Налоговая система и пути ее совершенствования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации, ее структуру, принципы, механизмы, реформирование и пути совершенствования.

Задачами данной курсовой работы является, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация, а также структура, принципы, механизмы и правовое регулирование налогообложения в стране. Наиболее важной задачей данной работы является анализ реформирования и совершенствования налоговой системы РФ. налоговый система регулирование

Файлы: 1 файл

Налоговая система РФ и пути ее совершенствования.docx

— 60.27 Кб (Скачать файл)

Налоговая система  РФ и пути ее совершенствования

 

 Введение

 

Данная тема сложна, интересна  и в тоже время важна, потому что  одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства  является обеспечение устойчивого  сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

 

Налоги в нашей жизни  определяют многое, от того, сколько  их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. Государство обязано оберегать  свое общество от внешних врагов, оберегать  каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения  со стороны всякого другого члена  общества, обязано содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам вместе, поскольку прибыль от деятельности этих предприятий и учреждений не может покрыть необходимые расходы. В истории развития общества еще  ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени  определяется суммой расходов государства  на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено  на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы её построения определил  закон об "Основах налоговой  системы в РФ" от 28.12.91 (введён с 01.01.92). Он устанавливает перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности  налоговых органов. Налоговая система  РФ представляет собой совокупность: системы налогов и сборов РФ; системы налоговых правоотношений; системы участников налоговых правоотношений; нормативно-правовой базы сферы налогообложения. Таким образом, элементами (подсистемами) налоговой системы РФ называют не только налоги и сборы, но и налогооблагаемых субъектов.

 

Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной  власти и в соответствии с вышеуказанным  законом. В новом налоговом законодательстве много нововведений, соответствующих  современной рыночной экономике.

 

Законом установлено, что  система налогообложения действует  без изменения вплоть до принятия специального решения налоговой  реформы об изменении перечня  налогового объекта налогообложения  и методов их взимания.

 

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления  проводимой в нашей стране экономической  реформы. Пожалуй, нет сегодня другого  аспекта реформы, который подвергался  бы такой же серьезной критике  и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа  и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит  успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся  предложениям о серьезной ломке  созданной к настоящему времени  налоговой системы необходимо подходить  весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутного отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны  экономики и финансов.

 

Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.

 

Объект исследования - совокупность налоговых отношений.

 

Предмет исследования - налоговая  система РФ и пути ее совершенствования.

 

Целью работы является изучить  действующую налоговую систему  в Российской Федерации, ее структуру, принципы, механизмы, реформирование и  пути совершенствования.

 

Задачами данной курсовой работы является, рассмотрение основ  налоговой системы РФ, принципы и  сущность налогов, их классификация, а  также структура, принципы, механизмы  и правовое регулирование налогообложения  в стране. Наиболее важной задачей  данной работы является анализ реформирования и совершенствования налоговой  системы РФ. налоговый система  регулирование

 

В данной работе предпринята  попытка разобраться в действующей  налоговой системе России, выделить её основные направления реформирования.

 

1. Понятие налоговой системы

 

1.1 Сущность налогов и  их роль в экономике государства

 

Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало уже в библейские времена, и было неплохо организовано. Одним из самых  известных тогда налогов была ”десятина”: десятую часть урожая крестьянин отдавал в уплату за пользование  землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия. Непосредственные сборщики налогов  не пользовались популярностью в  народе, хотя они лишь выполняли  волю правительств. Поскольку сбор налогов - дело хлопотное, требует содержания специального аппарата, в некоторых  странах, чтобы сэкономить государственные  средства, право взимать налоги выставлялось на торгах. Получал его тот, кто  давал самую высокую цену. Он становился “откупщиком”. Естественно, что такой  сборщик налогов, чтобы покрыть  затраты и получить прибыль от избранной деятельности, ответственно относился к выполнению своих обязанностей.

 

На протяжении всей истории  человечества складывалась система  налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных  податей и служили дополнением  к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений  налоги приобрели денежную форму. Адам Смит в своем классическом сочинении  “Исследование о природе и  причинах богатства народов” считал денежными принципами налогообложения  всеобщность, справедливость, определенность и удобность. “Подданные государства” - отмечал его российский последователь  Н.И. Тургенев, ”должны давать средства к достижению цели общества или государства”, каждый по возможности, и соразмерено  своему доходу по заранее установленным  правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. В широком  смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет государства, осуществляемые юридическими и физическими лицами Юридическое лицо - по гражданскому законодательству РФ организация, которая  имеет в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или  смету. Физическое лицо - в гражданском  праве отдельный гражданин ( иностранный  гражданин, лицо без гражданства ) как  субъект гражданского права в  отличие от юридического лица, являющегося  коллективным образованием. Большой  юридический словарь/ Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. - М.: Инфра-М, 1997. - VI, 790с. . Платежи в  бюджет государства не только обязательны, но принудительны и безвозмездны. Совокупность взимаемых в государстве  налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

 

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются  финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.

 

Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение  общества, без них ни одно государство  существовать не сможет.

 

1.2 Виды налогов и их  классификация

 

Входящие в систему  налогов платежи можно условно  разделить на группы по субъектам  платежа. К ним относятся налоги с физических лиц, налоги с предприятий, смежные и социальные налоги.

 

Налоги с физических лиц. Индивидуальный подоходный налог (налог  на личные доходы) является вычетом  из доходов (обычно годовых) налогоплательщика - физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный  расчет производится в конце года.

 

Налог на наследование или  дарение -- местный налог. Его уплачивает новый собственник. Оценка имущества  осуществляется на момент открытия наследства или заключения сделки дарения.

 

Налоги с организаций. Основными являются:

 

Налог на прибыль (доход) организаций - прямой, пропорциональный и регулирующий налог. Основное предназначение налога на прибыль - обеспечение эффективности инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов.

 

Налог на добавленную стоимость -- косвенный многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций. Плательщиками НДС являются субъекты хозяйствования, производящие товары (работы, услуги), и сфера розничной  торговли, общественного питания, аукционная торговля.

 

Акцизы -- вид косвенных  налогов на ограниченный перечень товаров  преимущественно массового потребления. В отличие от НДС акцизы уплачиваются один раз производителем подакцизного товара и фактически оплачиваются его  потребителем. Акцизы выполняют двоякую  роль: во-первых, они -- один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения  потребления.

 

Налог на имущество организаций, за исключением денежных средств, начисляется  на собственное имущество. В состав налогооблагаемой базы входят суммы  элементов запасов и затрат предприятий. К таким элементам, присущим рыночным условиям хозяйствования, относятся: рыночная стоимость основных фондов и нематериальных активов, применение механизма ускоренной амортизации, а также залог имущества  и другие формы его движения.

 

Налоги - источники формирования дорожных фондов. В настоящее время  ним относятся: налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ): налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств; налог на приобретение автотранспортных средств.

 

Налог с владельцев автотранспортных средств уплачивается один раз в  год по месту регистрации и  проведения технического осмотра в  сроки, установленные органом власти субъекта РФ. Ставки налога зависят от вида транспортного средства и мощности двигателя.

 

Налог на приобретение транспортных средств в качестве объекта обложения  может предусматривать: стоимость  покупки без НДС и акцизов; величину рыночной оценки (договор  мены); таможенную стоимость (импорт); балансовую стоимость (договор лизинга); стоимость  не ниже балансовой за минусом амортизации (средства, бывшие в употреблении).

 

Источниками налоговых платежей с юридических лиц являются: выручка  от реализации продукции: налог на добавленную  стоимость, акцизы, экспортная таможенная пошлина, налог на реализацию ГСМ.

 

Земельный налог -- поимущественный  налог рентного типа. Налоговую базу составляет площадь земельных участков, находящихся в собственности  плательщика. К факторам, определяющим дифференциацию ставок земельного налога, относятся: место расположения земельной  площади; цель использования; степень  освоения земельной площади; статус и число жителей поселения.

 

Социальные налоги -- это  целевые налоги в виде внебюджетных социальных фондов РФ. К ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования, Фонд занятости населения  и Фонд обязательного медицинского страхования. Внебюджетные социальные фонды РФ характеризуются следующими особенностями: контролируются государством; отчисления в эти фонды производятся от всех сумм оплаты труда; по своей  сути они являются страховыми. Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

 

· прямые и косвенные (по характеру налогового изъятия);

 

· федеральные, региональные, местные (по уровням управления);

 

· налоги с юридических  и физических лиц (по субъектам налогообложения);

 

· пропорциональный, прогрессивный  и регрессивный (в зависимости, какую  долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом);

 

· по целевому назначению налога (общие, специальные).

 

В зависимости от использования  налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления  за каким-либо определенным видом расходов.

 

Специальные налоги имеют  целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т.д.).

Информация о работе Налоговая система и пути ее совершенствования в РФ