Налоговая система и пути ее совершенствования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации, ее структуру, принципы, механизмы, реформирование и пути совершенствования.

Задачами данной курсовой работы является, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация, а также структура, принципы, механизмы и правовое регулирование налогообложения в стране. Наиболее важной задачей данной работы является анализ реформирования и совершенствования налоговой системы РФ. налоговый система регулирование

Файлы: 1 файл

Налоговая система РФ и пути ее совершенствования.docx

— 60.27 Кб (Скачать файл)

 

 Прогрессивный налог

 

 Пропорциональный налог

 

 Регрессивный налог

 

Y

 

T - процентная доля дохода, выплаченная в виде налогов

 

Y - доход

 

Рис. 1 Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги

 

Налог называется пропорциональным, прогрессивным, или регрессивным в  зависимости от того, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким  доходом. Налог считается: прогрессивным, если с увеличением дохода доля налога в общем, доходе возрастает; пропорциональным, если сумма налога представляет собой  постоянную долю дохода; и регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее  для семей с низкими доходами, чем для богатых семей.

 

Регрессивный налог характеризуется  взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой  налог, который возрастает медленнее, чем доход.

 

Пропорциональный налог, забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов  любой величины).

 

Состав налогов отечественной  налоговой системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим  признакам: объект обложения, особенности  ставки, полнота прав соответствующих  бюджетов в использовании поступающих  налоговых сумм и другие.

 

Существующие налоги в  зависимости от подходов к их классификации  можно подразделить на несколько  видов: республиканские (общегосударственные); прямые и косвенные; самостоятельные  и дополнительные; постоянные (обычные) налоги и чрезвычайные (временные); основные и добавочные налоги; налоги на юридические и физические лица и т.д. При этом сказать, что самая  широкая классификация по методу установления все налоги подразделяет на группы. Это прямые и косвенные.

 

Прямые налоги - налоги, которые  непосредственно связаны с результатом  хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости  имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны  платежеспособности.

 

Преимущество прямых налогов  состоит в том, что их легче  приспособить к определенным условиям - размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общим смыслом - платежеспособности. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения.

 

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю  и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

 

Косвенные налоги - это налоги, которые являются надбавкой к  цене или определяются в зависимости  от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг.

 

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную  стоимость - НДС, таможенная пошлина, налог  на операции с ценными бумагами и  др. налоги.).

 

Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в зависимости  от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими  налогами. Чем менее эластичен  спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее эластично предложение, тем  меньшая часть налога перекладывается  на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане  эластичность предложения растет, и  на потребителя перекладывается  все большая часть косвенных  налогов.

 

Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они  ни связаны непосредственно с  доходом налогоплательщика и  взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

 

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, а косвенные - большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому  принято считать, что прямые налоги - это налоги на доходы, а косвенные  на расходы, что они в большей  мере относятся к стадии потребления  в условиях равновесной экономики.

 

1.3 Функции налогов

 

Функции налогов - это такие  их характеристики, которые разрешают  употреблять налоги в качестве инструментов формирования доходов страны, распределения, перераспределения доходов в  обществе в интересах обеспечения  жизнедеятельности страны, экономического развития и решения социальных проблем  страны. Функция налога - это проявление его сущности в действии, метод  выражения его параметров. Функция  указывает, каким образом реализуется  публичное назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения  доходов.

 

Функции налогов следующие: фискальная; регулирующая; контролирующая.

 

Фискальная либо бюджетная  функция первична в историческом и содержательном качествах. После  возникновения страны потребовались  средства для выполнения им тех либо других функций. Содержательная же функция - это необходимость обеспечения  способности экономического существования  страны. Таковым образом, суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании денежных ресурсов страны, нужных для  воплощения им собственных функций. Суть ориентирована на изъятие части доходов компаний и людей для содержания государственного аппарата, обороны страны и сферы нематериального производства, не имеющей собственных источников доходов. Формирование доходов государственного бюджета на базе стабильного и центрального взимания налогов превращает само правительство в крупнейший экономический субъект. Из фискальной функции налогов вытекает их распределительная функция. То есть происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах реализации больших народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ. Это может быть связано с развитием производственной и социальной инфраструктуры, фондоемких отраслей с длительными сроками окупаемости капиталовложений, с необходимостью формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики. Значимая часть бюджетных средств направляется на социальные нужды населения, полное либо частичное освобождение от налогов людей, нуждающихся в социальной защите.

 

Регулирующая функция  имеет первостепенную значимость по своему действию на национальную экономику. Тяжело представить себе нерегулируемую государством экономическую систему. Налоговое регулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство страны в рыночную экономику в согласовании с концепцией развития. Регулирующую роль играется сама система налогообложения, избранная  правительством. Через налоги власти воздействуют на публичное воспроизводство, т.е. Любые процессы в экономике  страны, а также социально - экономические  процессы в обществе.

 

Регулирующая функция  налогов осуществляется методом  внедрения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных  вложений и дотаций, государственных  закупок и воплощения народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п. при помощи налогов можно поощрять либо сдерживать определенные виды деятельности (повышая либо понижая налоги), направлять развитие тех либо других отраслей индустрии, воздействовать на экономическую  активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество средств в  обращении. Так предоставление налоговых  льгот отраслям индустрии либо отдельным  компаниям провоцирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, правительство контролирует движение цен на продукты и сервисы.

 

Предоставляя льготы, правительство  решает серьезные, порой стратегические задачки. К примеру, не облагая налогами, часть прибыли, идущую на внедрение  новой техники, оно поощряет технический  прогресс. А, не облагая налогами, часть  прибыли, идущей на благотворительную  деятельность, правительство завлекает  компании к решению социальных проблем. Таковым образом, тут ярко выражена стимулирующая направленность функции, которая реализуется через систему  льгот, исключений.

 

Стимулирование может  проявляться в изменении размера  налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки либо в полном освобождении от налогов. Налогами можно и ограничивать бизнес активность, а, следовательно, развитие тех либо других отраслей деятельности. Налогами можно сделать предпосылки  для понижения издержек производства, повысить конкурентоспособность компаний, проводить протекционистскую политику.

 

Еще одна направленность регулирующей функции - социальная функция - поддержание  общественного равновесия путём  конфигурации соотношения меж доходами отдельных социальных групп с  целью сглаживания неравенства  меж ними. Самыми социально несправедливыми  являются косвенные налоги, так как  они перекладываются через цены на потребляемые продукты в одинаковой степени на лиц с высокими и  низкими доходами. В целях смягчения  общественного неравенства государственные  органы предоставляют отдельным  группам населения налоговые  льготы. Особенное место занимает воспроизводственное назначение, которое  ориентировано на компенсацию и  возмещение потребляемых ресурсов. Такую  нагрузку несут в себе плата за воду, использование природными ресурсами, отчисления на создание материально-сырьевой базы, в дорожные фонды.

 

Контролирующая функция  дозволяет установить соотношение  меж налоговыми поступлениями и  потребностями страны в денежных ресурсах, найти направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося конфигурации в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции  предопределяется обеспечением налоговой  дисциплины - своевременным выполнением  собственных обязательств субъектами налогообложения. Денежные органы на всех уровнях управления анализируют  поступление налогов, тенденции  развития налогооблагаемой базы, предсказывают  объемы платежей в бюджет. Неотъемлемой частью такового анализа и прогнозирования  является корректировка законодательства, регулирующего взаимоотношения  хозяйствующих субъектов меж  собой. Своевременно внесенные предложения  способствуют устранению негативных явлений  в экономике и увеличению доходной части бюджета.

 

Предметом анализа в рамках налогооблагаемой базы является динамика размеров производимой продукции, индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, конфигурации количественного  и качественного состава компаний и др.

 

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в  бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность  для воплощения регулирующей функции  налогов. В то же время, достигнутое  в итоге экономического регулирования  ускорение развития и роста доходности производства, дозволяет государству  получить больше средств.

 

Налоги воздействуют на капитал  на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении фискальной функции  они оказывают влияние только при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и напротив, то система регулирования воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование  затрагивает и социальную, и экологическую  сферы.

 

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политике государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

 

2. Налоговая система РФ

 

2.1 Структура налогообложения  РФ

 

С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил  Закон « Об основах налоговой  системы в РФ » от 27.12.91 г. Он установил  перечень идущих в бюджетную систему  налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права  и обязанности, а также права  и обязанности налоговых органов.

 

В соответствии с законом  под налогом, сбором, пошлиной и другими  платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке, образуют налоговую систему.

 

Возглавляет налоговую систему  Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных  органов государственного управления России, подчиняется Президенту и  Правительству РФ и возглавляется  руководителем в ранге министра.

 

Главной задачей Государственной  налоговой службы РФ является контроль над соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных  налогов и других платежей, установленных  законодательством.

 

Под термином « налоговое  законодательство » понимаются только законы Российской Федерации, решения  органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции  и федеральных законов и в  пределах полномочий, предоставленных  этим органам Конституцией Российской Федерации. Согласно ст. 57 Конституции  РФ каждый обязан платить законно  установленные налоги. Конституционный  суд РФ в постановлении от 04.04.1996 г. указал, что “ установить налог  или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут  считаться « законно установленными ». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные  налоги. Конституция РФ исключает  установление налогов органами исполнительной власти ” (п. 4 Постановления).

 

Таким образом, понятие «  законно установленный » включает в себя и вид правового акта, на основании которого взимается  налог и сбор. Таким актом может  быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора  на основе указа, постановления, распоряжения и т.п.

 

Установить налог не значит дать ему название. Нельзя выполнить  обязанность по уплате налога, если не известны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок  его исполнения. Установить налог - значит установить и определить все  существенные элементы его конструкции (налогоплательщик, объект и предмет  налога, налоговый период и т.д.). Согласно ч. 1 ст. 11 Закона « Об основах  налоговой системы в Российской Федерации » в целях определения  обязанностей налогоплательщика законодательные  акты устанавливают и определяют налогоплательщика (субъекта налога), объект и источник налога, единицу  налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или  внебюджетный фонд, в который зачисляется  налоговый оклад.

Информация о работе Налоговая система и пути ее совершенствования в РФ