Налоговая политика в России и направления ее реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена налоговой политике Российской Федерации. Налоговую политику уверенно можно расценивать как важнейший инструментарий государственного регулирования, непосредственным образом от разумности и эффективности которой, зависимы почти все социально-экономические сферы жизни общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Экономическое содержание налоговой политики в России……………...5
1.1 Сущность и принципы налогообложения…………………………5
1.2 Сущность налоговой политики в Российской Федерации……...14
1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма……17
2. Основные принципы построения налоговой системы в зарубежных странах …………..……………………………………………………………20
2.1. Налогообложение в США……………………………………… 20
2.2. Налогообложение в странах ЕС………………………………….23
2.3. Налогообложение в исламских странах…………………………28
3. Основные направления реформирования налоговой системы России………………………………………………………………………….32
3.1 Причины реформирования налоговой системы………………...32
3.2 Основные направления реформирования налоговой политики
на 2013-2015 годы в Российской Федерации…………………...37
Заключение……………………………………………………………………47
Список использованной литературы………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы.docx

— 99.67 Кб (Скачать файл)

И). По вопросу  совершенствования налога на прибыль  организаций.

 

 Минфин РФ предлагает отменить введенную с 2011 года "льготу" в виде подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ, согласно которому не учитываются  в целях налогообложения прибыли  доходы в виде имущества, имущественных  прав или неимущественных прав в  размере их денежной оценки, которые  переданы хозяйственному обществу или  товариществу в целях увеличения чистых активов соответствующими акционерами  или участниками.

Очевидно, что налогоплательщики стали  активно пользоваться новой нормой с целью безналоговой передачи имущества  друг другу, что в итоге побудило Минфин РФ рассмотреть вопрос об отмене только недавно введенной в главу 25 НК РФ нормы, позволяющей это делать. 

Также МФ РФ предлагает рассмотреть вопрос об исключении возможности применения повышающего коэффициента амортизации  по отношению к объектам основных средств, работающим в условиях агрессивной  среды. В качестве альтернативы такой  отмены предлагается рассмотреть вопрос сокращения сферы применения указанного повышающего коэффициента за счет уточнения понятия "агрессивная среда" для целей налогообложения, а также введения правил о неприменении данного коэффициента к основным средствам, изначально предназначенным для работы в контакте с агрессивной средой и используемым в режиме, установленном соответствующей документацией производителя.  Очевидно, что вызвано данное предложение тем, что за последнее время, опираясь на успешную арбитражную практику, очень многие бюджетообразующие налогоплательщики пересчитали свои налоговые обязательства по налогу на прибыль организаций за счет пересмотра величины амортизационных отчислений. Результатом этого стали выявления значительных сумм переплаты по налогу на прибыль, подлежащие возврату из бюджета (или зачету в счет налоговых платежей будущих периодов).                                                                                  

  В  среднесрочной перспективе МФ  РФ планирует ввести в законодательство  РФ о налогах и сборах изменения,  направленные на возможность  учета расходов, понесенных одной  российской организацией при  создании или приобретении нематериальных  активов, приобретению услуг,  результаты которых используются  в деятельности группы организаций,  при определении налоговой базы  по налогу на прибыль организаций  другой взаимозависимой с ней  организацией. Эту возможность предполагается  реализовать через предоставление  налогоплательщикам налога на  прибыль при соблюдении определенных  условий права заключать соглашения  о распределении расходов. Однако, очевидно, что реальные перспективы  введения данной нормы лежат  за пределами рассматриваемого  периода 2013 - 2015 гг.

К). По вопросам совершенствования налогового администрирования.

В данной части в Основных направлениях налоговой  политики РФ на 2013 - 2015 годы хотелось бы отметить следующее. Из документа следует, что необходимость снижения бремени налогового администрирования более не является основной задачей реформирования НК РФ. Однако, основное внимание в документе уделено расширению прав налоговых органов по истребованию документов и информации у налогоплательщиков и банков и усилению ответственности за отказ представлять запрашиваемые сведения.

Кроме того, упоминается необходимость усиления контроля за налогоплательщиками, использующими  в своей деятельности схемы с  участием "фирм-однодневок". Говоря же о налоговом администрировании, Минфин РФ в качестве основной меры его снижения считает решение вопроса о переходе на обмен между налогоплательщиками и налоговым органов запрашиваемых в ходе налоговых проверок документов и информации в электронном виде. Это, на наш взгляд, в целом приведет не к снижению, а наоборот, к усилению налогового администрирования и будет создавать почву для возможности отказа со стороны налоговых органов принимать те или иные документы налогоплательщика, если они составлены "не по тем" форматам.

Л). По вопросу противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций (оффшоров).

В документе  указано, что одним из основных элементов  противодействия уклонению от налогообложения  в России с помощью оффшорных  компаний и стран, имеющих низкий уровень налогообложения, является институт налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний, который заключается в  том, что не распределяемый между  учредителями (собственниками) доход  иностранной контролируемой компании или его часть может рассматриваться  в целях налогообложения налогом  на прибыль организаций как доход  ее владельца (т.е. материнской компании). Таким образом, предотвращается  вывод дохода материнской компании под действие низконалоговых юрисдикций в результате последовательности сделок.

Для введения в законодательство принципа налогообложения  нераспределенной прибыли иностранных  контролируемых компаний предполагается, в первую очередь, законодательно определить понятие такой компании, основываясь  на определении взаимозависимых  лиц, а также стратегического  участия в организации. Также  предполагается ввести обязанность  для российских компаний или компаний, являющихся налоговыми резидентами  РФ (соответствующее понятие предлагается ввести в НК РФ по аналогии с понятием, применяемым в международных  соглашениях, заключенных РФ), обязанность  указывать в налоговых декларациях  все свои иностранные аффилированные компании. Должен быть установлен ряд  условий, при соблюдении которых  у российских налогоплательщиков будет  возникать обязанность уплатить налог на прибыль в отношении  доходов, полученных иностранными контролируемыми  компаниями. Обязательным также должно являться предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного  дохода этой компании. Уклонение от этого обязательства должно приравниваться к налоговому правонарушению и наказываться взиманием штрафов.

Помимо  указанных изменений в Кодекс будут также внесены поправки, устанавливающие понятие фактического получателя дохода (лица, имеющего фактическое  право на доход), что также позволит использовать некоторые инструменты  противодействия уклонению от налогообложения  в международных налоговых отношениях.

По своему смыслу данные предложения являются более чем действенными, но вот  реальных сроков воплощения их в жизнь  рассматриваемый документ не устанавливает. 
                                                           Заключение.

 

Налоговая система – один из главных  элементов рыночной экономики. Она  выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая  система России была адаптирована к  новым общественным отношениям, соответствовала  мировому опыту.

В новой  налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права  и ответственность соответствующих  уровней управления (Федерального и  территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих  Федеральных налогов, предусмотренное  законодательством, позволило более  полно учесть разнообразные местные  потребности и виды доходов для  местных бюджетов.

И все  же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым  условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот  для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности  производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных  технологий или увеличение выпуска  товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в  народное хозяйство иностранных  инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно  изменяется, приспосабливается к  воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора  на чисто фискальную функцию налоговой  системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым  налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую  массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой  системы. Предложений же о принципиально  иной налоговой системе, соответствующей  нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую  систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет...

Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

На сегодняшний  день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный Правительством РФ, однако, как уже говорилось он тоже не лишён недостатков и сейчас находится на доработке.

 Проблем  в сфере налогообложения накопилось  слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками.

Лишь  незначительная их часть будет так  или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия Налогового кодекса. А до этого времени наша налоговая система будет, практически, не способна выполнять те функции, которые на неё возложены, что, в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны. Поэтому так важно, как можно скорее, доработать и принять Налоговый кодекс.

Идут  разговоры о «корректировке»  курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения  на макроуровне, как справедливо  отмечают многие экономисты, может  быть дана лишь при наличии чётко  сформулированных целей социально-экономической  политики, проводимо государством на определённом этапе развития общества. Только при «совместимости» налоговой  системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед  собой и пытаются решить общество и государство, возможна  её относительная  стабилизация, что в свою очередь  является важнейшей предпосылкой для  того, чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы  налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой  системы.

 

Список  используемой литературы

 

  1. Налоговый кодекс. "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998.
  2. Федеральный Закон от 29 декабря 1998 года № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»
  3. Кашин В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление экономики – Аудитор – № 9, 1998 – С.3-7
  4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2000. – 457с.
  5. Финансы. Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 384с.
  6. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 1999. – 496с.
  7. Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000. – 520с.
  8. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 422с.
  9. А.Л.Кудрин,  "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", www.minfin.ru
  10. Петров Ю., Афонина С., Жукова М., Карапетян А., Сафаулина Ж. Коллизии налоговой системы и налоговый кодекс. Российский экономический журнал. № 5-6, 1996.
  11. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Налоги в странах рыночной экономики и в России. Мировая экономика и международные отношения. № 4, 1996.
  12. Э. Хейнсоо. Еще раз о странах без налогов и с льготным налоговым режимом. Мировая экономика и международные отношения. № 2, 1995.
  13. В.Болотин. НДС: преодоление иррационального. Российский экономический журнал. № 9, 1994.
  14. М.В.Машина. Экономическая азбука. М.: Международные отношения, 1995
  15. Ю.Е. Власьевич, С.А.Бартенев. Экономика России: эффекты и парадоксы. М.: БЕК, 1995
  16. Б. Райзберг. Рыночная экономика. М.: Деловая жизнь, 1993

Информация о работе Налоговая политика в России и направления ее реформирования