Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Анализ теоретических основ системы налогообложения. 4
1.1. Понятие системы налогообложения и её роль в экономике государства. Функции налогов. 4
1.2. Роль налогов в формировании доходной части федерального бюджета. 18
1.3. Анализ изменения нормативно-правовой базы налогово-бюджетной системы за период 2009-2011 гг. 23
Глава 2. Роль налоговых доходов в Нижегородской области в формировании федерального бюджета РФ. 30
2.1. Анализ и состав поступления налогов в федеральный бюджет РФ из Нижегородской области за 2009-2011 гг. 30
2.2. Оценка уровня налоговой нагрузки в Нижегородской области в 2009-2011 гг. 42
2.3. Основные недостатки налогообложения в Нижегородской области на современном этапе. 44
Глава 3. Пути совершенствования проблем налогообложения в Нижегородской области. 54
3.1. Пути решения актуальных проблем налогообложения в Нижегородской области. Изменения налогообложения в Нижегородской области на ближайшую перспективу. 54
3.2. Прогнозы налоговых доходов в бюджет Нижегородской области на 2012-2014 гг. 58
Заключение 62
Список использованной литературы 64

Файлы: 4 файла

курсовая.docx

— 252.11 Кб (Скачать файл)

Налог на доходы физических лиц является основным бюдежтообразующим доходным источником как областного, так и местных бюджетов. Его удельный вес составляет более 30% от собственных доходов консолидированного бюджета Нижегородской области.

В целях усиления контроля за своевременной уплатой одного из крупнейших доходных источников бюджетов субъектов Российской Федерации, целесообразно внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие обязанность для налоговых агентов предоставлять в налоговые органы квартальную отчетность о начисленной и уплаченной сумме НДФЛ.

Недостаточная информативность  отчетности налоговых органов о  налоговой базе по местным и региональным налогам.

Налоговая отчетность не содержит сведений, необходимых финансовым органам  субъектов РФ и муниципальных  образований для расчета прогноза поступления отдельных доходов  бюджетов.

В качестве решения данной проблемы будет целесообразным предусмотреть  в налоговой отчетности следующие  данные:

- по налогу на имущество  физических лиц - об инвентаризационной  стоимости объектов недвижимости  в разрезе стоимостных групп,  определенных федеральным законодательством,

- по земельному налогу - о кадастровой стоимости земельных  участков, облагаемых налогам, в  разрезе категорий земельных  участков, для которых в налоговом  кодексе установлены ставки 1,5 и  0,3%.

Недостаточная информированность  финансовых органов и органов  местного самоуправления о состоянии  расчетов налогоплательщиков с бюджетом.

В соответствии со ст. 102 НК, налоговой тайной признаются любые  сведения о налогоплательщике, за исключением  сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах  ответственности за эти нарушения. Таким образом, сведения о задолженности

Однако, зачастую налоговые органы отказываются предоставлять финансовым органам информацию о сумме задолженности в разрезе

отдельных налогоплательщиков, даже по запросам финансовых органов  ссылаясь на указанную статью.

Это значительно снижает  эффективность работы комиссий по борьбе с неплатежами в бюджет и негативно  отражается на исполнении доходов бюджетов всех уровней, что в условиях кризиса  представляется недопустимым.

Чтобы избавиться от данной проблемы налоговой службе необходимо обеспечить исполнение требований федерального законодательства и представлять указанную  информацию в финансовые органы.

Низкая собираемость транспортного налога.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 31.07.1998г.№880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной  инспекции безопасности дорожного  движения Министерства внутренних дел  Российской Федерации», утверждено Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств.

В перечне документов для  предъявления в Госавтоинспекцию собственником  транспортных средств при прохождении технического осмотра автотранспорта, отсутствует обязанность предъявлять квитанцию об уплате транспортного налога.

Это значительно затрудняет контроль за своевременной уплатой транспортного налога и приводит к росту задолженности по нему.

В целях повышения собираемости транспортного налога, целесообразным будет внести в Положение соответствующие  изменения, предусматривающие обязанность  при прохождении технического осмотра  владельцами транспортных средств предъявлять квитанции об уплате транспортного налога за последний отчетный период.

Измененияв, касаемые налоговых доходов бюджета Нижегородской области в проекте на 2012 г.

Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области  на 2012 год, в том числе - областного бюджета, рассчитывались с учетом налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета, а также изменений, планируемых  к принятию на федеральном уровне. [Приложение 3]

При расчетах были учтены следующие  изменения законодательства:

1. По акцизам на алкогольную  продукцию: индексация ставок  акцизов на алкогольную продукцию  на 2012 год по сравнению со ставками, действующими в 2011 году: на спирт  - на 8,8%,

на алкогольную продукцию  с объемной долей этилового спирта свыше 9% - на 10,0%; на алкогольную продукцию  с объемной долей этилового спирта до 9% включительно - на 21,1%;

на вина шампанские, игристые, газированные, шипучие - на 22,2%; на вина натуральные и пиво - на 20,0%.

Кроме того, акцизы на алкогольную  продукцию, зачисляемые в 2011 году в  областной бюджет из Смоленского  Управления Федерального Казначейства по установленным на федеральном уровне нормативам, с 1 января 2012 года будут зачисляться в федеральный бюджет.

2. По налогу на доходы  физических лиц:

- увеличение размера стандартных  налоговых вычетов на детей  для налогоплательщиков, имеющих  на обеспечении двое и более  детей;

- отмена стандартного  налогового вычета в размере  400 рублей, предоставляемого каждому  налогоплательщику - физическому  лицу до достижения общего  размера дохода, исчисленного нарастающим  итогом с начала года, 40 тыс.  рублей.

3. По государственной  пошлине: в связи с передачей  финансирования полиции общественной  безопасности на федеральный  бюджет с 1 января 2012 года государственная  пошлина за государственную регистрацию  транспортных средств, а также  за совершение иных юридически  значимых действий, подлежит зачислению  в федеральный бюджет.

4. По налогу на имущество  организаций: налог на имущество  организаций в полном объеме  будет зачисляться в областной  бюджет (вместо ранее действующего  норматива 80 процентов - в областной  бюджет и 20 процентов - в бюджеты  муниципальных районов и городских  округов).

Решение проблем налогообложения, в совокупности с изменением налогового законодательства в Нижегородской  области позволит увеличить налоговые  доходы областного бюджета.

3.2.  Прогнозы налоговых доходов в бюджет Нижегородской области на 2012-2014 гг.

В основу расчетов доходных источников бюджета положены прогнозные оценки основных бюджетообразующих показателей прогноза социально- экономического развития Нижегородской области на 2012 год и на период до 2014 года в разрезе муниципальных районов и городских округов Нижегородской области [Таблица 3.1]:

 

 

Таблица 3.1

 

Факт

2010

Оценка

2011

Темп роста, %

Прогноз

2012

Темп роста, %

Прибыль прибыльных организаций,

млрд. рублей

133,4

135,8

101,8

143,0

105,3

Фонд оплаты труда,

млрд. рублей

245,5

274,8

111,9

304,3

110,7

Остаточная стоимость  основных средств,

млрд. рублей.

504,2

571,1

113,3

603,5

105,7


На основе бюджетообразующих показателей, динамики поступления по прошлым годам и с учетом изменения налогового и бюджетного законодательства налоговые доходы в бюджеты всех уровней (с учетом федеральной доли) оцениваются на 2012 год в объеме 137,2 млрд. рублей, что составляет 17,4% валового регионального продукта, как и в 2011 году.

Доля налогов, зачисляемых  в консолидированный бюджет области, составляет 73% или 99,6 млрд. рублей.

В целом налоговые и  неналоговые доходы консолидированного бюджета на 2012 год спрогнозированы  в объеме 106,2 млрд. рублей, что составляет 110% к первоначальному бюджету 2011 года. [Рис. 3.1]

Рис. 3.1

С учетом безвозмездных поступлений  из федерального бюджета основные параметры  областного бюджета на 2012 год составили:

- доходы 93 654,9 млн. рублей;

- расходы 103 471,1 млн. рублей;

- дефицит 9 816,2 млн. рублей.

В структуре доходов областного бюджета на 2012 год 84% составляют налоговые  доходы, 2% - неналоговые доходы, 14% - безвозмездные  поступления из федерального бюджета [Рис. 3.2].

Рис. 3.2

Налоговые доходы областного бюджета на 2012 г. прогнозируются в объеме 78 489,5 млн. рублей, что на 8 626,9 млн. рублей или на 12% выше первоначального бюджета 2011 года. [Приложение 4]

Объем налоговых доходов  складывается за счет поступления 5 основных видов налогов:

- налог на прибыль - 28 683,8 млн. рублей (36,5% налоговых доходов, 103,7% к бюджету 2011 года);

- налог на доходы физических  лиц - 24 579,4 млн. рублей (31,3% налоговых  доходов, 110,2% к бюджету 2011 года);

- налоги на имущество  - 11 576,7 млн. рублей (14,7% в налоговых  доходах, 128% к бюджету 2011 года).

- акцизы - 10 088,4 млн. рублей (12,9% в налоговых доходах, 117 к бюджету  2011 года),

- налоги на совокупный  доход - 3 439,2 млн. рублей (4,4% налоговых  доходов,162,2% к бюджету 2011 года).

Утвержденный бюджет на ближайшие  три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по сравнению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти за выполнение возложенных на них функций.

 

Заключение

Выполненная курсовая работа позволяет сделать следующие  основные выводы.

Доходы федерального бюджета (как и бюджетов других уровней) образуется за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных  перечислений. Роль налогов в формировании доходной части федерального бюджета заключается в их двух главных функциях – фискальной и регулирующей. Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя  объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство  влияет на экономическое поведение  налогоплательщиков, реализуя тем самым  регулирующую функцию налогов.

По итогам проделанного анализа  наблюдается рост уровня поступлений  налогов по сравнению с 2009 г. Это  говорит о выходе из кризиса 2008 г., а также, приведению показателей  экономики к докризисным уровням.

В целом наблюдается снижение удельного веса налоговых поступлений  Нижегородской области в структуре доходов федерального бюджета. Причиной этого, в первую очередь, являются изменение налогового законодательства в отношении снижения налоговых ставок.

Для совершенствования налоговых  доходов Нижегородской области необходимо выполнить две основные задачи: с одной стороны, это решение самых актуальных на сегодняшний день проблем налогообложения в регионе, а с другой - снижение налоговой нагрузки до уровня, создающего заинтересованность в росте инвестиций и производства.

Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в  современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику  предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени.

Одной из главных задач  в сфере реформирования налоговой  системы является совершенствование  налогового законодательства, обеспечение  ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости.

Утверждение федерального бюджета  на три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по сравнению  с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу  является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные  проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений  бюджетной политики, мер государственной  поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность  органов власти за выполнение возложенных на них функций.

 

Список  использованной литературы

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации

3. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521600 – Экономика и другим экономическим специальностям – М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. – СПб.:Питер, 2007.

5. Жидкова Е. Ю.: учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2009.

6. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающимся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухг. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» - СПб.: Питер, 2006.

Приложение 1,2.docx

— 21.35 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение 3.docx

— 17.67 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение 4.docx

— 18.46 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Налоговая политика