Налоговая система и налоговый механизм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать налоговую систему России, выявить основные проблемы и перспективы развития. Для достижения цели следует изучить следующие задачи:
- изучить понятие и особенности налоговой системы;
- изучить структуру налоговой системы;
- сравнить налоговую систему РФ с различными развитыми странами;
- проанализировать поступление налогов в консолидированный бюджет РФ;
- проанализировать задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ; ...

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………4
1 Понятие и эволюция взглядов на налоговую систему
1.1 Становление понятия «налог» и «налоговой системы»…………………...6
1.2 Структура налоговой системы…………………………………………… .8
2 Характеристика налогового механизма и его элементов в РФ за 2010-2011гг
2.1 Анализ поступлений налогов в консолидированный бюджет РФ за 2010-2011гг……………………………………………………………………………3
2.2 Анализ задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ за 2010-2011гг……………………………………………………18
2.3 Основные проблемы налоговой системы РФ на современном этапе… . 24
3 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
3.1 Основные направления налоговой политики РФ на 2012г. и плановые на 2013 и 2014гг……………………………………………………………………..32
3.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 66.78 Кб (Скачать файл)

Доходы бюджета имеют  существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем  они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета могут  носить налоговый и неналоговый  характер. Доходная часть бюджета  формируется в основном из налогов. Ведущее место среди налоговых  доходов федерального бюджета занимает НДС. Вместе с таможенными пошлинами  и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных  денежных знаков.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической  деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной  системы.

Среди неналоговых доходов  федерального бюджета можно выделить доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от реализации государственных  запасов и от внешнеэкономической  деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в федеральной  собственности, в т.ч. прибыль ЦБ России. Кроме того, в доходах  федерального бюджета учитываются  средства целевых бюджетных фондов.

Налоги, поступающие в  соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами.

Нижестоящему бюджету  для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться  сверх закрепленных за ним доходов  дополнительные средства. Они называются регулирующими доходами.

Регулирующие доходы позволяют  региональным и местным органам  власти иметь необходимые для  выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную  части бюджетов.

Существует Федеральный  фонд финансовой поддержки субъектов  Федерации. Он предназначен для оказания финансовой помощи (трансфертов) регионам, имеющим душевой бюджетный доход  ниже среднедушевого по всем субъектам  Федерации. Такие регионы получают статус «нуждающихся в поддержке».

Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.

Инвестиции и другие капитальные  расходы производятся за счет средств  федерального бюджета, когда их значимость выходит за рамки региональных интересов.

Структура бюджетных доходов  подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким  уровнем жизни основой налоговых  доходов являются доходы физических лиц, а в странах с низким уровнем  жизни – косвенные налоги и  налоги с юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути совершенствования  налоговой системы

 

К основным направлениям совершенствование  налогового регулирования можно  отнести:

-  снижение общей налоговой  нагрузки;

-  упорядочение и упрощение  налогового законодательства;

-  увеличение доходов  бюджета за счет выведения  бизнеса «из тени».

Для успешного функционирования налоговой системы государства  необходимо постоянно совершенствовать законодательную технику в соответствующей  области. Нормы, предписывающие вменение того или иного налога, должны соответствовать  выбранной налоговой модели. От того, насколько правильно построена  система налогообложения, от корректности юридической техники налоговых  норм зависит надлежащая реализация налоговых функций, что является предпосылкой для эффективного развития всего хозяйственного механизма  страны. Анализ налоговых правоотношений может иметь положительные результаты только в том случае, если в основе их будут лежать экономические отношения, а также правотворческие документы  государства в области налогообложения.

Все устанавливаемые в  стране налоги имеют единую цель —  формирование бюджетов, обеспечивающих каждому гражданину РФ, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации или муниципального образования  он проживает, гарантированный Конституцией РФ минимум социальных благ, и единую базу — доходы физических и юридических  лиц, изъятие которых не может  превышать налогового предела.

Единство цели и единство базы определяют взаимосвязь и взаимозависимость  всех взимаемых налогов, и необходимость  централизованного регулирования  основных принципов их взимания.

Особого внимания заслуживает  принцип надлежащего выбора объектов обложения в соответствии с учетом объективных экономических реалий. В современных условиях развития российской экономики из под налогового обложения должны быть максимально выведены: изготовление средств производства и предметов потребления первой необходимости, продукции сельского хозяйства; наука; культура; здравоохранение; образование.

Облегчение налогового бремени  для добросовестного налогоплательщика  без ущерба для бюджета в целом  может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот (эта тенденция  уже прослеживается в Налоговом  кодексе РФ). Количество льгот по различным видам налогов в  действующем российском законодательстве велико; часто льготы получаются в результате лоббирования интересов отдельных хозяйственных группировок; нередко отмечается фиктивное применение льгот.

Почти каждое изменение действующего порядка налогообложения сопровождалось принятием дополнительных мер, призванных полностью компенсировать возможные  потери бюджета от реформы. Введение плоской шкалы подоходного налога фактически вылилось в рост минимальной  ставки с 12 до 13 %, и реально эффективная  база этого налога по-прежнему составляет менее половины фактических доходов. Снижение налога на прибыль до 20 % сопровождалось отменой инвестиционных льгот, которые  позволяли заметно сокращать  эффективную ставку налога. Результатом  налоговых преобразований, ориентированных прежде всего на краткосрочный результат, вопреки многочисленным заявлениям официальных лиц, стало не снижение налоговой нагрузки, а, напротив, ее рост (в особенности для предприятий производственной сферы).

Сокращение налоговой  нагрузки на уровне федерального бюджета  было компенсировано ростом налоговых  поступлений от увеличения налоговой  базы. На местном уровне это увеличение было не столь заметно

Предложения по совершенствованию  налогового регулирования:

-  Ввести прогрессивную  шкалу подоходного налога, практически  во всех странах, добившихся  успехов в экономике, действует  прогрессивная шкала подоходного  налога в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30%. Равномерность  распределения доходов, обеспечиваемое  прогрессивной шкалой, - одно из  обязательных условий экономического  развития любой страны. Исследования  Мирового банка показывают, что  высокое неравенство доходов  губительно для экономического  роста. А долговременное сохранение  такого состояния приводит к  существенному обнищанию и деградации  большинства населения. Российский  опыт это подтверждает.

-  Отменить предельную  величину годового дохода (415 тыс.  рублей), выше которого социальные  взносы не взимаются. С 2011-го  повышены социальные взносы с  26% до 34% от фонда оплаты труда.  Велика опасность, что эта мера  нанесет удар по планам развития  несырьевой экономики и ничего не даст бюджету. Если отменить данную льготу, то только в виде социальных взносов бюджет получит дополнительно более двух миллиардов рублей.

-  Повысить налогообложения  дивидендов акционеров крупных  компаний. Например, сумма дивидендов (около 80 млрд. руб. в год), полученных  десятком акционеров 15 крупнейших  российских металлургических компаний, почти вдвое превысила фонд  оплаты труда 160 тыс. работников этих компаний. Поскольку эти компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), дивиденды ушли туда же и налогами в нашей стране почти не облагались.

-  Упростить методику  расчета для российских предприятий,  не имеющих льгот по НДС:  при расчете НДС за налоговую  базу следует принимать не  реализацию продукции, как это  предписано сегодня Налоговым  кодексом, а входящую в нее  добавленную стоимость, которая  включает в себя фонд оплаты  труда, прибыль, амортизацию и  налоги и легко может быть  определена по данным бухгалтерского  учета.

-  Следует отменить  или существенно снизить ставку  возмещения НДС при экспорте  сырья. Так поступил Китай.  Эта мера позволит сохранить  в бюджете сотни миллиардов  рублей.

-  Необходимо снизить  налоги на производителей товаров  широкого потребления и на  малые обрабатывающие и инновационные  предприятия, которые сегодня  неконкурентоспособны на рынке  труда внутри страны и не  могут выдержать конкуренцию  с контрабандной и контрафактной  продукцией. Тогда несырьевое развитие нашей страны станет реальностью, а на российском рынке будет больше российских товаров (одежды, обуви, мебели, глянцевых журналов, бытовой техники и т.п.). Сегодня налоговые поступления от вышеуказанных предприятий ничтожны. Еще более ничтожными будут потери бюджета, если снизить на них налоговую нагрузку.

-  Необходимо упростить  налоговую отчетность. Сегодня общий  объем деклараций, сдаваемых в  налоговую инспекцию, составляет  от 50 до 80 страниц. На каждой из  этих страниц возможны ошибки  с последствиями вплоть до  уголовных. Между тем объем  налогового отчета можно сократить  до 1-2 страниц, на которых легко  поместятся реквизиты предприятия  и налоговой инспекции, налоговые  базы, ставки налогов, суммы уплаченных  и подлежащих уплате налогов.  О целесообразности сокращения  объема налоговых деклараций  писали и говорили многие эксперты. В сегодняшнем отчете ничего  не видно. Зато много никому не нужной информации.

3.2 Меры по совершенствованию  налоговой системы, планируемые  к реализации в 2011 году и  плановом периоде 2012-2013 годов

В трехлетней перспективе 2011-2013 приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой  политики остаются такими же, как и  ранее - создание эффективной налоговой  системы, сохранение сложившегося к  настоящему моменту налогового бремени. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика, впервые  после долгого перерыва будет  проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Вместе с тем основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Однако при этом следует  принимать во внимание, что налоговая  политика, с одной стороны, будет  направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а  с другой стороны, - на создание условий  для восстановления положительных  темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Для поддержания стабильных темпов роста экономики и улучшения  предпринимательского климата продолжится  курс на расширение стимулирующей роли налоговой системы с учетом необходимости  поддержания сбалансированности бюджетной  системы. Важнейшей задачей здесь  является упрощение административных процедур при расчете и уплате налогов.

Будут реализованы меры по налоговому стимулированию увеличения затрат предприятий и граждан  на образование, здравоохранение, приобретение жилья.

Меры по совершенствованию  специальных налоговых режимов  будут направлены на стимулирование развития малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей. В частности, будет разработан механизм определения  базовой доходности по видам предпринимательской  деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.

В процессе реализации налоговой  политики следует также обращать внимание на анализ практики применения и администрирования налоговых льгот, содержащихся в налоговом законодательстве. Принятие решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот необходимо осуществлять по результатам такого анализа, при этом введение новых льгот следует производить на временной основе, для того, чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности.

В 2009 году были приняты изменения  в Кодекс, предусматривающие ежегодную  индексацию ставок акцизов в 2010-2012 годах  с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Одновременно были существенно  повышены ставки акцизов на пиво, табачную продукцию, слабоалкогольную продукцию. Впервые с 2005 года были индексированы  ставки акциза в отношении нефтепродуктов. Основными направлениями налоговой  политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность и комплексный характер этой реформы, в прошедшем периоде велась работа по подготовке к введению налога на недвижимость в Российской Федерации.

Информация о работе Налоговая система и налоговый механизм в России