Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:14, курсовая работа
Целью работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации, ее структуру, принципы, механизмы, реформирование и пути совершенствования.
Задачами данной курсовой работы является, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация, а также структура, принципы, механизмы и правовое регулирование налогообложения в стране. Наиболее важной задачей данной работы является анализ реформирования и совершенствования налоговой системы РФ. налоговый система регулирование
Законом « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.
Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.
Основные Федеральные
налоги: налог на добавленную стоимость,
федеральные платежи за пользование
природными ресурсами, акцизы на отдельные
группы и виды товаров, подоходный налог,
налог на доходы банков, подоходный
налог с физических лиц, налог
на доходы от страховой деятельности,
налоги - источники образования дорожных
фондов, налог на операции с ценными
бумагами, гербовый, сбор- таможенная пошлина,
государственная пошлина, отчисления
на воспроизводство минерально-
Республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.
Основные Республиканские налоги: республиканские платежи за пользование природными ресурсами, лесной налог, налог на имущество предприятий, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.
Из местных налогов (а
их всего 22) общеобязательны только
3 - налог на имущество физических
лиц, земельный, а также регистрационный
сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской
Основные Местные налоги:
земельный налог; регистрационный
сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской
2.2 Принципы и механизмы налогообложения
Объектами налогообложения
являются доходы (прибыль), стоимость
определённых товаров, отдельные виды
деятельности налогоплательщиков, операции
с ценными бумагами, пользование
природными ресурсами, имущество юридических
и физических лиц, передача имущества,
добавленная стоимость
На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт и подсказал главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Современные принципы налогообложения:
1) Уровень налоговой ставки
должен устанавливаться с
2) Необходимо прилагать
все усилия, чтобы налогообложение
доходов носило однократный
3) Обязательность уплаты
налогов. Налоговая система не
должна оставлять сомнений у
налогоплательщика в
4) Система и процедура
уплаты налогов должны быть
простыми, понятными и удобными
для налогоплательщиков и
5) Налоговая система должна
быть гибкой и легко
6) Налоговая система должна
обеспечивать
Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы её можно назвать налогооблагаемым доходом. Последний равен разности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми льготами.
Налоговая льгота - устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определённых элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налоговой базы (налоговый вычет); налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определённую величину). Льготы по всем налогам применяются только в соответствии с действующим законодательством. Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальных характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
Часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой налогообложения). Существуют минимальные, максимальные и средние налоговые ставки. Существуют и такие два взгляда на проблему распределения налогового бремени в экономике как принцип получения благ и. концепция платежеспособности.
Принцип получения благ.
Кто получает большую выгоду
от предлагаемых государством товаров
и услуг, должны платить налоги, необходимые
для финансирования этих товаров
и услуг. Некоторая часть общественных
благ финансируется главным образом
на основе принципа налогообложения
благ. Например, налоги на бензин обычно
предназначаются для
1) Как определить количество
получаемых благ, которые отдельные
предприниматели или хозяйства
получают от системы
2) По этому принципу
получается, что те, кто получают
блага от государства должны
платить с них налоги. Но было
бы просто нелепо брать налоги
с пособий, которые даёт
Концепция платежеспособности.
Принцип платежеспособности
базируется на идее, что тяжесть
налогов должна быть поставлена в
зависимость непосредственно от
конкретного дохода и уровня благосостояния.
Т.е. отдельные лица или предприниматели
с более высокими доходами будут
выплачивать более высокие
Защитники этой теории приводят доводы, что каждая дополнительная денежная единица, полученная физическим или юридическим лицом, будет влечь за собой всё меньшее и меньшее приращение удовлетворения. Это происходит в силу рациональности потребителей: первые денежные единицы полученного дохода в любой период времени будут потрачены на товары первой необходимости, т.е. на те товары, которые принесут наибольшую пользу, а каждые последующие не на столь важные и необходимые товары или услуги. Отсюда следует, что денежная единица изъятая у лиц с большим доходом будет иметь меньший удельный вес в его доходе, чем у лица с меньшим доходом. Поэтому с социальной точки зрения налоги должны быть распределены в соответствии с получаемым доходом.
Но сразу видны некоторые трудности этого принципа. В частности - во сколько именно раз большую возможность платить налоги имеет первое лицо по сравнению со вторым? Должен ли более богатый человек выплачивать в виде налогов ту же долю своего более большего дохода или большую? Проблема заключается в том, что не имеется научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. А на практике ответ строится только лишь на предположениях и догадках.
2.3 Правовое регулирование
Под налоговой системой понимается
совокупность налогов, пошлин и сборов,
взимаемых на территории государства
в соответствии с Налоговым законодательством,
а также совокупность норм и правил,
определяющих правомочия сторон, участвующих
в налоговых правоотношениях, а
также имуществом. Формируя налоговую
систему нужно исходить из ряда принципов.
В законодательном порядке
Можно выделить следующий
принцип - множественность объектов
налогообложения. Использование этого
принципа при создании налоговых
систем в большинстве стран
Одним же из важных принципов
налоговых систем является стабильность
налоговой системы. Это касается
как порядка начисления и взимания
налогов, так и налоговых ставок.
Виды налогов и порядок их начисления
могут и должны изменяться с изменением
экономических условий, но эти изменения
должны быть по возможности крайне
редким. Указанный принцип обеспечивает
стабильность условий хозяйствования,
дает возможность фирмам планировать
свою деятельность, быть уверенными в
своем экономическом и
В налоговой системе должна
быть определена ответственность за
уклонение от уплаты налогов, за нарушение
обязанностей установленных
Налогообложение, с точки
зрения права, регулировался законом
«Об основах налоговой системы
в РФ» от 27.12.91г. №2118-1, который
определял общие положения
С 01.01.99 г. вступила в силу 1 часть «Налогового кодекса РФ» 146-ФЗ от 31.07.98г. Согласно статье 2 закона от 31.07.98г. №147-ФЗ «О введение в действие части 1 налогового кодекса РФ» закон «Об основах налоговой системы в РФ» утратил силу за исключением статьи 18 пункта 2 и статей 19, 20, 21.
Законодательство о налогах
и сборах регулирует властные отношения
по установлению, введению и взиманию
налогов и сборов в РФ, а так
же отношения, возникающие в процессе
осуществления налогового контроля,
обжалования актов налоговых
органов, действий (бездействий) их должностных
лиц и привлечения к
Сегодня, по сути, у нас
сложилась едва ли не тупиковая ситуация.
С одной стороны, мало кто знает,
как правильно платить налоги.
С другой - мало кто понимает, как
эти налоги взимать. Усилия МНС по
развитию налогового законодательства
и по его пропаганде среди налоговых
инспекторов и
Первая группа проблем - это совершенствование понятийного аппарата. Известно, насколько некорректны определения понятий, данные в 1 части «Налогового кодекса» таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж дается одно общее определение, что противоречит правилам элементарной логики.
Информация о работе Налоговая система и пути ее совершенствования в РФ