Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:14, курсовая работа
Целью работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации, ее структуру, принципы, механизмы, реформирование и пути совершенствования.
Задачами данной курсовой работы является, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация, а также структура, принципы, механизмы и правовое регулирование налогообложения в стране. Наиболее важной задачей данной работы является анализ реформирования и совершенствования налоговой системы РФ. налоговый система регулирование
Если правительство определяет
налогооблагаемую базу по налогу на прибыль
банков и страховых организаций,
т.е. по существу определяет размер налога,
то этим нарушается один из основных принципов
налогового права: установление налогов
суть прерогатива законодательного
органа. И уже совершенно недопустимым
является положение, когда противоречия,
пробелы и неточности в налоговом
законодательстве “устраняются” разъяснениями
МНС и Минфина России. Налицо подмена
закона правовыми суррогатами, ведущая
к беззаконию, нестабильности, необозримости
и размытости информативно-правовой
базы налогообложения. Это явление,
к сожалению, неотъемлемая часть
экономической жизни нашей
Подведем итог: никакой другой государственный орган не обладает такой подробной информацией о недостатках налогового законодательства, его спорных положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни Министерство по налогам и сборам, ни Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработке и издании правоприменительных актов по налогам.
Еще одна группа проблем, которые
необходимо разрешить во 2 части
налогового кодекса, касается взаимоотношений
налоговых органов с
Необходимо, чтобы права
и обязанности обеих сторон налоговых
правоотношений были не просто продекларированы,
а имели четкие механизмы их реализации
и были снабжены указаниями на правовые
последствия их нарушения и неисполнения.
Например, если на налоговый или
другой государственный орган
Одной из самых сложных
и слабо разработанных
Однако далеко не каждый
гражданин считает уплату налогов
долгом чести и своей конституционной
обязанностью. С целью проведения
работы с налогоплательщиками
Совершенно не урегулирован
на законодательном уровне вопрос о
порядке осуществления
Конечно это лишь небольшой круг проблем, касающихся правовой базы налогообложения в России, будоражащих нашу налоговую систему. Пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.
В новой налоговой системе,
исходя из Федерального устройства РФ
в отличие от предыдущих лет, более
четко разграничены права и ответственность
соответствующих уровней
3. Проблемы налоговой
системы РФ и пути её
3.1 Пути реформирования налоговой системы РФ
На стадии становления
налоговой системы, когда сама налоговая
материя эмпирична, подвижна и нестабильна,
правовая форма налогообложения
не может быть совершенной. Пожалуй,
и сегодня нельзя ещё утверждать,
что российская налоговая система
миновала стадию становления. Идут разговоры
о “корректировке” курса
Многолетний опыт функционирования налоговой системы позволяет сделать вывод о том, что только законодательная форма даёт оптимальную возможность обеспечить правомочия участников налоговых отношений, эффективно воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придать этим отношениям необходимую стабильность и определённость. Анализ положений о налогах, содержащихся в Конституции РФ, также даёт основания утверждать, что именно на законодательном уровне должны решаться вопросы налогообложения.
Основными элементами налоговой
политики, реализованные в предложенном
Правительством РФ Налоговом кодексе,
являются следующие. Предусматривается
установление предельных ставок региональных
и местных налогов, сокращение их
числа и упрощение правил определения
размеров налоговых платежей, кодификация
правил взаимоотношений
Одной из ключевых по-прежнему остаётся проблема собираемости налогов. Технологически её решение предлагается подкрепить рядом мер. Среди них - переход к начислению налогов по отгрузке, поэтапный перенос обязанности уплаты налогов с получателя средств на плательщика, введение реального механизма контроля за доходами физических лиц, соединение процедур регистрации субъекта малого предпринимательства и внесения им единого налога, совершенствование методов банковского контроля и детальная регламентация использования различных видов банковских счетов.
Намечается ввести режим, при котором любые льготы по налогообложению предоставляются только налогоплательщикам, полностью вносившим текущие платежи в предшествующем году.
Важным фактором повышения собираемости налогов должно стать урегулирование проблемы просроченной задолженности путём её реструктуризации.
На базе налоговой политики,
увязанной с политикой цен
и политикой доходов, необходима
разработка концепции развития и
совершенствования налоговой
Принятие Налогового кодекса
РФ позволит в определённой мере решить
отдельные проблемы, накопившиеся в
налоговой системе. Прежде всего, его
принятие позволит законодательно закрепить
общепринятые налоговые термины
и положения, будет способствовать
их однозначному толкованию, улучшит
взаимоотношения
К несомненным достоинствам Кодекса относится то, что в нём значительно снижено общее количество налогов. При этом ряд “родственных” налогов, к примеру, таких, как отчисления в фонды обязательного медицинского страхования, социального страхования, в фонд занятости, теперь объединяются в единый социальный налог, который государство затем будет “расщеплять” и направлять денежные средства в соответствующие сферы. Укрупняются налоги, имеющие сходную базу. Для бухгалтеров, счётных работников предприятий всё это - несомненное облегчение, позволяющее высвободить время для аналитической деятельности.
Ряд налогов постепенно будет отменяться. Это, к примеру, платежи за пользование автодорогами, на содержание жилищного фонда, объектов соцкультбыта, милиции, сборы на нужды образования и т. д.
Сделана попытка несколько
ослабить общее налоговое бремя,
уменьшив его к ВВП. Снижение, конечно,
не очень значительное, но сделать
его большим пока не очень реально,
поскольку экономическая
Вместе с тем необходимо обратить внимание на отдельные нововведения, предложенные в проекте налогового кодекса РФ, которые могут оказать серьёзное негативное влияние на уровень цен и, соответственно, уровень жизни населения. Предполагается повысить ставку НДС с 20 до 22%, на продовольственные и детские товары - с 10 до 22%. Отменяются льготы на строительство жилых домов, а также на различные услуги. Регионам даётся право вводить налог с продаж в размере до 5%, а по предметам роскоши - до 10%. Возрастёт с 2 до 2,5% налог на имущество предприятий.
Все эти “нововведения”
станут мощным генератором роста
цен и могут существенно
3.2 Усиление контроля
С целью улучшения собираемости
налогов Правительство
Основные изменения в
порядке исчисления и уплаты налога
на добавленную стоимость уже
осуществлены. Произошел переход
на метод начисления. Изменен порядок
принятия к вычету налога как по
операциям внутри страны, так и
при внешнеторговых операциях, а
также в капитальном
Особое внимание уделяется
контролю за налогообложением физических
лиц. В этой же связи предлагаются
и поправки в Федеральный закон
о государственной регистрации
юридических лиц и
С 2008 года изменился порядок предоставления налоговых вычетов. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ объединены социальные налоговые вычеты, предоставляемые по расходам на лечение и обучение.
Согласно Федеральному закону от 16 мая 2007 года № 75-ФЗ ставки акцизов проиндексированы на 3 года - до 2010 года. Здесь каких-то иных изменений в ближайшее время не предвидится.
Особое внимание уделяется усилению взаимодействия контролирующих органов, отвечающих за правильность исчисления и уплаты налогов - Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции, Министерства РФ по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета.
Ситуация с поступлением
налогов напрямую влияет на финансирование
большинства расходных статей, особенно
выплаты пенсий, оплаты коммунальных
и транспортных услуг бюджетной
сфере, инвестиций и других. Трудность
состоит в том, что повышать собираемость
налогов приходится в условиях низкого
уровня производства и сокращения налоговой
базы, за счет тех резервов, которые
связаны с пресечением
Предложения МНС России касается
не только изменения ставок налогов
и сборов, упорядочения и сокращения
механизма их уплаты, но включают в
себя и мероприятия по ужесточению
системы налогового администрирования.
Это в первую очередь относится
к введению государственной монополии
на производство и реализацию алкогольной
продукции, созданию налоговых постов,
расширению прав налоговых органов
в части осуществления
Информация о работе Налоговая система и пути ее совершенствования в РФ