕНВД. Принятые Правительством РФ на 2013 - 2015 годы и  рассмотренные ниже Основные направления  налоговой политики РФ также более  не содержат планов по отмене ЕНВД.                                                                Тем ни менее, в других частях планы  Правительства РФ по реформированию налоговой системы РФ и системы  обязательных страховых взносов, озвученные в документе, принятом на 2012 - 2014 годы, были реализованы. Поэтому, повторим, считаем, что вновь принятые Основные направления налоговой политики РФ на 2013 - 2015 годы представляют реальный интерес для налогоплательщиков для оценки ближайших перспектив развития налоговой системы РФ.

Рассмотрим  наиболее интересные, на наш взгляд, для абсолютного большинства  налогоплательщиков положения этих Основных направлений.

А). По вопросу  основных источников повышения налоговых  доходов бюджетной системы РФ.

Из документа  следует, что на ближайшую перспективу  в качестве основных источников повышения  доходов бюджетов рассматриваются  налоги на сырьевой сектор экономики (в  первую очередь, за счет НДПИ) и индексация ставок акцизов на подакцизные товары. 

Единственное, что сказано в Основных направлениях по вопросу страховых взносов, это  то, что после 01.01.2014 планируется  сохранить совокупный тариф страховых  взносов в ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС, применяемый для большинства  плательщиков, на уровне 30% (напомним, что  в настоящее время в законодательстве РФ совокупный тариф взносов в  размере 30% установлен лишь на 2012 - 2013 годы, а с 2014 года предусмотрен возврат  на действовавший в 2011 году тариф 34%). Также после 2014 года планируется  сохранить неперсонифицированный  тариф взносов в ПФ РФ в размере 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых  взносов.

Б). По вопросу поддержки модернизации производства через реформирование налога на имущество организаций.

В основных направлениях указано, что в целях  создания стимулов для обновления основных фондов из объекта обложения налогом  на имущество организаций могут  быть исключены объекты, относящиеся  к движимому имуществу (машины, оборудование). Помимо прочего, подобная мера, по мнению Минфина РФ, снизит нагрузку на налогоплательщиков и за счет упрощения порядка исчисления налога. Принимая во внимание реформирование бухгалтерского учета, в документе также указано на целесообразность в перспективе перейти к определению налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, а не их стоимости по данным бухгалтерского учета

В). По вопросу упрощения налогового учета.

О необходимости  сближения налогового и бухгалтерского учета или даже полной отмены налогового учета (как отдельного вида учета) в  целях снижения учетных затрат говорил  В.В. Путин на встрече с предпринимателями  в конце 2011 года.Однако уже тогда  было ясно, что практическая реализация таких заявлений маловероятна. Это  подтверждают и принятые Основные направления  налоговой политики РФ на 2013 - 2015 годы. В них сказано, что упрощение порядка подготовки налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций может быть достигнуто путем внесения изменений в главу 25 НК РФ, направленных на сближение правил бухгалтерского и налогового учета. При этом полная отмена налогового учета и установление порядка определения налоговой базы на основании данных бухгалтерской отчетности и налоговых корректировок в соответствии с действующими правилами налогообложения прибыли организаций является формальным решением указанной проблемы (т.е. де-факто - это в принципе не является решением проблемы). Ведь реализация данной меры потребует от налогоплательщиков ведения непрерывного учета отклонений показателей бухгалтерского учета от показателей, используемых для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, равнозначного по сложности его ведения существующему налоговому учету.

В настоящее  время Минфин РФ в рамках упрощения  налоговой отчетности рассматривает  возможность представления налогоплательщиками по итогам отчетных периодов по налогу на прибыль организаций вместо налоговых деклараций расчетов по авансовым платежам,  оставленных по упрощенной форме. И это, по сути, единственная предполагаемая мера в данном направлении (не считая "призыва" заинтересованных лиц представлять свои идеи по данному вопросу для их изучения и проработки).

Г). По вопросу  совершенствования специальных  налоговых режимов для малого предпринимательства.

 В  место отмены ЕНВД Минфином  РФ запланировано  введение  патентной системы налогообложения  для индивидуальных предпринимателей. Такая система   будет выделена  из главы 26.2 НК  "Упрощенная  система налогообложения" в  самостоятельный специальный налоговый  режим . В рассматриваемом сейчас  по данному вопросу Госдумой  законопроекте в части ЕНВД  предлагается рассмотреть вопрос  об отмене обязательности применения  налогоплательщиками данного режима, сделав его добровольным, также  как, например, упрощенная система  налогообложения.

Д). По вопросу  развития взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

Основные  положения, планируемые Минфином РФ к принятию по данному направлению, состоят в следующем:

1) введение  обязательной досудебной процедуры  обжалования для всех актов  налоговых органов, действий или  бездействия должностных лиц  налоговых органов;                          

2) увеличение  срока на подачу налогоплательщиком  апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения с 10 рабочих дней до 1-го месяца;

3) увеличение  срока представления налогоплательщиком  возражений по акту налоговой проверки до 1-го месяца (в настоящее время - 15 рабочих дней), в том числе, для представления возражений на акты, если правонарушение выявлено вне рамок налоговых проверок (по таким актам срок подготовки возражений на сегодня составляет 10 рабочих дней);

4) введение  в НК РФ возможности кассационного  обжалования в ФНС РФ решений,  вступивших в силу, с сохранением  права налогоплательщика на подачу  заявления в суд.

Е). По вопросу реформирования налога на имущество физических лиц.

В рассматриваемом  документе Минфином РФ предлагается отменить налог на имущество физических лиц и ввести новый налог - налог  на недвижимость. Выше мы уже упоминали  этот "новый" налог, говоря о реформировании налога на имущество организаций. Но на первом этапе в качестве налогоплательщиков налога на недвижимое имущество Минфином РФ предлагается признать только физических лиц, обладающих правом собственности  на здания, строения, сооружения, жилые  и нежилые помещения, а также  обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования  или правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок.В  качестве налоговой базы для исчисления налога на недвижимое имущество предлагается установить кадастровую (а не рыночную, как предполагалось ранее) стоимость  соответствующего объекта налогообложения  с предоставлением права на вычет  по налогу отдельным категориям граждан.

Ж). Налогообложение престижного потребления.

Вопрос  налогообложения объектов роскоши  планируется решать в рамках выше обозначенного нового налога на недвижимое имущество. При введении минимальной  ставки налога на недвижимость (земельные  участки, здания, строения, жилые и  нежилые помещения, находящиеся  в собственности физических лиц) предполагается установить ставки в  зависимости от совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности физического лица в размере от 0,05% до 0,3%. При этом максимальная ставка (без возможности ее снижения на местном уровне) будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн. рублей. Также предполагается, что повышенная налоговая ставка, применяемая к дорогостоящей недвижимости, будет действовать вне зависимости от того, кто является собственником указанных объектов (организации или физические лица), а также от количества собственников. Помимо этого начиная с 2013 года Минфин РФ планирует ввести минимальную ставку транспортного налога (без возможности ее снижения законами субъектов РФ) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. в размере 300 руб. с 1 л.с. с возможностью увеличения этой ставки законами субъектов РФ.

Также предполагается увеличение в 5 раз средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя  свыше 130 - 150 л.с.), гидроциклов (свыше 150 л.с.), катеров и яхт (свыше 300 л.с.).Повышенные налоговые ставки предлагается применять  в отношении транспортных средств, произведенных после 2000 года. При  этом взимание повышенного налога не предполагается в отношении спортивных автомобилей и мотоциклов, используемых исключительно для участия в  спортивных соревнованиях.Таким образом, фактически вместо налога на роскошь, о котором ранее говорили, предлагается увеличить нагрузку по уже действующим  имущественным налогам на дорогостоящую  недвижимость, автомобили и мотоциклы (гидроциклы) с особо мощными двигателями, а также катера и яхты.

З)  По вопросу сокращения и оптимизации  налоговых льгот.

Из текста рассматриваемых Основных направлений  налоговой политики РФ на 2013 - 2015 годы следует, что Минфин РФ наметил поэтапную отмену льгот по налогу на имущество организаций, которая будет заключаться в установлении в течение 7 лет пониженных предельных налоговых ставок по налогу на имущество организаций (т.е. в сокращении прав субъектам РФ на своих территориях устанавливать пониженные ставки налога на имущество в качестве налоговых льгот отдельным налогоплательщикам).В документ включен даже график такого изменения, из которого следует, что уже с 01.01.2013 будет введен минимум величины ставки налога на имущество организаций на территории конкретного субъекта РФ (0,4%), а к 2019 он составит 2,2%, т.е. фактически полный размер ставки налога, установленный в НК РФ (иными словами предполагается, что с 2019 года субъекты РФ лишатся права устанавливать на своих территориях пониженные ставки по налогу на имущество организаций).

Информация о работе Налоговая политика в России и направления ее реформирования