Налоговая система и налоговый механизм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать налоговую систему России, выявить основные проблемы и перспективы развития. Для достижения цели следует изучить следующие задачи:
- изучить понятие и особенности налоговой системы;
- изучить структуру налоговой системы;
- сравнить налоговую систему РФ с различными развитыми странами;
- проанализировать поступление налогов в консолидированный бюджет РФ;
- проанализировать задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ; ...

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………4
1 Понятие и эволюция взглядов на налоговую систему
1.1 Становление понятия «налог» и «налоговой системы»…………………...6
1.2 Структура налоговой системы…………………………………………… .8
2 Характеристика налогового механизма и его элементов в РФ за 2010-2011гг
2.1 Анализ поступлений налогов в консолидированный бюджет РФ за 2010-2011гг……………………………………………………………………………3
2.2 Анализ задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ за 2010-2011гг……………………………………………………18
2.3 Основные проблемы налоговой системы РФ на современном этапе… . 24
3 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
3.1 Основные направления налоговой политики РФ на 2012г. и плановые на 2013 и 2014гг……………………………………………………………………..32
3.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 66.78 Кб (Скачать файл)

План:

 

Введение……………………………………………………………………...4стр.

1 Понятие и структура  налоговой системы РФ…………………………..6стр.

2 Виды налоговых систем

2.1 Система прямых налогов………………………………………………..10стр.

2.2 Система косвенных налогов…………………………………………....14стр.

2.3 Деятельность налоговых  органов по обеспечению доходов  бюджетной системы……………………………………………………………………....21стр.

3 Пути совершенствования  налоговой системы…………………………..23стр.

Вывод………………………………………………………………………...29стр.

Список используемых источников…………………………………………30стр.

Приложение А. Направления совершенствования налоговой системы

Приложение Б. Поступления в консолидированный бюджет РФ на 1 квартал 2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов  государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса.

В развитии форм и методов  взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном  этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство  не имеет финансового аппарата для  определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму  средств, которую желает получить, а  сбор налогов поручает городу или  общине. Очень часто оно прибегает  к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране возникает  сеть государственных учреждений, в  том числе финансовых, и государство  берет часть функций на себя: устанавливает  квоту обложения, наблюдает за процессом  сбора налогов, определяет этот процесс  более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

Особенно наглядно это  проявляется в период перехода от командно-административных методов  управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие  на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Государство только в том  случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и  прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера  уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

В настоящее время положение  коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало  платить те или иные налоги, т.е. стало  налогоплательщиками. И поэтому  знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения  успешного продвижения экономических  реформ.

Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми  главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также  десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и  письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам  и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;
  • рассмотреть основные виды и функции налогов;
  • проанализировать современное состояние экономики России.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили  труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и  структура налоговой системы  РФ

 

Налоговая система создаётся  в целях обеспечения государства  финансовыми ресурсами, необходимыми ему для покрытия затрат, связанных  с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны, поддержанием приоритетных отраслей экономики, затратами на проведение социальной политики в стране и т.п.

В наиболее общем виде налоговая  система представляет собой единство составляющих её элементов (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей), которые находятся во взаимосвязи, то есть практическое применение каждого  из этих элементов не должно нарушать или дублировать действий других элементов. Конкретные налоги, сборы  и их взаимосвязь в рамках единой налоговой системы представляют суть налоговых отношений, сложившихся  в данном обществе.

В современных литературных источниках приводятся следующие понятия  налоговых систем:

1) Налоговая система - это система экономико-правовых  отношений между государством  и хозяйствующими субъектами, возникающих  по поводу формирования доходной  части государственного бюджета  путём отчуждения части дохода  собственника, посредством системы  законодательно установленных налогов  и сборов и других обязательных  платежей, исчисление, уплата и контроль  за поступлением которых осуществляются  по единой методологии налогообложения,  разработанной в данном обществе.

2) Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном законодательством  порядке. 

3) Налоговая система - это совокупность предусмотренных  законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их  установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового  контроля, а также привлечения  к ответственности и мер ответственности  за нарушение налогового законодательства.

4) Налоговая система - совокупность и структура различных  видов налогов, в построении  и методах, исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения

5) Налоговую систему можно  определить как целостное единство  четырех основных ее элементов:  системы законодательства о налогах  и сборах, системы налогов и  сборов, плательщиков налогов и  сборов и систем налогового  администрирования, каждый из  которых при этом находится  друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

 

По моему мнению, наиболее полным и точным является первое определение  налоговой системы, которое и  будет взято за основу в данной работе.

К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:

- собственная налоговая  доктрина и налоговая политика  государства;

- законодательная база  для строительства налоговой  системы;

- механизм установления  и ввода в действие налогов  и сборов;

- виды налогов;

- порядок распределения  налогов по уровням бюджетной  системы;

- система налоговых органов;

- формы и методы налогового  контроля и др.

Мировая практика организации  налоговых систем показывает, что  существуют следующие варианты их построения:

  • разграничение налоговых источников по бюджетным уровням;
  • система долевого участия бюджетных звеньев в использовании налогов;
  • система равных прав налогообложения.

К экономическим факторам, характеризующим налоговую систему  можно отнести следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и  косвенными налогами; соотношение между  налогами и объёмами внутренней и  внешней торговли. Наряду с экономическими факторами для построения налоговой  системы определяющее значение имеют  факторы политического и правового  характера. К таким факторам можно  отнести: распределение хозяйственных  функций между федеральным центром  и местными органами власти; роль налогов  в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра.

Мировая практика свидетельствует, что существует множество принципов, применяемых государствами при  строительстве налоговых систем, и что каждое государство строит свою налоговую систему с учётом специфики, складывающихся в данном обществе условий. Поэтому в каждой отдельно взятой стране при выборе системы организационных принципов  налогообложения должен присутствовать индивидуальный подход.

Принципы построения эффективной  налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:

- Экономическая эффективность  - налоговая система не должна  мешать развитию предпринимательства  и эффективному использованию  ресурсов (материальных, трудовых и  финансовых).

- Определенность налогообложения  - налоговая система должна быть  построена таким образом, чтобы  налоговые последствия принятия  экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим  лицом) были определены заранее  и не изменялись в течение  длительного периода времени.  Таким образом, этот принцип  практически смыкается с принципом  стабильности налоговой системы.

- Справедливость налогообложения  - этот принцип является основным  при построении налоговой системы  и предполагает справедливый  подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов  налогоплательщика в отношениях  между ним и налоговой администрацией.

- Простота налогообложения  и низкий уровень издержек  по взиманию налогов - налоговое  законодательство должно содержать  простые формулировки, понятные  большинству налогоплательщиков, а  процедура взимания налогов должна  быть относительно дешевой. 

Система налогообложения  Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1) принцип всеобщности  налогообложения и принцип равенства  прав налогоплательщиков - каждое  лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы;

2) принцип недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости  создания препятствий реализации  гражданами своих конституционных  прав - недопустимы налоги и сборы,  препятствующие реализации гражданами  своих конституционных прав; налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть  произвольными;

4) принцип единства экономического  пространства - не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство  РФ и, в частности, прямо  или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории РФ товаров (работ,  услуг) или финансовых средств,  либо иначе ограничивать или  создавать препятствия для не  запрещённой законом экономической  деятельности физических лиц  и организаций;

 

5) принцип определённости  правил налогообложения - при  установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения; акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги и сборы, а также иные  взносы и платежи, обладающие  установленными НК РФ признаками  налогов или сборов, не предусмотренные  НК РФ либо установленные в  ином порядке, чем это определено  НК РФ.

Информация о работе Налоговая система и налоговый механизм в России