Налоговая система и налоговый механизм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать налоговую систему России, выявить основные проблемы и перспективы развития. Для достижения цели следует изучить следующие задачи:
- изучить понятие и особенности налоговой системы;
- изучить структуру налоговой системы;
- сравнить налоговую систему РФ с различными развитыми странами;
- проанализировать поступление налогов в консолидированный бюджет РФ;
- проанализировать задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ; ...

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………4
1 Понятие и эволюция взглядов на налоговую систему
1.1 Становление понятия «налог» и «налоговой системы»…………………...6
1.2 Структура налоговой системы…………………………………………… .8
2 Характеристика налогового механизма и его элементов в РФ за 2010-2011гг
2.1 Анализ поступлений налогов в консолидированный бюджет РФ за 2010-2011гг……………………………………………………………………………3
2.2 Анализ задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ за 2010-2011гг……………………………………………………18
2.3 Основные проблемы налоговой системы РФ на современном этапе… . 24
3 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
3.1 Основные направления налоговой политики РФ на 2012г. и плановые на 2013 и 2014гг……………………………………………………………………..32
3.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 66.78 Кб (Скачать файл)

6) принцип истолкования  всех неясностей в налоговом  законодательстве в пользу налогоплательщика  - все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу плательщика налога  или сбора.

В экономической литературе встречается и ряд других организационных  принципов налогообложения, которые  носят объективный характер. К  ним можно отнести:

1) принцип подвижности  (эластичности) - суть его заключается  в том, что налоговая нагрузка  может быть оперативно изменена  в соответствии с объективными  потребностями государства;

2) принцип стабильности - этот принцип предполагает постоянство  налоговой системы, что важно  для субъектов налоговых отношений  (для государства при формировании  доходной части бюджета, а для  плательщиков - при планировании  своих доходов, в том числе  налоговом планировании);

3) принцип исчерпывающего  перечня региональных и местных  налогов - суть его заключается  в исключении возможности установления  и введения дополнительных налогов  субъектами РФ и органами местного  самоуправления.

В мировой практике имеет  место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым  можно отнести принцип доступности  и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип  стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального  удобства для налогоплательщиков; принцип  обложения чистых доходов налогоплательщика  и др.

 

 

 

 

2 Виды налоговых сисем

 

2.1 Систем прямых  налогов

 

Действующие в Российской Федерации налоги можно разделить  на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и  имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги. Именно такой  принцип был избран законодателем  при классификации налоговых  платежей в п. 1 ст. 18 Закона об основах налоговой системы.

По платежеспособности выделяют два вида налогов: прямые и косвенные.

Первый вид - прямые налоги - сборы в пользу государства, взимаемые  с каждого гражданина или хозяйственной  организации в зависимости от размеров их доходов или стоимости  имущества.

К ним относятся:

- подоходный налог с  граждан и налог на прибыль  корпораций (фирм);

- налог на социальное  страхование и на фонд заработной  платы (так называемые социальные  налоги, социальные взносы);

- поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность,  включая землю и другую недвижимость;

- налоги на перевод  прибыли и капиталов за рубеж  и др.

Подоходный налог с  физических лиц. Доходы граждан (физических лиц) облагаются налогами в соответствии с законом «О подоходном налоге с  физических лиц».

Физические лица - резиденты РФ (имеющие постоянное место жительства в РФ) подлежат обложению налогом по всем своим доходам, полученным как в России, так и за ее пределами. Нерезиденты облагаются налогом только по доходам из источников, находящихся в РФ. Резидентство физического лица рассчитывается для каждого отчетного налогового периода, который совпадает с календарным годом. Лицо, проведшее на территории РФ 183 или более дней в данном календарном году, считается резидентом РФ для целей налогообложения в этом году. Все прочие лица считаются нерезидентами РФ.

В налогооблагаемую базу включаются как доходы, полученные в денежной форме, так и любые выгоды и  компенсации, получаемые в натуральном  виде. Последние подлежат зачету в  состав доходов лица по текущим рыночным ценам. Доходы, получаемые от работы по найму, подлежат включению в налогооблагаемую базу в полном размере: доходы получаемые от предпринимательской деятельности, рассчитываются по методу чистой прибыли - в основном по нормам и в порядке, предусмотренном при исчислении налога на прибыль.

Целый ряд различного рода пособий, компенсаций и выплат не учитывается в составе облагаемого  дохода граждан и не подлежит обложению  подоходным налогом. Среди них: пенсии и различные пособия по социальному  страхованию и социальному обеспечению, выплаты командировочных, проценты по вкладам в банках и т.д. Не облагаются подоходным налогом зарплата и оклады военнослужащих, войск МВД и налоговой полиции. В пределах установленных лимитов также освобождаются от налогообложения стоимости призов, полученных на конкурсах, подарков, выдаваемых предприятиями, и суммы материальной помощи, оказываемой за счет предприятий.

Расчет налога производится на основе годового дохода. С доходов, выплачиваемых в виде заработной платы, и с некоторых других доходов  налог удерживается при выплате  дохода. Для граждан, получающих только заработную плату в одном месте, такая уплата налога является окончательной, остальные обязаны представлять налоговую декларацию. Срок представления декларации - до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Нерезиденты, не осуществляющие предпринимательской деятельности в России, но получающие доходы из источников в России, не представляют налоговые  декларации, и налог с них удерживается у источника по единой ставке, равной 20%.

Налог на прибыль предприятий  и организаций составляет основную часть налоговых выплат фирм, принят законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. и действует с учетом изменений и дополнений, принятых в последующие годы. Налог на прибыль  имеет две налоговые ставки: по первой ставке налог в размере 13% взимается в пользу федерального бюджета, вторая ставка налога определяется на уровне субъектов РФ (республик) и представляет собой налог, поступающий  в их бюджеты. Субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать ставку этого налога (но не правила его исчисления и  взимания) в пределах до 22% (для посреднической деятельности, банков, страховых компаний, бирж и т.д. до 30%). Таким образом максимальная суммарная ставка этого налога может составлять 35% (для банков - 43%).

Плательщиками налога на прибыль  являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству России и занимающиеся предпринимательской  деятельностью, а также филиалы  и другие подразделения этих предприятий  и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Налогом на прибыль могут облагаться и бюджетные организации - в части осуществляемой ими предпринимательской деятельности.

Кроме того, субъекты РФ вправе облагать налогом на прибыль расположенные  на их территории территориально обособленные структурные подразделения предприятий, имеющих головную контору и место  регистрации в других регионах, даже если эти подразделения не имеют  отдельного баланса и расчетного счета.

В этом случае определение  доли прибыли, относящейся к этому  подразделению, осуществляется расчетным методом - по доле этого подразделения в общем фонде оплаты труда и в общей стоимости основных производственных фондов предприятия. Соответственно эта доля прибыли подлежит вычету из облагаемой базы при исчислении налога с головного предприятия и, поскольку речь идет о применении только налогов, взимаемых субъектами РФ, каждый из них применяет свою налоговую ставку для обложения относящейся к нему доли прибыли предприятия. Предприятия-резиденты подлежат обложению налогом по всем своим доходам, в том числе и полученным за пределами России. Подоходный налог, уплаченный за рубежом, засчитывается при уплате налога на прибыль, но сумма такого зачета не может превышать размера налоговых обязательств, рассчитанных по российскому законодательству для соответствующей суммы дохода.

Налогооблагаемой базой  в отношении налога на прибыль  законом определяется валовая прибыль  предприятия: разность между валовым  доходом (выручкой) предприятия от продажи  товаров, оказания услуг и выполнения работ, выручкой от продажи основных фондов и земельных участков, принадлежащих  предприятию, а также доходами от внереализованных операций и продажи  иного имущества, и расходами, связанными с этими операциями и с этой деятельностью. Валовой доход (выручка) предприятия при этом рассчитывается без учета НДС и акцизов, а также уплаченных экспортных пошлин. Для расчета чистого дохода от продажи имущества предприятия за основу берется первоначальная цена или остаточная стоимость имущества, увеличенная на индекс инфляции, исчисленный в порядке, установленном Правительством РФ.

Расчет налога на прибыль  производится поквартально, нарастающим итогом: за 3, 6, 9 и 12 месяцев. Авансовые платежи налога вносятся ежемесячно или дважды в месяц из расчета 1/3 или 1/6 от квартального расчета. Годовой отчет (декларация) по налогу предоставляется не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, и доплата налога (если требуется) производится и десятидневный срок после сдачи отчета.

Отчетный год совпадает  с календарным годом. Аудиторское  заключение обязательно для акционерных  предприятий, для предприятий с  участием иностранного капитала и для  банков и страховых организаций (независимо от их юридической формы).

В налогооблагаемую базу предприятий  не включаются дивиденды и проценты, полученные по ценным бумагам, принадлежащим  предприятию, а также доходы от долевого участия в капитале других предприятий. Эти виды доходов подлежат обложению «у источника», ставка налога для них составляет 15%. Также не включаются в сумму налогового дохода предприятий для целей исчисления налога на прибыль доходы от проведения концертных мероприятий (для них предусмотрен специальный налог по ставке 50%) и доходы от казино и игровых автоматов (которые облагаются налогом по ставке 70%).

Единый социальный налог - взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги, на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично их работодателями и направляются в  различные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования).

Налог на имущество предусмотрен как для предприятий, так и  для физических лиц.

Налог на имущество предприятий  взимается с балансовой стоимости  имущества предприятий. Расчет налога ведется на основе среднегодовой  стоимости имущества. Ставка налога устанавливается властями соответствующей  республики (области), но не свыше 0,5% налогооблагаемой базы. От уплаты налога освобождены  бюджетные организации, сельскохозяйственные и рыбодобывающие предприятия, религиозные  объединения и имущество, используемое для международного образования  и культуры.

Налогом на имущество физических лиц облагаются находящиеся в  их собственности жилые дома и  другие помещения и сооружения, а  также водные и воздушные моторные суда и транспортные средства. От уплаты налога освобождены пенсионеры и  участники войн.

Налог на землю взимается  с собственников земельных участков. Ставки налога устанавливаются на уровне республик и областей и различаются  в зависимости от качества земли  и условий хозяйствования.

 

 

2.2 Система косвенных налогов

 

Налоги косвенные (англ. indirect taxes) - налоги, связанные с процессом использования прибыли (дохода) налогоплательщиков. Их связь с экономическим потенциалом (способностью приносить доход) налогоплательщика лишь опосредованная, через его расходы.

С управленческой точки зрения различают три вида косвенных  налогов: налоги, вытекающие из имущественных  и товарно-денежных отношений, налоги на потребление и таможенная пошлина. К первому виду относится, например, налог на добавленную стоимость. Ко второму - акцизы, налог на реализацию ГСМ и др. Имущественными и потребительскими налогами, а также налогами, вытекающими  из имущественных и товарно-денежных отношений, распоряжаются налоговые  органы. Взимание таможенной пошлины  регулируется таможенными органами. В отличие от прямых налогов, косвенные  налоги, падая большей частью на предметы широкого потребления, использование  которых не находится в прямом соответствии с имущественной самостоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко  их объем оказывается обратно  пропорционален объему средств плательщиков.

К косвенным федеральным  налогам относятся:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы (налоги, прямо включаемые  в цену товара или услуги);

- таможенные пошлины.

Они частично или полностью  переносятся на цену товара или услуги.

Налог на добавленную стоимость. С 1992 г в России одним из двух основных федеральных налогов стал налог  на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как  разница между стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

«Налог регулируется Законом  РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 в редакции последующих  изменений и дополнений.

Плательщиками налога на добавленную  стоимость являются:

- Организации, имеющие  статус юридических лиц, осуществляющие  производственную и коммерческую  деятельность;

- Индивидуальные предприниматели,  осуществляющие производственную  и иную коммерческую деятельность;

- Лица, признаваемые налогоплательщиками  НДС.

Плательщиками налога в отношении  товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, являются предприятия и  другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством.

Информация о работе Налоговая система и налоговый механизм в России