Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Анализ теоретических основ системы налогообложения. 4
1.1. Понятие системы налогообложения и её роль в экономике государства. Функции налогов. 4
1.2. Роль налогов в формировании доходной части федерального бюджета. 18
1.3. Анализ изменения нормативно-правовой базы налогово-бюджетной системы за период 2009-2011 гг. 23
Глава 2. Роль налоговых доходов в Нижегородской области в формировании федерального бюджета РФ. 30
2.1. Анализ и состав поступления налогов в федеральный бюджет РФ из Нижегородской области за 2009-2011 гг. 30
2.2. Оценка уровня налоговой нагрузки в Нижегородской области в 2009-2011 гг. 42
2.3. Основные недостатки налогообложения в Нижегородской области на современном этапе. 44
Глава 3. Пути совершенствования проблем налогообложения в Нижегородской области. 54
3.1. Пути решения актуальных проблем налогообложения в Нижегородской области. Изменения налогообложения в Нижегородской области на ближайшую перспективу. 54
3.2. Прогнозы налоговых доходов в бюджет Нижегородской области на 2012-2014 гг. 58
Заключение 62
Список использованной литературы 64

Файлы: 4 файла

курсовая.docx

— 252.11 Кб (Скачать файл)

Прием информации из органов  регистрации проводится в соответствии с этим справочником. Но, несмотря на использование программных средств, обрабатывать ее приходится практически  вручную из-за неоднозначного написания  адресов объектов недвижимого имущества, земельных участков, адресов регистрации  физических лиц. Это соответственно влияет на скорость обработки информации, полноту приема в базы данных налоговых  органов и, как следствие, на полноту, своевременность и правомерность  начисления налогов.

  1. По налогу на имущество физических лиц.

В соответствии с законодательством, налог на имущество носит заявительный характер. Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение  инвентаризационной стоимости имущества  осуществляются по заявлению налогоплательщика, что на практике зачастую приводит к уклонению от уплаты налога.

Также, в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании необходимых сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), а также органами технической инвентаризации. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества на 1 января каждого года.

Срок предоставления указанными органами необходимых для налоговых  органов сведений для исчисления налогов законодательно установлен до 1 марта следующего за отчетным годом  по состоянию на 1 января текущего года.

Также, органы государственной  регистрации должны ежедекадно (раз  в 10 дней) по вновь зарегистрированным объектам недвижимости направлять в  налоговые органы соответствующую  информацию (о месте нахождения имущества, его правообладателях, доле в праве  собственности, основания возникновения  или окончания права).

Однако, из органов Федеральной регистрационной службы информация о регистрации права собственности и прекращения права собственности поступает со значительными нарушениями.

Наиболее распространенными  являются следующие:

  • В файлах отсутствует дата об отчуждении или о приобретении имущества граждан;
  • Сведения об отчуждении объекта поступают повторно с другой датой регистрации прекращения права, отличной от ранее предоставленной информации;
  • Сведения поступают со значительным нарушением 10-дневного срока предоставления;
  • В адресах объектов недвижимости не указываются номера, наименование гаражно-строительных кооперативов. В адресе места жительства правообладателей указывается только регион, что затрудняет проведение идентификации объекта недвижимости;
  • Сведения о собственниках коммунальных квартир предоставляются одновременно и как сведения о владельцах долевой собственности квартиры, и как о собственниках комнаты, что приводит к дублированию объектов в базе данных;
  • Сведения о земельных участках и объектах недвижимого имущества, находящихся на этих участках, направляются с разными адресами местонахождения.

В соответствии с законодательством, органы технической инвентаризации (ФГУП «Ростехинвентаризация» и ГП НО «Нижтехинвентаризация») предоставляют сведения об инвентаризационной стоимости имущества.

При этом ФГУП "Ростехинвентаризация" предоставляет сведения в электронном виде, но не в утвержденных форматах, ГП НО "Нижтехинвентаризация" - на бумажных носителях по запросу налоговых органов.

Таким образом, предоставления сведений в разных форматах и носителях  приводит к тому, что Управление ФНС по Нижегородской области  не имеет возможности сформировать единую и достоверную региональную базу данных по инвентаризационной стоимости  имущества.

  1. Неполное представление налоговыми органами отчетных данных о налоговой базе.

Для расчета индекса налогового потенциала муниципальных образований  необходимы данные о налоговой базе налогов, зачисляемых в местные  бюджеты. Эти сведения содержатся только в отчетности налоговых органов, которую в соответствии с действующим  законодательством (постановление  Правительства Российской Федерации  от 12.08.2004 года №410) налоговые органы обязаны представлять в финансовые органы.

В соответствии с письмом  ФНС Российской Федерации (от 17.02.2009 года № ГИ-17-1/42), налоговые органы не представляют информацию о налоговой  базе в случае нахождения на территории соответствующего поселения одного налогоплательщика, ссылаясь на статью 102 Налогового кодекса о налоговой  тайне. Это значительно затрудняет расчет налогового потенциала соответствующего поселения.

  1. Отсутствие текущего налогового контроля за уплатой НДФЛ.

Действующая редакции Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает обязанность налоговых агентов представлять отчетность по налогу на доходы физических лиц в течение налогового периода. В связи с этим у налоговых органов отсутствует возможность осуществлять администрирование налога в части:

  • осуществления контроля за своевременностью перечисления в бюджет налоговыми агентами указанного налога (кроме выездных проверок);
  • формирования данных о недоимке (переплате) по нему;
  • проведения работы по обнаружению фактов не перечисления сумм налога в бюджет и по взысканию недоимки.

Отсутствие текущего налогового контроля позволяет налогоплательщикам при фактической выплате заработной платы работникам не перечислять в бюджет НДФЛ в течение всего налогового периода.

В современных условиях налог  на доходы физических лиц является основным бюдежтообразующим доходным источником как областного так и местных бюджетов. Его доля в поступлениях текущего года составляет более 30% от собственных доходов консолидированного бюджета области.

Нижегородской областью около 10 лет назад была разработана  и направлена в Государственную  Думу РФ законодательная инициатива по установлению для налоговых агентов  обязанности по предоставлению ежеквартальной налоговой отчетности и внесению соответствующих изменений в  Налоговый кодекс. Затем с аналогичной  инициативой выходили и другие субъекты РФ, однако они не получила поддержки  на федеральном уровне. Сейчас, с такой же инициативой выходит Челябинская область. При этом принятие такого закона сейчас еще более актуально, чем раньше.

  1. Неполное представление налоговыми органами отчетных данных о налоговой базе.

При формировании бюджета  на 2010 год Министерству Финансов Нижегородской  области пришлось столкнуться с  неполным представлением данных по отдельным  налогам в разрезе муниципальных  образований.

Так, в случае, если на территории поселения находится один плательщик, налоговые органы, ссылаясь на письмо ФНС Российской Федерации (от 17.02.2009 года №ГИ-17-1/42) и требований соблюдения налоговой тайны, не представляют информацию о размере налоговой базы. Это  создает определенные трудности  при расчете прогноза поступления  налогов, а также при расчете  налогового потенциала.

  1. Недостаточная информативность отчетности налоговых органов о налоговой базе по местным и региональным налогам.

Налоговая отчетность не содержит сведений, необходимых финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований для расчета прогноза поступления отдельных доходов бюджетов.

  1. Недостаточная информированность финансовых органов и органов местного самоуправления о состоянии расчетов налогоплательщиков с бюджетом.

В соответствии со статьей 102 Кодекса, налоговой тайной признаются любые сведения о налогоплательщике, за исключением сведений о нарушениях законодательства о налогах и  сборах и мерах ответственности  за эти нарушения. Таким образом, сведения о задолженности

Однако, зачастую налоговые органы отказываются предоставлять финансовым органам информацию о сумме задолженности в разрезе

отдельных налогоплательщиков, даже по запросам финансовых органов  ссылаясь на указанную статью.

Это значительно снижает  эффективность работы комиссий по борьбе с неплатежами в бюджет и негативно  отражается на исполнении доходов бюджетов всех уровней, что в условиях кризиса  представляется недопустимым.

  1. Проблемы в налогообложении земельным налогом земельных участков, занятых многоквартирными домами.

У налоговых органов и  органов местного самоуправления

отсутствуют сведения о доле каждого собственника помещения  в многоквартирном доме в праве  общей долевой собственности  на земельный участок, на котором  расположен многоквартирный дом.

Действующим законодательством  не определен механизм формирования земельных участков под многоквартирными домами, и проведения их кадастрового учета, не установлен порядок расчета размера доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Кроме того, законодательством не установлен орган, который должен указанные сведения предоставлять в налоговые органы (или механизм межведомственного информационного обмена).

  1. Низкая собираемость транспортного налога.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 31.07.1998г.№880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утверждено Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств.

В перечне документов для  предъявления в Госавтоинспекцию собственником транспортных средств при прохождении технического осмотра автотранспорта, отсутствует обязанность предъявлять квитанцию об уплате транспортного налога.

Это значительно затрудняет контроль за своевременной уплатой транспортного налога и приводит к росту задолженности по нему.

Все рассмотренные проблемы налогообложения в Нижегородской  области отрицательно сказываются на формирования доходов областного бюджета.

По итогам проведенного анализа  в данной главе можно сделать  вывод, о том, что в регионе наблюдается рост уровня поступлений налогов по сравнению с кризисным периодом 2008-2009 гг. Это говорит о выходе экономики из «тени». Но для совершенствования налоговых доходов региона необходимо устранить актуальные проблемы, касающиеся налогообложения.

 

Глава 3. Пути совершенствования проблем  налогообложения в Нижегородской  области.

3.1.  Пути решения актуальных проблем налогообложения в Нижегородской области. Изменения налогообложения в Нижегородской области на ближайшую перспективу.

Проблемы в  налогообложении земельным налогом  земельных участков, занятых многоквартирными домами.

У налоговых органов и  органов местного самоуправления отсутствуют  сведения о доле каждого собственника помещения в многоквартирном  доме в праве общей долевой  собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный  дом.

Действующим законодательством  не определен механизм формирования земельных участков под многоквартирными домами, и проведения их кадастрового учета, не установлен порядок расчета  размера доли в праве общей  долевой собственности на общее  имущество в многоквартирном  доме. Кроме того, законодательством  не установлен орган, который должен указанные сведения предоставлять  в налоговые органы (или механизм межведомственного информационного  обмена).

В качестве решения данной проблемы можно предложить разработать  и утвердить на федеральном уровне механизм межведомственного информационного  обмена сведениями, необходимыми для  начисления земельного налога по налогоплательщикам - физическим лицам.

По налогу на имущество  физических лиц.

В соответствии с законодательством, налог на имущество носит заявительный характер. Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение  инвентаризационной стоимости имущества  осуществляются по заявлению налогоплательщика, что на практике зачастую приводит к уклонению от уплаты налога.

В качестве решения данной проблемы целесообразно на федеральном  уровне разработать правовой механизм привлечения физических лиц к  ответственности за уклонение от регистрации имущественных прав на объекты недвижимости.

Отсутствие текущего налогового контроля за уплатой налога на доходы физических лиц.

Действующая редакции Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает обязанность налоговых  агентов представлять отчетность по налогу на доходы физических лиц в  течение налогового периода.

В связи с этим у налоговых  органов отсутствует возможность  осуществлять администрирование налога в части:

-осуществления контроля за своевременностью перечисления в бюджет налоговыми агентами указанного налога (кроме выездных проверок);

-формирования данных  о недоимке (переплате) по нему.

Отсутствие текущего налогового контроля позволяет налоговым агентам  при фактической выплате заработной платы работникам не перечислять  в бюджет НДФЛ в течение всего  налогового периода.

Приложение 1,2.docx

— 21.35 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение 3.docx

— 17.67 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение 4.docx

— 18.46 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Налоговая политика