Налоговая политика в России и направления ее реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена налоговой политике Российской Федерации. Налоговую политику уверенно можно расценивать как важнейший инструментарий государственного регулирования, непосредственным образом от разумности и эффективности которой, зависимы почти все социально-экономические сферы жизни общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Экономическое содержание налоговой политики в России……………...5
1.1 Сущность и принципы налогообложения…………………………5
1.2 Сущность налоговой политики в Российской Федерации……...14
1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма……17
2. Основные принципы построения налоговой системы в зарубежных странах …………..……………………………………………………………20
2.1. Налогообложение в США……………………………………… 20
2.2. Налогообложение в странах ЕС………………………………….23
2.3. Налогообложение в исламских странах…………………………28
3. Основные направления реформирования налоговой системы России………………………………………………………………………….32
3.1 Причины реформирования налоговой системы………………...32
3.2 Основные направления реформирования налоговой политики
на 2013-2015 годы в Российской Федерации…………………...37
Заключение……………………………………………………………………47
Список использованной литературы………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы.docx

— 99.67 Кб (Скачать файл)

Третья  группа - налоги на транспортные средства, на зрелища, на гостиницы, коммунальные сборы и прочие. В Нью-Йорке, например, налог в гостиницах составлял  в 1991 г. 19% от стоимости проживания. Среди  налогов на потребление в США  можно отметить такие, как налог  на регистрацию автомашин, налог  на парковку автомобиля (в Нью-Йорке  он равен 18, 7% от цены парковки), акциз  на топливо, налог за пользование  автострадами. Последний делится  между бюджетами штата и городов, и ставки его зависят от веса автомобиля.

Наконец, есть группа местных налогов, которые  не носят фискального характера, а определяют политику местных органов  управления. Это, прежде всего, экологические  налоги, направленные на защиту природной  окружающей среды. В Нью-Йорке есть налог на очистку нефтяных пятен  на водоемах. Имеется налог на корпорации, в результате деятельности которых  появляются “отходы риска”. Специальным  налогом облагаются компании, производящие емкости для жидкостей без  их вторичного использования (имеются  в виду консервные банки и прочая тара, идущая после использования  продукции в отходы).

Для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в центральный бюджет, и подчиненное положение местных налогов. Но в то же время развитие урбанизации приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов. Поэтому местные налоги повышаются наиболее быстрыми темпами. Так, за последние 30 лет их сумма увеличилась в Великобритании и во Франции в пять, а в США - в восемь раз.

В отличие  от государственных, местные налоги характеризуются, как правило, множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают  доходов налогоплательщиков.

Так, в  Японии действуют муниципальные  налоги на собственность, на предпринимательство, на пользование землей и водой, на купание в горячих источниках, на страхование здоровья, на цели городской  планировки, на продажу табака, на электричество, на газ и ряд других.

Во Франции  взимается более 50 различных видов  местных налогов, в Италии - свыше 70, в Бельгии - около 100. Сумма их поступлений  в этих странах составляет от 30 до 60 % доходов местных бюджетов, в  США - 65 %. Исключение составляет Великобритания, где действует всего один местный  налог - имущественный; он взимается  с собственников или арендаторов  любого недвижимого имущества производственного  или непроизводственного назначения. В это понятие входит также  земля. К числу плательщиков данного  налога относятся и лица, снимающие  жилье и выплачивающие квартирную плату. Налог собирается ежегодно, но может вноситься и по частям Он полностью идет в местные бюджеты  и достаточно высок, чтобы обеспечивать примерно треть их поступлений. Оценка стоимости недвижимого имущества, как правило, производится раз в 10 лет и является основой расчета  имущественного налога. Она представляет собой предполагаемую сумму годового дохода от сдачи данного имущества  в аренду. Величина налога устанавливается  в пенсах с каждого фунта стерлингов стоимости имущества. Расчет ставки налогообложения ведется исходя из потребностей города в финансовых ресурсах. Определяемые на следующий финансовый год расходы города соотносятся с общей налоговой стоимостью имущества, находящегося на его территории. Следствием такого порядка являются значительные колебания налоговых ставок по городам и графствам Великобритании.

Кстати, Германия одна из немногих стран, где  применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов  регионов. Высокодоходные Земли (например, Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым Землям - Шлезвиг-Гольштейну, Саксонии и другим.

Значительные  особенности имеет финансовая система  Нидерландов. Если в США есть три  более или менее самостоятельных  уровня налогов, в Германии наряду с  этим происходит расщепление основных налогов на три уровня, то в Нидерландах  местные налоги явно играют второстепенную роль. Основные налоговые поступления  сосредоточены в бюджетах государства  и Земель, которые распределяются затем в виде субсидий и субвенций. Собственные доходы в местных  бюджетах, даже в бюджетах крупных  городов, не превышают 11-12 %.

 

2.3. Налогообложение в исламских  странах.

 

Ислам имеет  совершенно иной взгляд на экономику  и налогообложение, так как Исламская  основа отличается от капиталистической. С принципиальной точки зрения, в  Исламе, и в Халифате, при налогообложении  уделяется особое внимание налогам  на имущество, а не на доходы. Исламская  система налогообложения облагает налогом не прибыль, а капитал. Это  означает, что средний человек  получит более чистый доход, и  он будет обязан платить налог  на то имущество, которое останется  в конце года. Это будет оказывать  существенное влияние на экономику. Можно это продемонстрировать, взяв цифры из британской экономики и подставив их в исламскую модель. В 2007 году средняя годовая зарплата в Великобритании составляла 23 244 фунтов стерлингов, и налоговая нагрузка на эту зарплату составила 34% (подоходный налог и социальное страхование), что немного меньше 8 000 фунтов стерлингов. Получается, что в добавок к косвенному налогообложению (то есть налоги на расходы, а не доходы), а также муниципальному налогу, дорожному налогу, налогу с продаж и т. д., реальная налоговая нагрузка приближается к 40-50%-ой отметке. Это означает, что средний человек в этой стране  тратит 10 000 - 12 000 фунтов стерлингов на налоги.

В Исламе, если упрощенно, налог на имущество  составляет 2,5%. Это означает, что  в течение одного года, средний  человек может сэкономить, по крайней  мере, 10 000 фунтов стерлингов. Это также  означает, что каждый месяц средний  человек будет иметь дополнительные 700 фунтов на расходы, так как он не будет облагаться налогом на свои доходы. Принимая во внимание, что общая  численность населения Великобритании составляет около 31 миллиона человек, получается, что если бы доходы не облагались налогом, в экономику были бы влиты  дополнительные 240 млрд. фунтов стерлингов. В результате чего два или три  человека смогли бы легко организовать свой бизнес, удовлетворяя спрос потребителей на некоторые товары, в том числе  промышленные, и, таким образом, создавая больше рабочих мест в экономике. Прямым результатом этого будет  увеличение спроса на товары и услуги во всей экономике, которая будет  порождать рост в торговле и, в  свою очередь, увеличение капитала для  бизнеса.

Основными доходами Халифата являются:

  • Различные виды доходов от государственной собственности
  • Средства Закята
  • Трофеи (фай)
  • Земельный налог (харадж)
  • Подушный налог (джизья).

 В Исламе государство формирует фонды денежных средств, чтобы удовлетворить основные потребности всего населения, устанавливая, что любой объект общего пользования, который считается необходимым для общества, является общественной собственностью. Необходимым он считается в том случае, если при его отсутствии люди вынуждены будут повсюду его искать, т.е. это ресурсы, которые трудно найти и трудно использовать, так как их нужно перерабатывать. Это означает, что объекты общего пользования будут находится в государственной собственности, и доход от них будет идти на благо всех граждан. Это правило выведено на основе хадиса Пророка: "Мусульмане являются совладельцами в трех вещах: в воде, огне и пастбищах". Хотя в хадисе упоминается только три вещи, мы можем использовать кийас (аналогию) и расширить это доказательство для охвата всех необходимых объектов общественного пользования. Таким образом, источники воды, леса и топливная древесина, пастбища для скота и тому подобное – все это является объектами общественного пользования, также как и нефтяные месторождения, электростанции, моря, озера, каналы, заливы, проливы, плотины и т.п. Халиф назначит уполномоченных лиц, которые будут отвечать за государственные доходы. Государство также будет экспортировать нефть в страны за рубеж, что принесет огромные суммы в казну государства. В 2006 году за день производилось 81 млн. баррелей нефти, 45% которой были добыты в мусульманских странах, а это почти 38 млн. баррелей в день, что при текущих ценах на нефть (80 долларов за баррель от 12 октября 2007 г.) составило 3 миллиарда долларов в день!

Закят (милостыня) - это налог на имущество, которым  облагается 2,5% имущества граждан, которым  они владеют в течение года. Средства Закята хранятся в специальном  месте в Байт уль-Мал (Государственная  казна), и их можно расходовать только на восемь категорий людей, упомянутых в Коране. Этот налог служит для перераспределения имущества, которое раздается бедным, нуждающимся, тем, у кого есть долги и тем, кто несет исламский призыв, а также людям из других категорий, упомянутых в Коране.

Трофеи (фай) - это имущество, которое будет передано в сферу полномочий Халифата посредством объединения мусульманских стран. Ислам обязывает мусульман жить в Халифате, который является политической структурой Ислама. Прямым результатом этого будет то, что экономика Халифата будет постоянно сливаться с другими экономиками, поскольку они перейдут в сферу его полномочий.

Харадж - это тип земельного налога; сбор, налагаемый на землю. Ставка налога рассчитывается в зависимости от качества земли  и возможной стоимости производства. Это изменит ландшафт мусульманских  стран, так как сегодня большая  часть плодородных земель не используется или находится в руках землевладельцев, которые унаследовали огромное количество земельных участков от ушедших колонизаторов. Наряду с этим налогом будет проводится ряд других политических мер; Халифат  положит начало сельскохозяйственной революции путем предоставления всем своим гражданам субсидий, дешевой  аренды земли для того, чтобы обеспечить поддержку его сельскохозяйственной политики народом.  Те землевладельцы, земля которых не используется в  течение трех лет, будут лишены ее.

Джизья-налог  обязаны выплачивать все совершеннолетние мужчины зимми (немусульманские  граждане), которые имеют средства, чтобы его оплатить. Женщины и  дети освобождены от выплаты этого  налога, так же как и нищие, у  которых нет средств к существованию.

 

3. Основные направления и механизм реализации налоговой политики в Российской Федерации.

 

2.1. Причины реформирования налоговой  системы.

 

Основы  налоговой системы России законодательно оформлены в 1991 г. Создание новой  особой формы взаимоотношений государства  и налогоплательщика не обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным  препятствием к становлению эффективной  налоговой системы является кризис экономики.

Нынешние  налоги в своей основе формировались  в условиях экономического кризиса, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках. Характерным является крен в сторону выполнения фискальной функции налогов. Это не удивительно, т. к. в условиях бюджетного дефицита, падения объёмов производства, инфляции был велик соблазн все экономические проблемы государства решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней.

Во многом действующая налоговая система  соответствует, по крайней мере, по форме, налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было желание внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе, который переживает российская экономика. Новые налоги тяжёлым бременем легли на предприятия, экономика которых и без того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен.

Налоги  повлекли также и снижение уровня жизни россиян. Особенно удушающим  оказался НДС, первоначальная ставка которого была установлена на уровне 28%. Несмотря на то, что его ставка в последующем  была снижена, он по-прежнему является одним из факторов роста цен. К  серьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его  нестабильность. Нестабильность налоговой  системы является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

Не удивительно, что к существующей налоговой  системе в настоящее время предъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и «качеству» налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и сверхдоходы, и сильную имущественную дифференциацию. Все эти замечания справедливы.

Если  признать, что государство существует для обеспечения благоденствия  его граждан, то государственная  власть может выбирать одну из двух следующих стратегических линий: либо взимать высокие налоги и принимать  на себя, соответственно, высокую ответственность  за благополучие своих граждан, либо взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане должны сами заботиться о своем благополучии, не уповая на поддержку государства. При этом важное значение имеет уровень потребностей населения, и в соответствии с  этим на начальных этапах экономического развития государства тяготеют к  относительно низким налогам, на более  поздних же этапах, с развитием  форм общественного потребления, происходит переход к более высоким ставкам налогообложения.

Однако  в рамках этой общей тенденции  разные государства по-разному строят свою финансовую систему: одни считают  возможным изымать в виде налогов (включая все виды налоговых и обязательных платежей, в том числе и взносы по социальному страхованию) до 50% всех доходов общества, исходя из концепции более высокой эффективности применения финансовых средств под контролем государственных структур, чем в руках частных лиц; другие не разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего лишь 25-30% (от ВВП).

Россия  по уровню среднедушевых доходов  попадает в категорию стран, занимающих последние места по уровню среднедушевых  доходов в разряде развитых стран, но по доле налоговых изъятий тянется  за высокоразвитыми странами – более 30% в ВВП (т.е. на уровне Японии или  Швейцарии). Соответственно, размер налогов, приходящихся на каждую душу населения, составляет примерно 1 тыс. долл. Иначе  говоря, на семью из четырех человек  в среднем приходится 4 тыс. долл. налогов всех видов, и предполагается, что государство в адекватных размерах обслуживает ее нужды и  защищает ее интересы.

Информация о работе Налоговая политика в России и направления ее реформирования