Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Анализ теоретических основ системы налогообложения. 4
1.1. Понятие системы налогообложения и её роль в экономике государства. Функции налогов. 4
1.2. Роль налогов в формировании доходной части федерального бюджета. 18
1.3. Анализ изменения нормативно-правовой базы налогово-бюджетной системы за период 2009-2011 гг. 23
Глава 2. Роль налоговых доходов в Нижегородской области в формировании федерального бюджета РФ. 30
2.1. Анализ и состав поступления налогов в федеральный бюджет РФ из Нижегородской области за 2009-2011 гг. 30
2.2. Оценка уровня налоговой нагрузки в Нижегородской области в 2009-2011 гг. 42
2.3. Основные недостатки налогообложения в Нижегородской области на современном этапе. 44
Глава 3. Пути совершенствования проблем налогообложения в Нижегородской области. 54
3.1. Пути решения актуальных проблем налогообложения в Нижегородской области. Изменения налогообложения в Нижегородской области на ближайшую перспективу. 54
3.2. Прогнозы налоговых доходов в бюджет Нижегородской области на 2012-2014 гг. 58
Заключение 62
Список использованной литературы 64

Файлы: 4 файла

курсовая.docx

— 252.11 Кб (Скачать файл)

Налог обычно рассматривают  как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении  налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в  пользу государства.

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя  объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство  влияет на экономическое поведение  налогоплательщиков, реализуя тем самым  регулирующую функцию налогов.

    1. Роль налогов  в формировании доходной части федерального бюджета.

Налоги олицетворяют собой  ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием  денежных доходов государства (бюджета  и внебюджетных фондов), необходимых  для выполнения соответственных  дирекций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки  и др. Налоги являются объективной  необходимостью, они обусловлены  потребностями, которые формируют  ее структуру и механизм функционирования финансовой системы страны. Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов: так переход к рыночной системе хозяйствования потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики.

Отношение предприятий и  государства по поводу формирования внебюджетных фондов, имеющих налоговую  природу: ж/д тарифы, нормы страховых  отчислений в фонды законодательства – устанавливаются государством, относятся на себестоимость выпускаемой  продукции, работ, услуг, следовательно, имеют непосредственную связь с  налогом на прибыль. Поэтому в  Законе РФ “Об основах налоговой  системы РФ” все эти платежи  фигурируют в качестве федеральных  налогов.

Состав и структура  доходов бюджета

Доходы Федерального бюджета  формируются за счет налоговых и  неналоговых доходов.

К налоговым доходам и  сборам, зачисляемым в федеральный  бюджет, по бюджетному кодексу относятся:

-налог на прибыль организаций  по ставке, установленной для  зачисления указанного налога  в федеральный бюджет, - по нормативу  100 процентов;

-налог на прибыль организаций  (в части доходов иностранных  организаций, не связанных с  деятельностью в Российской Федерации  через постоянное представительство,  а также в части доходов,  полученных в виде дивидендов  и процентов по государственным  и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

-налог на прибыль организаций  при выполнении соглашений о  разделе продукции, заключенных  до вступления в силу Федерального  закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;

-налог на добавленную  стоимость - по нормативу 100 процентов;

-акцизы на спирт этиловый  из пищевого сырья - по нормативу  50 процентов;

-акцизы на спирт этиловый  из всех видов сырья, за исключением  пищевого, - по нормативу 100 процентов;

-акцизы на спиртосодержащую  продукцию - по нормативу 50 процентов;

-акцизы на табачную  продукцию - по нормативу 100 процентов;

 акцизы на автомобильный  бензин, дизельное топливо, моторные  масла для дизельных и карбюраторных  (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;

-акцизы на автомобили  легковые и мотоциклы - по нормативу  100 процентов;

-акцизы по подакцизным  товарам и продукции, ввозимым  на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

-налог на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

-налог на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (за исключением газа  горючего природного) - по нормативу  95 процентов;

-налог на добычу полезных  ископаемых (за исключением полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья и общераспространенных  полезных ископаемых) - по нормативу  40 процентов;

-налог на добычу полезных  ископаемых на континентальном  шельфе Российской Федерации,  в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, за  пределами территории Российской  Федерации - по нормативу 100 процентов;

-регулярные платежи за  добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о  разделе продукции в виде углеводородного  сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

-регулярные платежи за  добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о  разделе продукции в виде углеводородного  сырья (за исключением газа  горючего природного) - по нормативу  95 процентов;

-регулярные платежи за  добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в  исключительной экономической зоне  Российской Федерации, за пределами  территории Российской Федерации  при выполнении соглашений о  разделе продукции - по нормативу  100 процентов;

-сбор за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (исключая внутренние водные  объекты) - по нормативу 70 процентов;

-сбор за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (по внутренним водным  объектам) - по нормативу 100 процентов;

-водный налог - по нормативу  100 процентов;

-государственная пошлина  (за исключением государственной  пошлины, подлежащей зачислению  в бюджеты субъектов Российской  Федерации и местные бюджеты  и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 Бюджетного Кодекса) - по нормативу  100 процентов.

К неналоговым доходам, зачисляемым  в федеральный бюджет, по бюджетному кодексу относятся:

-доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности, доходов от платных  услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  органов государственной власти  Российской Федерации, - после уплаты  налогов и сборов, предусмотренных  законодательством о налогах,  в полном объеме;

-часть прибыли унитарных  предприятий, созданных Российской  Федерацией, остающейся после уплаты  налогов и иных обязательных  платежей, - в размерах, устанавливаемых  Правительством Российской Федерации;

-лицензионные сборы на  производство и оборот этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции - по нормативу 100 процентов;

-прочих лицензионные  сборы - по нормативу 100 процентов;

-таможенные пошлины и  таможенные сборы - по нормативу  100 процентов;

-платежи за пользование  лесным фондом в части минимальных  ставок платы за древесину,  отпускаемую на корню, - по нормативу  100 процентов;

 -плата за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий - по нормативу 100 процентов;

-плата за пользование  водными объектами - по нормативу  100 процентов;

-плата за пользование  водными биологическими ресурсами  по межправительственным соглашениям  - по нормативу 100 процентов;

-плата за негативное  воздействие на окружающую среду  - по нормативу 20 процентов;

-консульские сборы - по  нормативу 100 процентов;

-патентные пошлины - по  нормативу 100 процентов;

-платежи за предоставление  информации о зарегистрированных  правах на недвижимое имущество  и сделок с ним - по нормативу  100 процентов.

В доходах федерального бюджета, помимо вышеперечисленных, также учитываются:

-прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными  законами;

-доходы от внешнеэкономической  деятельности.12

Налоговые доходы федерального бюджета

Каждое государство для  реализации присущих ему функций  имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.

В период абсолютизма развивается  система прямых и косвенных налогов, возникает проблема отделения доходов  монарха от доходов государства. В России же в конце XIX в., с началом работы Государственной Думы, стало обсуждаться установление новых видов налогов.

В настоящее время, аккумулируя  налоги в бюджетном фонде, государство  финансирует важнейшие направления  жизни и деятельности  как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура  и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Очень важно отметить, что  именно за счет налоговых поступлений  государству удается удовлетворить  различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в  центральных бюджетах развитых стран  составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2010 год сумма налоговых  доходов составляет около 50%.

Налоговый кодекс определяет налог как «обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований».13

Как мы выяснили, роль налогов  в формировании доходной части федерального бюджета заключается в их двух главных функциях – фискальной и  регулирующей. Фискальная функция налогов  обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных  условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.

1.3.  Анализ изменения нормативно-правовой базы налогово-бюджетной системы за период 2009-2011 гг.

Одной из основных задач, сформулированных в Бюджетном послании 2009-2011 гг., является повышение эффективности налогово-бюджетной  политики.

При формировании проекта  федерального бюджета на 2009 год и  на плановый период 2010 и 2011 годов приняты  меры, направленные на реализацию задач, поставленных в Бюджетном послании.

Были внесены изменения  в часть вторую Налогового кодекса  Российской Федерации, предусматривающие, в частности увеличение размеров отдельных стандартных налоговых  вычетов, направленных на снижение налогового бремени семей, имеющих детей, и  граждан с низкими доходами; расширение перечня льгот по налогу на доходы физических лиц;

В Бюджетном послании обращено внимание на сохранение актуальности внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации поправок, направленных на совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен  в целях минимизации налогов, и взаимосвязь положений указанных  поправок с изменениями в законодательстве, связанными с введением в Российской Федерации института консолидированной  налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций.

Вместе с тем соответствующий  проект федерального закона не был  внесен в Государственную Думу и  должен быть доработан одновременно с законопроектом, предусматривающим  введение института консолидированной  отчетности по налогу на прибыль организаций.

В бюджетном послании в июне 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев поручил вводить постепенно в регионах, где завершена кадастровая оценка недвижимости, местный единый налог на недвижимость, чтобы начать его взимать уже в 2012 году. Позже Министерство Финансов сообщило, что введение налога возможно в 2013 году в 4-6 регионах.

Однако не было выполнено  требование Бюджетного послания об окончательном  определении стратегии и тактики  дальнейшего снижения налоговой  нагрузки, в том числе в отношении  сроков реформирования налога на добавленную  стоимость.

Также не были приняты изменения  в налоговое законодательство в  части установления равных условий  для организаций независимо от их организационно-правовой формы при  применении освобождения от налога на добавленную стоимость социально  значимых услуг; применения освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц при направлении  благотворительными организациями  средств на нужды социально не защищенных слоев населения; применения специфической ставки налога на добычу угля, снижения ставки налога на добычу полезных ископаемых в отношении участков недр, где высока метанообильность и склонность к возгоранию, и другие.

Приложение 1,2.docx

— 21.35 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение 3.docx

— 17.67 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение 4.docx

— 18.46 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Налоговая политика